Домой Профилактика Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова. Михаил Лермонтов — Парус (Белеет парус одинокий): Стих

Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова. Михаил Лермонтов — Парус (Белеет парус одинокий): Стих

М.Ю. Лермонтов был очень взыскательным художником. Из многих произведений, написанных в юности, ничего не было отдано в печать. Читатель после смерти Лермонтова познакомился с его юношеским лирическим творчеством, в котором нашлись незабываемые шедевры: «Ангел», «Нищий», «Русалка». Анализу стихотворения Лермонтова «Парус» будет посвящена данная статья.

Продолжатель реформы русской поэзии

Лермонтов явился перед публикой, по мнению большинства современников, преемником Пушкина. Одним из первых стихотворений, широко известных, стало «На смерть поэта».

В русской литературе после Пушкина сформировался пушкинский канон. Одна из его характерных черт - речь, которая связывается плавным литературным потоком. Истоки Пушкина - «дней александровых прекрасное начало», героическая пора русской истории, эпоха всенародного патриотизма, света и время надежд. Пушкинский канон - канон ясного твердого мужского солнечного отношения к жизни.

Общая характеристика творчества поэта

Лермонтов возрастал в иное время. Героическая эпоха русской истории миновала. Укреплялись центральные, помещичьи, чиновнические власти. Отношение человека 30-х годов к миру нельзя было выразить пушкинским языком. Художественные вкусы Лермонтова сложились в Московском благородном пансионе, в Московском университете, где интерес к философскому знанию преобладал над социально-политическими вопросами, где занимались философской эстетикой.

В юности Лермонтов напитался идеями Шеллинга. Именно он обосновал романтическую идею полной свободы художника: противостояние одинокой романтической личности миру, контрастный способ изображения действительности и выражения души поэта.

Байрон и Руссо также были близки Лермонтову. Английский поэт не принимал лицемерия общественных установлений, поставив личность и общество во враждебные отношения. Что же касается Руссо, то Лермонтову наиболее близка руссоистская коллизия: природа - цивилизация, особенно в байроновском преломлении. Это отразится в стихотворении Лермонтова «Парус», анализ которого предстоит сделать.

Природа, общество, личность в творчестве М. Лермонтова

Природе у Лермонтова противостоит общественный человек, который выдумал свои законы. Гармоничная природа и страдающее от противоречий общество враждуют между собой. Для романтизма мир, каким он мыслился Богу, в замысле прекрасен и совершенен. Но он не совершенен в исполнении, потому что Создатель поручил его завершение человеку. Однако человек не исполнил достойно задачу, поставленную перед ним Творцом.

Эти кратко обрисованные истоки, питавшие Лермонтова, предопределили стиль его ранней лирики. На первый план в ней вышла идея личности, которая заявляла о своих неотъемлемых правах, обращалась к миру со своими вопросами, сомнениями и претензиями. Выражение идеи личности потребовало нового стиля. Все почувствовали разрушение пушкинского канона.

Юный Лермонтов внёс напряжение в нашу поэзию. Он лишает стих и поэзию гармони и равновесия, чтобы стихи звучали более страстно и остро. В дальнейшем, примером послужит анализ стихотворения Лермонтова «Парус».

У поэта всё рассчитано на внушение читателю определённого эмоционального впечатления. Всё должно работать на создание выразительности целого. С этим связаны две противоречивые тенденции. С одной стороны, поэт не избегает простых определений. С другой стороны, утонченная и изощренная книжно-поэтическая живопись, а также напряженность психологических состояний.

А теперь, ознакомившись в целом с тенденциями поэзии юного творца, мы приступим к анализу стихотворения Лермонтова «Парус».

История создания

В 1832 году М. Лермонтов из Москвы уезжает в северную столицу, чтобы поступить в университет. Но ему не засчитывают два года обучения в Москве. Поэтому он колеблется: надо ли ему связывать свою жизнь с армией. Он много размышляет, прислушиваясь к советам родственников. Гуляя на берегу Финского залива, он видит парусный флот и отдельно стоящие корабли.

Появляются вдохновенные строки короткого стихотворения М.Лермонтова «Парус», анализ которого мы начали.

Тематика стихотворения

Это философско-лирическое произведение, в которое включён пейзаж. В голубом тумане моря автор видит, на фоне светлых лазурных волн, под лучом солнца, одинокий парус. Пейзаж в стихотворении - это внутренний мир человека. Далее мы разовьем эту мысль поэта и рассмотрим стихотворение Лермонтова «Парус». Анализ коротко разберёт все элементы произведения.

Тема, идея стихотворения

Что значит море для поэта? Бурные житейские волны. А парус - это он сам, неприкаянный и не решивший, что ему делать. Одиночество в мире чиновников, большого света, куда он стремится, и где его не принимают, - это главная мысль, которая занимает молодого человека. Он во всём желает совершенства, но этого никто не оценивает.

В Николаевскую эпоху, после декабрьского восстания, большинство дворян до дрожи боится в чём-либо противоречить императору. Мятежный дух поэта прорывается в стихотворении «Парус», который ищет бурь, не боясь их. То есть для Лермонтова, столкновение с миром чиновников неизбежно как неотвратимы и штормы, которые парус не просто встретит на своём пути, а даже найдёт их. Он отыщет свою высокую цель, ради которой имеет смысл жить, преодолевая все помехи и препятствия на своём пути. Мы продолжаем анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Парус».

Композиционное построение

В стихотворении всего три строфы. Каждая из них начинается описанием пейзажа, который постоянно меняется: он то спокоен, то разыгрывается ветер и под ним гнётся мачта, то вновь море успокаивается, сияет лазурью, и пробивается луч солнца. В каждой строфе мы видим автора, с волнением наблюдающего за парусом. Он задаётся вопросами, которые связаны с психологически неустойчивым состоянием поэта.

Образы

Автор в своём произведении использовал аллегорию. Жизнь обозначена, как образ моря, то спокойного, то бурного. Оно символизирует тернистые, запутанные, суровые пути. Парус - это символ человека с его проблемами, поисками, устремлениями. Так возникает конфликт между человеком и жизнью, в которую он брошен, и смыслом, который он хочет найти.

Художественные средства автора

Продолжая анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус», мы рассмотрим художественные приёмы автора. Произведение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой. Поэт применяет инверсию (парус - одинокий, море - голубое), антитезу (кинул - ищет, страна - далёкая, край - родной), олицетворение (волны играют, ветер свищет), обилие глаголов. Все это усиливает впечатление от стихотворения.

Лингвистический анализ текста стихотворения Лермонтова «Парус»

Мы уже упоминали, что всё стихотворение построено на противопоставлениях. Пейзажные двустишия сталкиваются с психологическими. Антитезой также служит пара море (бытийное) и парус, под которым понимается человек, который борется с препонами жизни. Для усиления выразительности применена, кроме уже упомянутых средств, анафора («что ищет», «что кинул»). Большое количество глаголов выражают динамику, изменчивость природы и паруса.

Особо напряжена вторая строфа. Всё живо: природа, море, парус. Именно здесь указано, что счастья он не ищет, но и не бежит от него. Эта конструкция построена зеркально. Здесь мы впервые встречаемся с фатализмом, который углубится в более поздних произведениях Лермонтова: "пусть случится то, что должно произойти". В синтаксисе интересен параллелизм:

  • "Белеет парус в тумане…";
  • "Ищет он в стране...";
  • "Кинул он в краю...".

Слово «парус» использовано только один раз. Вместо него имеется 6 местоимений «он». В синтаксисе двух последних строк каждого четверостишия применяются или вопросительные, или восклицательные знаки. На этом мы завершим анализ «Паруса» Лермонтова.

  • Это стихотворение стало романсом. А. Варламов написал музыку в 1848 году, А. Рубинштейн - год спустя. Наш современник А. Матюхин в 1985 году также положил его на музыку и проникновенно исполнил.
  • «Парус» опубликовали после смерти М. Лермонтова в 1841 году.
  • Впервые он упоминается в письме к В. Лопухиной.
  • Первая строка в первоначальном варианте звучала как «Белеет парус отдалённый».

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Анализ стихотворения «Парус» Михаила Лермонтова

Лермонтов написал стихотворение «Парус» в 1832 г. Юный поэт еще только начинал свой творческий путь. Тем не менее, в произведении он уже затрагивает серьезные философские вопросы, разработкой которых будет заниматься в течение всей жизни.

По жанру «Парус» является лирическим стихом. Его тема непосредственно связана с реальным событием в жизни Лермонтова. В возрасте семнадцати лет поэт бросает учебу в Московском университете и переезжает в Петербург, где под давление бабушки поступает в школу прапорщиков. Переезд в столицу был первым ответственным решением Лермонтова. От него зависела вся дальнейшая судьба поэта. В стихотворении «Парус» в полной мере отразились его размышления и надежды.

Центральный образ стихотворения – одинокий парус в безбрежном море, который сравнивается с состоянием лирического героя. Лермонтов сразу ставит риторические вопросы о цели своего существования. В них аллегорически противопоставляются Москва («в краю родном») и Петербург («в стране далекой»).

Спокойное море поэт сравнивает со своей прежней безмятежной жизнью. Романтическая натура Лермонтова жаждет перемен. Карьера военного не была его идеалом, просто в ней поэт видел возможность активной деятельности. На самом деле он еще находился на жизненном перепутье.

В стихотворении просматривается мотив одиночества и неприятия окружающего мира, свойственный поздней лирике Лермонтова. Беспокойная натура поэта подобна «мятежному» парусу, который «просит бури». Большое значение имеет утверждение: «он счастия не ищет». Лермонтов признается, что его стремление к активной деятельности не связано с улучшением собственного положения. Он сознательно готов к жизненным лишениям и страданиям ради свершения какого-либо великого поступка.

Философский смысл стиха не умаляет его художественных достоинств. «Парус» — прекрасный образец пейзажной лирики. Яркие эпитеты создают перед читателем удивительно правдивую картину («голубом», «золотой»).

Произведение проникнуто особой динамикой. Автор применяет риторические вопросы и восклицания. Многоточия подчеркивают глубину размышлений лирического героя.

В целом стихотворение «Парус» — очень глубокое. В нем молодой Лермонтов смог показать наличие большого многогранного таланта. Мастерское сочетание чистой лирики с философской темой – редкое поэтическое качество. Лермонтов заявил о себе, как о поэте, которого ждет великое будущее.

Лермонтов
Худ. П.Борисов

Стихотворение “Парус” М.Ю.Лермонтова стало любимым среди поклонников поэта задолго до того, как вошло в школьные учебники. Смыл поэзии, мироощущение стихотворца и человека, мечты поэта и проза жизни – все здесь. Об этом и анализ стихотворения , который сопровождается иллюстрациями картин разных художников.

Очень рано, но сразу мудро и философски начал писать свои произведения гениальный Мастер. Так, Лермонтов , в возрасте 17 лет, 2 сентября 1832 года, в письме к Марии Лопухиной, помещает первоначальный текст стихотворения «Парус» , одного из самых романтических и чувственных образцов лермонтовского пера.

Парус. Рисунок Лермонтова (не является иллюстрацией, т.к. датируется более ранним временем написания – 1831г.)

Стихотворение повествует нам о глубокой, но неразделенной любви, причем в это чувство вкладывается многое: любовь к женщине, свободе, воле, жизни и поэзии. Автор, изображая море, не ставил перед собой цели показать только морской пейзаж. Он отождествляет лирического героя с парусом, чтобы передать мироощущение человека, потерявшегося в стихии жизни. Образ паруса в бескрайнем море символизирует одиночество человека , но в то же время это и бунт мятежной души. Лермонтов размышляет о настоящем, о будущем. Чувствуются мотивы сущности человеческого бытия. Лирический герой не отдается порывам судьбы, а хочет перемен. Он ищет себя и пока не может понять, что ему нужно в жизни. Определился лишь с главным: спокойствие – его враг.

Сильный ветер. И. Айвазовский

Композиционно стихотворение состоит из трех строф, причем в каждой строфе наблюдаем психологический параллелизм : первые две строки рисуют пейзаж и парус, следующие за ними две вторые, кажется, все о том же парусе, но нет! Это размышления о жизни лирического героя, ассоциирующего себя с утлым суденышком, потерявшимся в огромном море жизни. Всякий раз в двух строках о лирическом герое мы видим повтор. В первой строфе – ассонанс , усиливающий тревожность и метания души, а также синтаксический параллелизм для акцента на вопросе бытия и героя, и автора, и поэтического образа паруса:

Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

У берегов И. Айвазовский

Вторая строфа выделяет слово “счастие”, причем вариант устаревший, без мягкого знака, тем самым автор подчеркивает беспокойный характер, одиночество и грусть своего персонажа, его особенный статус, благородный, возвышенный:

Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Парусник в море. И.Айвазовский

Той же цели – выделить слово – служит и повтор слова в третьей строфе:

А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Яркой картину делают составные эпитеты , слившиеся в одно целое с определяемым словом: “в тумане моря голубом”, “струя светлей лазури”, “луч солнца золотой”. Настроение и характер героя передают уже эпитеты одиночные : парус “одинокой”, он “мятежный”. Идея противопоставления лирического героя и общества, толпы, не признающей его особую роль, в дальнейшем творчестве Лермонтова станет почти главной. Сейчас она уже заявлена четко, а юному поэту всего 17 лет…

Под парусом мечты. М. Иваненко

Соединяя в одном олицетворении образ паруса и лирического героя (“а он, мятежный, просит бури”), олицетворением же рисуя пейзаж (“играют волны”, “ветер свищет”), Лермонтов и раскрывает характер, и представляет жизненную картину, и передает в стихотворной форме свои переживания. Потому одинокий парус в открытом море стал аллегорией неспокойной души, поиска смысла жизни и своего места в мире.

Берег лагуны И.Левитан

По ритму произведение звучит легко, непринужденно, как и следует четырестопному ямбу с перекрестной рифмой , но, тем не менее, во второй строфе легкость приобретает несколько иной оттенок. Возникший ветер поднимает волны, создается ощущение бури: «и мачта гнется и скрыпит…». Много глаголов придают повествованию динамику , экспрессию. Природа и судьба, кажется, услышали мольбу, но… Буря не освобождает лирического героя от бытия, не облегчает душу, не успокаивает и не дает ответов на вопросы, хотя мысли героя о буре не оставляют его. Значит, счастье не где-то там, в жизни, оно должно быть внутри самого человека. Однако в выборе между умиротворенностью и сильными эмоциями герой отдает предпочтение именно буре, ведь именно здесь пробуждается стихийность, сила, появляется восторг и восхищение природным хаосом.

Паруса удачи. И.Медведев

Резкий переход из одного состояния в другое, прием контраста (морской туман и играющие волны; лазурная волна и золотой солнечный луч), антитеза (родной край – страна далекая) подчеркивают мятежность души героя, его активный поиск себя. «Парус» силен духом, возвышен, окрылен, он требует сильных чувств, экспрессии, а не обычного мирного существования. Герой неутомим и не покорен судьбе, он одинок и свободен.

Парус. Н. Гаврилова

Данный анализ стихотворения Лермонтова «Парус» дает возможность почувствовать, что произведение и по сей день не теряет своей актуальности, в нем раскрывается тема души человека, поднимается тема поэта и поэзии, роли поэта в обществе. В то же время раскрывается проблема бунта против действительности, тревоги за свою будущность, вечной борьбы высокой, широкой души с окружающим миром.

    Похожие записи

«Парус» имеет стихотворный размер ямб, в котором четыре стопы. Автор использовал перекрестную рифму строф (первая с третьей, а вторая с четвертой). Михаил Юрьевич Лермонтов отлично описал парус подразумевая своё «Я», а события своей жизни обозначил как образ моря, которое постоянно хочет сломать его. Соотношения «парус ― человек» и «море ― жизнь» ― аллегоричные. Михаил Юрьевич пытается понять: возможно ли найти тихую гавань среди бушующего моря и таких же одиноких людей, брошенных в водоворот событий жизни.

В каждом четверостишии две строки изображают изменение водной стихи, а следующие две ― внутренний мир Лермонтовского героя . Автор осознанно (а может и нет) разделяет эти строки многоточием, как бы подчеркивая раздел природы и психологического состояния.

М.Ю. Лермонтов ― гениальный поэт, как и многие другие русские поэты. Но стих «Парус», написанное в семнадцать лет, явно говорит нам о подростковом кризисе парня, который длительное время находился под пристальными взглядами и наставками учителей благородного пансионата (позже гимназии) при Московском университете, а далее преподавателей этого же университета.
В данном творении отразились переживания юноши о своей прошлой жизни и возможном будущем. Ведь незадолго до этих событий он бросил учебу в Московском университете так и не став филологом. Но любимая бабушка убедила юного сорванца поступить в Петербургскую юнкерскую школу. Это наталкивало молодого человека на размышления о своем скоротечном прошлом и возможной будущей судьбе. Эти сильные переживания стали основой для написания стиха.
Туман в море явно ассоциируется с неопределенностью в будущем, которое возможно пугало неизвестностью стихотворца.

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..

В произведении прослеживается динамика событий: сначала море голубое, тихое и гладкое, а позже – бурлит и свирепствует:

Играют волны ― ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…

Также видна аналогия лирического героя стихотворения и паруса: ни тот, ни другой не знают, чего хотят, чего ожидают и чего стоит ожидать.

Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

И когда парусник сталкивается с трудностями в пути, они тоже не приносят облегчения. Внутреннее одиночество и морской простор не могут дать свободу от томительных вопросов, буря не дарует счастья. Тревожные ощущения от увиденной картины перетекает в грусть и сознание того, что счастья не было и оно для паруса невозможно.

Главный герой ― одинокий и мятежный. Лермонтов связал одиночество с невозможностью счастья. Но парус силён духом и непокорный судьбе. «Парус» Лермонтова ― это символ бунтарства, неуемности, не успокоенности и постоянной борьбе души с окружающим миром.

Много??? Это очень мало

1. Автор и название стихотворения. 2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено, литературное направление). 3. Эмоциональная окраска и жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет… 4. Общая тематика стихотворения (пейзажная, общественно-политическая, любовная, философская лирика…). 5. Тема, идея стихотворения. 6. Образы стихотворения (ключевой образ лирического героя). 7. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора (подобрать «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов; проанализировать художественные приёмы, которые использует автор): Тропы - слова и обороты, которые употребляются в образном (переносном) значении: 1. эпитет - художественное определение; 2. сравнение – сопоставление предметов и явлений; 3. аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; 4. ирония - скрытая насмешка; 5. гипербола - художественное преувеличение; 6. литота - художественное преуменьшение; 7. олицетворение – неживые предметы наделяются качествами человека; 8. метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений (союзы «как», «словно»); 9. перифраза - описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова, понятия, образа (солнце русской поэзии = А.С. Пушкин); 10. паралеллизм - однородное синтаксическое построение предложений или их частей. Стилистические фигуры: 1. повторы (рефрен); 2. риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа; 3. антитеза (противопоставление); 4. градация (например: светлый - бледный - едва заметный); 5. инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; 6. умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам. Поэтическая фонетика: 1. аллитерация - повторение одинаковых согласных; 2. ассонанс - повторение гласных;
3. анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз
или строф;
4. эпифора - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
Использование лексических средств (синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы,
неологизмы).
8. Стихотворный размер:
А) двусложные размеры:
"_ _ / "_ _ / "_ _ хорей;
_ _" / _ _" / _ _" /_ _" ямб;
Б). трехсложные размеры:
"_ _ _ дактиль;
_ _" _ амфибрахий;
_ _ _" анапест.
_ _ пиррихий (пропуск ударения в двусложном размере)
В). верлибр (свободный или белый стих)
9. Рифма:
аабб - парная;
абаб - перекрестная;
абба - кольцевая.
10. Образ лирического героя, авторское "Я".
11. Цветопись.
12. Ваши впечатления о стихотворении.
Вот что должно быть описано



Новое на сайте

>

Самое популярное