Домой Десны Хульные мысли психиатрия. Навязчивые состояния (обсессии)

Хульные мысли психиатрия. Навязчивые состояния (обсессии)


Мысли хульные. Мысли, противоречащие морально-этическим свойствам личности, представлениям больного об идеалах, мировоззрению, отношению к близким и т.п. В силу этого крайне тягостно переживаются, депримируют больного.

  • Агония - Агония (греч.) - такое состояние больного, при котором появляются верные симптомы скорой смерти. Слово "агония", означающее борьбу со смертью, не всегда удачно, так как иногда смерть представляется ти...
  • Марокетти, Михаил Петрович - Марокетти, Михаил Петрович (1783-1860) - доктор медицины, был врачом СПб. театральной школы. В своем соч. о водобоязни ("Observations sur l"hydrophobie", СПб., 1821) старался доказать, что после укуше...
  • СОЦИОРЕАДАПТАЦИЯ - СОЦИОРЕАДАПТАЦИЯ (англ. social readaptation) - конечный результат процесса социальной реабилитации, определяющей качество жизни больного после тяжелой болезни. С. не ограничивается только трудовой...
  • ЭВТАНАЗИЯ (от греч. ей - ЭВТАНАЗИЯ (от греч. ей хорошо и Thanatos бог смерти) удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти к. л. действиями или средствами, в т.ч. прекращением искусственных мер по поддержанию жи...
  • БИЛО - БИЛО – этноспецифический термин, означающий форму психотерапии, практикуемую в народной медицине Мадагаскара, направленную на гармонизацию самооценки больного, мучимого симптомами невротическими (раз...
  • Библиотерапия - Библиотерапия (библио + греч. therapeia – забота, уход, лечение). Метод психотерапии, основанный на педагогически-дидактических принципах. Осуществляется при помощи книг, в первую очередь художествен...
  • Болезни картина аутопластическая - Болезни картина аутопластическая (греч. autos – сам, plastike – формирование, образование) . Сумма ощущений, переживаний и настроений больного вместе с его собственным представ...
  • Бредовая защита. - Бредовая защита. Защитное поведение больного, обусловленное его бредовыми переживаниями. Включает действия больного, направленные против предполагаемых врагов, собирание доказательств своей правоты (...
  • Влечение. - Влечение. Психологическое состояние, неосознаваемый этап формирования потребности. Представленная в нем потребность либо не развивается, угасает, либо, становясь осознаваемой, реализуется в форме кон...
  • Гуревича–Голант–Озерецковского синдром насильств - Гуревича–Голант–Озерецковского синдром насильственной непреодолимости влечений [Гуревич М.О., 1925; Голант Р.Я., 1929; Озерецковский Д.С., 1950]. Наблюдается главным образом при хроническом течении э...
  • Дежерина директивная психотерапия - Дежерина директивная психотерапия . Психотерапевтический метод, основанный на суггестии и воспитании. Существенное значение придается эмоциональной насыщенности психотерапевтичес...
  • Дезактуализация бреда - Дезактуализация бреда (дез + лат. actualis – действующий, действенный). Временное или длительное, стойкое уменьшение значимости бреда, переставшего существенно влиять на поступки больного. Нередко сн...
  • Дюбуа рациональная психотерапия - Дюбуа рациональная психотерапия . основана на воздействии на больного логическим убеждением в бодрствующем состоянии. Проводится в форме диалога между больным и врачом, в течение кот...
  • Индивидуальная карта амбулаторного больного. - Индивидуальная карта амбулаторного больного. Основной учетно-оперативный медицинский документ, заполненяемый на амбулаторного больного в поликлинических отделениях психоневрологических диспансеров и...

Навязчивые мысли, которые в психиатрии называют обсессиями, являются одним из проявлений невроза навязчивых состояний, хотя в мягких формах они могут быть не связаны с этим психическим нарушением. При этом человек сам осознает болезненность своего состояния, но не может ничего с собой поделать. В отличие от рациональных сомнений, свойственных каждому здоровому человеку, навязчивая идея не исчезает даже после того, как больной удостоверится в ее необоснованности. По содержанию такие мысли могут быть очень разнообразны и возникать вследствие пережитых психотравмирующих обстоятельств, стресса, непреодолимых сомнений и воспоминаний. Также обсессии входят в симптомокомплекс различных заболеваний психики.

Подобно бредовому расстройству, навязчивая идея может полностью овладеть сознанием больного вопреки любым попыткам прогнать ее от себя. Стоит подчеркнуть, что навязчивые мысли в чистом виде встречаются довольно редко, гораздо чаще они сочетаются с фобиями, компульсиями (навязчивыми действиями) и т.д. Так как подобное психическое расстройство порождает дискомфорт и существенно осложняет жизнь практически во всех ее сферах, больной, как правило, сам начинает искать способы, как избавиться от навязчивых мыслей или сразу обращается к психотерапевту.

Предрасполагающие факторы

Синдром навязчивых состояний может возникнуть по самым разным причинам, хотя точное объяснение этиологии этого явления ученые пока не нашли. На сегодняшний день существует лишь несколько общих гипотез о происхождении патологического состояния. Так, согласно биологической теории, причины навязчивых идей кроются в физиологических или атомических особенностях головного мозга и вегетативной нервной системы. Обсессии могут возникнуть вследствие нарушения обмена нейромедиаторов, серотонина, дофамина и т.д. Инфекционные и вирусные заболевания, прочие физические патологии, беременность могут спровоцировать усиление навязчивых состояний.

Генетическая предрасположенность также является фактором, способным спровоцировать описываемое психическое расстройство. В качестве подтверждения этой теории, можно привести проведенные исследования с однояйцевыми близнецами, которые в равной степени имели признаки заболевания.

Навязчивые мысли, согласно психологической гипотезе, являются следствием определенных личностных особенностей, которые могли сформироваться под влиянием семьи, общества и т.д. Вероятными причинами развития данного психического расстройства может стать заниженная самооценка, стремление к постоянному самоуничижению, а также наоборот завышенное самомнение и стремление к доминированию. Чаще всего проблемы с самооценкой имеют подсознательный характер.

В виде обсессий могут проявиться любые скрытые страхи при нехватке у человека уверенности в себе. Отсутствие четких приоритетов и целей в жизни может привести к тому, что навязчивые мысли станут способом убежать от реальности или рассматриваться больным как оправдание своего эгоизма и безответственности.

Проявления

Непреодолимые навязчивые мысли – это основное проявление обсессий. Патологические симптомы, возникающие при таком расстройстве, можно условно поделить на несколько групп:

Как правило, при обсессии у человека меняется характер – он становится тревожным, подозрительным, боязливым, неуверенным в себе. Иногда невроз навязчивых состояний сопровождается галлюцинациями. Часто обсессии становятся признаком таких патологий, как психоз или шизофрения.

У ребенка обсессия может проявиться в необоснованных страхах, а также компульсиях, таких как, сосание пальца или прикасание к волосам. Подростки при таком расстройстве способны выполнять некие бессмысленные ритуалы, например, считать ступеньки или окна зданий. Нередко дети школьного возраста мучаются от необоснованного страха смерти, озабоченности собственной внешностью и т.д. Важно отметить, что в виду неустойчивости детской психики, при неврозе навязчивых состояний помощь должна быть оказана своевременно, так как в противном случае возможно развитие более тяжелых и трудно устранимых психических нарушений.

Физиологические симптомы невроза навязчивых состояний включают в себя:


Если игнорировать проявления заболевания, возможно развитие довольно неприятных и тяжелых последствий. Так, у человека может начаться депрессия, алкогольная или наркотическая зависимость, проблемы во взаимоотношениях с членами семьи и коллегами, значительно ухудшится качество жизни в целом.

Агрессивные обсессии

Агрессивными обсессиями в психиатрии называют контрастные навязчивые мысли. У больного могут возникать патологические идеи о причинении физического вреда кому-либо, совершении насилия или даже убийства. Так, к примеру, человек может бояться придушить собственного ребенка, вытолкнуть родственника из окна и т.д. Навязчивые мысли о смерти и суициде также относятся к агрессивным обсессиям, так как в этом случае больной может стремиться причинить вред самому себе.

Люди, страдающие от контрастных навязчивых мыслей, испытывают сильный страх, что в один момент они могут поддаться этим импульсам. Если же агрессивные навязчивости не являются побуждением к действию, они вызывают в сознании четкие образы неких насильственных действий.

Иногда контрастные обсессии становятся настолько живыми и яркими, что больной начинает путать их с настоящими воспоминаниями. Такие люди могут совершать разнообразные проверки, чтобы удостовериться, что ничего подобного они не совершали в реальности. Так как расстройство, протекающее в агрессивной форме, делает больного опасным, как для себя самого, так и для окружающих, грамотное лечение становится острой необходимостью.

Терапия

Говоря о том, как бороться с навязчивыми мыслями, стоит отметить, что не тяжелые формы расстройства вполне можно скорректировать самостоятельно, приложив для этого определенные усилия. Лечение невроза навязчивых состояний в домашних условиях может включать в себя:


Лечение навязчивых идей может включать в себя и тай метод, как их записывание. Пациентам рекомендуется фиксировать свои мысли в специально отведенной для этого тетради, чтобы выплеснуть негативную энергию. В качестве альтернативы можно высказать собственные навязчивые мысли кому-то из близких – это позволит не просто выразить свои чувства и эмоции, но и получить необходимую психологическую поддержку.

Чтобы побороть собственные навязчивые мысли, необходимо комплексное лечение, предполагающее соблюдение вышеописанных рекомендаций и прикладывание максимум усилий для устранения проблемы. Важно осознать, что это лишь временное явление, с которым вполне можно справиться. Если же избавиться от невроза навязчивых состояний не получается собственными силами в виду неких специфических особенностей мышления, лучше обратиться к квалифицированному психиатру или психотерапевту, который предложит эффективное лечение с помощью психотерапевтических и физиотерапевтических методик, а также медикаментозных средств.

Особую эффективность в лечении невроза навязчивых состояний показала когнитивно-поведенческая психотерапия, в частности широко применяемы метод «остановки мысли». Также широкое распространение навязчивых мыслей получило лечение с помощью психоанализа и трансакционного анализа, включающего в себя игровые методики, позволяющие пациенту перебороть собственные обсессии еще на самом начале этапе развития психического расстройства. Психотерапевтические сеансы могут проходить в индивидуальной и групповой форме, в зависимости от особенностей характера и психики больного. В совокупности с психотерапией хорошие результаты может принести гипноз, который применим даже в детском возрасте.

Навязчивыми идеями называются представления и мысли, непроизвольно вторгающиеся в сознание больного, который прекрасно понимает всю их нелепость и в то же время не может с ними бороться.

Навязчивые идеи составляют сущность симптомокомплекса, который носит название синдрома навязчивых состояний (психастенический симптомокомплекс). В состав этого синдрома, наряду с навязчивыми мыслями, входят навязчивые страхи (фобии) и навязчивые влечения к действиям. Обычно эти болезненные явления не встречаются порознь, а бывают тесно связаны друг с другом, составляя вместе навязчивое состояние.

Д.С. Озерецковский считает, что в общем понятии навязчивых состояний должен отмечаться признак их доминирования в сознании при наличии в основном критического отношения к ним со стороны больного; как правило, личность больного борется с ними, причем эта борьба принимает иногда чрезвычайно мучительный для больного характер.

Навязчивые мысли иногда могут эпизодически появляться и у психически здоровых. Они связаны нередко с переутомлением, иногда возникая после бессонной ночи, и обычно носят характер навязчивых воспоминаний (какой-либо мелодии, строки из стихотворения, какого-либо числа, имени, зрительного образа и проч.).Часто навязчивое воспоминание по своему содержанию относится к какому-либо тяжелому переживанию устрашающего характера. Основное свойство навязчивых воспоминаний заключается в том, что, несмотря на нежелание о них думать, мысли эти навязчиво всплывают в сознании.

У больного же навязчивые мысли могут заполнить все содержание мышления и нарушить нормальное его течение.

Навязчивые мысли резко отличаются от бредовых идей тем, что, во-первых, больной к навязчивым мыслям относится критически, понимая всю их болезненность и нелепость, и, во-вторых, тем, что навязчивые мысли обычно носят непостоянный характер, часто возникая эпизодически, как бы приступами.

Характерным при навязчивом мышлении являются сомнения, неуверенность, сопровождаемые напряженным чувством тревоги. Это аффективное состояние тревожной напряженности, тревожной неуверенности - мнительности является специфическим фоном навязчивых состояний.

Содержание болезненных навязчивых мыслей может быть разнообразным. Чаще всего встречается так называемое навязчивое сомнение , которое в нерезко выраженной форме периодически может наблюдаться и у здоровых. У больных навязчивое сомнение приобретает весьма тягостный характер. Больной вынужден постоянно думать о том, например, не загрязнил ли он себе рук прикосновением к ручке дверей, не внес ли он в дом заразу, не забыл ли закрыть дверь или потушить свет, спрятал ли он важные бумаги, правильно ли написал или сделал то, что ему было нужно и т.д.

Вследствие навязчивых сомнений больной крайне нерешителен, например, он по многу раз перечитывает написанное письмо, не будучи уверен в том, что он не сделал в нем какой-либо ошибки, проверяет помногу раз адрес на конверте; если ему приходится написать одновременно несколько писем, то он сомневается, не перепутал ли он конвертов и проч. При всем этом больной ясно сознает нелепость своих сомнений, а вместо с тем он не в состоянии с ними бороться. Однако при всем этом больные сравнительно быстро «убеждаются», что их сомнения необоснованны.

В некоторых тяжелых случаях навязчивые сомнения иногда приводят к ложным воспоминаниям. Так, больному кажется, что он не уплатил за купленное в магазине. Ему кажется, что он совершил какую-то кражу. «Не могу различить, сделал ли я это или нет». Эти ложные воспоминания, видимо, возникают из связанной с навязчивостью бедной мыслью, но интенсивной деятельностью фантазии.

Иногда навязчивые мысли приобретают характер навязчивого или болезненного мудрствования. При болезненном мудрствовании навязчиво возникает в сознании ряд самых нелепых и в большинстве случаев неразрешимых вопросов, как, например, - кто может сделать ошибку и какую? Кто сидел в только что проехавшем автомобиле? Что было бы, если бы больной не существовал? Не повредил ли он чем-либо кому-либо? и т.п. У некоторых больных отмечается своеобразная навязчивая «скачка идей в форме вопросов» (Яррейс).

Иногда навязчивые мысли носят характер контрастирующих идей или, скорее, контрастных влечений , когда навязчиво возникают в сознании мысли и влечения, находящиеся в резком противоречии с данной ситуацией: например навязчивое стремление прыгнуть в пропасть, стоя на краю обрыва, навязчивые мысли с нелепым юмористическим содержанием во время разрешения какого-либо серьезного делового вопроса, хульные мысли в торжественной обстановке, например во время похорон и проч.

Мы уже указывали выше, что навязчивые мысли сопровождаются напряженным чувством тревоги. Это чувство тревоги может получить доминирующее значение при навязчивых состояниях, приобретая характер навязчивого страха.

Навязчивые страхи (фобии) являются весьма тягостным переживанием, выражающимся в немотивированном страхе с сердцебиением, дрожанием, потливостью и т.д., навязчиво возникающем в связи с какой-либо, часто самой обычной жизнен ной ситуацией. По своей сути это тормозные состояния со страхом при различных обстоятельствах. Сюда относятся: страх перейти через большие площади или через широкие улицы (агорафобия) - боязнь пространства; страх перед замкнутым, тесным пространством (клаустрофобия), например боязнь узких коридоров, сюда же можно отнести навязчивый страх при нахождении среди толпы людей; навязчивая боязнь острых предметов - ножей, вилок, булавок (айхмофобия), например боязнь проглотить гвоздь или иголку в пище; боязнь покраснеть (эрейтофобия), которая может сопровождаться покраснением лица, но может быть и без покраснения; боязнь прикосновения, загрязнения (мизофобия); страх смерти (танатофобия).Различными авторами, особенно французскими, описано множество других видов фобий вплоть до навязчивого страха перед возможностью появления самого страха (фобофобия).

Навязчивые страхи иногда встречаются при некоторых профессиях (профессиональные фобии), например у артистов, музыкантов, ораторов, у которых в связи с публичными выступлениями может появиться страх, что они все забудут и напутают. Навязчивые страхи часто бывают связаны с навязчивыми мыслями, например боязнь прикосновения может появиться в связи с сомнением в возможности заражения какой-либо болезнью, например сифилисом, путем прикосновения к дверной ручке и проч.

Навязчивые влечения к действиям также частично связаны с навязчивыми мыслями, а кроме того со страхами и могут вытекать непосредственно как из тех, так и из других. Навязчивые влечения к действиям выражаются в том, что больные чувствуют непреодолимую потребность совершать тот или иной поступок. После совершения последнего больной сразу успокаивается. Если больной пытается сопротивляться этой навязчивой потребности, то он переживает очень тяжелое состояние аффективной напряженности, от которого он может избавиться, лишь совершив навязчивое действие.

Навязчивые действия могут быть разнообразными по своему содержанию - они могут состоять в следующем: стремление к частому мытью рук; навязчивая потребность считать какие-либо предметы - ступеньки лестниц, окна, проходящих мимо людей и т.д. (арифмомания), читать встречающиеся на улице вывески, стремление произносить циничные ругательства (иногда шепотом), особенно в неподходящей обстановке. Указанное навязчивое действие связано с контрастирующими идеями (см. выше) и носит название копролалии. Иногда встречается навязчивое влечение к совершению каких-либо, ставших привычными, движений - кивания головой, покашливания, гримас. Эти так называемые тики во многих случаях находятся в тесной связи с навязчивыми состояниями и нередко имеют психогенное происхождение.

Ряд навязчивых поступков может носить характер так называемых защитных действий , совершаемых больными для того, чтобы избавиться от мучительного аффекта, связанного с навязчивым состоянием, больной, например, берется платком за ручки дверей, непрестанно моет руки, чтобы избавиться от тревоги; связанной со страхом заражения; проверяет определенное количество раз заперта ли дверь, для того, чтобы не испытать болезненного сомнения. Иногда больные придумывают различные сложные защитные ритуалы для того, чтобы гарантировать себя от навязчивых сомнений и страхов. Так, например, один из наших больных с навязчивым страхом смерти чувствовал себя спокойнее, имея постоянно при себе в кармане порошок камфоры на случай, если ему будет грозить остановка сердечной деятельности, или другой больной с навязчивыми сомнениями должен был непременно прочесть три раза написанное им письмо для того, чтобы гарантировать себя от ошибок, и проч.

Навязчивые мысли могут носить невротический эпизодический характер (невроз-навязчивых состояний) или же быть более постоянным хроническим явлением при психастении, как одной из форм психопатий, соответствующей, по терминологии К. Шнейдера, ананкастной форме психопатии. Правда, и при психастении отмечаются периодические обострения навязчивых состояний, особенно под влиянием переутомления, истощения, лихорадочных заболеваний и психотравматизирующих моментов. Фазность, периодичность течения приступов навязчивых состояний заставила некоторых авторов (Хейльброннер, Бонгеффер) относить синдром навязчивых состояний к циклотимической конституции, к маниакально-депрессивному психозу. Однако это не совсем так. Конечно, навязчивые идеи довольно нередко могут встречаться при депрессивной фазе маниакально-депрессивного психоза. Однако еще чаще можно наблюдать навязчивые состояния при шизофрении и особенно в начальных стадиях болезни, а также и в более поздних стадиях при вяло текущих формах шизофрении. Бывают иногда трудности дифференциальной диагностики между навязчивыми состояниями при шизофрении и ананкастной психопатией, тем более, что некоторыми авторами описывается ананкастное развитие психопатического характера на почве шизофренного дефекта. Следует также отметить, что шизофренические стереотипии и автоматизм в своих элементах персеверации имеют известное сходство с навязчивыми проявлениями - их однако следует отличать от вторичных навязчивых действий, вытекающих из навязчивых мыслей и фобий. Навязчивые состояния в виде приступов описаны были также при эпидемическом энцефалите. Навязчивые состояния наблюдались также при эпилепсии и других органических заболеваниях мозга.

Классифицируя навязчивые состояния, Д.С. Озерецковский (1950) различает: навязчивые состояния как типичные для психастении, навязчивые состояния при шизофрении, являющиеся автоматизмами, связанными с переживаниями частичной деперсонализации; навязчивые состояния могут встречаться при эпилепсии и возникать в рамках особых состояний, свойственных этому заболеванию. Наконец, навязчивые состояния при эпидемическом энцефалите и других органических заболеваниях мозга Д.С. Озерецковский рассматривает в группе особых насильственных состояний, которые следует отделять от навязчивых. Таким образом, навязчивые состояния могут встречаться при различных заболеваниях. Некоторые авторы (Кан, Керер, Яррейс) совершенно необоснованно считают, что, возможно, здесь дело идет о гомологическом наследственном предрасположении, проявляющемся под влиянием различных причин.

Многие указывали на характерологические особенности больных с навязчивыми состояниями. Это - тревожно-мнительные (Суханов), неуверенные в себе (К. Шнейдер), сенситивные (Кречмер) личности. Во всяком случае, в тяжелых затяжных случаях навязчивых состояний (там, где исключается «симптоматическая» навязчивость, связанная, например, с шизофренией или с маниакально-депрессивным психозом) дело идет о психопатической почве, в смысле тревожно-мнительного характера, составляющего основной аффективный фон навязчивых, психастенических состояний.

П.Б. Ганнушкин относит психастению к психопатиям. Основными чертами характера психастеников, по описанию Ганнушкина, являются нерешительность, боязливость и постоянная склонность к сомнениям.

Источник информации: Александровский Ю.А. Пограничная психиатрия. М.: РЛС-2006. — 1280 c.
Справочник издан Группой компаний РЛС ®

Навязчивые расстройства, прежде всего навязчивый страх, описывались еще врачами древности. Гиппократ (V в. до н.э.) привел клинические иллюстрации подобных проявлений.

Врачи и философы античности относили страх (фобос) к четырем главным «страстям», от которых происходят болезни. Зенон Китайский (336-264 годы до н.э.) в своей книге «О страстях» определил страх как ожидание зла. К страху он причислял также ужас, робость, стыд, потрясение, испуг, мучение. Ужас, по Зенону, есть страх, наводящий оцепенение. Стыд - страх бесчестия. Робость - страх совершить действие. Потрясение - страх от непривычного представления. Испуг - страх, от которого отнимается язык. Мучение - страх перед неясным. Основные виды клинически были описаны уже гораздо позднее.

В 30-х годах XVIII века Ф. Лepe (F. Leuret) описал страх пространства. В 1783 году Мориц (Moritz) опубликовал наблюдения навязчивого страха заболеть апоплексией. Более детально некоторые виды навязчивых расстройств даны у Ф. Пинеля в одном из разделов его классификации под названием «мания без бреда» (1818). Б. Морель, считая эти расстройства эмоциональными патологическими феноменами, обозначал их термином «эмотивный бред» (1866).

Р. Крафт-Эбинг в 1867 году ввел в обращение термин «навязчивые представления» (Zwangsvorstellungen); в России И. М. Балинский предложил понятие «навязчивые состояния» (1858), которое быстро вошло в лексикон отечественной психиатрии. М. Фальре-сын (1866) и Легран дю Солль (1875) выделили болезненные состояния в форме навязчивых сомнений с боязнью прикосновения к различным предметам. Впоследствии стали появляться описания различных навязчивых расстройств, для обозначения которых вводились различные термины: idees fixes (неподвижные, закрепившиеся идеи), obsessions (осада, одержимость), impulsions conscientes (сознаваемые влечения) и другие. Французские психиатры чаще пользовались термином «обсессии», в Германии утвердились термины «ананказм», «ананкасты» (от греч. Ananke - богиня рока, судьбы). Курт Шнайдер полагал, что ананкастические психопаты чаще других проявляют тенденцию к выявлению навязчивостей (1923).

Первое научное определение навязчивостей дал Карл Вестфаль: «… Под именем навязчивых следует подразумевать такие представления, которые появляются в содержании сознания страдающего ими человека против и вопреки его желанию, при незатронутом в других отношениях интеллекте и не будучи обусловленными особым эмоциональным или аффективным состоянием; их не удается устранить, они препятствуют нормальному течению представлений и нарушают его; больной с постоянством признает их за нездоровые, чуждые ему мысли и сопротивляется им в своем здоровом сознании; содержание этих представлений может быть очень сложным, часто, даже большей частью, оно бессмысленно, не находится ни в каком очевидном соотношении с прежним состоянием сознания, но даже самому больному оно кажется непонятным, как бы прилетевшим к нему из воздуха» (1877).

Сущность данного определения, исчерпывающего, но достаточно громоздкого, в последующем не подвергалась принципиальной обработке, хотя дискуссионным считался вопрос об отсутствии сколько-нибудь значительной роли аффектов и эмоций в возникновении навязчивых расстройств. В. П. Осипов как раз этот тезис К. Вестфаля считал не вполне точным, но все же отмечал, что мнение В. Гризингера и других компетентных ученых совпадало с мнением К. Вестфаля. Д. С. Озерецковский (1950), изучивший эту проблему достаточно основательно, определял навязчивые состояния как патологические мысли, воспоминания, сомнения, страхи, влечения, действия, возникающие независимо и вопреки желанию больных, притом неодолимо и с большим постоянством. В последующем A. B. Снежневский (1983) дал более четкое обозначение обсессий, или навязчивых расстройств.

Суть обсессий заключается в принудительном, насильственном, неодолимом возникновении у больных мыслей, представлений, воспоминаний, сомнений, страхов, стремлений, действий, движений при осознании их болезненности, наличии критического к ним отношения и борьбы с ними.

В клинической практике разделяют на те, которые не связаны с аффективными переживаниями («абстрактные», «отвлеченные», «индифферентные») и на аффективные, чувственно окрашенные (A. B. Снежневский, 1983). В первой группе «нейтральных» по отношению к аффекту навязчивых расстройств раньше других описаны часто встречающиеся явления «навязчивого мудрствования». Автором их выделения является В. Гризингер (1845), давший и особое обозначение такому феномену - Grubelsucht. Термин «навязчивое мудрствование» (или «бесплодное мудрствование») В. Гризингеру подсказал один из его больных, который постоянно думал о различных не имеющих никакого значения предметах и считал, что у него развивается «мудрствование совершенно пустого характера». П. Жане (1903) называл это расстройство «умственной жвачкой», а Л. дю Солль - «душевной жвачкой» (1875).

В. П. Осипов (1923) привел яркие примеры такого рода навязчивых расстройств в виде непрерывно возникающих вопросов: «почему земля вертится в определенном направлении, а не в противоположном? Что было бы, если бы она вертелась в обратном направлении? Так же жили бы люди или по-другому? Не были бы они другими? Как бы они выглядели? Почему этот лом четырехэтажный? Если бы он имел три этажа, жили бы в нем те же самые люди, принадлежал бы он тому же хозяину? Был бы он того же цвета? Стоял бы он на той же улице?» С. С. Корсаков (1901) ссылается на клинический пример, который приводил Легран дю Солль.

«Больная, 24 лет, известная артистка, музыкант, интеллигентная, очень пунктуальная, пользуется прекрасной репутацией. Когда она находится на улице, ее преследуют такого рода мысли: «Не упадет ли кто-нибудь из окошка к моим ногам? Будет ли это мужчина или женщина? Не повредит ли себе этот человек, не убьется ли до смерти? Если ушибется, то ушибется головой или ногами? Будет ли кровь на тротуаре? Если он сразу убьется до смерти, как я это узнаю? Должна ли я буду позвать на помощь, или бежать, или прочесть молитву, какую молитву прочесть? Не обвинят ли меня в этом несчастье, не покинут ли меня мои ученицы? Можно ли будет доказать мою невиновность?» Все эти мысли толпою овладевают ее умом и сильно волнуют ее. Она чувствует, что дрожит. Ей хотелось бы, чтобы кто-нибудь успокоил ее ободряющим словом, но «пока никто еще не подозревает, что происходит с ней»».

В некоторых случаях подобные вопросы или сомнения касаются каких-либо весьма ничтожных явлений. Так, французский психиатр Ж. Байарже (1846) рассказывает об одном больном.

«У него развилась потребность расспрашивать о разных подробностях, касающихся красивых женщин, с которыми он встречался, хотя бы совершенно случайно. Эта навязчивость являлась всегда. когда больной видел где бы то ни было красивую даму, и не поступить согласно потребности он никак не мог; а с другой стороны, это было соединено, понятно, с массой затруднений. Постепенно положение его стало настолько тяжелым, что он не мог спокойно сделать несколько шагов по улице. Тогда он придумал такой способ: стал ходить с закрытыми глазами, его водил провожатый. Если больной услышит шорох женского платья, он сейчас же спрашивает, красива ли встретившаяся особа или нет? Только получив от провожатого ответ, что встречная женщина некрасива, больной мог успокоиться. Так дело шло довольно хорошо, но однажды ночью он ехал по железной дороге, вдруг ему вспомнилось, что, будучи на вокзале, он не узнал, красива ли особа, продававшая билеты. Тогда он разбудил своего спутника, стал его спрашивать, хороша ли была та особа или нет? Тот, едва проснувшись, не мог сразу сообразить и сказал: «не помню». Этого было достаточно, чтобы больной взволновался настолько, что нужно было послать доверенное лицо назад узнать, какова была наружность продавщицы, и больной успокоился после того, когда ему сообщили, что она некрасива».

Описанные феномены, как видно из примеров, определяются появлением у больных, вопреки их желанию, бесконечных вопросов случайного происхождения, вопросы эти не имеют никакого практического значения, они часто неразрешимы, следуют один за другим, возникают навязчиво, помимо желания. По образному выражению Ф. Мешеде (1872), такие навязчивые вопросы проникают в сознание больного подобно ввинчиванию бесконечного винта.

Навязчивый счет, или аритмомания, - это навязчивое стремление точно считать и удерживать в памяти количество пройденных шагов, количество встреченных по дороге домов, столбов на улице, прохожих мужчин или женщин, количество автомобилей, стремление складывать их номера и др. Некоторые больные разлагают на слоги слова и целые фразы, подбирают для них отдельные слова с таким расчетом, чтобы получилось четное или нечетное количество слогов.

Навязчивые репродукции или припоминания обозначаются термином ономатомания. Этот феномен был описан М. Шарко (1887) и В. Маньяном (1897). Патология при таких расстройствах выражается в навязчивом стремлении припоминать совершенно ненужные термины, имена героев в художественных произведениях. В других случаях навязчиво воспроизводятся и вспоминаются различные слова, определения, сравнения.

Один больной С. С. Корсакова (1901) иногда среди ночи должен был разыскивать в старых газетах имя лошади, выигравшей когда-то приз, - так сильна у него была навязчивая мысль, связанная с припоминанием имен. Он понимал абсурдность этого, но не успокаивался, пока не находил нужное имя.

Контрастные представления и хульные мысли также могут приобретать навязчивый характер. При этом в сознании больных возникают представления, противоположные их мировоззрению, этическим установкам. Против воли и желания больных им навязываются мысли о нанесении вреда близким людям. У лиц религиозных возникают мысли циничного содержания, навязчиво привязывающиеся к религиозным представлениям, они идут вразрез с их нравственно-религиозными установками. Примером «абстрактных» навязчивостей ирреального содержания может служить следующее клиническое наблюдение С. И. Консторума (1936) и его соавторов.

«Больной Г., 18 лет. Психозов в семье не отмечалось. Сам пациент в возрасте 3 лет, получив давно желанную игрушку, неожиданно ударил ею мать по голове. С 8 лет - выраженные фобии: страх смерти близких, страхи определенных улиц, воды, чисел и пр. В школе блестяще занимался по литературе, плохо - по остальным предметам. В пубертатном периоде стали преследовать своеобразные мысли и состояния: стал бояться огня (спичек, керосиновой лампы) из опасения спалить, сжечь брови, ресницы. Если видел на улице прикуривающего человека, на целый день портилось настроение, больше ни о чем не мог думать, казался потерянным весь смысл жизни. В последнее время огонь больного беспокоит меньше. После окончания школы болел плевритом, в это время появился при чтении лежа страх - казалось, что на книгу сыпятся брови. Стало казаться, что брови повсюду - на подушке, в постели. Это очень раздражало, портило настроение, бросало в жар, а встать было нельзя. За стеной в это время горела керосиновая лампа, ему казалось, что он чувствует, как от нее пышет жар, чувствует, как обжигаются ресницы, осыпаются брови. После выписки устроился инструктором в журнал, но боялся бывать на солнце, чтобы не ожечь бровей. Работа была ему по душе. Легко мог бы с ней справиться, если бы не мешали навязчивые мысли об осыпании бровей на книгу и бумагу. Постепенно появлялись другие навязчивости, связанные с опасениями за свои брови. Стал бояться сидеть у стены, так как к стене «могут прилипнуть брови». Стал собирать брови со столов, платья и «водворять их на место». Вскоре вынужден был уйти с работы. Два месяца отдыхал дома, не читал, не писал. Керосинок стал бояться меньше. На отдыхе чувствовал себя хорошо, но мысль об осыпании бровей не покидала его. Стол мыться помногу раз в день, чтобы смыть «с лица и рук брови». Примачивал брови, чтобы они от высыхания не осыпались. Когда шел пешком от станции домой 3 км, закрывал брови руками, чтобы их не спалила горящая дома керосиновая лампа. Сам считал это ненормальным, но избавиться от подобных опасений не мог. Вскоре вновь устроился на работу, зимой носил демисезонное пальто, так как казалось, что на зимнем - брови. Затем стал бояться входить в комнату, казалось, что на столах - брови, которые полетят на него, что заставит мыться. Боялся дотрагиваться рукой до папки. В дальнейшем появился страх попадания в глаза стекла. Оставил работу, дома в основном лежит, «борется с мыслями», но избавиться от них не может».

Навязчивые сомнения, описанные М. Фальре (1866) и Леграном дю Соллем (1875), близки к навязчивым страхам. Это чаще всего сомнения в правильности своих действий, правильности и завершенности своих поступков. Больные сомневаются, заперли ли они двери, потушили ли свет, закрыли ли окна. Опуская письмо, больной начинает сомневаться, правильно ли написал адрес. В таких случаях возникают многократные проверки своих действий, при этом используются различные способы для сокращения времени перепроверок.

В ряде случаев возникают сомнения в форме навязчивых представлений по контрасту. Это неуверенность в правильности совершаемых поступков с тенденцией действовать в противоположном направлении, реализующаяся на основе внутреннего конфликта между равнозначимыми, но либо недостижимыми, либо несовместимыми желаниями, что сопровождается неодолимым стремлением освободиться от невыносимой ситуации напряжения. В отличие от навязчивостей повторного контроля, при которых превалирует «тревога назад», навязчивые сомнения по контрасту формируются на основе актуальной тревоги, они распространяются на события, происходящие в настоящее время. Сомнения контрастного содержания формируются как изолированный феномен вне связи с какими-либо другими фобиями (Б. А. Волель, 2002).

Примером навязчивых сомнений по контрасту считают, например, неразрешимость ситуации «любовного треугольника», так как пребыванию с возлюбленной сопутствуют представления о незыблемости семейного уклада, и, наоборот, нахождение в кругу семьи сопровождается тягостными мыслями о невозможности расставания с объектом привязанности.

С.А. Суханов (1905) приводит пример из клиники навязчивых сомнений, описывая одного гимназиста, который, приготовив уроки к следующему дню, сомневался, хорошо ли он все знает; тогда он начинал, проверяя себя, вновь повторять выученное, делая это несколько раз за вечер. Родители стали замечать, что он до самой ночи готовится к урокам. При расспросе сын объяснил, что у него отсутствует уверенность в том, что все сделано как надо, он все время сомневается в себе. Это послужило причиной обращения к врачам и проведения специального лечения.

Яркий случай подобного рода описал В. А. Гиляровский (1938). Один из наблюдаемых им пациентов, страдавший навязчивыми сомнениями, три года лечился у одного и того же психиатра и в конце этого периода, придя к нему на прием другой дорогой, стал сомневаться, не попал ли он к другому врачу с такой же фамилией и именем. Чтобы успокоить себя, просил врача три раза подряд назвать свою фамилию и три раза подтвердить, что он - его пациент и что лечится именно у него.

Особенно часто и в самой разнообразной форме встречаются в практике навязчивые страхи, или фобии. Если простые фобии, по Г. Гофману (1922), - чисто пассивное переживание страха, то навязчивые фобии - страх или вообще отрицательная эмоция плюс активная попытка к устранению последней. Навязчивые страхи чаще всего имеют аффективную компоненту с элементами чувственности, образности переживаний.

Ранее других был описан страх перед большими открытыми пространствами, страх площадей, или «площадной» страх, по Е. Кордесу (1871). Такие больные боятся переходить широкие улицы, площади (), так как опасаются, что в этот момент с ними может произойти что-то роковое, непоправимое (попадут под автомобиль, станет плохо, и никто не сможет оказать помощь). При этом могут развиваться паника, ужас, неприятные ощущения в теле - сердцебиение, похолодание, онемение конечностей и др. Аналогичный страх может развиваться и при попадании в закрытые помещения (клаустрофобия), и в гущу толпы (антропофобия). П. Жане (1903) предложил термином агорафобия обозначать все фобии положения (агора-, клаустро-, антропо- и транспортные фобии). Все эти виды навязчивых фобий могут приводить к возникновению так называемых , которые возникают внезапно, характеризуются витальным страхом, чаще всего страхом смерти (танатофобия), генерализованной тревогой, резкими проявлениями вегетативного психосиндрома с сердцебиениями, нарушениями сердечного ритма, затруднениями при дыхании (диспноэ), избегающим поведением.

Навязчивые страхи могут быть самыми разнообразными по фабуле, содержанию и проявлению. Разновидностей их так много, что перечислить все не представляется возможным. Почти каждое явление реальной жизни может вызвать у больных соответствующий страх. Достаточно сказать, что с изменением исторических периодов меняются и «обновляются» фобические расстройства, например даже такое явление современной жизни, как захлестнувшая все страны мода на покупку кукол Барби, породила страх приобретения подобной куклы (барбифобия). Все же наиболее постоянными являются достаточно распространенные фобии. Так, многие люди боятся находиться на возвышенном месте, у них развивается страх высоты (гипсофобия), других страшит одиночество (монофобия) или, наоборот, нахождение на людях, страх выступления перед людьми (социофобия), многие боятся увечья, неизлечимого заболевания, заражения бактериями, вирусами (нозофобия, канцерофобия, спидофобия, бактериофобия, вирусофобия), любого загрязнения (мизофобия). Может сформироваться страх внезапной смерти (танатофобия), страх погребения заживо (тафефобия), страх острых предметов (оксифобия), страх принятия пищи (ситофобия), страх сойти с ума (лиссофобия), боязнь покраснеть при людях (эрейтофобия), описанная В. М. Бехтеревым (1897) «навязчивая улыбка» (опасение, что на лице не вовремя и некстати появится улыбка). Известно также навязчивое расстройство, заключающееся в боязни чужого взгляда, многие больные страдают от боязни не удержать газы в обществе других людей (петтофобия). Наконец, страх может оказаться тотальным, всеохватывающим (панфобия) или может развиться страх возникновения страха (фобофобия).

Дисморфофобия (Е. Morselli, 1886) - страх телесных изменений с мыслями о мнимом внешнем уродстве. Типичны частое сочетание идей физического недостатка с идеями отношения и снижением настроения. Отмечается тенденция к диссиммуляции, стремление к «коррекции» несуществующего недостатка ( , по М. В. Коркиной, 1969).

Навязчивые действия. Эти расстройства проявляются по-разному. В некоторых случаях они не сопровождаются фобиями, но иногда могут развиваться вместе со страхами, тогда их называют ритуалами.

Индифферентные навязчивые действия - движения, совершаемые против желания, которые нельзя сдержать усилием воли (A. B. Снежневский, 1983). В отличие от гиперкинезов, являющихся непроизвольными, навязчивые движения относятся к волевым, но привычным, от них трудно избавиться. Некоторые люди, например, постоянно оскаливают зубы, другие прикасаются рукой к лицу, третьи совершают движения языком или особым образом поводят плечами, шумно выдыхают воздух через ноздри, прищелкивают пальцами рук, трясут ногой, прищуривают глаза; пациенты могут повторять какое-либо слово или словосочетания без надобности - «понимаете», «так сказать» и др. Сюда же относятся некоторые формы тика. Иногда у больных развиваются генерализованные тики с вокализацией (синдром Жиля де ла Туретта, 1885). К навязчивым действиям многие относят некоторые виды патологических привычных действий (кусание ногтей, ковыряние в носу, облизывание пальцев или сосание их). Однако к навязчивостям они относятся только тогда, когда сопровождаются переживанием их как чуждых, болезненных, вредных. В остальных случаях - это патологические (дурные) привычки.

Ритуалы - навязчивые движения, действия, возникающие при наличии фобий, навязчивых сомнений и имеющие, прежде всего, значение защиты, особого заклинания, предохраняющего от беды, опасности, всего того, чего больные боятся. Например, чтобы предотвратить несчастье, больные при чтении пропускают тринадцатую страницу, с целью избежать внезапной смерти избегают черного цвета. Некоторые носят в кармане «оберегающие» их предметы. Один пациент перед выходом из дома должен был три раза хлопнуть в ладоши, это «спасало» от возможного несчастья на улице. Ритуалы настолько разнообразны, насколько разнообразны навязчивые расстройства вообще. Выполнение навязчивого ритуала (а ритуал есть не что иное, как навязчивость против навязчивости) облегчает состояние на какое-то время.

Навязчивые влечения характеризуются появлением, вопреки желанию больного, стремления совершить какое-либо бессмысленное, иногда даже опасное действие. Часто такие расстройства проявляются у молодых матерей в сильном желании причинить вред своему младенцу - зарезать или выбросить из окна. В таких случаях больные испытывают чрезвычайно сильное эмоциональное напряжение, «борьба мотивов» доводит их до отчаяния. Некоторые испытывают ужас, представляя, что будет, если они исполнят то, что им навязывается. Навязчивые влечения, в отличие от импульсивных, обычно не выполняются.

Василий Каледа

Пастырская психиатрия: разграничение духовных и психических расстройств

Соотношение духовных недугов и психических заболеваний — одна из проблем, с которой постоянно приходится сталкиваться в церковной жизни как духовенству, так и мирским представителям клира. Но чаще всего именно священник оказывается первым, к кому обращается за помощью человек с психическими расстройствами.

Три жизни

В начале года в СМИ прошла волна публикаций о серии суицидов среди подростков. Примерно в это же время ко мне обратился священник с просьбой проконсультировать его духовную дочь, девушку-подростка, которая не раз в беседах с духовником упоминала о самоубийстве. На прием Маша (имя изменено) пришла вместе с мамой, прибывающей в недоумении, зачем священник направил ее дочь к психиатру. Никаких изменений в состоянии дочери члены семьи не замечали. Маша успешно оканчивала школу и готовилась к поступлению в вуз. Во время нашей беседы она не только подтвердила наличие суицидальных мыслей, но и рассказала, что несколько раз открывала окно, чтобы выброситься из него. Свое состояние Маша умело скрывала от родных и близких и только духовному отцу говорила о личных переживаниях. Батюшка приложил много усилий, чтобы уговорить девушку пойти к психиатру. У Маши была тяжелая депрессия, требовавшая госпитализации. Если бы не усилия священника, она наверняка пополнила бы список подростков, покончивших с собой и оставивших в растерянности и отчаянии своих родных и близких.

Примерно тогда же в «скорую помощь» поступил вызов из одного московского храма. «Неотложку» к юноше вызвал священник. Молодой человек с целью «духовного совершенствования» полностью отказался от еды и пил только воду. В состоянии крайнего истощения он был доставлен в больницу, где в течение десяти дней находился в реанимации. Примечательно, что родители видели его состояние, но никаких мер не принимали. В обоих случаях девушка и юноша остались живы только благодаря тому, что священники распознали у них психическое расстройство.

Третий, трагический, случай также был в Москве. Священник по некомпетентности запретил обратившемуся к нему за помощью юноше принимать лекарства, хотя тот несколько лет назад перенес шизофренический приступ. Через две недели больной покончил жизнь самоубийством.

Распространенность психических заболеваний и расстройств в нашем обществе довольно высока. Так, около 15,5% населения страдает психическими расстройствами, при этом около 7,5% нуждаются в психиатрической помощи. В немалой степени на эту статистику влияют алкоголизм и наркомания. По самоубийствам наша страна занимает второе место в мире (23,5 случая на 100 000 населения). По официальным данным, с 1980 по 2010 год покончили с собой около миллиона российских граждан, что свидетельствует о глубоком духовном кризисе нашего общества.

Неудивительно, что люди, страдающие психическими расстройствами, обращаются за помощью в Церковь чаще, чем куда-либо еще. С одной стороны, большинство из них только в храме обретает духовную поддержку, смысл и цель в жизни. А с другой, что не менее важно, многие душевные расстройства в период обострения имеют религиозную окраску. Кроме того, как отмечает доктор медицинских наук прот. Сергий Филимонов, «сегодня в Церковь приходят не по доброй воле познания Бога, а в основном для решения вопроса выхода из кризисных жизненных ситуаций, в том числе связанных с развитием психического заболевания у себя или близких родственников».

Новый предмет в подготовке священнослужителей

Сегодня во многих епархиях наработан серьезный опыт сотрудничества врачей-психиатров и священников, которое началось в начале 90-х годов. Тогда по благословению духовника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Кирилла (Павлова) в Московской духовной семинарии начались занятия по пастырской психиатрии под руководством наместника лавры архимандрита Феогноста (ныне архиепископ Сергиево-Посадский). Отец Феогност преподает пастырское богословие, в структуру которого был включен цикл по пастырской психиатрии. В дальнейшем курс «Пастырская психиатрия» на кафедре пастырского богословия (с 2010 года — кафедра практического богословия) появился в ПСТГУ по инициативе протоиерея Владимира Воробьева и в Сретенской духовной семинарии по инициативе архимандрита Тихона (Шевкунова).

Первый больничный храм при психиатрической клинике освятил 30 октября 1992 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в честь иконы Божией Матери Целительницы при Научном центре психического здоровья РАМН. Тогда, выступая перед психиатрами, Святейший Патриарх сказал: «На врачей-психиатров и ученых возложена трудная и ответственная миссия служения делу духовного здоровья вверенных в их попечение человеческих душ. Служение врача-психиатра является в подлинном смысле искусством и подвигом по образу служения Самого Христа Спасителя, Который пришел в мир отравленного человеческим грехом бытия для того, чтобы помогать тем, кто нуждается в помощи, поддержке и утешении».

Впервые специальное руководство для священников по психиатрии на основе концепции целостного христианского понимания человеческой личности разработал один из признанных авторитетов отечественной психиатрии, сын священника Рязанской губернии профессор Дмитрий Евгеньевич Мелехов (1899-1979). Свою концепцию курса «Пастырская психиатрия» для студентов духовных академий и семинарий он написал в советское время. И хотя ему не удалось завершить книгу «Психиатрия и вопросы духовной жизни», Мелехов сформулировал основные принципы соработничества врача-психиатра и священника в лечении и окормлении страдающих душевными недугами. Эта работа вышла в машинописном издании вскоре после смерти автора. В дальнейшем она вошла в Настольную книгу священнослужителя, а позже в состав многочисленных сборников.

Одна из центральных проблем этой книги — проблема соотношения в человеке телесного, душевного и духовного и, соответственно, соотношение душевных и духовных болезней. Известный в годы молодости Мелехова cвященноисповедник Георгий (Лавров), подвизавшийся в Даниловском монастыре, четко различал две группы этих болезней. Одним он говорил: «Ты, деточка, иди к врачу», а другим: «Тебе у врачей делать нечего». Бывали случаи, когда старец, помогая человеку настроить свою духовную жизнь, рекомендовал ему сходить к психиатру. Или, наоборот, брал от психиатра людей к себе на духовное лечение.

В книге «Психиатрия и вопросы духовной жизни» Мелехов исходил из святоотеческого трихотомического понимания человеческой личности с разделением ее на три сферы: телесную, душевную и духовную. В соответствии с этим болезнь духовной сферы лечит священник, душевной — врач-психиатр, телесной — врач-соматолог (терапевт, невролог и др.). При этом, как отмечал митрополит Антоний (Блюм), «нельзя сказать, что где-то кончается душевное и начинается духовное: есть какая-то область, где самым нормальным образом совершается взаимное проникновение».

Все три сферы человеческой личности тесно взаимосвязаны друг с другом. Телесное заболевание часто сказывается на душевной и духовной жизни. Об этом еще в IV веке писал святитель Иоанн Златоуст: «И тело Бог создал сообразным с благородством души и способным выполнять ее веления; создал не просто каким-нибудь, но таким, каким ему нужно быть для служения разумной душе, так что если бы оно не было таким, действия души встретили бы сильные препятствия. Это и видно во время болезней: когда состояние тела хоть немного уклонится от надлежащего своего устройства, например если мозг сделается горячее или холоднее, то многие из душевных действий останавливаются».

При этом возникают некоторые принципиальные вопросы: может ли человек, страдающий тяжелым физическим заболеванием, быть психически и духовно здоровым? Ответ здесь однозначный. Такие примеры мы знаем не только из житий святых и из подвигов новомучеников, но и среди наших современников. Второй вопрос: может ли человек духовно больной быть формально психически и физически здоровым? Да, может.

Третий вопрос: может ли человек, страдающий серьезным психическим заболеванием, включая тяжелые формы депрессии и шизофрению, иметь нормальную духовную жизнь и достичь святости? Да, может. Ректор ПСТГУ прот. Владимир Воробьев пишет, что «священник должен объяснить человеку, что болезнь душевная — это не позор, это вовсе не какое-то вычеркнутое из жизни состояние. Это крест. Для него не закрыто ни Царство Божие, ни благодатная жизнь». Свт. Игнатий (Брянчанинов) приводил конкретные примеры, «св. Нифонт Епископ четыре года страдал умоисступлением, свв. Исаакий и Никита долго страдали умоповреждением. Некоторый св. пустынножитель, заметивший возникшую в себе гордость, молил Бога, чтоб попущено было ему умоповреждение и явное беснование, которые и попустил Господь смиренномудрому рабу Своему».

Отношение Церкви к проблеме соотношения духовных и душевных болезней четко сформулировано в Основах социальной концепции (ХI.5.): «Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни, развившиеся “от естества”, и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствиями поработивших человека страстей. В соответствии с этим различением представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств исключительно клиническими методами. В области психотерапии оказывается наиболее плодотворным сочетание пастырской и врачебной помощи душевнобольным при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника».

О соотношении духовных и душевных состояний

К сожалению, обращает на себя внимание высокая распространенность совершения чина «изгнания злых духов» в современной церковной практике. Некоторые священники, не проводя дифференциацию между духовными недугами и психическими заболеваниями, направляют на совершения «отчиток» больных с тяжелыми генетически обусловленными психическими заболеваниями. Еще в 1997 году Патриарх Алексий II на епархиальном собрании духовенства Москвы осудил практику «отчиток».

Существует целый ряд состояний, которые внешне имеют сходные проявления, но относятся к духовной или душевной жизни и имеют, соответственно, принципиально различную природу. Остановимся на соотношениях некоторых из них: печаль, уныние и депрессия; одержимость и бред «бесоодержимости»; «прелесть», маниакальные и депрессивно-бредовые состояния.

Среди духовных состояний выделяют печаль и уныние. При печали отмечаются упадок духа, бессилие, психическая тяжесть и боль, изнеможение, скорбь, стесненность, отчаяние. В качестве ее основной причины святые отцы отмечают лишение желаемого (в широком смысле этого слова), а также гнев, воздействие бесов. Необходимо отметить, что преподобный Иоанн Кассиан Римлянин наряду с этим особо выделяет «беспричинную печаль» — «неразумную скорбь сердца».

Депрессия (от латинского depressio — подавление, угнетение) — это уже не духовное, а душевное расстройство. В соответствии с современными классификациями оно представляет собой состояние, основными проявлениями которого является устойчивое (не менее двух недель) грустное, печальное, подавленное настроение. С тоской, унынием, утратой интересов, снижением работоспособности, повышенной утомляемостью, сниженной самооценкой, пессимистическим восприятием будущего. А также с утратой потребности в общении и нарушением сна, снижением аппетита вплоть до его полного отсутствия, трудностями сосредоточения и осмысления. Кроме этого при депрессии нередко возникает беспричинное самоосуждение или чрезмерное чувство вины, повторяющиеся мысли о смерти.

Люди верующие в состоянии депрессии будут испытывать ощущение богооставленности, утраты веры, появление «окамененного бесчувствия», «холода на сердце», говорить о своей исключительной греховности, духовной гибели, жаловаться, что не могут молиться, читать духовную литературу. При тяжелой депрессии нередко отмечаются суицидальные мысли. Люди верующие обычно говорят, что совершить самоубийство они не могут, ведь за это их ожидает ад. Но, как показывает практика — и на это нужно обращать внимание, — они также совершают самоубийства, хотя немного реже, так как душевные страдания являются самыми тяжелыми и не все способны их вынести.

Среди депрессий выделяют реактивные, возникающие после психотравмирующих ситуаций (например, после смерти близкого человека), и эндогенные («беспричинная печаль»), которые обусловлены генетически. Особо часто депрессии встречается у людей преклонного возраста, среди которых они отмечаются более чем в половине случаев. Нередко депрессии приобретают затяжное и хроническое течение (более двух лет). По данным ВОЗ, к 2020 году депрессия выйдет на первое место в структуре заболеваемости и будет отмечаться у 60% населения, а смертность от тяжелых депрессий, зачастую приводящих к суицидам, выйдет на второе место среди других причин. Причина этого — утрата традиционных религиозных и семейных ценностей.

Среди духовных состояний выделяется бесоодержимость. Вот два примера, иллюстрирующие это состояние. Первый из них связан с епископом Стефаном (Никитиным; †1963), который еще до рукоположения в священный сан в лагере, будучи врачом, носил на себе Святые Дары. Однажды его как врача попросили проконсультировать дочь начальника лагеря. Когда он к ней пришел, она неожиданно стала метаться по комнате и кричать, чтобы убрали святыню, доктора попросили уйти. Другой пример из жизни архиепископа Мелитона (Соловьева; †1986). Он относится к концу 1920-х годов. Однажды он поздно вечером, почти ночью, переносил с одной квартиры на другую портрет св. Иоанна Кронштадтского. Навстречу ему шел мужчина, который стал неожиданно кричать и называть имя Иоанна Кронштадтского. То есть ведущий критерий определения бесоодержимости, как отмечают многие пастыри, — это реакция на святыню.

В то же время к душевным болезням относятся шизофренические психозы, когда нередко наряду с разнообразной бредовой тематикой больной считает себя владыкой мира или Вселенной, мессией, призванным спасти Россию или всё человечество от мирового зла, экономического кризиса и т.п. Существуют также бредовые расстройства, когда больной убежден, что в него вселились бесы, шайтаны (в зависимости от того, к какой культуре он принадлежит). В данных случаях идеи бесоодержимости, так же как идеи мессианского содержания, являются только тематикой бредовых переживаний больного при тяжелом психическом заболевании.

Например, один из пациентов в первом психотическом приступе считал себя Чебурашкой и слышал в голове голос крокодила Гены (слуховые галлюцинации), а в следующем приступе он говорил, что в него вселились темные силы (бред бесоодержимости) и им же принадлежат голоса. То есть в одном случае тематика бредовых переживаний была связана с детским мультфильмом, в другом имела религиозный подтекст. Оба приступа одинаково успешно лечились антипсихотическими препаратами.

Нам приходилось сталкиваться с ситуациями, когда священники квалифицировали слуховые галлюцинации как воздействие демонических сил и не рекомендовали больным обращаться к врачам. Хотя эти больные регулярно причащались, никаких изменений в их психическом статусе не происходило, что должно было отмечаться при бесоодержимости.

К духовным состояниям относится и состояние «прелести», важнейшим проявлением которой является переоценка человеком своей личности и интенсивный поиск различных «духовных даров». Однако данный симптом, наряду с ощущением больным прилива сил, энергии, особого духовного состояния, психомоторным возбуждением, расстройством влечений, сокращением длительности ночного сна, является одним из проявлений маниакальных состояний. Бывают и другие состояния, когда человек начинает очень активно «заниматься своим духовным ростом» и перестает слушать своих духовников.

Некоторое время назад ко мне обратились родители одной девушки, которая примерно за год до этого пришла к вере, но последние два месяца ее духовная жизнь стала очень интенсивной. Она похудела настолько, что возникла реальная угроза ее жизни в связи с дистрофией внутренних органов. Около двух часов она молилась утром, около трех вечером, днем около двух часов читала кафизмы и отдельные места из Евангелия и Послания апостолов. Она причащалась каждое воскресенье, а перед этим каждую субботу отстаивала многочасовую очередь на исповедь в одном из монастырей. На исповедь она приходила с многочисленными листами. В храме ей неоднократно становилось плохо и приходилось вызывать «скорую». Слова духовника о том, что она не монахиня-схимница, что ей не положено выполнять такие молитвенные правила, она не слышала. Также она не слышала и просьб своих пожилых родителей. Они просили хотя бы иногда ходить в храм рядом с домом, так как проводить с ней все выходные в монастыре им физически тяжело, а одну отпустить ее они не могут. Она перестала справляться с работой и общаться со своими коллегами. Больной она себя не считала, при этом негативно отзывалась о священниках, которые пытались ограничить ее молитвенные «подвиги». Под давлением родителей она пассивно согласилась принимать лекарства, на фоне которых у нее постепенно восстановился аппетит и трудоспособность. Молитвенное правило (на чем настаивал духовник) сократилось до чтения утренних и вечерних молитв и одной главы из Евангелия.

Понятно, что ни в одном из монастырей ни одна игуменья, ни старец не благословят молодую послушницу на подобные «подвиги». Никто не отменял старого монашеского правила: когда видишь брата, резко поднимающегося наверх, сдерни его вниз. Когда человек воспринимает себя «великим специалистом» в духовной жизни и не слышит своего духовника, принято говорить о состоянии прелести. Но в данном случае была не прелесть, а психическое заболевание, которое приобрело религиозную окраску.

Навязчивые состояния и их формы

При обсуждении темы соотношения духовных и душевных болезней необходимо остановиться на проблеме навязчивых состояний (обсессий). Они характеризуются возникновением в сознании больного непроизвольных, обычно неприятных и тягостных мыслей, представлений, воспоминаний, страхов, влечений, по отношению к которым сохраняются критическое отношение и стремление им противостоять. Существуют двигательные навязчивости, когда человек повторяет какие-то движения. Например, несколько раз возвращается к запертой двери, проверяет, заперта она или нет. При психических заболеваниях бывает, что больной делает поклоны и стучит лбом об пол (такое бывало и с православными, и с мусульманами). Кроме этого выделяют так называемые контрастные навязчивости, когда у человека появляется неотвратимое желание сбросить кого-то под поезд в метро, у женщины возникает желание ударить ножом своего ребенка.

Для больного совершенно чужда такая мысль, он прекрасно понимает, что этого совершать нельзя, но эта мысль неотвязно существует. Также к контрастным навязчивостям относят так называемые хульные мысли, когда у человека появляется как бы хула на Духа Святого, на Божию Матерь, на святых угодников. Подобное состояние было у одного из моих пациентов на этапе депрессии после шизофренического приступа. Для него, православного человека, хульные мысли были особо мучительны. Он пошел к священнику на исповедь, но тот отказался его исповедовать, сказав, что всё простится человеку, кроме хулы на Духа Святого (ср.: Мф. 12, 31). Что ему оставалось делать? Он совершил попытку самоубийства. После проведенной психофармакотерапии указанные психопатологические расстройства купировались и в дальнейшем не повторялись.

Выводы

Отмеченные выше депрессивные состояния, состояния с бредом бесоодержимости, с навязчивостями, с маниакальными и депрессивно-бредовыми состояниями в целом успешно реагируют на психофармакотерапию, что свидетельствует о биологической основе этих состояний. Это отмечал и митрополит Антоний (Сурожский), который писал, что «психические состояния в значительной мере зависят от того, что происходит физиологически с точки зрения физики, химии в нашем мозгу и в нашей нервной системе. Поэтому каждый раз, когда человек заболевает психически, это нельзя приписывать злу, греху или бесу. Очень часто это бывает вызвано скорее каким-то повреждением в нервной системе, чем наваждением бесовским или результатом такого греха, который человека оторвал от всякой связи с Богом. И тут медицина входит в свои права и может очень многое сделать».

Многие классики психиатрии и современные исследователи отмечали, что христианское восприятие жизни делает человека устойчивым к различным стрессовым ситуациям. Очень четко эту мысль сформулировал Виктор Франкл, основатель теории логотерапии и экзистенциального анализа:»Религия дает человеку духовный якорь спасения с таким чувством уверенности, которое он не может найти нигде больше».

Сложность разграничения душевных и духовных заболеваний остро ставит вопрос о необходимости обязательного включения в программы подготовки будущих священников во всех высших учебных заведениях Русской Православной Церкви курса пастырской психиатрии, а также специальных курсов по психиатрии при подготовке социальных работников. О необходимости этих знаний для каждого пастыря писал в своем руководстве «Православное пастырское служение» еще профессор архимандрит Киприан (Керн), посвятив вопросам пастырской психиатрии специальную главу. Он настоятельно рекомендовал каждому священнику прочитать одну-две книги по психопатологии, «чтобы огулом не осудить в человеке как грех то, что само по себе есть только трагическое искривление душевной жизни, загадка, а не грех, таинственная глубина души, а не нравственная испорченность».

Задача священника при выявлении у человека признаков психического заболевания — помочь ему критически осмыслить состояние, побудить обратиться к врачу, а в случаях необходимости к систематическому приему лекарственной терапии. Уже есть немало случаев, когда больные только благодаря авторитету священника, по его благословению принимают поддерживающую терапию и длительное время находятся в стабильном состоянии. Как показывает практика, дальнейшее совершенствование психиатрической помощи возможно только при тесном сотрудничестве врачей-психиатров со священниками и при четком разграничении сфер компетенции.

Примечания:

Данные Научного центра психического здоровья РАМН.

Филимонов С., прот., Ваганов А.А. 0 душепопечения психически больных на приходе // Церковь и медицина. 2009. № 3. С. 47-51.

Мелехов Д.Е. Психиатрия и проблемы духовной жизни // Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни. М., 1997. С. 8-61.

Антоний (Блюм), митр. Тело и материя в духовной жизни / Пер. с англ. по изд.: Body and matter in spiritual life. Sacrament and image: Essays in the Christian understanding of man. Ed. A.M. Allchin. London: Fellowship of S.Alban and S.Sergius, 1967. http://www.practica.ru/Ma/16.htm.

Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. Париж, 1957. С.255



Новое на сайте

>

Самое популярное