Домой Протезирование и имплантация Иконы апостола луки. Иконы евангелиста луки, или как выглядела богоматерь

Иконы апостола луки. Иконы евангелиста луки, или как выглядела богоматерь

Лука́ (ивр. ‏לוקא‏‎, греч. Λουκᾶς) - апостол от семидесяти, сподвижник апостола Павла, христианский святой, почитаемый как автор одного из четырёх Евангелий и Деяний святых апостолов. Был врачом (Кол. 4:14), возможно, судовым доктором.

Евангелист Лука в православной и католической традициях считается первым иконописцем и святым-покровителем врачей и живописцев.

По преданию, уроженец Антиохии Сирийской. В числе 70 апостолов (учеников) Иисуса Христа был послан на первую проповедь о Царствии Небесном ещё при земной жизни Спасителя. Был сподвижником святого апостола Павла и принял участие во втором миссионерском путешествии Павла, и с тех пор они были почти неразлучны. После мученической кончины апостола Павла в Риме Лука с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы (Греция) принял мученическую смерть, он был повешен на дереве в возрасте 84 лет.

В Библии ничего не сказано о происхождении Луки, предание же говорит, что апостол происходил родом из просвещённой греческой среды и, возможно, был единственным автором Нового Завета нееврейского происхождения. По преданию, Лука написал первую икону Пресвятой Богородицы, а также икону апостолов Петра и Павла и стал первым иконописцем. Самое раннее письменное изложения о том, что Лука написал икону Богородицы - в сочинении Федора Анагноста «Церковная история» (начало VI века), сохранившееся в пересказе Никифора Каллиста Ксанфопула в книге «Церковная история»:

Евдоксия прислала из Иерусалима Пульхерии икону Богородицы, которую написал апостол Лука.

Авторству Луки в Русской церкви приписывается около десяти икон Богородицы, кроме того, на Афоне и на Западе их существует двадцать одна, из них восемь - в Риме.. Среди них Айясская икона (находится в храме Успения Пресвятой Богородицы в Айясосе), Владимирская Богоматерь (находится в храме святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее), Иверская икона (находится в Иверском монастыре на Афоне), Киккская Богоматерь (находится в монастыре Киккос, о. Кипр), Мега-Спилеотисская икона (находится в монастыре Мега Спилео, Греция), Сумельская икона Божией Матери (находится в храме в деревне Кастанья, Греция), Тихвинская икона Божией Матери (находится в Тихвинском монастыре, Россия), Филермская икона Божией Матери (находится в Национальном музее в Цетине), Ченстоховская икона Божией Матери (находится в Ясногорском монастыре, Польша), Эдесская икона (находится в храме святых Вонифатия и Алексия в Риме) и ряд других.

Лука упоминается в Посланиях апостола Павла к Филимону (Флм. 24), втором послании к Тимофею (2Тим. 4:10) и в послании к Колоссянам (Кол. 4:14).

Символом евангелиста Луки, заимствованным из пророчества Иезекииля, является крылатый телец, держащий Евангелие - поскольку апостол особое внимание уделяет крестной смерти Иисуса Христа, а телец часто использовался как жертвенное животное (Смотрите подробнее об этом в статье: Тетраморф).

Даты памяти: 17 января / 4 января (день 70 апостолов) ; 31 октября / 18 октября; (новый стиль / старый стиль)

Житие святого евангелиста Луки

(Из книги монахини Нектарии (Мак Лиз) - Евлогите)

Древний греческий город Фивы (современное название Фива) является местом изначального погребения святого евангелиста Луки. Луки, которого раннехристианские историки Евсевий и Иулий Африкан считают уроженцем Антиохи, автора одного из четырех Евангелий и книги Деяний, римского гражданина, врача, последовавшего за Господом Иисусом Христом. Его называют “евангелист”, так как он написал одно из Евангелий, но он не принадлежит к числу первых двенадцати апостолов Христа.

Сам апостол Павел свидетельствует, что святой Лука не был евреем; приветствуя братьев в послании к колоссянам, он упоминает о нем: “Приветствует вас Лука, врач возлюбленный” отдельно от “сотрудников для Царствия Божия “из обрезанных”” (Кол. 4, 14 и 11). Агиограф более позднего времени инок Епифаний из Константинополя причислял Луку к семидесяти апостолам, а Феофилакт Грек высказывал предположение, что Лука мог быть спутником Клеопы на пути в Эммаус после Воскресения Господня. В православном церковном календаре он тоже значится как один из семидесяти апостолов Господа, хотя здесь есть кажущееся противоречие, поскольку Лука не был евреем и в прологе к своему Евангелию вроде бы исключает себя из числа бывших “с самого начала очевидцами и служителями слова” (и пишет дальше о “тщательном исследовании всего с начала”). Высказывалось также предположение, что, подобно тому, как место апостола Иуды после его смерти занял другой человек, так и вместо кого-то из семидесяти, многие из которых “отошли от Него и уже не ходили с Ним” , будучи шокированы словами Господа о необходимости есть Его плоть и пить Его кровь (Ин. 6, 30-66), могли придти другие люди. Мы знаем из Нового Завета, что Лука был известным и любимым всеми членом раннехристианской Церкви.

Святой Лука прекрасно и глубоко знал Септуагинту и иудейское предание. Эти знания он мог получить либо как прозелит в иудаизме (так считает святой Иероним), либо в процессе ежедневного общения с апостолами и учениками после обращения в Христианство. Кроме того, можно предположить, что, являясь носителем греческого языка, он имел возможность изучать арамейский язык в родной ему Антиохии. В своих письменных работах он, врач по профессии, часто использует медицинские термины. Некоторые исследователи полагают, что он получил образование в знаменитой медицинской школе в Тарсе, где, возможно, и встретился с апостолом Павлом. Предполагают, что хорошее знание восточного Средиземноморья могло быть получено святым Лукой в процессе работы в качестве судового доктора. Первое упоминание о святом Луке содержится в книге Деяний (Деяния, 16, 8). Он встречается в Троаде с апостолом Павлом, и они вместе переправляются в Македонию. С этого места Лука пишет от первого лица — мы, выступая и как автор текста Деяний, и как апостол. Он присутствовал при обращении Лидии и ее домашних, сам жил у нее в доме. О нем, вместе с апостолом Павлом, Тимофеем и Силой, женщина, одержимая духом прорицательным, кричала: “Сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения” (Деян. 16, 17). Его и Тимофея (отец Тимофея был язычником) не взяли под стражу вместе с апостолом Павлом и Силой, которых притащили к городским служителям за то, что они “будучи иудеями, возмущают наш народ”. Вероятно, Лука и Тимофей избежали заточения потому, что не были похожи на евреев. Когда апостол Павел ушел из Филипп, Лука остался, чтобы продолжать проповедовать Евангелие. Он все еще был там, когда Павел вновь посетил Филиппы.

Святой Иероним также считает, что святой Лука вполне мог быть тем “братом, во всех церквах похваляемым за благовествование” (2 Кор. 8, 18), и что он, вместе с другими братьями, доставил коринфянам послание святого апостола Павла. Потом, когда Павел покинул Грецию и отправился в Малую Азию, Лука сопровождал его до Троады. Он стал очевидцем нападения на апостола Павла в Иерусалиме на ступенях Антониевой крепости и часто посещал его во время его двухлетнего пребывания в Кесарии. Лука вместе с Аристархом сопровождал Павла на пути в Рим, куда Апостол отправился, дабы предстать пред кесарем, и вместе с ним пережил опаснейшее морское путешествие от Крита до острова Мелит во время многодневного шторма. Святой Лука был рядом с Павлом и в течение тех двух лет, что тот жил под стражей в Риме. Святой Иероним пишет, что книга Деяний Апостолов была написана им именно в этот период. Вероятно, Лука присутствовал и при написании Павлом посланий к Колоссянам, Ефесянам и Филимону. В посланиях к Колоссянам, Филимону и во втором послании к Тимофею он упомянут по имени.

Неясно, где находился святой Лука в период между первым и вторым заточением святого апостола Павла, но совершенно очевидно, что он был рядом с Павлом в конце его жизни, так как в послании к Тимофею Апостол пишет: “Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. (...) Постарайся придти ко мне скоро (...) один Лука со мною” (2 Тим. 4, 7-10). Святой Лука был тесно связан и со святым Марком, единственным, кроме него самого, евангелистом, который не принадлежал к числу двенадцати апостолов. В тех трех посланиях, где святой Лука назван по имени (Кол. 4, 14; Филим. 24; 2 Тим. 4, 10-11), апостол Павел упоминает одновременно и имя святого Марка. Лука хорошо знал Евангелие от Марка, а в Деяниях он описывает подробности чудесного избавления от тюремных уз апостола Петра, который сразу же отправился в дом матери святого Марка. Он сообщает даже имя слуги, прибежавшего открыть Петру дверь. Предполагают, что он был лично знаком с апостолом Петром и, возможно, помог ему составить его Первое послание, написанное на греческом языке и по стилю похожее на работы самого святого Луки. Святой Лука, вне всякого сомнения, присутствовал при мученической кончине апостола Павла. С этого момента почти все имеющиеся у нас сведения о нем исходят от историка -раннехристианской Церкви Иулия Африкана, который утверждает, что Лука так и не женился, а Евангелие писал, живя в Ахайе (северный Пелопоннес). Примерно в это же время святой апостол Андрей находился в Патрах, но неизвестно, трудились ли они вместе. Однако, очевидно, святого Луку хорошо знали в Ахайе, поскольку и его Евангелие, и Книга Деяний адресованы “Феофилу, правителю Ахайи”. Другой церковный историк, по имени Епифаний, сообщает, что в более поздние времена святой Лука проповедовал в Далматии, Галлии, Италии и Македонии.

И все же есть одно интересное предание, связывающее святого Луку, святого Андрея и полуостров Пелопоннес, а точнее — монастырь Мега Спилеон (Великая Пещера) недалеко от города Калаврита. В монастыре хранится икона Божией Матери, которая, как принято считать, вылеплена из воска и мастики самим святым Лукой. По преданию, основателям монастыря святым Симеону и Феодору (они были монахами) явилась в видении Матерь Божия в сопровождении святого Луки, апостола Андрея и апостола Павла, то есть троих апостолов, принесших свет Евангелия на север полуострова Пелопоннес. Она сказала инокам Симеону и Феодору, что эта икона находится в пещере Мега-Спилеон. Симеон и Феодор нашли икону с помощью местной пастушки святой Евфросинии. Некоторые исследователи предполагают, что святой Лука написал свое Евангелие именно в Великой Пещере, хотя подобные предположения высказываются и относительно некоторых других мест. Святой Лука, конечно же, хорошо ориентировался и в расположенном по соседству Коринфе, так как бывал там вместе с апостолом Павлом.

Евангелие от Луки написано на греческом языке, и в нем сильнее, чем в остальных трех Евангелиях, подчеркивается универсальное значение Благой Вести для всех народов. Из всех четверых евангелистов только Лука записал притчу о Добром Самарянине. Стиль святого Луки называют “наиболее многообразным из всех авторов книг Нового Завета. Он легко изъясняется языком Септуагинты, а в других обстоятельствах так же легко избегает гебраизмов, как Плутарх. Он описывает еврейское общество языком евреев, а при описании греческого общества пишет точь-в-точь как грек...” Подобно святому апостолу Павлу, он всегда старался быть всем для всех.

Известен он и как первый в истории иконописец. Согласно преданию, он не только был лично знаком с Пресвятой Богородицей, записав с Ее слов подробности рождения Христа, но Она благословила и его иконы, сказав: “Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будут”. По некоторым сведениям, он создал около семидесяти икон, причем некоторые из них сохранились до наших дней.3 Сам св. Лука, как считает Церковь, дожил до восьмидесяти четырех лет и умер в Бетии (римская территория, включавшая Фивы). Согласно более позднему православному преданию, его распяли на масличном дереве и похоронили в Фивах, однако Иулий Африкан, единственный, кто был почти его современником, ничего не говорит о мученической кончине, но утверждает, что Лука умер в возрасте семидесяти четырех лет, “исполненный Духа Святого”.

Первая гробница святого Луки в Фивах — это римская мраморная усыпальница, сделанная еще в дохристианские времена и, вероятно, приобретенная сразу после его кончины. Согласно местному преданию, эта гробница на протяжении нескольких веков после кончины святого Луки источала чудесное пастообразное вещество, называемое у греков колидио, которое исцеляло болезни глаз. В 356 году по приказу Императора Констанция, сына Императора Константина, мощи святого Луки были перенесены в Константинополь (вместе с мощами святого Андрея Первозванного, который сначала был погребен в Патрах) и похоронены в земле в храме Святых Апостолов бывшим главнокомандующим армии Императора Константина. Этот главнокомандующий известен нам сейчас как святой великомученик Артемий.4 В эпоху крестовых походов крестоносцы перевезли мощи в Рим и положили в базилике святого Петра. Глава святого Луки до сих пор хранится там в алтаре рядом с гробницей святого Петра. На Афоне частицы мощей святого Луки имеются в трех монастырях: Иверском, Дионисиате и святого Пантелеимона.

На древнем кладбище в Фиве, в церкви, справа от алтаря до сих пор стоит первая гробница святого Луки. 18 октября, в день памяти святого Луки, служится всенощное бдение и литургия, проводится крестный ход от кладбищенской церкви и устраивается великое празднество. Память святого Луки празднуется еще 4 января, в день Семидесяти Апостолов.

Дни памяти:
31 октября (18 октября по старому стилю)
17 января (4 января по старому стилю) – в день памяти 70 апостолов.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ СВЯТОМУ АПОСТОЛУ И ЕВАНГЕЛИСТУ ЛУКЕ

Святому апостолу Луке люди молятся о помощи в духовной жизни. Перед тем, как читать духовные или богословские книги, очень полезно помолиться евангелисту Луке, тогда, возможно, будет легче понять скрытые мысли.
Известно, что апостол Лука писал иконы, в том числе и образ Божией Матери, поэтому он является хорошим помощником при иконописании.
Апостол Лука получил медицинское образование, ему можно молиться о помощи в исцелении от недугов и, особенно при глазных болезнях.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ЖИТИЕ СВЯТОГО АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ЛУКИ

Во втором году нашей эры в Сирийском городе Антиохия был рожден будущий апостол Лука. В отличие от других апостолов, он был образованным человеком. С самого детства Лука занимался изучением иудейских законов, греческой философии, он мог разговаривать еще на греческом и арамейском языках. Эти знания помогли ему в дальнейшем общаться с иудеями. Кроме этого, он получил профессию врача.
Когда Лука узнал об Иисусе Христе и о Его учении, он захотел сам увидеть все своими глазами, для чего прибыл в Иерусалим, услышал знаменитую Нагорную проповедь и Заповеди блаженства (Мф. 5–7; Лк. 6, 20–26).. Его поразила честность заповедей и простота мыслей, которые он услышал и, с этого времени, он превратился в верного ученика Господа.
Когда Иисуса Христа схватили римские воины, Лука, в отличие от других учеников, не отрекся от Господа. Апостол был среди тех, кто был рядом с Ним на месте казни и видел страшные муки Спасителя. Лука был вознагражден за свою верность Богу тем, что он первый увидел воскресшего Иисуса Христа.

В Антиохии святой Лука находился вместе с апостолом Павлом. Они очень подружились, в своих посланиях апостол Павел называл Луку братом, возлюбленным врачом. А Лука почитал умного апостола Павла за своего учителя и отца.
Примерно в 62-63 годах Лука, с помощью Павла, написал святое Евангелие, чуть позже были написаны Деяния.

Во время ареста Павла, Лука до самого последнего мгновения его жизни был рядом. По преданиям, он лечил Павла от болезней, которые тот приобрел в темнице – Павла тогда мучили головные боли, у него сильно упало зрение. После того, как Павел был казнен, апостол Лука проповедовал Христову веру в Италии, Далматии, Галии и Греции.
Последними странами, в которых святой апостол обращал в веру язычников, были Ливия и Египет. Уже, будучи в преклонных летах, возвращаясь обратно из Египта, он остановился в Греции в городе Фивы, в котором устроил церкви и поставил в них священнослужителей. Большое количество людей были обращены в христианство, они видели чудеса, которые творил Лука во славу Божию, исцелял людей от телесных и душевных болезней.
Это не понравилась языческим жрецам, поэтому святой апостол Лука был схвачен ими и казнен через повешение. Не дожив до шестидесяти девяти лет, Лука принял мученическую смерть 8 мая 71 года в греческом городе Ахайя.
Святой апостол был похоронен в Фивах. Во время погребения, Господь Бог послал на землю, на могилу любимого ученика целительный дождь, благодаря которому люди мгновенно излечивались от болезней глаз, а слепые прозревали.

Святые останки апостола Луки сегодня есть в Риме в базилике Святого Петра и в афонских монастырях- Иверском, Святого Пантелеймона и Диосиниате.

А в Фивах, на старом кладбище есть храм, в котором находится мраморная усыпальница, ставшая первой гробницей святого апостола. Тут ежегодно, 31 октября (по новому стилю) в день памяти ученика Христова, совершается праздничное богослужение с крестным ходом в честь подвига святого апостола и евангелиста Луки.

ДЕЯНИЯ СВЯТОГО АПОСТОЛА ЛУКИ

Святого Луку называют первым христианским иконописцем. Он первый написал икону «Елеуса», образ Божией Матери с Младенцем, которая на Руси получила название . После Вознесения Спасителя, в Гефсиманском саду апостол написал икону «Иерусалимская». Кроме них, Лукой была создана и икона «Одигирия» (Путеводительница), которая у нас более известна, как .
Все эти образы были написаны еще при жизни Святой Марии, она благословила их и обещала через них дать «благодать Родившегося от Неё и Её милость ».
Также, благодаря таланту Луки-иконописца, до нас дошли образы первоверховных апостолов Петра и Павла.

Известно, что Лука также был одним из четырех человек, которые написали о земной жизни Иисуса Христа – Евангелие. В его повествовании есть некоторые события, которых нет у других евангелистов. Например, Притча о добром самарянине (Лк. 10, 30–37). С Евангелия от Луки на вечерних богослужениях читается пророчество Симеона – «Ныне отпущаеши» (Лк. 2, 29–35).
Апостол Лука был образованным человеком, он тщательно исследовал и проверял все то, о чем писал, слышал из других уст. В свое Евангелие он включил рассказы Божией Матери, которые слышал от Нее Самой, поэтому именно Лука наиболее подробно описал о Благовещении Святой Девы и встрече Ее с Елисаветой, матерью Иоанна Предтечи Крестителя, о рождестве Святого Младенца, о начале Его земной жизни.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем тя, апостоле Христов и Евангелисте Луко, и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове.

ВИДЕО

Чем отличается икона, написанная при жизни святого от созданной в более позднее время, по памяти и описаниям современников, передававшихся из поколения в поколение? Аналогия с портретами, один из которых сделан с натуры, а другой - по фотографии, будет довольно приблизительной, но в целом верной.

Жития святых доносят до нас свидетельства о том, как мученики, святители, преподобные и праведные уже после своей смерти являлись церковным писателям и иконописцам, вдохновляя их труды, сообщая важные детали и указывая на погрешности в работе. И все же произведения духовного искусства - а именно таковыми, без сомнения, являются и святые иконы - несут особую, ни с чем не сравнимую благодать в том случае, если они были созданы людьми, своими глазами видевшими жизнь (а иногда и смерть) подвижников веры Христовой.

Основателем христианской иконописи почитается святой апостол и евангелист Лука. Его кисти, как говорит Святое Предание, принадлежит около семидесяти икон Пресвятой Богородицы. Наиболее известные из них - Вифлеемская и Иерусалимская - чтимые в разных концах планеты святые образы, с каждым из которых связана многовековая драматичная история.

Однако есть среди икон, написанных апостолом Лукой, три особых иконы, написанные еще при жизни Пречистой Девы и удостоившиеся Ее владычнего благословения. Вот что говорят об этом дореволюционные Четьи-Минеи на день памяти евангелиста Луки: «Древние церковные писатели сообщают, что святой Лука, удовлетворяя благочестивому желанию первенствующих христиан, первый написал красками образ Пресвятой Богородицы, держащий на руках Своих Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, а потом написал и иные две иконы Пресвятой Богородицы и принёс их на благоусмотрение Богоматери. Она же, рассмотрев сии иконы, сказала: “Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет”».

Что же это за три иконы, которые успела увидеть и благословить Владычица до своего Успения в середине сороковых годов первого века? Предание называет их поименно. Это образ Божьей Матери Киккской «Милостивая», а также Сумельская и Филермская иконы Пречистой Девы. О каждой из них, несомненно, стоит рассказать подробнее.

Киккская икона Божией Матери «Милостивая» получила такое название потому, что Царица Небесная изображена на ней умоляющей Господа о милости к христианам. Предание говорит, что написавший ее апостол и евангелист Лука передал ее чадам Церкви в Египет, в христианской среде которого уже тогда начинало зарождаться монастырское и отшельническое жительство. Здесь икона пребывала вплоть до десятого века - а после, по причине невероятно усилившихся гонений на христиан и их святыни, была тайно перевезена в Константинополь. В столице Византии Киккская икона вплоть до двенадцатого века, окруженная величайшим почтением, пребывала в царских чертогах.

Известно, что по усердным молитвам перед ней получила исцеление дочь императора Алексия Комнина, страдавшая тяжким недугом, излечить который врачи были бессильны. Произошло это так. В столицу империи морем прибыл правитель Кипра Мануил Витомит с дерзновенной просьбой: отдать святой образ в монастырь на горе Киккос. Повинуясь первому благому порыву, император дал согласие - после чего его дочь непостижимым образом исцелилась.

Убедившись в чудотворной силе святого образа, император стал сожалеть о своем великодушии и объявил, что переменил решение и икону кипрскому монастырю не отдаст. Правитель острова в печали покинул Константинополь. А Алексий Комнин после этого заболел сам. Во сне ему явилась Царица Небесная, повелев немедля отправить икону в Киккский монастырь на Кипре. Пока снаряжался корабль, которому предстояло доставить икону на остров, император приказал сделать копию с чудотворной иконы.

Император выздоровел - как и долгое время страдавший от паралича кипрский правитель. На Кипре, куда доставили икону, на вклад, сделанный Алексием Комнином, был построен императорский храм.

В последующие времена Киккская икона, находясь в монашеской обители, явила много чудес. Когда один язычник в умоисступлении хотел ударит святой образ, его рука немедленно усохла. В воспоминание об этом монастырская братия прикрепила к окладу иконы железную кисть руки.

На Киккской иконе лики Царицы Небесной и Богомладенца прикрыты как бы пеленой, по диагонали располагающейся от левого верхнего угла к правому нижнему. Как и когда она появилась - никто не знает. Эта пелена воспроизведена и на копии иконы, которая сегодня открыта для поклонения в монастыре. Оригинал также находится в святой обители на Кипре, однако в наше время недоступен для обозрения.

Самый известный в России список чудотворной Киккской иконы «Милостивая» находится в Москве, в Зачатьевском Монастыре. Перед ним регулярно читается акафист. Верующие просят Божью Матерь у иконы Ее «Милостивая» о прекращении засухи, об остановке кровотечений, об избавлении от бесплодия, об ободрении в нужде и печали, об укреплении на монашеском пути, о утолении головных болей, об исцелении расслабленных, а также в различных семейных скорбях.

Другая икона Богородицы, написанная при Ее жизни апостолом Лукой, - Сумельская. О ее происхождении и связанных с ней чудесах известно из древних источников. В 385 году двое иноков, Варнава и Софроний, пришли в одну из церквей в Афинах, чтобы поклониться Богородице у Ее иконы, написанной святым евангелистом. Сам апостол некогда отдал ее в Фивы, и уже оттуда одним из его учеников она была передана в самый большой храм Афин.

Стоя у чтимого образа, Варнава и Софроний услышали голос Пречистой, повелевший им отправиться на восток, до самого Понта, и у горы Мела построить монашескую обитель. Не смея ослушаться, не требуя уточнений, иноки отправились в долгий путь - и остановились лишь тогда, когда обнаружили уже знакомую им икону стоящей на высоком уступе скалы.

Как ни чудно было перенесение образа, иноков стали одолевать сомнения: буквально нависающее на склонах утеса место, где не было даже воды, казалось им мало пригодным для будущего монастыря. Однако инокам явилась Божья Матерь - и из скалы по Ее велению забил источник. Устыдившись собственного маловерия, Варнава и Софроний усердно принялись за строительство храма, а затем и монастыря, который со временем наполнился братией и стал известен как обитель Богородицы Черной горы или Панагия Сумела.

Святая обитель, где с тех пор и пребывала перенесшаяся по воздуху икона Богородицы, расположенная на высоте 1200 метров над уровнем моря, стала со временем центром духовной жизни всего Понта - а источник, забивший по велению Пресвятой Девы, бил здесь непрерывно (и бьет до сего дня). Тут короновалось на царствие не одно поколение Комнинов. И каждый из императоров делал в монастырь богатые вклады, выделял средства на строительство, даровал монашествующей братии привилегии. Мощи основателей святой обители пребывали здесь же.

И даже после падения Византии монастырь продолжал действовать. С этим временем связано старинное предание. Сулейман Великолепный, властвовавший в XVI веке, однажды во время охоты оказался у подножия Черной горы. Подняв глаза и увидев христианский монастырь с сияющим над ним золотым крестом, султан пришел в ярость и повелел сопровождавшим его воинам сравнять обитель с землей. Не успел он договорить, как был невидимой силой повержен с коня на землю и забился в припадке, как это иногда бывает перед смертью. На следующий день, все же придя в себя, мусульманский властелин оставил за Сумельским монастырем все прежние привилегии, добавив к ним и свою благосклонность.

Однако века спустя, во время принудительного переселения греков в Элладу в 1922 году, насельникам все же пришлось покинуть Сумельскую обитель. Чудотворную икону Божьей Матери монахи, уходя с намоленного места, забрали с собой. А древний монастырь постепенно превратился в живописные развалины, пусть и имеющие в современной Турции статус архитектурного памятника.

В 2010 году, в великий праздник Успения, здесь была торжественно совершена первая за почти девяносто лет литургия, за которой вместе молились тысячи христиан, прибывших из разных стран.

Оригинал чудотворной иконы в настоящее время находится в Греции; известно немало списков с нее. Перед иконой Божьей Матери Сумельская родители молятся о выздоровлении своих чад, супруги - об избавлении от бесплодия и даровании детей, а все христиане, независимо от пола, возраста и семейного положения - о помощи в насущных нуждах.

Из трех икон, написанных апостолом Лукой при жизни Богородицы, Филермская - единственная, где Она изображена без Младенца на руках. Лик Пречистой будто умоляет Господа о снисхождении к людям. Написав эту икону, святой евангелист отдал ее антиохийским монахам-назореям, связавшим себя обетами строгой жизни. У них образ находился в течение почти трех столетий, а затем был отправлен в Иерусалим. Там ее и обнаружила супруга императора Евдокия, посещавшая Святую Землю с паломничеством. Заручившись благословением иерусалимского епископа, она перевезла икону в Константинополь, где передала ее сестре мужа, Пульхерии Благоверной.

После этого образ был торжественно водворен в новопостроенном Влахернском храме столицы, где многие верующие получали исцеление и другое, просимое ими в молитве перед иконой. А в 626 году святой образ, перед которым верующие возносили горячие мольбы, избавил Константинополь от завоевания персами - после этого иконе был составлен акафист, особое духовное песнопение, которое полагалось слушать стоя.

Всего же этот образ Богородицы находился в Царьграде более семи веков. А вот имя, под которым она известна, икона получила позже, когда вместе с захватившими Константинополь рыцарями-крестоносцами она попала сперва в Иерусалим, затем в Акру - а после захвата ее турками - на Крит, и, наконец, в 1309 году - на остров Родос, где она пребывала два последующих столетия.

На Родосе специально для чудотворной иконы рыцарями был возведен храм на фундаменте византийской базилики в Ялисе, на горе Филермиос. Отсюда и произошло ее название - Филермская. Храм этотсохранился, он действует и поныне, причем православные христиане и католики молятся в нем перед списком с чтимой иконы, находясь при этом в разных частях здания, каждые в своей.

Когда в 1522 году, после длительной осады, Родос был полностью захвачен турками, рыцари покинули остров, увозя с собой христианские святыни, в числе которых была и Филермская икона. Семь лет рыцари-мальтийцы оставались в Италии, переезжая с места на место - и реликвии путешествовали вместе с ними. Наконец в 1530 году император Священной Римской Империи Карл V передал ордену Мальту, Комино, Гоцо и другие средиземноморские острова. Филермская икона была перевезена в форт Святого Ангела, и позже - в резиденцию ордена, замок святого Михаила.

С иконой связывают победу над турками, атаковавшими Мальту в 1565 году. А вот при завоевании Мострова войсками Наполеона в 1798 году магистру ордена Гомпешу пришлось спешно вывозить святыни с острова: вместе с Филермской иконой он увез десницу святого Иоанна Крестителя и часть Животворящего Креста Господня.

После того, как русский император Павел I стал великим магистром Мальтийского ордена, состоялось перенесение мальтийских святынь в Санкт-Петербург. Для Филермской иконы Павел заказал массивную золотую ризу с драгоценными камнями. В России икона пребывала вплоть до революционных событий и была отмечена многими чудотворениями. Так, страшный пожар, бушевавший в столице империи в 1837 году, совершенно не повредил ее, хотя буквально все вокруг было уничтожено огнем. Находясь в Гатчине, икона торжественно выносилась для поклонения верующих, что ежегодно сопровождалось крестным ходом и другими церковными церемониями.

В течение многих десятилетий Мальтийский орден не прекращал попыток вернуть Филермский образ. Николай II намеревался отдать его, и даже заказал список и фотокопии иконы, но известные события помешали его намерению. Реликвии, принадлежавшие Мальтийскому ордену, в том числе и Филермскую икону, тайно вывезли из России и после того, как они некоторое время находились в Эстонии, передали матери последнего русского царя, императрице Марии Федоровне в Данию. Мальтийский же орден получил сделанную по указанию царя точную копию иконы, которая в настоящее время находится в базилике города Ассизи. Остались почитаемые копии иконы и в России - например, в Павловском соборе Гатчины находится список с неё, сделанный протоиреем Алексием Благовещенским.

После того, как императрица Мария Федоровна умерла в 1928 году, ее дочери передали святыни предстоятелю Русской Православной Церкви Заграницей митрополиту Антонию (Храповицкому). Он благословил поместить Филермскую икону в православном соборе Берлина. Накануне прихода к власти нацистов, опасаясь за судьбу святынь, епископ Тихон передал образ югославскому королю Александру I Карагеоргиевичу. После Второй Мировой войны Филермская икона и другие мальтийские святыни, хранившиеся в тайнике черногорского монастыря Острог, попали в руки спецслужб утвердившегося коммунистического режима и были недоступны для верующих вплоть до 1993 года.

В настоящее время Филермская икона Божьей Матери отделена от других реликвий и находится в Голубой часовне монастыря в Цетинье, на территории Народного музея. Часовня эта представляет собой комнату без окон, посреди которой в подсвеченной стеклянной витрине и пребывает святой образ, к которому ежегодно съезжается множество паломников. Православные черногорцы глубоко почитают эту древнюю святыню, волей Божьей оказавшуюся в их стране, и называют икону Божия Матерь Филермоза.

Перед Филермской иконой молятся об укреплении веры, об умножении духовных сил, о сохранении от раздоров и ересей. Божья Матерь Филермская почитается как покровительница иноков и благочестивых мирян.

Кроме Филермской, Сумельской и Киккской икон других образов Божьей Матери, написанных при Ее земной жизни, Святое Предание не называет. Однако есть немало чудотворных ликов Пречистой, созданных апостолом и евангелистом Лукой после Успения Богородицы. О некоторых из них, возможно не столь широко известных как Вифлеемская или Иерусалимская иконы, но также отмеченных многими чудотворениями, мы обязательно расскажем в одной из наших будущих статей на сайте «Свеча Иерусалима».


***

Считается, что Святой Лука написал не только самое подробное из четырех Евангелий и книгу Деяний апостольских.
Согласно христианским преданиям, ему принадлежит авторство первых икон – образа Пресвятой Богородицы.
Предание о написании икон Богородицы евангелистом Лукою общераспространнено в христианском мире.
В качестве несомненного факта религиозной жизни оно вошло в греческий Иконописный подлинник, устанавливающий изобразительный канон Иконы и самого святого апостола Луки, запечатлевающего образ Богородицы.


ИСТОЧНИКИ

Впервые история о Луке – авторе Икон Божией Матери, восходит к VI веку, в греческих рукописях она зафиксирована вообще в X веке.
Самый ранний исторический документ, в котором упоминается икона, написанная апостолом и евангелистом Лукой, относится к первой четверти VI столетия и связан с именем историка Феодора Чтеца (Анагноста), который жил во времена императоров Юстина и Юстиниана. Он рассказывает историю императрицы Евдокии – вдовы императора Феодосия Младшего, которая отправилась в Иерусалим на поклонение святым местам и обнаружила там образ Божией Матери, написанный ап. Лукой, который она прислала в Константинополь своей свояченице Пульхерии, жене императора Маркиана.

Следующее известие появляется уже только в VIII веке у святого Андрея Критского. Он сообщает о том, что существовали образы, написанные Ев. Лукой. Он говорит, что ап. Лука “собственноручно изобразил как самого воплотившегося Христа, так и Его непорочную Матерь” и что эти изображения, известны в Риме, находятся в Иерусалиме.

Есть упоминание на образ Девы Богородицы, написанный евангелистом Лукою и потом отправленный куда-то из Иерусалима в житии Стефана Нового. Оно относится ко второй половине VIII века.

В «Соборном послании трех восточных патриархов к императору Феофилу», относимом учеными к 845-846 году, передается, что боговдохновенный Лука еще при жизни пресвятой Богородицы, в то время как Она обитала на Сионе, живописными составами начертил на доске Ее честный образ.

В западных литературных источниках «первым христианским живописцем» называет евангелиста Луку Ченнино Ченнини в своём «Трактате о живописи», написанном в XIV веке.
Отсюда вышли знаменитые и уважаемые в католическом мире Мадонны св. Луки, известные в довольно значительном числе в Риме, Италии, Испании и других странах.

Когда предание о Луке как об иконописце распространилась на Руси, сказать трудно, но в Московском летописном своде конца XV века под 1204 годом сказано о том, что икона Одигитрии была написана Лукою: «сию же икону списа Лука еуангелист [...]»; а под 1395 годом - что и икона Владимирской Богоматери написана евангелистом Лукой: «Слово о чудеси пресвятыя Богородица, егда принесена бысть икона честного образа ее, юже написал Лука еуангелист, от града Володимира в славный сей град Москву».В Евангелии 1507 года, хранящемся в Государственной Публичной библиотеке в Санкт-Петербурге, под миниатюрой евангелиста Луки указано: «Лука [...] иконописец». В макарьевских Минеях Четьих в главе о Луке сказано, что он был не только врачом и автором Деяний апостольских и Евангелия, но также и художником, написавшим изображения Богоматери.

Такого рода иллюстрации можно встретить в русских рукописях, таких как: «Повести о иконном изображении, како и когда зачася» и «Сказания о написании иконы Богоматери Одигитрии».
Они расположены напротив следующих слов текста: «По воскресении и по восшествии еже на небеса Господа нашего Иисуса Христа и по излитии Святаго Духа, минувшим пятинадесяти летом, славный апостол и евангелист Лука, ему же похвала во благовестии Христове, написа еже о Христе евангелие и о рождьшей Того приснодевей Марии, таже и Деяния святых апостол в книжицы.

И паки той первый бо ественнаго иконнаго изображения еже живописати, самоблагоумне извык, написа на дсце начертание пречистыя самыя Владычицы нашея Богородицы и приснодевы Марии, изящне видение Тоя изуподобив опасно... И приносит к первообразней Госпоже и всех Царице. Она же, очи Свои возложши на ту икону и... возрадовавшися убо, глаголет к тому благоговейне вкупе же и со властию: благодать Моя с тобою да будет»...

ПРЕДАНИЯ

Конечно, нет достоверных, в том числе, исторических фактов, каким образом Евангелист Лука писал первую и последуюшие иконы Пресвятой Богородицы.
Есть только легенды и предания.

Согласно одной из них, Дева Мария с младенцем Христом во сне явилась к Луке. Проснувшись, он зарисовал это видение, и эта картина считается первой иконой Богоматери.

Другое предание гласит, что Богородица явилась святому Луке в храме во время молитвы. Она была окутана облаками, два ангела держали над ней царскую корону, а на руках, прижавшись головой к левой щеке, сидел младенец Христос. И якобы, святой Лука опустился на колени, а затем, словно в забытьи, поднялся и стал писать портрет Мадонны на холсте, стоящем на маленьком мольберте.

Третье предание говорит о том, что вести о Нерукотворном образе Богородицы из города Лидды дошли и до Богоматери, рядом с которой был евангелист Лука. И однажды Лука почувствовал сильное желание написать Ее Пречистый образ и пришел попросить у Матери Божьей благословление на написание Ее икон. Она дала ему, что он просил.

После полученного благословения от Богоматери, пришел к нему Ангел Господень (скорее всего это был Архангел Гавриил – он всегда помогал Богородице) и вручил 3 доски, на которых апостол Лука впоследствии и написал свои первые иконы.
Взяв первую доску, он написал икону Богородицы красками. После завершения иконы он принес ее к Пречистой, чтобы узнать ее мнение. Ей понравилась икона, но она сказала, чтобы он писал ее с Младенцем Иисусом на руках. Так он и поступил.

Все следующие свои иконы он писал образ Богородицы с Младенцем Иисусом на руках. Взяв вторую доску, он написал икону воском и мастикой, и по завершении показал ее Матери Божией. Она одобрила икону, после чего он принялся за написание третьей иконы. Третью икону он расписал золотом и серебром и опять принес ее Богородице. Пренепорочная взяла все три иконы, написанные апостолом Лукой и произнесла: «Благoдать Ρождшегося от Μеня и Моя милοсть с сими иконами да будeт», т.е Милость Сына Ее всегда прибудет с этими иконами.

МНЕНИЕ

Искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея:
"Есть предание о том, что самую первую икону написал апостол Лука, причем есть даже такая иконография, где апостол пишет, а Богородица ему позирует. У историков в этом есть сомнения, но Предание возникло не на пустой почве. «Мы знаем из Нового Завета, что апостол Лука был врачом, образованным человеком, но о том, что он был художником, в Писании не сказано, - говорит Ирина Языкова, - к тому же иконописание как традиция возникло не ранее IV века. Но именно в Евангелии от Луки больше всего говорится о Богородице, и именно апостол Лука создал для нас образ Богородицы. А поскольку Евангелие в древности называли словесной иконой, как и икону называли живописным Евангелием, то в этом смысле можно сказать, что апостол Лука был первым иконописцем, хотя прямо кисточкой по доске, скорее всего, не водил».



Якоб Байнхарт. Святой Лука, рисующий Мадонну Богоматерь.1506г. Национальный музей. Варшава

Таким образом, считается, что Апостол Лука написал три иконы Пресвятой Богородицы еще при земной жизни Божией Матери, получив на то от нее благословение.

Вот что написано в книге «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон», впервые изданной в 1897 году:
«Из трех икон Пресвятой Богородицы, написанных св. апостолом и евангелистом Лукою, удостоившихся Ее благословения и облагодатствованных Ею, одна называется Одигитриею, или Путеводительницею; на ней изображается Пресвятая Дева с Предвечным Младенцем на левой руке.
(Её яркий пример в русской православной иконописи – Казанская икона Божией Матери.)

Две другие же называются Милостивыми, потому что на них изображена Божия Матерь умоляющею Сына и Бога Своего за спасение рода христианского.

На одной из сих икон Богородица написана одна, без Единородного Сына, и называется Милостивою.

На другой же Она изображена держащею Сына Своего с правой стороны и называется тоже Милостивою, но для различия от первой – Милостивою-Киккской, от горы Кикос, находящейся на северо-западной стороне острова Кипр.
(Одна из известнейших икон этого типа – Владимирская икона Божией Матери).

Считается, что эти три иконы были посланы святым евангелистом Лукою в Египет к назореям (назареям), то есть, благочестивым христианам, там жившим и научившимся иноческому житью у евангелиста Марка».

Две иконы: Киккская икона (Киккотиса, Милостивая) и Сумельская икона, сохранились до нашего времени.

Все три иконы находились в России и известны под именами: Владимирской – Милостивой, Смоленской Одигитрии и Филермской (считается, что оригинал иконы не сохранился. При этом существуют чудотворные списки с этой иконы).
Предполагается, что они были принесены в XI-XII столетии из Царьграда.

Так же, по преданию, уже после Успения Пресвятой Богородицы, находясь в Греции, России, Грузии, Египте, Сербии, Болгарии и других странах, по памяти, евангелист Лука написал 70 (80, 150 в разных источниках по-разному) икон, изображающих Пресвятую Деву.

Образы эти известны всему христианскому миру, с них будут написаны многие иконы как в Греции, так и в России, Египте, Сербии, Болгарии, что является свидетельством большого почитания этих образов среди православных.


Ап. Лука. Миниатюра из Евангелия 1-й половины XV в. Москва. 2-я половина XV в. РГБ. Москва.

В настоящее время на Афоне и Западе находятся 20- 21 икона, 8 из них находятся в Риме.

Перечислим иконы, которые, как считают, написаны апостолом Лукой и сохранились до нашего времени:

Владимирская икона (по преданию, написана на доске стола, за которым совершало трапезу Святое семейство), Тихвинская, Иверская, Ченстоховская (находится в католическом монастыре на Ясной горе близ Ченстохова), Сумельская (находится в Греции, в деревне Кастанья. На ней Богородица держит Богомладенца с левой стороны, как бы направляя нас на верный путь, поэтому ее называют еще Одигитрией-Путеводительницей), Киккская (Милостивая)- находится на Кипре в Киккской обители (на ней Богомладенец изображен с правой стороны), Корсунская, Федоровская, Иерусалимская (по преданию, написана им в 15 году в Гефсимании, после Вознесения Спасителя), Никопея (Кириотисcа), Влахернская (Одигитрия, «Путеводительница»), Малевийская, Великопещерная (Спилиотисса), Хахульская (находилась в Гелатском Успенском монастыре близ Кутаиси), икона Богородицы Сант-Алессио («Заступница», «Покровительница»), Мадонна ди Санта-Мария-ин-Арачели («Жертвенник Небесный»), Santa Maria Maggiore, Santa Maria della Grazia, Santa Maria del Popolo, Santa Maria della Consolazione и др.

Также считается, что евангелист Лука написал Смоленскую икону (Одигитрия- Смоленская), местоположение ее с 1943 года не известно, Вилемскую и некоторые другие иконы, местоположение которых так же не известно.

Если внимательно посмотреть на все иконы, которые приписываются евангелисту Луке, обязательно заметим, что на трёх из них – Смоленской, Корсунско-Эфесской и Филермской – изображение Богоматери существенно отличается от остальных. Что ещё раз, пусть косвенно, подтверждает сам факт написания их евангелистом Лукой, а значит и дают нам удивительную возможность представить, как выглядела Богоматерь в своей земной жизни.

Впрочем, легенды о создании «первого портрета» Богоматери, к сожалению, нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, поскольку не сохранилось ни одного изображения Богоматери, которое можно было бы датировать I веком нашей эры.

Конечно же, стоит отметить,что существующие иконы, хоть и очень древние, но все же только списки с икон святого евангелиста, поскольку не сохранилось ни одного изображения Богоматери, которое можно было бы датировать I веком нашей эры и полностью доказать принадлежность старинной иконы кисти самого Луки.
Скорее всего это даже не списки с оригиналов кисти Луки, а списки со списков.

Л.А.Успенский в книге «Бoгословие иконы Πравославной Церкви» вот что пишет об иконах, написанных евангелистом Лукой: «Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон, вероятно, до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом <…>

И ценность их велика еще и потому, что Лука был тем человеком, кто видел Богородицу воочию при ее жизни, как и самого Спасителя. Поэтому все иконы, являющиеся последующими списками и списками со списков его икон, так или иначе, несут подлинный божественный отпечаток прижизненного облика Божьей Матери <…>

Церковь подчеркивает преемство благодати и силы, присущих всем спискам этих икон, как воспроизводящим (со свойственными им символами) подлинные черты Божией Матери, запечатленные евангелистом Лукой.» Надеюсь, я удовлетворила Ваше любопытство. Теперь Вы знаете, о первой нерукотворной иконе Богородицы – Лиддской иконе и о первых и последующих рукотворных иконах, написанных апостолом и евангелистом Лукой.

Наиболее серьезным аргументом против возможности существования икон, написанных святым евангелистом, является отсутствие какого-либо упоминания об этом факте у отцов VII Вселенского собора, причина этого факта, не ясна, но рассмотрев все приведенные доводы, можно с уверенностью заключить, что согласно Священному Преданию и историческим свидетельствам святой евангелист Лука собственноручно написал одну или несколько икон Божией Матери.



Новое на сайте

>

Самое популярное