Домой Удаление Методы, формы и виды контроля на уроке. Внутришкольный контроль в современных условиях как инструмент управления качеством обучения учащихся

Методы, формы и виды контроля на уроке. Внутришкольный контроль в современных условиях как инструмент управления качеством обучения учащихся

Правильные люди на правильном месте важнее, чем правильная стратегия

Джек Уэлч

Знание состояния дел в школе обеспечивается за счет реализации функции контроля. Контроль позволяет выявить необходимость принятия управленческих решений в случаях, когда реальное положение дел не соответствует желаемому. В задачи контроля входит, также, формирование информационной базы для оценки работы персонала и побуждения исполнителей к продуктивной работе. Наконец, контроль позволяет выявить наиболее ценный опыт педагогической и управленческой деятельности.

Сущность, принципы и функции внутришкольного контроля

Каким бы высоким ни был ваш пост, вы отвечаете за то, что происходит на самом низу

Б. Г. Джеймс

В руководстве школой важно внутришкольный контроль.

Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Как функция управления контроль включает выявление степени соответствия процесса плановым показателям и естественному движению.

Важными элементами контроля является учет и анализ деятельности.

Учет деятельности позволяет получить полную информацию о состоянии дел в школе. Учет - это получение, обработка и систематизация сведений, выраженных, как правило, в количественной форме, о задачах, подлежащих выполнению, об имеющихся ресурсах, результаты выполнения планов и управленческих решений. Учет производится путем измерения, регистрации и группировки по определенным правилам данных, характеризующих объект управления.

Анализ деятельности заключается в комплексном изучении отчетной информации для объективной оценки деятельности. Анализ деятельности дает возможность:

Объективно оценить результаты работы школы за определенный период;

Выявить причины сложившегося положения дел в школе и динамики ее развития;

Выявить сложные взаимосвязи текущего состояния школы с различными факторами;

Получить количественную оценку эффективности деятельности школы;

Выявить проблемы в деятельности школы;

Найти приемлемые пути улучшения состояния дел.

Таким образом, анализ деятельности позволяет решить такую важную задачу, как определение степени живучести школы - способность противостоять внешним и внутренним дестабилизирующим воздействиям.

Управленческий (служебный) контроль - это одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полном объеме все другие функции. Контроль обеспечивает правильную оценку реальной ситуации и тем самым создает условия для внесения

корректив в запланированные показатели.

Внутришкольный контроль - это глубокое, всесторонне изучение и анализ учебно-воспитательного процесса общеобразовательном учебном заведении и координация на основе этого всех отношений в коллективе. Его цель - добиться оптимального соответствия деятельности школы государственным стандартам.

Основные принципы внутришкольного контроля:

Стратегическое направление. Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен иметь стратегический характер, то есть отражать общие приоритеты учебного заведения и поддерживать их.

Плановость и систематичность контроля означает создание в учебном заведении системы контроля, которая позволит управлять ходом педагогического процесса. Поэтому внутренне школьный контроль заблаговременно планируют. В плане контроля конкретно определяют объект контроля (кто и что будет проверяться), субъект (кто будет контролировать), технологию контроля (каким образом), сроки контроля и место, где будут подведены итоги. План контроля доводят до сведения всех участников учебно-воспитательного процесса.

Научность предусматривает основательные научные основы контролируемой деятельности, полноту выводов и рекомендаций, высокий уровень компетентности того, кто проверяет.

Объективность по оценке и доброжелательность в отношении к субъектам проверки. Этот принцип предусматривает проведение проверки деятельности учителя, классного руководителя, всего педагогического коллектива в соответствии с требованиями государственных стандартов и образовательных программ на основании произведенных и согласованных критериев.

Экономичность контроля означает, что все расходы на осуществление контроля не должны превышать достигнутых с его помощью результатов. Расходы на осуществление контроля должны приближать учебное заведение к намеченным целям. То есть если суммарные затраты на систему контроля преувеличивают созданные ею преимущества, то лучше не использовать эту систему контроля вообще или же ввести менее тщательный контроль.

Сочетание контроля с самоконтролем создает условия для самосовершенствования, самокоррекции, самообучения.

Гласность позволяет демократизировать процедуру контроля и снять излишнее напряжение из субъектов контроля. Гласность контроля обеспечивается тем, что результаты контроля, причины отклонений, приняты меры доводятся до всех участников рабочего процесса.

Ориентация на результат. Конечная цель контроля -

способствовать решению задач, стоящих перед школой.

Своевременность контроля заключается в установлении и обеспечении оптимального временного интервала между измерениями или оценками, которые осуществляются. Значение наиболее оптимального интервала контроля определяют с учетом временных рамок основного плана, скорости измерения, затрат на проведение измерения и распространение полученных результатов. Система эффективного контроля - это система, вовремя подает нужную информацию нужным лицам.

Непрерывность контроля состоит в том, контрольные мероприятия осуществляются постоянно, вне зависимости от сложности, важности и срочности выполняемых работ.

Точность контроля означает, что система контроля представляет достоверную информацию, реальные данные. Если система контроля генерирует недостоверную информацию, то возникают управленческие ошибки, потери сил и средств на решение проблем, которых не существует.

Обоснованность критериев контроля: стандарты системы контроля должны быть взвешенными и обоснованными, так как завышенные стандарты снижают мотивацию работников. Стандарты и нормативы должны подтягивать работников к высоким показателям деятельности, быть напряженными, но посильными.

Понятность контроля. Система контроля, которую трудно понять, может вызвать ошибки работников и даже игнорирование ими самого контроля.

Всесторонность контроля: контролируются все аспекты деятельности, даже, на первый взгляд, самые незначительные.

Гибкость контроля заключается в том, что формы, методы контроля должны максимально учитывать особенности и условия работы контролируемых сотрудников.

Простота контроля обеспечивает меньшие усилия и меньшие затраты на его осуществление. Как правило, наиболее эффективный контроль - это простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых он предназначен. Простые методы контроля требуют меньших затрат, они экономичны. Чрезмерная сложность ведет также к потере контроля над ситуацией. Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих ее.

Гуманизация контроля направлена на установление между субъектом и объектом контроля отношений взаимопонимания, взаимопомощи и сотрудничества. Это достигается:

Отказом во время контроля от навязывания учителю вариантов деятельности, от мелочной опеки и регламентации, предоставления ему права свободного выбора технологии обучения и воспитания;

Созданием при контроле стимулов к активной творческой деятельности путем совместного поиска оптимальных вариантов организации педагогического процесса;

Создание условий для постоянного самосовершенствования учителя, предоставление ему возможностей для экспериментальной, исследовательской работы;

Объективной оценкой деятельности педагога, выявлением динамики роста его личности, общим определением программ дальнейшего самосовершенствования.

Индивидуализация контроля означает обязательное учета своеобразия каждой личности (темперамента, уровня познавательных интересов, эмоционально-нравственной чувствительности, типа мышления и памяти, волевых качеств и т.д.) при выборе форм и методов контроля, определение характера методических рекомендаций. Игнорирование руководителем индивидуальных особенностей педагога или незнание их может привести отсутствие взаимопонимания, нарушение единства педагогических позиций и даже противодействие.

Дифференциация предполагает взаимозависимость контроля и результатов работы всего педагогического коллектива или отдельных его групп. В условиях демократизации управления учебным заведением реализация этого принципа должно способствовать переходу педагогов, которые достигают стабильно высоких результатов, к высшей форме внутришкольного контроля - самоконтроля, то есть к работе в режиме полного доверия с использованием только итогового контроля.

В функции внутришкольного контроля относятся:

1. Диагностическая функция: контроль диагностирует педагогический процесс по определенным критериям, обнаруживает как успехи, так и недостатки работы всех его участников.

2. Информационная функция: контроль является источником получения информации, необходимой для анализа результатов деятельности при соотнесения их с запланированными результатами, осуществления корректировки работы администрации, педагогического и ученического коллективов, определения дальнейшей тактики действий в соответствии с выбранной стратегией.

3. стимулирующие-мотивационная функция: контроль стимулирует учеников к улучшению результатов своей учебы, учителей - к совершенствованию форм и методов осуществления учебно-воспитательного процесса; контроль мотивирует общее стремление учителей и учеников к получению лучших показателей в учебе.

4. Коммуникативная функция: контроль является одной из коммуникативных звеньев во взаимоотношениях (учеников и учителей; учителей и директора школы; учеников, учителей и руководителя) систематизированный контроль обеспечивает непрерывный процесс взаимодействия всех участников педагогического процесса.

5. Интегративная функция: контроль объединяет усилия всех участников педагогического процесса при устранении недостатков работы с целью достижения общей цели.

Как итог обобщим понятие «контроль»: по сути - это получение обратной связи о ходе и результатах выполнения должностных обязанностей (учебно познавательной деятельности учащихся и учебно-воспитательной работы педагогов и т.д.); по форме - это самостоятельная управленческая функция, направленная на проверку состояния объекта (образовательного процесса, учебно-познавательной деятельности учащихся и т.д.) по назначению - это основа для принятия управленческих решений на основе анализа полученной информации.

В нашей школе принята следующая схема ВШК, состоящая из 6 разделов:

-направление , которое включает (контроль за выполнением всеобуча, контроль ЗУН учащихся, контроль за состоянием преподавания учебных предметов, контроль за школьной документацией, контроль за методической и воспитательной работой);

-объект контроля;

-цель контроля;

-вид контроля;

-ответственный;

-результат контроля .

По периодичности в нашей школе ВШК бывает:

эпизодический (в определённый месяц учебного года, четверти), например адаптация 1 класса в декабре, 10 класса в январе, 5 класса в октябре;

и периодический (ежедневный, еженедельный).

Во ВШК можно выделить такие формы контроля: -административный (инициатор и организатор –администрация);

-взаимоконтроль (инициатор-администрация, а организатор-педагог, рук-ль МО);

-самоконтроль (инициатор и организатор-педагог).

Эти формы подразделяются на:

-классно-обобщающий (в нашей школе эта форма традиционно применяется в 1, 5, 10 классах, в зависимости от возникающей проблемы в другом классе). Для проведения такого контроля разработана определённая система, которая изучает и поведение учащихся, их активность на уроках, взаимоотношения, проверяется уровень усвоения ЗУН, если это 1 класс-то уровень развития. Инспекторами являются администрация, кл.рук-ль, соц.педагог, и психолог, если он есть в школе.

-фронтальный контроль или предметный используем для изучения состояния преподавания какого-либо предмета по причине или очень низкого или высокого качества знаний, или преподавание нового предмета, как например в этом учебном году это МХК;.

Тематический контроль самый распространённый и имеет место с конкретной проблемой, например, формы и методы обучения самостоятельной деятельности учащихся.

-персональный контроль используем с целью оказания методической помощи, изучения Системы работы. Например, в прошлом учебном году- изучение системы работы учителя биологии по внедрению ИКТ в учебный процесс, в этом учебном году состояние преподавания ОБЖ, т.к. преподавание осуществляет молодой учитель.

Результативность ВШК зависит от правильно подобранных методов. В нашей школе популярны такие:

Наблюдение, анализ, беседа, изучение документации, анкетирование, устная или письменная проверка знаний, выявление уровня обученности.

В любой школе есть учителя, чья компетентность, добросовестность и самокритичность проверена практикой. Таких учителей, а также руководителей ШМО мы вовлекаем в проведение ВШК, например, по таким вопросам как знание учителями требований стандарта, программ (рук-ль ШМО), оценка работы Кл рук-лей по созданию «Портфолио», контроль школьной документации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация системы внутришкольного контроля в МБОУ СОШ №5

Сложные процессы, происходящие в современной школе, не могут протекать без анализа результатов, оценки и самооценки труда учителя, учащихся, родителей, руководителей ОУ как единого школьного сообщества. Каждый руководитель и его заместитель должны иметь чёткое представление о том, как развивается школа, как совершенствуется образовательный процесс. Иными словами, нужна информированность обо всех сферах жизни и деятельности, необходима постоянная обратная связь. Полную достоверную информацию можно получить только с помощью хорошо налаженного ВШК.

Однозначного толкования сущности и назначения ВШК ни в теории, ни в практике сегодня нет.

Ю.А. Конаржевский считает, что ВШК выполняет важнейшую управленческую функцию, которая непосредственно связана с функцией анализа и целеполагания.

П.И. Третьяков рассматривает ВШК как совместный вид деятельности руководителей школы с педагогическим коллективом и представителями общественных организаций по продвижению в развитии учебно-воспитательной работы школы на диагностической основе. В нашей школе ВШК мы рассматриваем как сознательную, целенаправленную деятельность администрации школы, направленную на получение обьективной информации о состоянии педагогического процесса в школе, установления соответствия и коррекцию.

ВШК осуществляется в определённой последовательности:

Обоснование проверки;

Постановка цели;

Разработка алгоритма предстоящей проверки;

Сбор и обработка информации по результатам проверки в справку;

Обсуждение итогов проверки;

Принятие соответствующего решения;

Проверка выполнения решения, если необходимо, то коррекция.

В нашей школе принята следующая схема ВШК, состоящая из 6 разделов:

Направление , которое включает (контроль за выполнением всеобуча, контроль ЗУН учащихся, контроль за состоянием преподавания учебных предметов, контроль за школьной документацией, контроль за методической и воспитательной работой);

- объект контроля;

Цель контроля;

Вид контроля;

Ответственный;

Результат контроля .

Например, апрель: направление-контроль ЗУН учащихся,

объект- тренировочные экз.работы в форме ЕГЭ для 11 класса и в новой форме для 9 класса,

цель-анализ результативности обученности учащихся,

Вид- предварительный,

Ответственный- зам.директора по УВР, рук-ль ШМО;

результативность-справка, совещание при директоре.

По периодичности в нашей школе ВШК бывает:

эпизодический (в определённый месяц учебного года, четверти), например адаптация 1 класса в декабре, 10 класса в январе, 5 класса в октябре;

и периодический (ежедневный, еженедельный) Например, посещаемость учащихся.

Во ВШК можно выделить такие формы контроля: - административный (инициатор и организатор –администрация);

Взаимоконтроль (инициатор-администрация, а организатор-педагог, рук-ль МО);

Самоконтроль (инициатор и организатор-педагог).

Эти формы подразделяются на:

- классно-обобщающий .в нашей школе эта форма традиционно применяется в 1, 5, 10 классах, в зависимости от возникающей проблемы в другом классе. Для проведения такого контроля разработана определённая система, которая изучает и поведение учащихся, их активность на уроках, взаимоотношения, проверяется уровень усвоения ЗУН, если это 1 класс-то уровень развития. Инспекторами являются администрация, кл.рук-ль, соц.педагог, и психолог, если он есть в школе.

Фронтальный контроль или предметный используем для изучения состояния преподавания какого-либо предмета по причине или очень низкого или высокого качества знаний, или преподавание нового предмета, как например в этом учебном году это МХК;.

Тематический контроль самый распространённый и имеет место с конкретной проблемой, например, формы и методы обучения самостоятельной деятельности учащихся.

- персональный контроль используем с целью оказания методической помощи, изучения Системы работы. Например, в прошлом учебном году- изучение системы работы учителя биологии по внедрению ИКТ в учебный процесс, в этом учебном году состояние преподавания ОБЖ, т.к. преподавание осуществляет молодой учитель.

Результативность ВШК зависит от правильно подобранных методов. В нашей школе популярны такие:

Наблюдение, анализ, беседа, изучение документации, анкетирование, устная или письменная проверка знаний, выявление уровня обученности.

В любой школе есть учителя, чья компетентность, добросовестность и самокритичность проверена практикой. Таких учителей, а также руководителей ШМО мы вовлекаем в проведение ВШК, например, по таким вопросам как знание учителями требований стандарта, программ (рук-ль ШМО), оценка работы Кл рук-лей по созданию «Портфолио», контроль школьной документации.

Я считаю, что надо не только спрашивать с учителя, но и доверять ему в вопросах диагностики и анализа. Участие во ВШК только администрации снижает его результативность.

Планирование ВШК- один из самых больших разделов годового плана и представляет собой систему мероприятий, направленных на достижение оптимального уровня функционирования и развития школы. Мы планируем ВШК, исходя из выявленных проблем. В этом большую помощь оказывает мониторинг, который я провожу.

Эффективность контроля зависит от рационального распределения времени, нацеленности на результат, подбора методов с учётом человеческого фактора, отношений между участниками образовательного процесса, развитием профессионализма учителей.

ВШК осуществляется только при полной гласности, информированности всех участников. Поэтому в учительской размещается план ВШК, но не на весь год, а на четверть, т.к нет места для размещения полностью на весь год. План находится в кабинете зам.директора и любой педагог может ознакомиться. В течении учебного года план постоянно корректируется, т.к. причины бывают разные. Мне при организации контроля хорошо помогает практическое пособие «Управление современной школой» авторы: В.И. Мигаль, Е.А. Мигаль.

Кроме этого есть очень много книг в любой школе, а также журнал «Завуч», №4-2004, №4, 6 -2003, «Практика административной работы». Можно воспользоваться и возможностями Интернета.

И в заключении я бы хотела посоветовать: при планировании ВШК устанавливать осмысленные, достижимые стандарты. Избегать чрезмерного контроля и вознаграждать за достижения.



I .Понятие и определение внутришкольного контроля.

Внутришкольный контроль обеспечит качественную работу школы, если будет ежегодно проводиться комплексная диагностика педколлектива с целью выявления проблем в работе педагогов, их образовательных потребностей.

Диагностика – основа качественного управления образовательным учреждением. Диагностика должна быть направлена на изучение и анализ положения дел в образовательном учреждении, установление (и предупреждение) тех или иных недостатков, выявление их причин, определение путей их скорейшей ликвидации.

Диагностика коллектива – важное условие, которое обеспечит руководство образовательного учреждения информацией, необходимой для организации личностно ориентированного контроля и вариативного гибкого методического сервиса в школе. Только при таком условии внутришкольный контроль выполнит свою диагностическую, стимулирующую и воспитывающую функции.

Руководителю образовательного учреждения очень важно учитывать и искоренять недостатки, которые сложились в управленческой деятельности:

·не всегда контроль нацеливается на конечный результат;

·не просматривается система;

·отсутствует достаточно продуманное планирование контроля;

·формализм, отрыв от других функций контроля;

·излишне регламентированное деятельность учителей;

·недостаточно изучается уровень знаний, умений и навыков учащихся;

·оценка делается без учета ее конечных результатов, что заслоняет главное – оптимальность и результативность деятельности;

·недостаточно владеют содержанием новых учебных программ;

·практически устраняется от оказания необходимой помощи в ликвидации недостатков;

·учитель воспринимается как объект контроля, а не как субъект совместной деятельности;

·монологический тип общения, необъективность в осуществлении контроля.

II .Условия эффективности внутришкольного контроля

Динамический процесс внутришкольного контроля требует определенных условий для его полноценного осуществления.

Первое условие – создание целостной системы информации. Эта информация должна включать два блока.

Первый блок – «социальный заказ» школе, то есть «должного» то, к чему должен стремиться школьный коллектив. Этот блок включает в себя наиболее важные задачи характерные для всех школ и определенные на федеральном уровне (см. «Федеральную программу развития образования в России»).

Второй блок – это информация об особенностях и состоянии работы конкретного педагогического коллектива, то есть о «существующем» (реальном) состоянии дел в школе, что невозможно без качественного педагогического анализа, на основе которого выстраивается присущая конкретной школе система учебно-воспитательной работы.

Второе условие – высокая компетентность, культура проверяющего. Руководитель должен иметь высокую научно-теоретическую и методическую подготовку, ориентироваться на новейшие психолого-педагогические достижения, ППО развития школ, должен быть убежденным, целеустремленным.

Третье условие – изучение деловых и профессиональных качеств учителей, своих заместителей, их стиля работы, уровня подготовки, недостатков и достоинств.

Четвертое условие предполагает способность руководителя не только вскрывать недостатки УВП, но и находить положительное, достижения в работе учителей и учащихся, выявлять и устанавливать причинно-следственные связи и их проявления.

Пятое условие – действенность контроля, оказание своевременной помощи тем, кто в ней нуждается, распространение передового опыта, лучших образцов работы с целью совершенствования всего учебно-воспитательного процесса.

Шестое условие – придание контролю общественного характера, привлечение к проверкам руководителей МО, учителей, учащихся, родителей; изучение общественного мнения о школе.

Седьмое условие – продуманная система морально-материального стимулирования, создание благоприятного психологического микроклимата в коллективе, формирование и развитие нравственной зрелости коллектива, обобщающим показателем чего является уровень реализации педагогическим коллективом производственных и воспитательных функций.

Восьмое условие – обеспечение научной организации труда в педколлективе и создание должных социально-психологических условий: настроения, традиций, ценностных ориентаций и т.д., способствующих развитию благоприятных межличностных отношений в коллективе, так необходимых при организации само- и взаимоконтроля.

III .Этапы и требования к внутришкольному контролю

Внутришкольный контроль необходимо осуществлять в несколько этапов.

Мобилизационный этап – четкое определение цели и объектов контроля (педагогический коллектив своевременно знакомится с задачами контроля, способами его осуществления и своими обязанностями: что требуется для достижения цели, какими параметрами важно руководствоваться в процессе его выполнения).

Экспериментальный этап – включение учителей в различные виды творческой работы по заданной программе (например, учителя разрабатывают систему заданий по формированию умственной самостоятельности учащихся).

Итоговый уточняющий этап – анализ предварительно полученной информации, коррекции педагогической деятельности (учителя уточняют степень сформированности конкретных умений учащихся, опираясь на научно обоснованные критерии, переосмысливают систему собственной деятельности).

Экстраполяционный этап (с учетом полученной информации) – включение дополнительной информации в экспериментальную программу, нацеленность педагогов на ее осмысление; обеспечение взаимосвязи руководства, взаимоконтроля в процессе прогнозирования поиска (учителя осмысливают новые приемы воздействия на учащихся с целью более успешного их обучения и воспитания в означенной области, ориентируются на «скачок вперед»).

Такой подход к организации и осуществлению внутришкольного контроля правомерно рассматривать как динамический процесс, в котором творчески работающий учитель включается в постоянный поиск наиболее эффективных средств воздействия на учащихся. Важно и то, что итоговый уточняющий этап в системе контроля помогает осуществлять постоянную коррекцию деятельности учителей, а экстраполяционный этап нацеливает их на постоянный творческий поиск. То и другое вместе помогает выявить сложившиеся стандарты и стереотипы во взаимодействии педагогов с учащимися (как негативные, так и оправданные), наметить пути дальнейшей оптимизации управления (через контроль над процессом воспитывающего обучения школьников).

Тенденции политического, экономического и культурного развития общества требуют реализации новых подходов к изучению состояния преподавания, качества знаний, умений, навыков и уровня развития учащихся.

В условиях демократизации школьной жизни администрация школы не только не освобождается от контроля за учебно-воспитательным процессом, но становится как бы главным государственным инспектором за деятельностью педагогического коллектива.

Практика свидетельствует, что контроль и анализ несут в себе элементы демократичности при выполнении следующих условий:

1.Высокая компетентность школьного руководства, достаточный уровень его мировоззренческой, научно-теоретической подготовки, творческая работа руководителя школы как учителя-предметника, основательное знание педагогики, дидактики, частных методик, возрастной и педагогической психологии, психологии учителя, теории и методики воспитания, способность верно оценивать работу педагогов.

2.Общественный характер контроля: привлечение к проверкам лучших учителей школы, членов профсоюзных комитетов, руководителей методических объединений и творческих групп.

3.Гласность и объективность контроля – непременные условия для обеспечения информацией педагогического коллектива и контролируемых лиц; одновременно гласность становится обязательным условием регулирования и коррекции учебно-воспитательного процесса.

4.Наличие органической взаимосвязи контроля с глубоким и всесторонним анализом проверяемых объектов, педагогических явлений, деятельности учителей и учащихся, конечной целью которого является принятие педагогических и управленческих решений, а также прогнозирование дальнейшего развития изучаемого процесса или отдельных сторон этого процесса.

Совершенствуя внутришкольный контроль, необходимо иметь в виду:

  • Нацеленность контроля на качество конечных результатов и рациональность путей их достижения;
  • Повышение самостоятельности всех звеньев работы школы через их автономизацию (передача полномочий кафедрам, методическим объединениям и т.д.) и повышение ответственности каждого за качество конечных результатов; стимулирование перехода автономных структур, а также отдельных учителей за самоконтроль и самооценку в сочетании с отслеживанием конечных результатов руководителями школы;
  • Создание в каждой школе системы внутришкольного контроля, предусматривающей охват контролем всех компонентов, обеспечивающих стабилизацию, перевод школы в режим развития или ее функционирования в этом режиме;
  • Разработка и постоянное накопление научно обоснованных программ сбора информации, где бы четко были сформулированы цель проверки, теоретические подходы, параметры оценки, программа наблюдения и методика обработки результатов.
IV .Структура и методы внутришкольного контроля

Под структурой внутришкольного контроля понимают устойчивую связь всех его элементов, в которой определен порядок и способ взаимодействия руководителя системы и педагогов (цель, метод, вид, форма)

Цель, метод, вид и форма контроля тесно связаны между собой. Существует несколько видов контроля.

Ориентировочный контроль заключается в уточнении уровня деятельности учителей (общее знакомство с системой взаимодействия педагога с учащимися).

Предупредительный контроль – это проверка возможностей педагога (учитель заранее осведомлен о целях контроля, что повышает его ответственность).

Предварительный контроль , который осуществляется до фактического начала работы. Объектом контроля являются материальные и финансовые ресурсы, а также готовность исполнителей. Предварительный контроль имеет опережающий, прогностический характер, его смысл состоит в предупреждении возможных сбоев еще до начала процесса и обеспечении условий для успешного выполнения намеченных планов. Например, в августе проводится проверка готовности к началу учебного года: проверяется календарно-тематическое планирование, оборудование кабинетов, документация. Предварительный контроль полезен для предупреждения ошибок в работе учителей при переходе к изучению особо сложных для усвоения тем.

Персональный контроль – это комплексный контроль работы одного учителя в разных классах. Он проводится в плановом порядке, с тем чтобы оценить качество выполнения учителями своих обязанностей, выявить достижения, способствовать устранению ошибок, оказывать побуждающее влияние. Этот вид контроля очень важен в период аттестации педагогов.

Текущий контроль проводится в ходе выполнения работ. Объектом контроля являются промежуточные результаты деятельности исполнителей, их отношение к работе, сложившиеся межличностные отношения в совместно работающих группах. Текущий контроль проводится спустя определенное время после начала работ, когда можно подвести определенные итоги сделанного. Смысл текущего контроля состоит в выявлении возможных отклонений промежуточных результатов от запланированных.

Тематический контроль – это изучение системы работы учителя по определенному вопросу (осуществление обратной связи на уроке; предупреждение аритмии, обучение школьников постановку вопросов к изучаемой информации, к ответу товарищей). Тематический контроль имеет тематически-обобщающую, классно-обобщающую, предметно-обобщающую и персональную формы.

Тематически-обобщающий контроль предназначен для углубленного изучения одного или нескольких аспектов педагогического процесса в разных классах и по разным предметам. Например, может изучаться вопрос формирования общеучебных умений и навыков учащихся, развития познавательных интересов школьников и др.

Фронтальный контроль по форме проведения является комплексно-обобщающим. Он предполагает глубокую всестороннюю проверку деятельности учителя, всего или части педагогического коллектива (например, методического объединения) по целому ряду аспектов. Например, может быть проверена деятельность учителей начальной школы по вопросам развития учащихся на уроках и во внеурочной воспитательной деятельности, соблюдения санитарно-гигиенических требований к режиму занятий. Может быть фронтально проверена работа предметного методического объединения по целому кругу вопросов, входящих в его компетенцию: совершенствованию преподавания, обучению кадров, распространению их опыта и др. Данный вид контроля требует значительных затрат времени и усилий проверяющих, тщательной предварительной подготовки, поэтому используется редко.

Оперативный контроль – посещение урока, воспитательного мероприятия в связи с создавшейся ситуацией (просьба учителя, настораживающее поведение школьников, низкий уровень качества ЗУН и т.д.).

Классно-обобщающий контроль предполагает изучение состояния учебно-воспитательного процесса в одном классе по конкретному аспекту. В ходе классно-обобщающего контроля может, например, проверяться подготовка учащихся выпускного класса к экзаменам. Он позволяет установить степень слаженности работы группы педагогов с одним классным коллективом. Особое значение это может иметь, например, при переходе учащихся из начальной школы в среднюю и из средней - в старшую.

Предметно-обобщающий контроль предполагает проверку качества преподавания определенного предмета в разных классах и разными учителями. Эту форму контроля наиболее целесообразно использовать в случаях, когда наблюдаются отклонения от запланированных результатов в успеваемости по определенному предмету.

Заключительный контроль проводится после того, как работа выполнена: например в конце года. Объектом заключительного контроля являются результаты сделанного, которые сравниваются с требуемыми. Смысл этого контроля в том, чтобы выявить степень достижения целей, собрать информацию для планирования, если подобные работы будут проводиться в будущем. Он дает возможность лучше оценить, насколько реалистичными были первоначальные планы, и предотвратить в будущем возможные ошибки. Выделяются два вида контроля учебно-воспитательного процесса: тематический и фронтальный, каждый из которых осуществляется в своих формах.

В свою очередь, любой из акцентированных видов контроля может быть активным (проведение контрольных работ или устный опрос учащихся по заранее составленным программам) и опосредованным (качество работы учителя изучается путем анализа ученических работ и документации). Активный и опосредованный виды контроля в школе осуществляются в единстве.

Каждый вид контроля в процессе его реализации обретает определенную форму. Здесь имеет место и персональная форма контроля, когда в течение длительного времени посещаются уроки одного учителя с целью изучения его структуры деятельности и перевода в более творческое состояние, и персонально-фронтальная форма контроля, при которой деятельность учителя подвергается всестороннему анализу, но с обязательным утверждением его возможностей, и сравнительно-персональная форма контроля, предусматривающая длительное посещение уроков двух учителей родственных предметов, но с непременным обогащением приемов воздействия того и другого. В процессе сравнительного анализа результатов деятельности нескольких учителей возможно создание ситуации критической самооценки (СКС). Однако при этом нет места противопоставлению учителей, работа которых подвергается анализу. Это хорошо должны понимать руководители школы, чтобы не возникало конфликтных ситуаций, которые возможны в результате сравнений, а, наоборот, обеспечивалась взаимопричастность педагогов на пути достижения единой цели – эффективного обучения и воспитания школьников. В школе целесообразно осуществлять и такие виды контроля, как персонально-тематический , когда посещаются все уроки учителя в параллельных классах; тематически-обобщающий , когда посещаются кроки всех учителей работающих в параллельных классах; комплексно-обобщающий , когда проверяются все виды работы учителя с учащимися.

Как правило, директор школы передает основной объем функций контроля своим заместителям, оставляя в большинстве случаев за собой контроль работы административно-управленческого персонала, выполнения Закона РФ «Об образовании», состояния санитарно-гигиенических условий, соблюдения правил охраны труда и техники безопасности, сохранности материально-технической базы и зданий школы, ведения документации строгой отчетности (трудовых книжек педагогов, журналов и личных дел учащихся, финансовой документации и т.д.).

В ведении заместителей директора школы находятся определенные процессы функционировании и их непосредственные исполнители, а также органы управления этими процессами. Они контролируют выполнение учебных программ, соблюдение режима учебных занятий, посещаемость учащихся, работу классных руководителей, а также ведение школьной документации (классных журналов, планов работы учителей и др.), работу методических объединений, проблемных групп, школьной библиотеки и т.д., состояние воспитательного процесса, качество работы обслуживающего персонала, состояние и сохранность материально-технической базы школы.

Конкретное распределение функций контроля между директором и его заместителями может существенно варьироваться в различных школах.

Административный контроль оказывает сильное влияние на работу сотрудников, проводится по четкому плану и регулярно. Однако он может быть недостаточно компетентным, так как в подчинении одного руководителя обычно находятся учителя, преподающие разные предметы и ведущие разнообразную учебно-воспитательную деятельность.

Коллективный контроль , осуществляемый учительским коллективом, имеет не столь жесткие формы, как административный, - это контроль равных по положению, и поэтому он осуществляется в формах профессиональных дискуссий, творческих отчетов о работе. Деятельность учителей может быть проанализирована и оценена самими педагогами в процессе работы коллегиальных органов управления. Коллеги могут оценить эффективность внедрения новых методов преподавания, проверить исполнение индивидуального плана развития учителя и его участие в реализации коллективно принятых решений. Его цель – оказание необходимой помощи в виде совета, рекомендаций, экспертного заключения компетентных специалистов и одновременно коллег, решающих с педагогом общие задачи. Коллективный контроль приносит наибольшую пользу, когда необходима широкая экспертная оценка работы педагога, например, при аттестации кадров.

Взаимоконтроль . Педагоги и руководители школы могут выполнять функцию контроля по отношению друг к другу. В этом случае говорят о взаимоконтроле. Взаимный контроль оказывается наиболее эффективным при передаче опыта и повышении квалификации. Передавая свой опыт, каждый из учителей изучает, как идет его освоение коллегами. Взаимоконтроль может быть между специалистами равной квалификации, а также между руководителями, имеющими в коллективе одинаковый статус, например, между руководителями методических объединений.

Самоконтроль проводится путем самостоятельного сопоставления учителем достигнутых результатов с требуемыми стандартами и нормами деятельности.

Общественный контроль – это контроль по изучению общественного мнения о школе, оценка образовательного учреждения родителями и общественностью (жители микрорайона, сельского схода, общественными организациями, социологическими измерениями и т.д.).

Ученический контроль – это изучение мнения выпускников о школе, выявление их уровня удовлетворенности полученным образованием.

Используемые в школе методы контроля делятся на две группы – методы контроля результатов деятельности и методы контроля состояния процессов.

Методы контроля результатов деятельности . Разнообразие применяемых методов оценки результатов обусловлено многочисленностью процессов в школе, каждый из которых имеет свои результаты и методы их измерения. Возможности каждого конкретного метода ограничены. В большинстве случаев для получения объективной информации используется несколько дополняющих друг друга методов оценки результатов.

Результаты многих процессов и, прежде всего образовательного сложно выявить и измерить.

Наиболее отработана методика контроля формальных результатов учебной деятельности: полнота, прочности, обобщенности, системности и других качеств знаний и умений школьников. Для оценки этих результатов используются специальные задания, в том числе и тестовые. Значительно сложнее обстоит дело с оценкой результатов развития учащихся. Здесь методическая база отработана еще слабо. Для оценки уровня интеллектуального развития используют школьный тест умственного развития (ШТУР). Используют также экспертные оценки по показателям сформированности мотива обучения, уровню развития самостоятельности, способности применять имеющиеся знания на практике, действовать в нестандартной ситуации и др.

Методы контроля состояния процессов . Основными методами контроля состояния процессов являются методы наблюдения и анализа процесса, психологического тестирования, методы социологических исследований (анкетирование, беседы, интервьюирование и др.), хронометрирование, изучение школьной документации.

Контроль состояния процессов позволяет прогнозировать будущие результаты либо выявить причины недостатков уже полученных результатов. Например, если выявлены пробелы в знаниях учащихся, то требуется установить причины этого. Здесь может быть использована и беседа с учителем, и проверка документации, тетрадей учащихся, классного журнала, и наблюдение за работой учителя на уроке.

В школах широко практикуется использование включенного наблюдения учебно-воспитательного процесса и одновременно его анализ. Особенности включенного наблюдения состоят в том, что проверяющий не вмешивается в ход процесса до его окончания и ставит задачи его коррекции перед самим педагогом.

Полный анализ урока или воспитательного мероприятия сделать практически невозможно. Обычно наблюдение и анализ осуществляются по главным результатам, фиксируемым педагогом в качестве основной цели. В качестве требуемых результатов выступают программные требования, цели, поставленные педагогическим коллективом школы, а также цели устранения недостатков, выявленных в ходе предыдущего контроля.

Однако метод наблюдения не универсален, далеко не все можно пронаблюдать, то есть увидеть и услышать. В связи с этим он часто используется в сочетании с другими методами: устной и письменной проверкой знаний, социологическим опросом, изучением документации и хронометрированием наблюдаемого процесса.

В контроле за состоянием процессов часто используется метод изучения документации и прежде всего планов. Это могут быть планы работы школы, ее структурных подразделений, органов управления школой (коллегиальных субъектов управленческой деятельности и должностных лиц), учебные планы, программы, календарно-тематические планы и поурочные планы и т.п. Ход образовательного процесса отражается также в классных журналах, тетрадях и дневниках учащихся, отчетах учителей, графиках контрольных и лабораторных работ, книге движения и личных делах учащихся, протоколах и решениях органов управления школой, в тетради замены заболевших учителей и другой школьной документации.

Для фиксирования хода других процессов также используются специальные документы: планы самообразования учителей, тетради заявок и учета работы персонала по обслуживанию здания, документация по питанию, библиотечному обслуживанию школьников, медицинские карты детей, содержащие информацию о состоянии их здоровья и результатах профилактики заболеваемости (прививках, диспансеризации) и т.д.

V . Педагогический аспект контроля.

Диспропорции между постановкой цели (задачи), принятием решения по достижению цели и его выполнением ведет к опасности инфляции целей, задач и решений. Выход из этого возможного состояния заключается в осуществлении контроля за мерой исполнения решений и проверке соответствия решений поставленным целям.

Контроль:

является средством получения достоверной информации;

направлен на своевременное вскрытие и устранение причин недостатков в процессе создания духовных благ;

вскрывает недостатки в принятии решений, планировании, регулировании, организации.

Поэтому факт контроля воспитывает работников школы в духе честности, инициативы, оперативности, творчества, ответственности, бережливости, дисциплинированности и активности.

Требования к контролерам всех рангов:

  1. лучше меньше, да лучше;
  2. авторитетность;
  3. честность и правдивость;
  4. четкость, аккуратность, достоверность;
  5. образованность;
  6. выдержка и самообладание, трезвость суждений и неторопливость в выводах;
  7. знание всех основ законодательства, экономики, делопроизводства;
  8. способность к общению с людьми.
VI .Реализация различных форм контроля.

Любая форма контроля осуществляется в следующей последовательности:

  1. Обоснование проверки.
  2. Формулирование цели.
  3. Разработка алгоритма, структурной схемы предстоящей проверки.
  4. Сбор и обработка информации о состоянии проверяемого объекта по разработанной схеме.
  5. Оформление основных выводов по результатам проверки:
- раскрываются основные причины успехов (недостатков);

Принимаются управленческие решения: перестановка кадров, обобщение опыта и т.д.;

Определяются сроки следующего контроля (при необходимости).

6. Обсуждение итогов проверки на соответствующем уровне (педсовете, заседании кафедры, методическом совете, профкоме, малом педсовете, собрании учащихся, родителей и т.д.).

Рассмотрим примеры реализации различных форм контроля.

Классно-обобщающий контроль.

  1. Обоснование контроля.
Наиболее существенной причиной для постановки класса под контроль служит качество знаний учащихся, так как на него влияют качество работы с классом учителей, классного руководителя, родителей, а также психологическая атмосфера в коллективе класса.

В анализе работы школы за предыдущий учебный год обязательно присутствует следующая информация: все классы делятся на три группы по уровню качества знаний учащихся. Общим знаменателем для такого деления служит среднее качество знаний учащихся в целом по школе или по ступеням обучения.

Классы с самым низким качеством знаний обязательно ставятся под классно-обобщающий контроль. Классы с самым высоким качеством знаний также могут быть поставлены на классно-обобщающий контроль, но его цели будут другими.

Выяснение причин низкой успеваемости в классе и последующее их устранение (или: обобщение опыта работы в классе преподавателей, классного руководителя, родителей).
  1. Предварительный сбор информации.
а) о состоянии учебы в предыдущем учебном году (таблицу составляет классный руководитель).

б) предметы, по которым учащиеся имели по одной- две «тройке» или имели «двойку» (таблицу составляет классный руководитель).

в) состояние посещаемости учащимися уроков (таблицу составляет классный руководитель).

г) состояние дисциплины учащихся на уроках по результатам малого педсовета и анкетирования учащихся (таблицу составляет проверяющий).

4. Схема контроля.

5.Выводы по результатам предварительного контроля:

а)причины низкой успеваемости в классе следующие;

б) управленческие решения по итогам проверки. (Приложение 7)

6. Обсуждение итогов предварительного контроля:

На малом педсовете;

На ученическом собрании;

На родительском собрании;

В индивидуальной беседе с классным руководителем, учащимися, родителями (если это необходимо).

Фронтальный контроль.

1. Обоснование контроля.

Причинами контроля могут быть:

Низкое качество знаний учащихся в целом по школе по определенному предмету (по анализу предыдущего учебного года);

Апробирование нововведенного предмета;

Плановое обобщение состояния преподавания какого-либо предмета и т.д.

2. Формулирование цели контроля.

Фронтальная проверка преподавания нововведенного предмета «Уроки на смекалку» в 1-7-х классах.

3.Схема предстоящей проверки.

4.Общие выводы по результатам контроля:

Степень соответствия состояния преподавания предмета целевым установкам;

Общие методические требования к преподаванию предмета;

Необходимые корректировки в программах предмета;

Аргументы в пользу преподавания одним учителем по школе или всеми учителями математики;

Подготовка программы курса к рецензированию научными работниками (методистами, психологами).

5. управленческие решения по итогам проверки.

6. Обсуждение результатов проверки:

На заседании научно-методического консультационного центра;

На заседании методического совета;

На заседании кафедры математики;

На родительских собраниях.

Тематический контроль.

  1. обоснование контроля.
Обязательный тематический контроль имеет место в связи с:

а) работой школы над выделенной на год (или несколько лет) методической проблемой;

б) необходимым текущим контролем (состояния школьной документации, охраны труда, санитарно-гигиенического состояния помещений и др.).

тематический контроль может быть запланирован, например, в связи с выявленным неумением многих учащихся пользоваться правилами пунктуации и т.д.

  1. формулирование цели контроля.
Школа начинает работать над проблемой «Учет возрастной психологии детей 5-7-х классов в методике обучения и воспитания». Для этого надо определить степень готовности коллектива к решению проблемы, т.е. уровень теоретической подготовленности педагогов и родителей, объем уже имеющегося педагогического опыта учителей по данной проблеме.

Для того, чтобы собрать такую информацию, необходим предварительный тематический контроль.

3.Схема предстоящего контроля.

4. Возможные выводы по результатам предварительного контроля.

Определение:

- программы работы психолога по формированию убежденности у учителей и родителей в необходимости решения данной проблемы;

-программы теоретического обучения учителей и родителей по данной проблеме;

-сроков и структуры последующего контроля.

5. Обсуждение результатов контроля на педагогическом совете и родительских собраниях.

Персональный контроль.

Прежде чем вносить в план эту форму контроля, надо использовать такие способы управления, как дифференциация и индивидуализация.

Обзорный контроль.

Такой контроль необходимо осуществлять каждый год, поскольку он дает информацию о важных вопросах системы работы школы: о состоянии на конец учебного года учебных кабинетов, учебно-технического оборудования, обеспеченности учащихся учебной литературой и т.д.

VII .Нововведения во внутришкольном контроле.

В настоящее время наблюдается стремление школ дополнить перечень традиционных контрольных действий новыми, позволяющими охватить новые функциональные области жизнедеятельности школы.

Новыми видами контрольных действий, реализующих содержание контроля, являются:

а)для контроля за образовательной подсистемой :

*Разработка стандартов контроля: модели выпускника школы, моделей результатов образовательных процессов, моделей социального заказа, планов функционирования и развития школы и др.

*Диагностика состояния образовательной подсистемы школы;

*Оценка состояния этой подсистемы с точки зрения соответствия стандартам контроля; анализ причин выявленных рассогласований и поиск путей их преодоления;

*Принятие решения о направлениях коррекции образовательной подсистемы школы или о необходимости уточнения стандартов контроля;

*Организация исполнения решения (коррекционной работы);

б) для контроля за работой с кадрами :

*Разработка стандартов контроля: требования к уровню профессиональной квалификации, личностным качествам, состоянию здоровья работников школы;

*Аттестация работников школы;

*Диагностика состояния здоровья работников школы;

*Оценка степени соответствия уровня профессиональной подготовленности, личностных качеств, состояния здоровья учителей разработанным стандартам контроля;

*Принятие решений о направлениях работы: методической, психологической, медицинской и других служб, корректирующих состояние работы с кадрами.

*Проверка ее исполнения;

в) для контроля за работой с контингентом учащихся:

*Разработка стандартов контроля: требований к контингенту учащихся, с которым работает школа на каждой ступени образования,- уровню образовательной подготовленности, психофизиологическим особенностям, способностям и склонностям; требований к учащимся, желающим осваивать избранное ими содержание образования на том или ином уровне сложности, и др.

*Диагностика учебных возможностей учащихся;

*Аттестация учащихся;

*Диагностика и выявление детей, нуждающихся в социально-педагогической поддержке;

*Принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние работы с контингентом учащихся;

*Организация коррекционной работы;

*Проверка ее результативности;

г) для контроля за финансово-хозяйственной и экономической деятельностью в школе;

*Осуществление расчетов потребности всех протекающих в школе процессов в ресурсах и отражение этой потребности в бюджете школы;

*Осуществление расчетов стоимости инновационных процессов, учитываемых в договорах с внешним по отношению к школе фондами развития образования;

д) для контроля за материально-технической деятельностью, ремонтом школьного оборудования;

*Оценка степени соответствия школьных помещений и дидактических средств выработанным стандартам контроля;

*Разработка стандартов контроля: графиков занятости помещений школы; требований к оборудованию и учебным помещениям школы с учетом особенностей образовательного процесса;

*Принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние материально-хозяйственной деятельности в школе;

VIII .Технология современного планирования.

Технология современного планирования внутришкольного контроля в условиях демократизации и гуманизации жизни школы развивается и совершенствуется. Объектов контроля может быть великое множество, классифицировать их можно по различным принципам: по характеру исполнения, по обхвату объектов контроля, по методам их логической последовательности, по периодичности и т.д.

Формы внутришкольного контроля могут быть следующими:

Ø по признаку исполнения (коллективная форма, взаимоконтроль, самоконтроль, административный регулярный и внеплановый контроль);

Ø по характеру объектов контроля;

Ø по используемым методам: наблюдение, проверка документации, тестирование, оперативный анализ (оценка деятельности школы выпускниками прошлых лет, преподавателями вузов и т.д.);

Ø по признаку логической последовательности: текущий, предварительный, промежуточный, итоговый;

Ø по периодичности проведения: эпизодический (в определенный месяц учебного года, четверти), периодический (ежедневный, еженедельный и т.д.) (Приложение14)

Планирование внутришкольного контроля необходимо рассматривать как процесс моделирования объектно-субъектных отношений в управлении школой, так как современные подходы к перестройке и обновлению функции контроля предполагают участие в этом процессе всего педагогического коллектива. Именно каждый педагог, определенные педагогические профессиональные объединения, коллектив в целом должны представить к итоговому педсовету свое видение состояния учебно-воспитательного процесса, всей жизнедеятельности образовательного учреждения, выделив проблемы, противоречия, приоритеты и ценности своей деятельности и работы школы. Целесообразно создать условия для творческого осмысления каждым членом педколлектива состояния школы на сегодняшний и «завтрашний» лень, воспользовавшись следующей таблицей.

IX .Примерные планы – задания для осуществления инспекционно-контрольной деятельности.

1.План задание для проведения личностно профессионального контроля.

Тема: организация факультативных занятий в школе.

Цель: получить объективную информацию об эффективности организации факультативных занятий в общеобразовательном учреждении.

Задачи:

§ проанализировать ведение документации руководителями факультативов;

§ оценить результаты проведения факультативных занятий;

§ выявить степень удовлетворенности учащихся организацией факультативных занятий.

Основание проведения контроля: план работы общеобразовательного учреждения.

Способы сбора информации:

1. Документальный контроль.

2. Посещение и анализ факультативных занятий.

3. Опрос учащихся.

4. Проведение срезов знаний, умений и навыков.

Форма проведения: инспекционный контроль.

Методы проведения:

§ Документальный контроль;

Внутришкольный контроль является одной из важнейших управленческих функций, которая непосредственно связана с функциями анализа и целеполагания: по мнению Ю. А. Конаржевского данные без анализа мертвы, а при отсутствии цели нечего контролировать.

«Современное представление о внутришкольном контроле базируется на диагностическом подходе, то есть на таком подходе, при котором осуществляется выявление состояния системы или процесса в его целостном виде путем изучения частей, элементов, сторон и всей системы в целом» .

Поскольку современная общеобразовательная школа – это сложное, высокоорганизованное учреждение, то для решения поставленных задач контроль должен быть:

§ Многоцелевой – то есть, направлен на проверку различных вопросов (учебно-воспитательная, методическая, экспериментальная и инновационная деятельность, совершенствование учебно-материальной базы школы, выполнение санитарно-гигиенических требований, соблюдение техники безопасности и др.);

§ Многосторонний – означает применение различных форм и методов контроля к одному и тому же объекту (фронтальный, тематический, персональный контроль деятельности учителя и т. д.);

§ Многоступенчатый – контроль одного и того же объекта различными уровнями органов управления (работу учителя в ходе образовательного процесса контролируют директор, заместители директора, председатели методических объединений, представители Управления образования округа и т. д.).

Сущность и назначение внутришкольного контроля состоят в следующем:

§ оказание методической помощи педагогам в целях совершенствования и развития профессионального мастерства;

§ взаимодействие администрации и педагогического коллектива, ориентированное на повышение эффективности педагогического процесса;

§ система взаимоотношений, целей, принципов, мер, средств и форм в их взаимосвязи;

§ вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия функционирования и развития системы учебно-воспитательной работы на диагностической основе общегосударственным требованиям.

Структура внутришкольного контроля образовательным процессом в школе состоит из следующих элементов:

1) Общие требования к организации контроля в современном образовательном учреждении:

§ плановость – перспективное, текущее и оперативное планирование контроля;

§ многосторонность – создание системы проведения контроля, обеспечивающей его регулярность, оптимальность, всесторонность;

§ дифференцированность – учет индивидуальных особенностей педагогов в процессе осуществления контроля;

§ интенсивность – контрольная деятельность должна планироваться по учебным периодам и учебным неделям с одинаковой степенью регулярности ее проведения с целью предупреждения перегрузки руководителей и сотрудников образовательного учреждения;

§ организованность – процедура проведения контроля должна быть четко определена, доведена до сведения проверяемых и должна быть строго соблюдена в соответствии с соблюдением требований законодательства;

§ объективность – проверка деятельности педагогов на основе государственных стандартов, образовательных программ, а также программ контроля с указанием разработанных показателей и критериев, должна учитывать особенности условий, в которых трудится проверяемый, а также особенности его личности;

§ результативность – наличие позитивных изменений в деятельности педагога, устранение выявленных в ходе контроля недостатков;

§ компетентность проверяющего – знание им предмета и методики контроля, умение увидеть в ходе контроля достоинства и недостатки в работе, прогнозировать развитие результатов контроля, проанализировать с проверяемым результаты контроля таким образом, чтобы вызвать у него стремление к улучшению деятельности и скорейшему устранению недостатков.

2) Принципы эффективности внутришкольного контроля:

§ принцип стратегической направленности контроля;

§ принцип соответствия делу (адекватность методов контроля его объекту и ситуации);

§ принцип контроля по критическим точкам;

§ принцип существенных отклонений;

§ принцип действия (ориентация контроля на конструктивное изменение ситуации);

§ принцип своевременности, простоты и экономичности контроля.

3) Цели контроля:

§ компетентная проверка выполнения решений руководящих органов в области образования и нормативных документов;

§ сбор и обработка информации о состоянии учебно-воспитательного процесса;

§ обеспечение обратной связи в реализации всех управленческих решений;

§ умелое, корректное и оперативное исправление недочетов в деятельности исполнителей;

§ совершенствование управленческой деятельности руководителей образовательного учреждения на основе развития их аналитических умений и навыков;

§ выявление и обобщение передового педагогического опыта.

4) Задачи контроля:

§ создать благоприятные условия развития образовательного учреждения;

§ обеспечить взаимодействие управляющей и управляемой систем;

§ создать информационный банк данных о работе каждого педагога, состояния учебно-воспитательного процесса, уровня воспитанности, развития учащихся;

§ побуждать к устранению существующих недостатков и использованию новых возможностей;

§ мотивировать педагогов на улучшение результатов труда.

5) Функции внутришкольного контроля:

§ осуществление обратной связи , так как без объективной и полной информации, которая непрерывно поступает к руководителю и показывает, как происходит выполнение поставленных задач, руководитель не может управлять, принимать обоснованные решения;

§ диагностическая , под которой понимается аналитический срез и оценка состояния изучаемого объекта на основе сравнения этого состояния с заранее избранными параметрами повышения качества и эффективности контроля;

§ стимулирующая, которая предполагает превращение контроля в инструмент развития творческих начал в деятельности учителя.

6) Основные компоненты контроля:

§ первым компонентом контроля являются люди, выступающие в качестве его объектов и субъектов;

§ условия, определяющие объем, широту и направленность контроля (к условиям, влияющим на процесс контроля, следует отнести ресурсы материальные, временные, кадровые);

§ определение целей контроля, критериев, показателей и норм оценки контролируемых параметров;

§ выбор методов контроля на основе заявленных принципов;

§ выявление и констатация информации о существующем положении дел;

§ оценка полученных результатов;

§ сопоставление полученных результатов контроля с нормами;

§ анализ и оценка такого положения, и разработка и осуществление коррекции для приведения контролируемого объекта в запланированное состояние.

7) Организация внутришкольного контроля.

В практике организации контроля необходимо решить ряд вопросов: определить участников контроля, провести для них инструктаж, наметить программу контроля, изучить предварительно необходимую документацию, связанную с объектов проверки, распределить рабочее время, оптимально использовать наблюдения за выделенными в плане объектами контроля, спланировать соединение внутришкольного контроля и методической работы.

Любая форма контроля осуществляется в следующей последовательности:

§ обоснование проверки;

§ формулировка цели;

§ разработка алгоритма, структурной схемы предстоящей проверки;

§ сбор и обработка информации о состоянии проверяемого объекта по разработанной схеме;

§ оформление основных выводов по результатам проверки:

o раскрываются основные причины успехов (неудач);

o принимаются управленческие решения: перестановка кадров, обобщение опыта и другие;

o определяются сроки следующего контроля;

§ обсуждение итогов проверки на соответствующем уровне (педсовете, заседании методического объединения, предметной кафедре и т. д.)

Говоря о контроле, необходимо различать виды, формы и методы контроля.

8) Виды контроля.

Вид контроля – это совокупность форм контроля, проводимая с определенной целью. Особенности видов контроля определяются спецификой их объектов и стоящих задач, а также средствами, используемыми для контроля.

§ по масштабу целей: стратегический, тактический, оперативный;

§ по этапам процесса: начальный или отборочный, учебный или промежуточный, итоговый или заключительный;

§ по временной направленности: предупредительный или опережающий, текущий, заключительный;

§ по частоте проведения: разовый, периодический (входной, промежуточный, текущий, предварительный, итоговый), систематический;

§ по широте контролируемой области: выборочный, локальный, сплошной;

§ по организационным формам: индивидуальный, групповой, коллективный;

§ по объекту: персональный, классно-обобщающий, предметно-обобщающий, тематически-обобщающий, фронтальный, комплексно-обобщающий.

Выделяются два основных вида контроля: тематический и фронтальный.

Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педагогического коллектива, группы учителей или отдельного учителя; на младшей или старшей ступени школьного обучения; в системе нравственного или эстетического воспитания школьников. Следовательно, содержание тематического контроля составляют различные направления педагогического процесса, частные вопросы, изучаемые глубоко и целенаправленно. Содержание тематического контроля составляют вводимые в школе инновации, результаты внедрения передового педагогического опыта.

Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объединения или отдельного учителя. Вследствие трудоемкости, большого количества проверяющих этот вид контроля целесообразно использовать не более двух-трех раз в учебном году. При фронтальном контроле деятельности отдельного учителя изучаются все направления его работы – учебное, воспитательное, общественно-педагогическое, управленческое. При фронтальном контроле деятельности школы изучаются все аспекты работы данного образовательного учреждения: всеобуч, организация образовательного процесса, работа с родителями, финансово-хозяйственная деятельность.

9) Основные формы контроля, используемые в школе.

Форма контроля – это способ организации контроля.

§ самоконтроль (инициатор и организатор – педагог относительно собственной деятельности);

§ взаимоконтроль (взаимообучение равных);

§ административный контроль (стихийный и плановый): инициатором и организатором выступает администрация школы;

§ коллективный контроль;

§ внешний контроль.

С учетом того, что контроль осуществляется за деятельностью отдельного учителя, группы учителей, всего педагогического коллектива или какой-либо административной службы, выделяются несколько форм контроля: персональный, классно-обобщающий, предметно-обобщающий, тематически-обобщающий, комплексно-обобщающий. Использование разнообразных форм контроля позволяет охватить значительно большее число преподавателей и педагогических коллективов, различные направления работы школы, рационально использовать фактор времени, избежать возможных перегрузок руководителей школы и учителей.

Персональный контроль осуществляется за работой отдельного учителя, классного руководителя, воспитателя. Он может быть тематическим и фронтальным. Работа коллектива педагогов складывается из работы его отдельных членов, поэтому персональный контроль необходим. В деятельности учителя персональный контроль важен как средство самоуправления педагога, стимулирующего фактора в его профессиональном становлении.

Классно-обобщающая форма контроля применима при изучении совокупности факторов, влияющих на формирование классного коллектива в процессе учебной и внеучебной деятельности. Предметом изучения в данном случае выступает деятельность учителей, работающих в одном классе, система их работы по индивидуализации и дифференциации обучения, развитие мотивации и познавательных потребностей учащихся, динамика успеваемости учащихся по годам или в течение одного года, состояние дисциплины и культуры поведения.

Предметно-обобщающая форма контроля используется в тех случаях, когда изучаются состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, или в параллели классов, или в целом в школе. Для проведения такого контроля привлекается как администрация, так и представители методических объединений школы.

Тематически-обобщающая форма контроля имеет своей главной целью изучение работы разных учителей и разных классов, но по отдельным направлениям учебно-воспитательного процесса.

Комплексно-обобщающая форма контроля нужна при осуществлении контроля за организацией изучения нескольких учебных предметов рядом учителей в одном или нескольких классах. Данная форма преобладает при фронтальном контроле.

В названии форм контроля повторяется термин «обобщающий». Это подчеркивает назначение контроля как функции управления педагогическим процессом, обеспечивающей его достоверной, объективной, обобщающей информацией. Именно такая информация необходима на этапе педагогического анализа, целеполагания, принятия решений и организации их выполнения.

Все перечисленные формы контроля находят свое практическое применение через методы контроля.

10) Методы контроля.

Метод контроля – это способ практического осуществления контроля для достижения поставленной цели. Наиболее эффективными методами контроля для изучения состояния образовательной деятельности являются:

§ наблюдение (посещение уроков, внеклассных мероприятий);

§ анализ (разбор с выявлением причин, определение направлений развития);

§ беседа (произвольная беседа и целенаправленное собеседование по специально подготовленной программе);

§ изучение документации (работа с классными журналами, дневниками учащихся, планами урока, личными делами, журналами по технике безопасности);

§ анкетирование (способ исследования путем опроса);

§ хронометраж (измерение затрат рабочего времени на выполнение повторяющихся операций);

§ устная или письменная проверка знаний, умений, навыков учащихся (испытание для выявления уровня обученности и другие методы).

Методы взаимно дополняют друг друга, для объективного знания реального положения дел. По возможности необходимо использовать различные методы контроля.

При проведении контроля возможно использование метода изучения школьной документации, в которой отражается количественная и качественная характеристика учебно-воспитательного процесса. К учебно-педагогической документации школы относятся:

§ алфавитная книга записи учащихся;

§ личные дела учащихся;

§ журналы: ? классные;

· факультативных занятий;

· групп продленного дня;

· дополнительного образования;

§ книги: ? учета выдачи аттестатов об образовании;

· учета выдачи золотых и серебряных медалей;

· протоколов заседаний педагогического совета;

· приказов по школе;

· учета педагогических работников;

· журнал учета пропусков и замещения уроков.

Факт изобилия школьной документации говорит о многообразии и богатстве информации, получаемой в процессе ее использования. Школьная документация содержит информацию за несколько лет, при необходимости можно обратиться в архив, что позволяет вести сравнительный анализ, особенно ценный для прогностической деятельности.

В школьной практике наиболее часто применяется устный и письменный контроль. При всей доступности этих методов контроля ограничиться только их использованием нельзя, поэтому применяется группа социологических методов сбора информации.

Применение во внутришкольном контроле социологических методов – анкетирования, опроса, интервьюирования, беседы, метода экспериментальных оценок – позволяет проверяющему быстро получить интересующую его информацию.

Метод хронометрирования используется при изучении режима работы школы, рационального использования времени урока и внеклассных занятий, для выявления причин перегрузки учащихся и учителей, определения объема домашних заданий, скорости чтения.

Изучение передового педагогического опыта, методы диагностирования дополняют внутришкольную информацию об особенностях определенных учителей, их педагогических системах, способах проявления педагогического творчества.

Таким образом, выбор форм и методов внутришкольного контроля определяется его целями, задачами, особенностями объекта и субъекта контроля, наличием времени. Использование разнообразных форм и методов возможно при условии четкого, обоснованного планирования направлений и этапов осуществления контроля и включения в его проведение представителей администрации, учителей.

Исходя из выше сказанного, структуру процессов контроля (рисунок 8, рисунок 9, рисунок 10) можно представить следующим образом :

Рисунок 8 ? Классификация контроля по видам.


Рисунок 9 ? Классификация контроля по методам.

Рисунок 10 ? Классификация контроля по периодам).

Все виды контроля завершаются разработкой предложений по устранению выявленных недостатков. Эти предложения должны быть направлены на улучшение образовательной деятельности, и соответствовать реальным возможностям образовательного учреждения.

11) Итоги контроля могут быть подведены:

§ на совещании при директоре или его заместителях;

§ на заседании методического объединения учителей;

§ на педагогическом совете.

Способы подведения итогов : справка, справка-отчет, собеседование, накопление методического материала и т. д. По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач с учетом реального положения дел:

§ проводятся заседания педагогического или методического советов;

§ сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре дел школы;

§ результаты внутришкольного контроля могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников, но не являются основанием для заключения экспертной группы.

12) Объектами внутришкольного контроля являются следующие виды образовательной деятельности (рисунок 11) :

§ учебный, воспитательный процесс;

§ методическая работа, экспериментальная и инновационная деятельность;

§ психологическое состояние учащихся и учителей;

§ обеспеченность учебно-воспитательного процесса необходимыми условиями (соблюдение требований охраны труда, санитарно-гигиенического состояния, обеспеченность учебной и методической литературой, учебно-техническим оборудованием).

Рисунок 11 ? Объекты внутришкольного контроля.

При составлении плана внутришкольного контроля учитываются следующие элементы: учебно-воспитательной работы :

§ выполнение всеобуча;

§ состояние преподавания учебных предметов;

§ качество знаний, умений, навыков учащихся;

§ исполнение решений педсоветов, совещаний и т. д.;

§ качество ведения школьной документации;

§ выполнение программ и предусмотренного минимума;

§ подготовка и проведение экзаменов.

методической работы:

§ повышение квалификации учителей и администрации;

§ работа методических объединений;

§ работа с молодыми специалистами;

§ работа с учителями, пришедшими из других образовательных учреждений.

13) Технологии внутришкольного контроля.

§ педагог заполняет «Личностный паспорт»;

§ согласовывает свой план с руководителей методического объединения;

§ руководитель методического объединения систематизирует личностные планы педагогов и составляет технологическую карту контроля своего методического объединения;

§ завуч совместно с руководителем методического объединения анализируют и составляют план контроля на уровне методического объединения;

§ администрация анализирует план методического объединения, определяет план инспектирования, административного и индивидуального контроля, знакомит с ним педагогов;

§ директор утверждает сводный план внутришкольного контроля.

Успешной реализации внутришкольного контроля в школе способствует создание стимулов к активной творческой деятельности путем совместного поиска оптимальных вариантов организации образовательного процесса и предоставление учителю возможности апробировать их на практике, а также распространение передового опыта и творческих находок, изюминок учителей.

Таким образом, функция контроля связана с принятием решений о том, что, когда и как контролировать, какие виды и формы контроля использовать, как анализировать полученную информацию, а также решения по осуществлению корректирующих действий. Поэтому необходимо выяснить какое влияние оказывает внутришкольный контроль на процесс управления образовательным учреждением.

Процесс обучения невозможен без проведения контроля знаний и умений. Разработкой системы контроля занимаются не только учёные – педагоги, издающие различные пособия, но и каждый учитель – предметник в частности. Современные требования к программам обучения предполагают обязательное наличие контрольно – измерительных материалов. Прежде, чем составлять их, необходимо ответить на ряд вопросов:

  • В чем заключаются функции учебного контроля?
  • Какие вид, тип и форма контроля будут уместны в определённой теме?
  • Какой метод контроля будет наиболее подходяще на данном уроке?
  • Какие средства контроля необходимо разработать к занятию?

Функции учебного контроля

Контроль, простыми словами, это проверка соответствия полученных результатов с поставленными заранее целями обучения. Но его функции не сводятся только к проверке соответствия знаний и компетенций требованиям образовательного стандарта. В современной дидактике выделяются следующие функции:

  • Диагностическая . Учитель получает достоверную информацию о пробелах в знаниях у обучающихся, о часто совершаемых ошибках и их характере. Это помогает подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения.
  • Контролирующая . В результате устанавливается уровень овладения компетенциями, знаниями; уровень интеллектуального развития учеников.
  • Обучающая. Выполняя задания и решая задачи, учащиеся совершенствуют свои знания и умения, применяя их в новых ситуациях.
  • Прогностическая. По результатам контроля можно понять, достаточно ли усвоены знания и сформированы компетенции для того, чтобы перейти к новому учебному материалу.
  • Развивающая. Её сущность заключается в развитии речи, памяти, внимания, мышления, творческих способностей учеников, происходящем в процессе выполнения заданий.
  • Ориентирующая. Суть её состоит в выявлении степени изученности темы.
  • Воспитательная. Периодическая проверка способствует формированию чувства ответственности, аккуратности; дисциплинирует обучающихся.

Составляя контрольно-измерительные материалы, выполняющие перечисленные функции, учитель сможет повысить результативность обучения в несколько раз.

Разнообразие видов контроля

Вид контроля на уроке зависит от этапа обучения. В связи с этим, выделяют:

  • Предварительный
  • Текущий
  • Тематический
  • Итоговый контроль

При переходе к изучению новой темы или раздела учителю необходимо определить, какими знаниями и умениями обучающийся уже обладает. Особенно это актуально в пятом и десятом классах, так как прибывают ученики с разной степенью подготовленности. К тому, например, на уроках истории концентрическая система предполагает в 10 классе повторное, но более глубокое, научное изучение почти всех тем. Поэтому здесь проведение предварительного контроля особенно важно. Ценность такого вида проверки проявляется в определении вопросов, которым нужно будет уделить повышенное внимание.

Одним из главных условий успешности обучения является постоянное обнаружение существующих пробелов в знаниях для своевременного их устранения. В этом поможет текущий контроль , который, в основном, является частью урока.

Название «тематический контроль » говорит само за себя. Он проводится после изучения новой темы или раздела, в основном, на уроках контроля и коррекции знаний. Главная цель – подготовить обучающихся к зачетам или итоговому контролю.

В конце учебного года и после окончания определённой ступени обучения (начальной, основной школы) проводится итоговый контроль . Можно сказать, что все предыдущие виды проверок подготавливают к главной, итоговой проверке. По его результатам определяют степень освоения учебной программы за год или несколько лет.

Формы контроля знаний и умений учащихся.

В школьной практике используется пять основных форм проведения контроля:

  • Фронтальная . Задание предлагается всему классу. Обычно ребята дают краткие ответы с места.
  • Групповая . Класс разделяется на группы. Каждая группа получает своё задание, которое нужно выполнить совместно.
  • Индивидуальная . У каждого ученика своё задание, которое нужно выполнить без чьей – либо помощи. Данная форма подходит для выяснения знаний и способностей отдельного человека.
  • Комбинированная . Эта форма контроля сочетает в себе три предыдущие.

Методы контроля

Методами контроля называют способы, помогающие выявить степень усвоения знаний и овладения требуемыми компетенциями. Также методы контроля позволяют оценить результативность работы учителя. В школе используются такие методы как устный опрос, письменные работы, зачёты, тесты.

Устный опрос является одним из наиболее распространённых методов проверки. Он может быть проведён как в индивидуальной, так и во фронтальной, и в комбинированных формах. Рассмотрим их отличия.

  • Индивидуальный опрос проводится с целью определить глубину усвоения знаний отдельным, конкретным учеником. Обычно он вызывается к доске и развёрнуто отвечает либо на общий вопрос с последующими уточнениями, либо на ряд отдельных.
  • Фронтальный опрос предполагает несколько связанных друг с другом вопросов, задаваемых нескольким обучающимся. Ответы должны быть лаконичными. Достоинством этого метода является возможность одновременно опросить несколько учащихся и очевидная экономия времени. Но есть и существенный недостаток – невозможность проверки глубины знаний. К тому же, ответы могут быть случайными.
  • Комбинированный опрос будет «золотой серединой» при выборе между индивидуальным и фронтальным. Один ученик даёт развернутый ответ, а несколько других выполняют индивидуальные задания.

Письменные работы могут быть предложены в разных формах, в зависимости от предмета: диктанты, сочинения, отчёты, тесты, контрольные работы, графические работы. Диктанты могут применяться не только на уроках русского языка; они могут быть историческими, географическими, математическими и другими. Также сейчас выпускают различные печатные тетради практически по каждому предмету.

В связи с введением ЕГЭ и ОГЭ, в последнее время очень популярен тестовый метод. Он позволяет достаточно быстро проверить знания по одной или нескольких тем. Этот метод не следует применять постоянно, так как он не может проверить творческие возможности, учащиеся могут отвечать наугад; тестовый метод не даёт возможности обучающемуся глубокого анализа темы.

Типы контроля

В зависимости от того, кто производит контроль, разделяют:

  • Внешний контроль . Производится учителем над деятельностью обучающихся.
  • Взаимоконтроль . Осуществляется обучающимися друг над другом.
  • Самоконтроль . Ученик проверяет себя сам по готовым образцам или правильным ответам.

Целесообразно комбинировать различные типы, а не использовать постоянно только один из них.

Средства контроля

Перед педагогом стоит нелёгкая задача выбора подходящих к уроку средств оценивания знаний и умений. Как уже упоминалось выше одним самых распространённых методов в настоящее время является тестовый. Различных тестов по всем предметам сейчас издаётся великое множество. Кроме того, учитель сам может составить тестовые вопросы или поручить это задание обучающимся (конечно, за отдельную отметку). Тестовые вопросы могут быть:

  • Многовариативными . В данном случае к вопросу предлагается несколько ответов, где только один или несколько будут правильными.
  • Альтернативными . Предлагается два суждения или ответа, нужно выбрать верный.
  • Вопросы перекрёстного выбора . Нужно найти соответствия между предложенными вариантами.
  • Открытыми . Присутствуют варианты ответов.
  • Закрытыми. Нужно дать ответ самостоятельно. Вариантов нет.

Вопросы должны быть точными, не спорными, соответствовать учебной программе и пройденному материалу.

Кроме тестов, для проведения контроля можно использовать раздаточный материал. Сейчас его можно разработать самим, купить или скачать с интернета. Это могут быть карточки с вопросами, карты, схемы и т.д.

Также одним из средств контроля является домашнее задание. Она может проходит в разных формах, но если будет отсутствовать совсем или будет нерегулярной, то сами домашние задания просто обесценятся.

Компьютерные средства оценивания сейчас очень популярны. Их достоинства: не нужно тратить материал для составления, быстрая проверка (осуществляется компьютером), происходит активизация интереса учащихся.

Требования, предъявляемые к контролю в обучении

Контроль даст нужный эффект, если его проведение будет соответствовать следующим требованиям:

  • Систематичность . Проверять знания и умения нужно регулярно. Учащиеся должны знать, что после изучения каждой новой темы будет проверочная работа; домашняя работа проверяется на каждом уроке и т.д.
  • Объективность . Контроль должен реально оценивать способности и знания обучающихся. Какие – либо личные отношения и предпочтения учителя здесь не уместны. Рекомендуется учитывать не только правильный ответ, но и способ его получения: ход рассуждения, способ решения задачи.
  • Педагогическая тактичность . Суть этого требования – сохранение спокойной и деловой атмосферы. При соблюдения этого условия обучающиеся не будут бояться отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.
  • Экономичным по временным затратам .
  • Разнообразие используемых методов и форм контроля .

Контроль – необходимое звено любого урока. От его организации, проведения и оценивания зависит эффективность обучения.



Новое на сайте

>

Самое популярное