Домой Удаление На уроках физкультуры погибло 211. Врач-кардиолог: Дети умирают не от физкультуры

На уроках физкультуры погибло 211. Врач-кардиолог: Дети умирают не от физкультуры

В уфимской гимназии врачи не смогли спасти третьеклассника, которому стало плохо на уроке физической культуры. В Белгороде на уроке физкультуры, во время забега на 300 метров, умерла 12-летняя девочка. В Воронеже во время школьных занятий спортом умер восьмиклассник — у мальчика оторвался тромб. В городе Артем (Приморский край) во время пробежки 9-летний мальчик упал и потерял сознание. Школьный медработник попытался оказать ему первую помощь, была вызвана скорая, но спасти школьника не удалось.

Эти дети вошли в статистику смертей на уроках физкультуры, которую на днях огласила министр образования Ольга Васильева. Всего за минувший год умерло 211 детей. Цифра оглушительная. Уроки, направленные на укрепление здоровья, становятся опасными для жизни детей.

Министр считает, что причина здесь в том, что по закону о медицинском обслуживании сведения о состоянии здоровья детей для учителей физкультуры закрыты. Узнать о диагнозе или физических особенностях школьника учителя физкультуры могут только от родителей, если те сочтут нужным это сообщить. Сообщают единицы.

И на деле выходит, что ребенок оказывается совершенно беззащитным перед «быстрее, выше, сильнее», что вынуждает его вступать в состязание на каждом уроке физкультуры. Для чего, спрашивается, ребенку нужны эти состязания, регламентированные школьной программой, а не здравым смыслом? Для чего маленькому человеку бежать стометровку по секундомеру?

Абсолютно очевидно, что не для укрепления здоровья. Потому что здоровье укрепляют долгой, системной и индивидуальной работой, а не двумя уроками в неделю, превращающимися для большинства современных детей в стресс.

К слову сказать, дети, которые системно имеют физические нагрузки (а это учащиеся спортивных школ и балетных училищ, где нагрузки адовы), за редким исключением пополняют статистику внезапной смертности на уроках именно потому, что их организм адаптирован к физическим нагрузкам.

Но старая советская система, которая основывалась на том, чтобы каждый член общества был готов к труду и обороне, по-прежнему актуальна, и на уроках «физры» по инерции кует из астеничных, сколиозных и зачастую хронически больных детей полноценных членов общества.

Эти уроки по сути своей катастрофически устарели не только потому, что абсолютно исключают индивидуальный подход, но и потому, что в современной России учитель физкультуры в школе — это, как правило, или бывший спорт-смен, или случайный человек с очень приблизительным представлением о физиологии ребенка и этапах его роста. Учитель физкультуры — это преподаватель «остаточного принципа» с соответствующей зарплатой и квалификацией.

«Быстро встал и побежал. Что значит «не могу»? Другие, значит, могут, а ты нет?» Почти каждый ребенок хоть раз слышал что-то подобное на уроках физкультуры от учителя. И чтобы не прослыть слабаком, не стать объектом насмешек, обреченно становился на линию старта, автоматически попадая в зону риска для жизни.

Специалисты по детской физиологии утверждают, что современные дети, отягощенные компьютерной нагрузкой и образом жизни в городской среде, не требующей серьезных физических усилий, неизбежно стали значительно уязвимее своих сверстников, живших 20—30 лет назад. Особенно это проявляется в период пубертата, когда происходит резкое изменение гормонального статуса и организм «не успевает» адаптироваться к росту. Почти две трети современных школьников имеют хронические заболевания, и, по-хорошему, для каждого из них нужна индивидуальная программа физических нагрузок. Сделать это нереально. Как нереально школьную ежегодную диспансеризацию превратить в качественное медицинское обследование.

Но выход есть. И он прост. Надо исключить из уроков физкультуры нормативы, выбросить секундомер, стереть на школьном стадионе разметку беговой дорожки, а после дать детям погонять мяч или попрыгать через скакалку. Баскетбол тоже сгодится, и даже лыжи я бы не предавала анафеме. Пользы будет значительно больше. И радости тоже.

Напомним, на днях министр образования и науки Ольга Васильева — за прошлый учебный год на уроках физкультуры погибли 211 школьников. Действительно, сообщения о гибели учащихся во время занятий в последнее время появляются в лентах новостей регулярно. Петербургские эксперты считают, что «ком внезапных детских смертей» будет только нарастать, если ничего не менять в школьной медицине и отношении самих родителей к здоровью детей. Так, одна из главных проблем - возвращение медиков в школьные медкабинеты. По словам директора петербургского лицея №369 и члена регионального штаба ОНФ Константина Тхостова, такую задачу поставил перед Минздравом президент РФ Владимиром Путиным, но она до сих пор не выполнена.

Задача поставлена, и надеюсь, скоро мы перестанем получать приходящих медсестер и педиатров, а свет в окнах детского сада и школы будет зажигаться одновременно со светом в окнах медкабинета, - сказал Константин Тхостов. - На мой взгляд, медик должен приходить в образовательное учреждение первым и уходить последним.

По словам директора лицея, действующие до сих пор нормативы, когда на 1000 учеников полагается 1 врач, а на 600 детей — 1 медсестра, устарели. К тому же дети проводят в школах большую часть времени, посещая не только уроки, но и внешкольные занятия и секции во второй половине дня.

Также по мнению специалистов, к трагедиям в спортзалах нередко приводит отсутствие информированности педагогов о состоянии здоровья детей, а иногда и самонадеянность родителей. Как рассказал Константин Тхостов, сегодня школы не имеют права требовать медицинскую карту ребенка в качестве обязательного документа при зачислении в 1-й класс, при этом часть родителей сознательно скрывают от учителей состояние здоровья детей.

Педагогу абсолютно не нужны диагнозы, но ему нужно знать все противопоказания, - объясняет директор лицея. - В частности, если мы говорим об учителе физкультуры. Он должен четко понимать, для кого какая нагрузка допустима. Пусть врачебная тайна останется тайной, но скажите нам, что можно делать, а что нельзя.

При этом директор Института здоровья и реабилитологии НГУ им. П.Ф.Лесгафта Андрей Калинин отмечает, что нередко сталкивается с тем, что родители сами готовы рисковать здоровьем своих детей.

Я принимал участие во многих врачебно-контрольных комиссиях, на которых мы обсуждали вопросы допуска ребенка к занятиям спортом. Выяснялось, что выявлены сахарный диабет или сердечные аномалии, и тогда мы ставили вопрос: «А можно и нужно ли ему заниматься выбранным видом спортом?». В 99% случаев родители не слышат врачей и настаивают, чтобы ребенок занимался тем, чем они решили. Зачастую это неадекватное восприятие своих детей, родители видят в них звезд. Это большая ошибка, - считает Андрей Калинин.

Кроме того, по словам директора Института здоровья и реабилитологии, не все проблемы со здоровьем, в том числе заложенные на генетическом уровне, можно выявить при обычной диспансеризации, а любые физические нагрузки - будь то кувырок вперед или прыжки с места - своего рода провокаторы проявления до сих пор вялотекущих патологических процессов в организме.

У нас в университете есть центр тестирования, отбора и сопровождения спортивно одаренных детей, где мы в том числе проводим генетические анализы состояния опорно-двигательной системы. И выявляем большой процент детей с высоким риском травматизации. По сути, это генетический дефект, который передается из поколения в поколение.

Еще одной важной проблемой в школьной медицине специалисты считают невозможность в случае возникновения нештатной ситуации оказывать первую медицинскую помощь.

Любая медпомощь ребенку на сегодня оказывается с информированного согласия его законного представителя, - говорит Константин Тхостов. - Я не совсем понимаю, почему нужны информированные согласия для оказания первой медпомощи. Пока едет «Скорая», упускается самое дорогое - время. Подчас трагедии происходят из-за неоказания элементарной первой помощи ребенку или из-за отсутствия медика на рабочем месте.

По словам директора лицея №369, активисты Общероссийского народного фронта третий год добиваются возвращения в педагогические вузы программ по медицинской практике. Между тем, как рассказал Андрей Калинин, специалистам, которых выпускает сегодня университет им. Лесгафта, даются все необходимые знания, связанные с особенностями развития детей и оказания им первой медпомощи.

Доктор Питер

Череда детских смертей на уроках физкультуры прокатилась по краю. В отчетах правоохранителей фигурируют таинственные заболевания органов пищеварения и проблемы сердечно-сосудистой системы. Почему на самом деле умирают школьники и как это предотвратить - в материале НГС.НОВОСТИ.

1. Что случилось?

Сегодня днем Красноярск потрясла шокирующая новость - ребенок внезапно скончался во время урока физкультуры в школе № 12 на Щетинкина. По информации Следственного комитета, 10-летнему мальчику стало плохо во время бега, ребенок упал и потерял сознание. Первую помощь ему оказывал школьный медработник, следом на место была вызвана бригада «скорой помощи». Однако, несмотря на усилия медиков, мальчик скончался. Предварительная причина смерти - проблемы сердечно-сосудистой системы . Точную причину покажет экспертиза.

2. Масштаб проблемы

По данным РИА Новости, за последний год в России на уроках физкультуры погибли 211 школьников. По мнению главы Минобрнауки Ольги Васильевой, причина - отсутствие информации у учителей о здоровье детей, которые приходят на занятия.

«Персональная защита данных к чему привела - у нас нет медицинских карт, мы не знаем, чем болен ребенок. Мы договорились, что медики будут у нас давать группы здоровья», - сказала глава Минобрнауки и отметила свое несогласие с таким подходом.

Только в Красноярске за текущий год в СМИ просочилась информация о гибели трех школьников. В мае 12-летняя школьница бежала по школьному стадиону и резко упала лицом вниз . Со стороны это было похоже на остановку сердца - девочка даже не выставила вперед руки. Позднее стало известно, что ребенок погиб от заболевания желудочно-кишечного тракта .

Месяц назад при похожих обстоятельствах погиб 13-летний подросток из Ачинска. Школьнику стало плохо на уроке физкультуры, его увезли в больницу, но спасти не смогли. Позднее стало известно, что у мальчика был порок сердца и освобождение от занятий. «Ему сказали просто идти пешком, а он побежал и упал. Сердце остановилось », - рассказали одноклассники.

Также известны случаи и гибели учителей - в феврале в красноярской школе преподаватель умер во время уроков в 8-м классе .

3. Как проходят уроки физкультуры у школьников?

Как рассказали нам в отделе спортивно-массовой работы краевого минобразования, в 2010 году нагрузка по физкультуре у школьников была увеличена с 2 до 3 часов в неделю. Это последнее изменение. Совмещать уроки не запрещается, но не рекомендуется.

«В силу разных обстоятельств урок физкультуры может проходить по-разному, он может быть и сдвоенным, если это лыжная подготовка. Но мы это не приветствуем, потому что объем двигательной нагрузки должен быть разбит пропорционально», - рассказали в минобре.

«У нас есть санитарные требования к расписанию. Там единственно пишется, что после физкультуры не следует ставить математику, потому что детям трудно восстановиться на предметы, которые требуют точности. Но все это идет на уровне рекомендательного характера», - рассказали в Роспотребнадзоре.

4. Что говорят учителя?

Найти истину в вопросе, безусловно, не удастся без мнения самих учителей. Преподаватель физкультуры гимназии № 1 «Универс» Сергей Минденко сказал, что на сегодняшний день «программа у школьников абсолютно посильная», истинная проблема в другом - родители часто скрывают от учителей заболевания ребенка.

«Мы все время ходим под статьей… По закону родители не обязаны сообщать диагноз. Мы реально не знаем, что у детей, и ребенок ходит в общий поток. Вот это стеснение и боязнь приводит порой к таким трагическим ситуациям. Чтобы дать адекватную нагрузку, нужно знать статус ребенка. У нас на прошлой неделе была родительская суббота. Трое родителей мне говорят, что у детей астма, а на дворе 14 октября. Понимаете? 14 октября я узнаю, что у детей астма, а они у меня везде по документам в основной группе. Представляете, какой риск? А родители скрывают это. Если что-то случится, я уже ничего не докажу, просто буду вынужден уйти из образования», - рассказывает Сергей Минденко.

Педагог также отметил, что зачастую родители банально недооценивают недомогание и плохое самочувствие школьника.

«У нас, к сожалению, родители считают, что если ребенок недомогает - он может пойти в школу. Получается, у ребенка есть нагрузка в связи с заболеванием, плюс мы еще физическую нагрузку даем. Мы его убиваем таким образом - родители убивают собственных детей нашими руками. Заболел ребенок - оставьте дома», - советует родителям преподаватель.

5. Сколько раз в год дети проходят медосмотры и кто решает, готов ли ребенок к физкультуре?

Как рассказывает главный внештатный специалист отдела организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях Лиана Сюткина, медосмотры проходят каждый год и по их результатам детям выставляют группу здоровья и физкультуры. Если выявляется патология, то ребенок идет на второй этап диспансеризации, где его дополнительно обследуют и выставляют окончательный диагноз. Группа здоровья, физкультурная группа выставляются на основе проведенного осмотра.

6. Каким образом проходят медицинские осмотры?

Диагноз выставляется по-разному, рассказывает специалист, ведь у детей бывают периоды обострения, разные стадии развития болезни и так далее. Каждый год дети сдают общий анализ крови, анализ крови на глюкозу и общий анализ мочи. В зависимости от возраста дети сдают также ЭКГ и УЗИ. ЭКГ, например, сдается в 7, 10, 14, 15, 16, 17 лет.

Новые заболевания выявляются ежегодно. Детей с подозрением на патологии у нас выявляют, и много, их отправляют на 2-й этап, дополнительно обследуют. Там диагноз подтверждается или снимается.

7. Физкультурные группы: кто занимается отдельно от всех

Как пояснила НГС.НОВОСТИ Лиана Сюткина, всего детей распределяют в 4 физкультурные группы: основная, подготовительная, специальная и лечебная. Основная масса обучающихся (по Красноярскому краю это 83%) - в основной группе, 11% - в подготовительной, еще 2% приходятся на специальную и лечебную.

В первую группу входят те, у кого нет нарушений в состоянии здоровья, которые не имеют хронических заболеваний или отклонений с серьезными нарушениями. Вторая группа - это небольшие отклонения, в таком случае нагрузка у них слабее, чем у детей из 1-й группы. Специальная и лечебная группы предназначены для детей с более серьезными заболеваниями. Эти группы занимаются отдельно от основной и подготовительной - либо в школе в специальном классе со специальным педагогом, либо в медицинском учреждении. Но тогда в школе от физкультуры они уже освобождены.

Группу для детей определяют индивидуально: даже дети с одним и тем же диагнозом могут относиться к разным группам, так как бывают стадии обострения, разные степени заболевания и так далее.

Например, дети с нарушением зрения: все зависит от динамики, прогрессирования, диагноза и состояния. То есть он может быть сначала в основной группе, потом в подготовительной. А дети, страдающие заболеваниями сердца, никогда не относятся к 1-й группе. Остальное зависит от степени болезни.

8. Из-за чего смерть может наступить внезапно и можно ли это усмотреть на медосмотре

Бывает такое, что какие-то болезни возникают в период между медосмотрами - например, если какое-то осложнение появилось в результате осложнения после вируса. Бывает, что в таком случае на момент профосмотра заболевания не было.

В случае с болезнями сердца внезапная смерть может наступить от аневризмы, эмболии и массы причин, рассказывает Лиана Анатольевна. В таких случаях ребенок может ни на что не жаловаться, его может ничто не беспокоить, а потом раз - и все.

9. Как не умереть на уроке физкультуры?

В целом заботиться о здоровье ребенка, конечно. Во-первых, регулярно проходить медосмотры, внимательно относиться к здоровью, вести здоровый образ жизни. Вообще, отмечает Лиана Сюткина, ЗОЖ должен быть в приоритете, потому что дети мало внимания уделяют физнагрузкам, мало физически развиты и вообще не всегда справляются с нагрузками, даже на уроках физкультуры в том числе.

Делать упражнения можно и нужно вне школы, дома, разные, но предварительно - советоваться с врачом, ведь разным детям подходят разные физнагрузки. Для каждой патологии есть свой комплекс упражнений. Любой ребенок должен иметь физические нагрузки, даже на инвалидности. В последнем случае он должен получать незначительную, подходящую ему физкультуру.

По питанию: нужно ограничить потребление фастфуда, сладостей. Питание должно быть сбалансированным, ребенок должен получать белок, овощи, фрукты. В каждой школе есть салаты без майонеза, другой вопрос, что дети берут в школьных столовых. Нужно прививать культуру питания дома.

Министр образования России винит закон о персональных данных, а эксперты заявляют о перегрузке школьников, из-за которой не выдерживает сердце

Министр образования России Ольга Васильева озвучила страшные цифры на заседании профильного комитета Совета Федерации: по ее словам, за 2016-й учебный год в стране на уроках физкультуры погибло более 200 детей. Причину смертей министр не назвала, но в новостях, в которые попадает каждый такой случай, чаще всего звучит «проблемы с сердцем». Васильева винит закон о персональных данных, не позволяющий медикам разглашать информацию о состоянии здоровья. Эксперты говорят о перегруженности школьников, чей рабочий день больше, чем у взрослого человека. Подробности - в материале «Реального времени».

Заучили до смерти: 211 детей умерло на «физре»

211 школьников погибли на уроках физкультуры за 2016-й год. Такие данные министр образования и науки России Ольга Васильева привела на заседании комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре. Эту ситуацию Васильева связывает с законом о защите персональных данных, из-за которого в образовательных учреждениях сегодня отсутствуют медицинские карты учащихся.

«У нас нет информации о здоровье детей, которые приходят в школу. У нас 211 человек погибли в прошлом (учебном) году на физкультуре», - передает слова Васильевой «РИА Новости».

Как следствие, объяснила Васильева, педагог не в состоянии правильно распределять физическую нагрузку среди учеников.

По словам главы Миноборнауки, ведомство договорилось с медиками о том, чтобы вернуть существовавшие прежде группы здоровья. «Мы договорились, что медики будут у нас давать группы здоровья», - добавила она.

Учитель, считает министр образования, должен иметь информацию не только о группе здоровья, но и о конкретном диагнозе. Фото минобрнауки.рф

При этом Васильева отметила, что считает неправильным этот подход. Учитель, считает министр образования, должен иметь информацию не только о группе здоровья, но и о конкретном диагнозе. К примеру, в случае эпилепсии нужно знать, что делать.

Сразу после заявления Васильевой Минздрав РФ вышел с объяснением, что с 1 января 2018 года в силу вступит новый приказ «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» № 514н. Согласно ему, врач, ответственный за проведение профилактического осмотра ребенка, направляет информацию о результатах медработникам школы.

В то же время согласно приказу Минобрнауки №107 от 15.02.2012 предоставление медицинского заключения при приеме ребенка в школу остается прерогативой родителей или законных представителей.

«У старшеклассников нагрузка больше, чем у взрослых. В такой ситуации выжить трудно»

Эксперты причины смертей на уроках физкультуры видят не только в законе о персональных данных.

Причин несколько. Первая - это отсутствие достоверных сведений о состоянии здоровья детей в школе. Вторая - недостаточная квалификация педагога, далеко не все педагоги учитывают индивидуальные особенности ребенка, состояние его здоровья. Часто не выдерживается срок восстановления после болезни. Например, после ангины ребенок две недели не должен заниматься физкультурой, но часто - он пришел в школу, считается здоровым и идет на физкультуру, и никакие нагрузки не дозируются. И третья причина - очень высокая перегрузка учащихся, - говорит директор Института возрастной физиологии РАО, доктор биологических наук, профессор Марьяна Безруких.

По словам Безруких, за последние десятилетия нормы СанПиНа увеличили допустимую нагрузку на детей. Согласно изменениям в «Санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» от 24 ноября 2015 года, недельная нагрузка для старшеклассников - 37 часов, и это только уроки, максимальное количество которых, согласно тому же СанПиНу, увеличено с 7 до 8 в день, плюс внеурочная деятельность - 10 часов. Кроме этого, дети делают домашнее задание, на которое по тем же нормам должно уходить не более 3,5 часа в день, посещают факультативы и репетиторов.

По словам Безруких, за последние десятилетия нормы СанПиНа увеличили допустимую нагрузку на детей. Фото mskobr.ru

У старшеклассников нагрузка более 50 часов в неделю - это больше, чем у взрослого человека. Нагрузка ребенка не должна быть больше и не должна быть такой же, как у взрослого, потому что организм школьника - это растущий организм, особо чувствительный к любым неблагоприятным воздействиям. Учебная нагрузка - это тяжелейший труд. И в ситуации, когда организм напряжен или перенапряжен, или утомлен, любое добавление физической нагрузки может привести к трагическим последствиям. Следует еще учесть, а мы анализируем режим дня наших школьников, что практически все дети не досыпают, они не бывают на воздухе, у них нет ни минутки свободного времени, и в такой ситуации выжить трудно, - говорит «Реальному времени» Марьяна Безруких, обращая внимания, что трагедия при таком ритме жизни может произойти и со здоровым ребенком.

На те же грабли: в 2015-м году в школах умерли 37 детей. Рекомендации дали, но не исполнили

По словам директора Института возрастной физиологии РАО, и это подтверждается сводками новостей, чаще всего на уроках физкультуры гибнут не младшие школьники, а подростки. «Это период существенной функциональной перестройки, период полового созревания, когда организм особенно чувствителен к нагрузкам, тем более если они неадекватные и могут просто превышать функциональный ресурс ребенка».

Причины гибели 211 школьников Васильева в своем докладе Совфеду не озвучивала, но, судя по информации из новостных сообщений, а каждый такой случай является резонансным и попадает в сводки, обычно смерть наступает из-за проблем с сердцем. По словам эксперта «Реального времени», это «ожидаемая ситуация».

Мы о перегрузке говорим не первый год, потому что эмоциональные стрессы, помноженные на отсутствие двигательной активности, и высокая интеллектуальная нагрузка даже при небольшой физической нагрузке может дать срыв. Организм не адаптирован к этим нагрузкам, - говорит Марьяна Безруких.

Безруких считает, что даже в старших классах количество уроков в день не должно превышать пяти, а на домашнее задание не должно уходить более 2,5 часа. Фото nspu.ru

Безруких считает, что даже в старших классах количество уроков в день не должно превышать пяти, а на домашнее задание не должно уходить более 2,5 часа. По словам Безруких, Институт предоставлял исследования и рекомендации по оптимальной нагрузке школьников в Минобрнауки, «но СанПиН теперь разрабатывает Минздрав, и мне очень странно, что Минздрав разрешил такие СанПиНы, по нагрузке они совсем не соответствуют возрастной физиологии школьника», - говорит собеседник «Реального времени».

Правительство не первый раз обращает внимание на смерть детей на уроках. В 2015 году было поручение тогда еще вице-премьера Аркадия Дворковича, связанное с гибелью 37 детей в школах.

В 2015 году Институт делал исследование. Был разобран каждый случай, определена причина смерти, мы получили большую справку с разбором и
подготовили методические рекомендации, но дальнейшая судьба - дошли ли они до школ и были ли приняты меры - неизвестна.

«В погоне за рейтингами и оценками и родители, и школа забыли о здоровье детей»

Еще одна причина гибели детей на уроках физкультуры - это отсутствие информации о состоянии здоровья ребенка у учителей. Если родитель сам не изъявит желание сообщить педагогу о проблемах ребенка, то школа не имеет права требовать документы. Эти данные позволили бы распределить детей по группам с соответствующей физической нагрузкой.

Дети должны быть разделены на три группы: основная, подготовительная, в которую должны войти дети с функциональными нарушениям, хроническими заболеваниями в ситуации ремиссии или, например, дети после болезни, и третья группа - это специальная медицинская, отдельная система занятий. Но у нас, как правило, все дети занимаются в одной группе, - говорит Марьяна Безруких.

Третья причина - это низкая квалификация педагогов физической культуры, а иногда и вообще ее отсутствие. Фото учисьучись.рф

Третья причина - это низкая квалификация педагогов физической культуры, а иногда и вообще ее отсутствие. К примеру, в начальной школе практически повсеместно физкультуру преподает классный руководитель. Учителям начальных классов не хватает часов, и их догружают предметом не по профилю. Да и тот они часто заменяют «более важными» счетом и письмом.

«В 5-й класс приходят дети, совершенно неподготовленные к тем нагрузкам, которые им необходимо выполнять. А ведь в конце года практический экзамен, где надо бежать 2 км, подтягиваться… Видел, как проводят физкультуру учителя начальных классов. Чему может научить учительница, которая не может наклониться, присесть да еще и в юбке?» - пишут на форумах учителя физкультуры.

В среднем и старшем звене проблемы с квалификацией педагогов:

У нас не все педагоги имеют образование. Это может быть тренер: он может быть хорошим спортсменом, но не получил знания возрастной физиологии, он не знает технологию работы с детьми с разным состоянием здоровья, - говорит Марьяна Безруких. - В погоне за рейтингами и оценками и родители, и школа забыли о здоровье детей, - заключает эксперт.

Дарья Турцева

Отчего смерть подстерегает на школьном стадионе

Только в 2016 году на уроке физкультуры погибли 211 школьников! Такую шокирующую статистику обнародовала министр образования. Ольга Васильева И речь идет не о гибели в результате травмы, а о внезапной смерти с виду здоровых детей, которые до этого ни на что не жаловались. Нынешний учебный год вновь начался с трагедий: в сентябре во время физкультуры потерял сознание и впоследствии скончался школьник из Ульяновской области, похожая история случилась и в Красноярском крае. Почему внешне здоровые дети все чаще погибают после элементарных физических нагрузок, есть ли вина в этом родителей и школы?

Оценивая причины роста детской смертности во время уроков физкультуры, министр образования возложила вину за это на политику защиты персональных данных в стране. «Персональная защита данных к чему привела - у нас нет медицинских карт, мы не знаем, чем болен ребенок", - уточнила Васильева. При этом министр пояснила, что ее ведомство уже договорилась с медиками о том, что школам будут сообщать группу здоровья каждого ученика. Но она будет добиваться того, чтобы педагогов ставили в известность о конкретных диагнозах школьников. Однако медики и учителя видят причины увеличения внезапной детской смертности, в том числе и на уроках физкультуры совсем в других факторах.

Я работаю учителем физкультуры в московской школе уже без малого 25 лет, - говорит Наталья. - Никакой проблемы из-за защиты персональных данных в столичных учебных заведениях нет. Нам сообщают группу здоровья и заболевания, которые выявлены у ребенка. Другое дело, что если в начале моей работы из класса 2-3 человека имели 2-ю группу здоровья, а остальные - 1-ю, то теперь все с точностью до наоборот. Естественно, чем больше детей со слабым здоровьем, тем выше потенциальный риск внезапной смерти ребенка во время физических нагрузок. В нынешней ситуации со здоровьем детей учителям физкультуры приходится подходить к ученикам индивидуально, в зависимости от здоровья и физических возможностей. При этом никто из нас не застрахован от подобной трагедии. Лично я на каждом собрании прошу всех родителей сообщать мне лично о любых новых заболеваниях, выявленных у ребенка, или просто об их наблюдениях и опасениях. Другое дело, что немало родителей могут даже не заметить ухудшение их самочувствия.

Во всех развитых странах количество внезапной смерти детей и подростков, в том числе и на уроках физкультуры, в последние годы значительно увеличилось. Половина всех случаев гибели детей приходится именно на внезапную смерть, в той же Америке ее жертвами становится 5-7 тысяч школьников ежегодно.

По мнению, врачей причина этого кроется в медицинском прогрессе и стремительно возросшей нагрузке на современных детей.

На мой взгляд, если министерство образования хочет хоть немного сократить количество случаев внезапной смерти детей на уроках физкультуры, им стоит заняться пересмотром собственной деятельности в сфере школьного образования, - считает врач-педиатр Татьяна Карлович. - Среди моих пациентов много детей, которых я наблюдаю долгие годы, с рождения до подросткового возраста. Сейчас дети, по сравнению с советскими временами находятся в постоянном стрессе, у них более сложная программа, огромное количество дополнительных занятий и почти нет свободного времени. Раньше серьезная нагрузка на школьника ложилось лишь в 10-11 классе перед поступлением в институт, теперь же подобное состояние дети испытывают с самого нежного возраста. Кроме того, поколение современных детей с точки зрения здоровья, значительно более слабое, чем предыдущие. Причина этого кроется, во-первых, в медицинском прогрессе, когда стали спасать и ставить на ноги ранее безнадежных малышей. А во-вторых, в стремительно ухудшившейся экологической ситуации и некачественном питании. В первую очередь в ответе за жизнь ребенка, безусловно, его родители. Им необходимо по мере возможности ограждать детей от излишних нагрузок, почаще вывозить их за город, следить за питанием, давать витамины. Большинство случаев внезапной смерти обычно кроется в сердечных патологиях. В связи с этим нужно раз в год самостоятельно посещать кардиолога и проводить все необходимые анализы, не дожидаясь обязательной диспансеризации, которая проводится всего 4 раза за время обучения в школе.



Новое на сайте

>

Самое популярное