Домой Удаление Качество слухового внимания. Развитие слухового внимания

Качество слухового внимания. Развитие слухового внимания

Ребенок не слышит родителей и учителей – когда начинать беспокоиться, всегда ли это связано со слухом и как докопаться до причины – рассказывает Ольга Азова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии МПСУ, директор детского неврологического и реабилитационного центра «Логомед прогноз».

Одна мама говорила, что живет как будто среди глухих

– Какие проблемы со слухом могут возникать у детей?

– Буквально со слухом проблемы часто не связаны. Но у 5-7% детей школьного возраста отмечаются нарушения обработки слуховой информации. Они не могут обрабатывать информацию так, как это делают обычные дети – выглядит это так, как будто они нас не слышат или слышат через шумовую толщу, прислушиваются или игнорируют. Иногда ребенку нужно видеть нас, чтобы расшифровать нашу речь.

– А из-за чего так происходит?

Пока ученому сообществу неизвестно, что именно влияет на мозг человека, лишая его возможности различать информацию с помощью органов слуха. Хотя иногда врачи относят проблемы обработки слуховой информации к синдрому дефицита внимания и гиперактивности. Я не сторонник таких обобщений, но тем не менее стоит говорить и о детях с СДВГ, так как именно у них часто отмечается высокая костная проводимость.

– Как это может мешать ребенку в жизни?

– Любой шум может нарушить привычный ход жизни, событий. Ребенок, сидя в классе, слышит, что происходит в конце длинного коридора, или треск экрана компьютера в соседней комнате. В классе, где учатся тридцать человек, шумят все и всё. Шумят падающие линейки, карандаши, шуршат листы.

Все эти звуки не просто мешают ребенку, а забирают всё его внимание, не дают возможности сосредоточиться. При этом, например, я целый день нахожусь в кабинете, где работает компрессор в аквариуме, который выдувает воздух, – для меня такой шум не является проблемой.

Также ребенок с нарушением обработки слуховой информации без визуального подкрепления может не начать работу в классе. Некоторым детям нужно видеть лицо, губы взрослого, тогда только он начнет говорить. Таким детям нужно многократное повторение инструкции, важных моментов урока, при переходе к новому заданию, виду деятельности нужно сделать дополнительный акцент и получить обратную связь, чтобы ребенок услышал вас и понял.

Одна мама мне говорила, что живет как будто среди глухих. У нее два сына и муж. Ей приходится их звать по нескольку раз, повторять просьбы. «Я понимаю, что ребенок слышит меня, если я поймала его взгляд или он повернулся ко мне, когда я его зову», – говорила она мне.

Дети с нарушениями обработки слуховой информации чаще других делают пометки на полях, визуализируют то, что говорит учитель.

Таким детям трудно с учителями, которые как говорящие головы, потому что они редко используют визуальные подсказки, схемы, рисунки, а этим детям они необходимы как воздух. В школах как раз таких учителей, которые любят больше говорить, чем опираться на визуализацию, большинство. Среди учителей больше женщин, которые чаще мало пишут, дают мало схем, мало визуальных подсказок, да еще и говорят высокими тонкими голосами.

– Куда обращаться, если у ребенка подобные проблемы?

Обозначить эти проблемы может грамотный невролог, который подскажет, какое именно обследование нужно сделать ребенку, к какому специалисту обратиться дальше.

Он может направить к специалисту по сенсорной интеграции, логопеду, психологу или нейропсихологу. Возможно, ребенку понадобится отоларинголог или отоларинголог-сурдолог.

Нужно ли обследовать ребенка “на всякий случай”

Как определить нарушения обработки слуховой информации?

– Исследований много, выбор зависит от того, что именно интересует врача – острота слуха, слуховая чувствительность или еще какие-то параметры.

Слуховая аудиометрия – это измерение остроты слуха, определение слуховой чувствительности к звуковым волнам различной частоты. Исследование проводит врач-сурдолог.

Речевая аудиометрия – субъективный метод исследования слуха, с использованием речевых стимулов. Речевая аудиометрия позволяет выявить социальную пригодность слуха у данного обследуемого.

Импедансометрия (тимпанометрия) – определение акустического импеданса, оно основано на измерении звуковой энергии, проходящей через среднее ухо.

Акустический импеданс – измерение сопротивления, которое встречает звуковая энергия, проходящая через структуры уха.

Отоакустическая эмиссия выступает в роли акустического ответа, который является отражением естественной работы рецептора, отвечающего за слуховую активность. Это очень слабые по частоте колебания звука, которые генерирует улитка.

Метод дихотического прослушивания психологический метод, направленный на изучение селективного внимания и функциональной асимметрии полушарий мозга. Основан на одновременном предъявлении различных звуковых стимулов в правое и левое ухо.

И, конечно, передовые и модные стволовые вызванные слуховые потенциалы – это ответ слухового нерва и участков головного мозга (его стволовой части) на слуховые раздражения.

– Что, если родители решат обследовать ребенка “на всякий случай”?

Такой совет я не даю ни в коем случае. В том-то и дело, что чаще всего – нет. Или, вернее, – не всем.

Повторяю, сначала нужно получить грамотную консультацию невролога, который подскажет, нужно ли ребенку обследование, или той информации, которой поделился родитель, и наблюдений врача достаточно. Нужно уметь слушать родителей – запрос, жалобы, внимательно наблюдать за ребенком во время консультации. Нельзя во главу угла ставить принцип «до кучи».

В итоге приходят на прием родители с пухлыми папками обследований, а проблема так и не решена. Конечно, сейчас и сами родители инициируют этот забег по врачам – «мы записались сразу в три центра». Их понять можно – тревога за детей. Но совсем непрофессионально то, что исследования продают пакетом, без первичной консультации доктора.

Мне недавно очень профессиональный человек, который в теме многих сенсорных нарушений, замечательно озвучил вопрос – расскажите про диагностику, что нужно спрашивать у специалистов, чтобы получить подробную информацию про центральные нарушения слуха.

Родитель уже приходит с запросом, что ребенок плохо понимает обращенную к нему речь, отвлекаемый, двигательно расторможенный, плохо обрабатывает слуховую информацию, испытывает проблемы со слуховой памятью, трудности в запоминании инструкций, путает при чтении и на письме близкие по звучанию звуки и так далее.

Современные родители тревожны. Заручившись информацией в интернете, они хотят докопаться до истины, до причины. И часто самостоятельно принимают решение о том, чтобы пройти целый ряд обследований, в которых в целом нет необходимости.

«Что в этом плохого?» – спросите вы. Плохого ничего, кроме того, что эти исследования не приносят радости детям, а малышам, про которых мы чуть позже поговорим подробнее, приносят еще и слезы. Тратится уйма детских, родительских сил и денег.

Чаще всего, чтобы получить ответ, например, на стволовых вызванных слуховых потенциалах, нужно провести не обследование за несколько минут, а многочасовое исследование, по сути научное. Когда сравнивается огромное количество параметров, анализируется текущая информация на протяжении времени.

Даже слуховую аудиограмму, чтобы определить снижение слуха, приходится одному и тому же ребенку делать не один раз. И я думаю, что специалисты могут подтвердить, что степень снижения слуха у разных специалистов может получиться разная, именно поэтому данные перепроверяются.

– Когда стоит обращать внимание, что есть проблема, и обращаться к специалистам, обследовать ребенка?

– Если речь о тех 5-7 процентах детей, то, в основном, – это школьники, которым трудно учиться, ведь в школе много речи, отвлекающих звуковых факторов. У дошкольников это не так заметно.

Так что важно называть возраст детей и только тогда определяться с исследованием.

Если это школьник, то слуховые вызванные потенциалы, которые проводят тщательно и не торопятся, возможны. У нас в центре на такое исследование уходит не менее часа. При этом специалист по функциональной диагностике заранее звонит пациентам, выясняя, насколько долго сможет с ним работать ребенок, возраст, включенность, или просит администраторов собрать эту информацию.

Иногда сразу понятно, что ребенок не сможет качественно участвовать в исследовании, и его отменяют, вернее переносят, когда ребенок повзрослеет. Но расстраиваться не нужно, потому что как раз этому ребенку можно будет провести аудиотест, где исследуют воздушную и костную проводимости.

Если это маленький ребенок, то хороши методы, где оценивается физиологический слух: «слышу – не слышу» и степень снижения слуха. Можно пробовать проводить и более серьезные исследования, но ключевое слово здесь будет “пробовать”, потому что объективную картину пока получить трудно.

Особая категория – это дети с аутизмом, у которых достаточно часто отмечается повышенная чувствительность к звукам (гиперакузия) и нарушение понимания речи. Здесь проведение исследования еще больше усложняется особенностями поведения, гиперчувствительностью. Обычно таким детям мы начинаем снимать аудиотесты после нескольких этапов слуховой терапии по методу Альфреда Томатиса.

– Для чего проводятся аудиотесты? Что такое костная проводимость, у каких детей она повышена?

– На аудиотестах можно посмотреть, сохранен ли физический слух, но прежде всего они нужны для того, чтобы посмотреть слуховое восприятие и насколько ребенок подвержен костной проводимости (передаче звука через кости).

Так, у детей с СДВГ на низких частотах (от 125 до 1000 Гц) костное проведение преобладает над воздушным восприятием. Родители жалуются на двигательную расторможенность, отвлекаемость, утомляемость, снижение концентрации внимания.

У детей с нарушением обработки слуховой информации как раз на высоких частотах (1000-3000 Гц) костное восприятие преобладает над воздушным. Родители жалуются на нарушение обработки слуховой информации, слуховой памяти, запоминания инструкций.

Когда нарушен не слух, а смыслоразличение

– Есть разница между нарушением фонематического слуха и нарушением обработки слуховой информации?

Конечно! Общее только то, что и там, и там присутствует слово «слух». На самом деле у детей с нарушением фонематического слуха речь идет совсем не о нем.

Сначала расскажу про само нарушение «фонематического слуха». Вот мы взяли его в кавычки, потому что в буквальном смысле слух не нарушается, а нарушается смыслоразличение. Фонему буквально ведь мы не можем слышать. Это лингвистическая единица, от нее зависит значение слова в квазиомонимах (это похожие по звучанию слова или в этих словах разный лишь один звук, например, «бочка» – «почка»).

Есть четыре этапа развития: физический слух (наиболее элементарный уровень слуховой функции), неречевой, включая музыкальный (височная кора правого полушария), он дает возможность различать звуки природы и шумы, далее речевой слух – это уровень фонетики (височные поля левого полушария), при его нарушении можно иметь абсолютный слух, но плохо понимать речь (это касается детей с аутизмом и нарушением обработки сенсорной информации), и, наконец, фонематический слух – предназначен для дифференциации фонем, в том числе и оппозиционных. Например, это слова, которые различаются по глухости-звонкости, по твердости-мягкости, различаются также по признаку “шипящий-свистящий” и дифференциации сонорных ([р], [л], [j]).

Если совсем коротко, то сначала ребенок как бы разворачивает свою физиологию – младенец спит, все разговаривают, а он нас «не слышит», потом, наоборот, появляется на двери записка «Не звонить, спит маленький ребенок», еще позже ребенок начинает различать голоса – вот папа, а это мамочка, потом появляется слух «на речь», то есть это речь – а это не речь, и только когда кора станет еще более зрелой, то начинают формироваться фонематические дифференцировки, вот это и есть сформированный фонематический слух.

– Логопед сможет определить нарушение фонематического слуха у маленьких детей?

– А у маленьких детей нет нарушения фонематического слуха. Он начинает формироваться, когда ребенок, а вернее, его мозг, начинает готовиться к обучению грамоте – после четырех лет. Давайте этот вопрос перенесем в раздел мифов и реальности.

– Расскажите о повышенной чувствительности к звукам при аутизме.

– Несколько ученых пришли к выводу, что у детей с аутизмом мышцы уха имеют более высокую чувствительность к звукам, чем у нейротипичных детей. Некоторые из них даже говорят о том, что оценка порога чувствительности мышц среднего уха к звукам – это биомаркер аутизма.

В среднем ухе находятся две мышцы, которые должны рефлекторно сокращаться в ответ на громкий звук. У детей этот порог повышен и отмечаются трудности с чувствительностью к звукам или проблемы внимания.

Проводилось уже много исследований с использованием наушников, «звуковых вызванных потенциалов» – ЭЭГ и другие, в которых были получены данные о повышенной слуховой чувствительности у некоторых детей с аутизмом.

Исследований достаточно много, многие спорные, для некоторых есть возражение по малой выборке участников эксперимента, но в любом случае уже много информации к размышлению.

Как практик, я могу сказать, что эмпирическим путем можно установить, что многие дети с аутизмом испытывают повышенную чувствительность к звукам, у многих детей отмечается желание закрыть уши, а дети, которые уже умеют говорить, могут рассказывать, что в классе за партой ощущения – как на оживленном перекрестке.

Наконец Паша стал понимать, что говорили учителя

– Как решать проблему детей с нарушением обработки слуховой информации и с нарушением фонематического слуха?

– Стивен Порджес, исследователь в области нейронаук, в научной статье говорит о гиперчувствительности к звуку у детей с аутизмом, а также о слуховой терапии для уменьшения звуковой гиперчувствительности у детей с расстройством аутистического спектра. Поскольку гиперчувствительность к звуку есть у детей с нарушениями обработки слуховой информации, то данный метод можно применять и у них.

В основе метода лежат “нейроупражнения” с использованием акустической стимуляции и нервной регуляции мышц среднего уха. Метод использует специфические для понимания речи частоты. По сути, на этом принципе организованы разные слуховые терапии.

Часть из них стремится к «слушанию» высоких частот, потому что именно так происходит тренировка мозга. Так, метод Томатиса основан на использовании прибора, который является идеальной моделью человеческого уха. Сама терапия заключается в микрогимнастике мышц среднего уха (своеобразном тренинге). От напряжения этих мышц в финале будет зависеть работа мозга. Мы как бы учим «ухо=мозг» работать, взаимодействовать, «открываем» ухо для понимания речи. Но прибор многофункционален.

За счет программы, в которой используются разные диски (файлы), тренируется слуховое внимание, его концентрация, слуховая память, фонематический слух, у маленьких детей – усидчивость. Но нужно помнить, что терапия должна проводиться на качественном приборе с использованием аналогового звука. Мы используем аппарат “Бессон” швейцарского производства.

Звуковое воздействие производится с помощью специального устройства – электронного уха. Через наушники ребенок прослушивает определенные диски с записью классической музыки, григорианского пения. Обычные сигналы сочетаются с высоко- и низкочастотными. Для развития коры головного мозга необходимо слушать высокие частоты. Происходит зарядка мышц уха и коры головного мозга.

– Есть мнение, что это метод с недоказанной эффективностью.

– Этот метод входит в группу В по уровню доказательной базы – условно одобрены. Наш центр ведет свою статистику. Оценочный анализ разных психических функций свидетельствует о положительных результатах и очень хорошей динамике. А если удается провести аудиотесты, то картина еще более впечатляющая.

Особенно интересно узнать мнение школьников, которые сами могут рассказать о результативности. Так, например, Паша в 14 лет после двух этапов метода Томатиса рассказал мне о том, что стал наконец-то «слышать» голос, до конца понимать то, о чем говорили учителя по истории и английскому. Я спросила, что с их речью было не то. Высоко говорили. То есть Паша плохо воспринимал именно высокие частоты. Знаете, есть такие верещащие женские голоса, вот их трудно слушать. При этом Паша был обычным ребенком, который учился в гимназии на «4» и «5», но прикладывал много усилий в обучении.

Мифы и реальность:

Миф 1. Говорят, что нарушение фонематического слуха не определяется на слуховых вызванных потенциалах

В реальности: так уж устроен человек – хотелось бы, чтобы все функции можно было измерить, то есть получить достоверный результат. Слуховые вызванные потенциалы – очень передовой метод, с помощью которого можно провести длительное исследование и, проанализировав полученные данные, сделать вывод о нарушениях, связанных со слуховым речевым восприятием.

Почему говорят, что нарушение фонематического слуха не определяется на слуховых вызванных потенциалах, и это действительно миф?

Фонематический слух – это наиболее высокий по иерархии, предназначенный для дифференциации фонем, в том числе и оппозиционных (по глухости-звонкости – «дочка-точка», твердости-мягкости – «банка-банька», дифференциации шипящих-свистящих – «крыса-крыша» и сонорных – «лак-рак»). Более того, это и не совсем «слух», потому что фонему как смыслоразличительную единицу звукового строя языка слышать нельзя, ее нужно анализировать, выделять из звучащего потока мыслью. Обследование проводит логопед.

Миф 2. Аудиотест можно сделать «по глазам» ребенка

В реальности: органы зрения напрямую связаны с нервной системой и с мозгом человека, которые обрабатывают поступающие сигналы. На эти сигналы и реагирует зрачок, который в зависимости от ряда ситуаций может сужаться или расширяться. Для расширения зрачков есть немало естественных причин: изменение степени освещенности, поступление в кровь большого количества адреналина – это основные.

Почему говорят, что аудиотест можно сделать «по глазам» ребенка, и это миф?

Вслушайтесь в название – АУДИО, значит «слышу». Да, мы можем пользоваться репрезентативной системой человека для подкрепления самого теста, но никак не для получения достоверных данных и тем более для того, чтобы речь шла о снятии аудиотеста, как воздушного, так и костного. Особенно нелепо звучит это выражение, когда ребенку дают в руки планшет или телефон, в уши подают сигнал. Что смотрят у этого ребенка, данные о чем пытаются получить? Добавлю еще и то, что низкие частоты часто не слышит даже мама ребенка, которой также снимают аудиотест. Сам аудиотест требует достаточного слухового внимания и произвольности, то есть участия самого человека. . Общепринято, что это музыка Моцарта, Штрауса, григорианские и православные песнопения.

Проходите слуховые терапии в проверенных местах , при наличии сертификатов на аппаратуру, метод Томатиса должен проводиться на аппаратуре с аналоговым звуком.

2. Мероприятия по организации жизненного пространства:

– Давайте подкрепления – зрительные (рисунки, схемы, пометки на полях), повторяйте инструкцию сами и просите повторить ребенка, говорите медленно и четко.

Продумайте, где организовать рабочий уголок дома . Это должно быть максимально тихое место, с отсутствием предметов, которые издают те или иные звуки, даже если они нам кажутся незначительными. В школе ребенок должен уметь уединяться. Если возможно в учебном заведении организовать комнату релакса, то научите ребенка посещать ее.

У ребенка должны быть как время для отдыха, так и поручения , обязанности.

Организация режима . Придерживайтесь четкого расписания, с соблюдением временных рамок. Можно первое время подключать таймеры, чтобы ребенок научился чередовать интервалы отдыха и занятий. Следите за тем, чтобы ребенок в одно и то же время ложился спать и высыпался.

– Следите за питанием (детский стол). Возможно, нужно будет сдать анализы на непереносимость продуктов, следите за регулярностью стула.

Если ребенок не занимается спортом, то должны быть организованы физические нагрузки.

Ирина Гурова
Развиваем слуховое внимание у детей. Консультация для родителей

Внимание является необходимым условием любой деятельности. Человек, хорошо владеющий своим вниманием, как правило, отличается такими положительными чертами, как работоспособность, организованность, активность. Отсутствие или недостаток внимания обуславливает трудности в деятельности.

Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослым. Если внимание отсутствует, ребенок не может научиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания.

Внимание – это сосредоточение сознания на чём-либо. Оно связано с интересами, склонностями, призванием человека. От особенностей внимания зависят такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки.

В соответствии со степенью участия воли при сосредоточении принято различать два вида внимания: непроизвольное и произвольное, т. е. непреднамеренное и преднамеренное.

Непроизвольное внимание возникает непреднамеренно, без специальных волевых усилий. Оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Это внимание называют ещё пассивным, вынужденным. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей привлекательности или неожиданности.

Произвольное внимание наблюдается при преднамеренном выполнении какой-либо деятельности. Основным фактором, вызывающим его, является цель деятельности. Сосредоточение внимания на достижение цели представляет собой результат волевого усилия. Именно произвольное внимание является обязательным условием труда, учебных занятий, работы вообще. Благодаря произвольному вниманию люди могут заниматься не только тем, что интересно и захватывает, но и тем, что непосредственной привлекательностью не обладает; заниматься не потому, что «хочется», а потому, что «надо».

Некоторые психологи выделяют ещё один вид внимания, который называют «послепроизвольным» . Оно, как и произвольное первоначально носит целенаправленный характер и сначала требует волевых усилий, но затем человек как бы «входит» в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только её результат. Таким образом, увлечённость делом приводит к тому, что произвольное внимание перерастает в послепроизвольное.

Свойства внимания

Концентрация - это степень сосредоточенности на одном и том же предмете, объекте деятельности. Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-либо объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие. Именно высокая концентрация внимания позволяет замечать в предметах и явлениях значительно больше, чем при обычном состоянии сознания. При недостаточной концентрации внимания сознание как бы скользит по предметам, не задерживаясь подолгу на каком-либо из них в результате впечатление от предметов оказывается расплывчатым, нечётким.

Устойчивость важнейшая характеристика внимания. Это длительность удержания внимания на одном и том же предмете или деятельности. Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается.

Объем - это количество объектов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью. Объем внимания взрослого человека составляет от четырех до семи объектов одновременно. Объем внимания ребенка 1-5 объектов.

Переключение - это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Чем интереснее деятельность, тем легче на неё переключиться. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации.

Распределение - это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно, т. е. это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Чтобы человек был способен выполнять одновременно два вида деятельности, необходима автоматизация одного из них. Если это условие не соблюдается, то совмещение действий, по мнению психологов, невозможно.

Нарушения внимания

Отвлекаемость - непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Рассеянность - неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Рассеянность может проявляться а) в неспособности к сосредоточению; б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности. Рассеянностью называют также истощаемость внимания, как следствие болезни, переутомления.

Чрезмерная подвижность внимания - постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности.

Инертность - малая подвижность внимания, патологическая его фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.

Игры и упражнения для развития слухового внимания у детей

«Кто тебя позвал?»

Для игры используются игрушки, изображающие животных, птиц. Взрослый произносит звукоподражания («мяу», «гав-гав», «му-у-у», «бе», «хрю-хрю», «пи-пи», «ко-ко-ко», «ку-ка-ре-ку», «кря-кря», «га-га», «чик-чирик», а ребёнок угадывает игрушку, называет или показывает её.

«Мамы и детки»

Для этой игры тоже желательно использовать игрушки, но можно поиграть и без них. Взрослый произносит звукоподражания («мяу», «и-го-го» и др.) то низким, то высоким голосом. Если звучит низкий голос, то ребёнка зовёт взрослое животное (ребёнок должен определить, какое, а если высокий, то детёныш.

«Ау… Я здесь!»

Взрослый называет имя ребёнка то тихо, то громко. Если имя названо громко, то ребёнок громким голосом отвечает: «Я здесь!», а если тихо, то, тихим голосом говорит: «Ауууу…».

«Принеси то, что назову»

Для проведения этой игры можно использовать предметы, игрушки, а затем картинки. Несколько предметов (картинок) находятся на некотором расстоянии от ребёнка, может быть, даже в другой комнате. Взрослый просит ребёнка принести названный предмет (картинку). Просьба принести 2, 3 и большее количество предметов (картинок) является усложнением игры.

«Сделай то, что попрошу»

Детям раннего и младшего дошкольного возраста доставляет удовольствие выполнять просьбы взрослого: «Посади зайку на стул», «Покатай машинку», «Похлопай в ладошки», «Потопай ножками», «Принеси мяч»… Ребёнку ещё интереснее, если просьбы высказываются от имени игрового персонажа, которым может служить какая-нибудь игрушка.

«Слушай, выполняй»

Ребёнок в этой игре выполняет названные взрослым действия, например, «Руки вверх, в стороны, вниз, на пояс, на голову, за голову, присядь, встань, повернись направо» и т. д. Прежде чем проводить такую игру, конечно же, нужно научить ребёнка понимать инструкции и выполнять соответствующие действия.

«Путаница»

Это усложнённый вариант предыдущей игры. Взрослый называет те же действия, но при этом пытается «запутать» ребёнка, выполняя другие действия. Задача ребёнка – воспринимать не зрительную, а слуховую информацию и действовать в соответствии с ней.

«Ухо, нос, голова»

Эта игра очень похожа на предыдущую. Взрослый называет многократно слова «ухо», «нос», «голова» в любом порядке. Если сказано слово «ухо», ребёнок должен положить руку на ухо, «голова» - на голову, «нос» - взяться за нос. При этом сам взрослый выполняет не то, что показывает. Задача ребёнка – выполнить всё в соответствии с названными словами взрослого. Игра обычно проходит очень весело.

«Сначала и потом»

Эта игра-упражнение подразумевает выполнение двухступенчатой инструкции, а затем и трёхступенчатой, например, «Сначала покатай машинку по полу, а потом посади зайчика на стул», «Сначала похлопай в ладоши, а потом достань кубики из шкафа», «Сначала топни ножкой, потом закрой шкаф и сядь на диван». Желательно после выполнения действий спросить ребёнка: «Что ты сделал сначала, а что потом?» «Расскажи, что ты сделал».

«Пожалуйста"

Ребёнок в этой игре выполняет названные взрослым действия только в том случае, если услышит слово «пожалуйста». В остальных случаях инструкция не выполняется, например, «попрыгай, пожалуйста», «сядь, пожалуйста» и т. д.

«Действуй по сигналу»

Это целая группа игр. В процессе их проведения у детей очень хорошо развивается переключаемость внимания. Суть этих игр в том, что ребёнку нужно каким-то образом отреагировать, например, выполнить движение (присесть, поднять руки вверх, хлопнуть в ладоши, топнуть ногой) на какой-то словесный сигнал (название овоща, фрукта, предмета одежды, звука речи). Количество словесных сигналов, и, соответственно, действий, может постепенно увеличиваться. Вот несколько примеров таких игр-упражнений.

- «Присядь на корточки, когда услышишь название овоща: стул, коробка, магазин, кошка, помидор, окно, огурец, свёкла….»;

- «Подними руки вверх, когда услышишь название фрукта: банан, камень, булка, конфета, ананас, стол, апельсин, лимон, щётка….»;

- «Когда услышишь название овоща, присядь на корточки, а когда услышишь название фрукта – встань и подними руки вверх: собака, груша, редиска, слива, ковёр, миска, абрикос, репа, облако, картошка, капуста, киви, шкаф, морковка…».

Одним из всем известных вариантов этой игры является игра «Съедобное – несъедобное», когда ребёнок должен поймать мяч только в том случае, если ведущий назвал то, что можно есть.

«Рыба, птица, зверь»

Лучше, если в этой игре участвует несколько человек. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица…». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трёх) назвать, в данном случае, птицу. Причём названия не должны повторяться. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру. Если ответ неверный или название повторяется, то игрок выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. Он считается победителем.

Эту игру можно проводить в разных вариантах, например, «Цветок, дерево, гриб».

«Разложи по порядку»

Это очень эффективное игровое упражнение и можно придумать много вариантов его применения. Суть в том, что ребёнку нужно разложить предметы (картинки) в том порядке, в котором их назвали, например, «яблоко, груша, виноград, лимон, апельсин…». Начинать желательно всего с двух предметов, а затем переходить к большему их количеству. Интереснее детям, когда взрослый использует для этой игры стихи или рассказы.

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, капусту,

Морковку, горох,

Петрушку и свёклу… Ох! (Ю. Тувим)

Раз, два, три, четыре,

Дети овощи учили:

Лук, редиска, кабачок,

Репа, свёкла, чесночок. (Л. Н. Смирнова)

Если вы располагаете временем, то можно попросить ребёнка не просто выложить, а нарисовать названные вами предметы по порядку на листе бумаги. Если ребёнок затрудняется в определении порядка объектов, можно этот порядок проговорить вместе.

«Разложи предметы»

Эта игровое упражнение кроме слухового внимания и слуховой памяти хорошо развивает у детей умение ориентироваться в пространстве и на плоскости. Взрослый даёт ребёнку примерно такие инструкции: «Карандаш положи справа, а фломастер слева», «Зайку посади справа, мишку слева, а лисичку – посередине». Для игры с детьми постарше можно использовать лист бумаги и плоскостные изображения предметов, геометрические фигуры. Взрослый просит ребёнка запомнить, как нужно расположить предметы на листе, например: «Справа положи круг, слева квадрат, внизу прямоугольник, а вверху треугольник» или «В правый верхний угол положи круг, в левый нижний треугольник, в правый нижний квадрат, в левый верхний овал, а в центр прямоугольник». Фигуры для игры можно вырезать из бумаги. Кроме этого, можно использовать вырезанные из старых газет, упаковок картинки и создавать таким образом целые композиции.

«Художник»

Это один из вариантов предыдущей игры. Кроме внимания, ориентировки, она развивает графические навыки. У ребёнка лист бумаги и карандаши. Взрослый даёт ребёнку задание примерно в такой форме: «Жил был художник. Он начал рисовать картину. Вдоль нижнего края листа он нарисовал зелёную травку, вверху справа солнышко, а слева – голубое облачко. С правой стороны на травке он нарисовал красный цветочек, слева – синий цветочек. А между ним – грибок….» и т. д. В конце взрослый говорит: «Художник закончил рисовать свою картину». После этого вместе можно проверить, правильно ли всё расположено.

«Раскрась фигуры»

Взрослый рисует на листе бумаги геометрические фигуры, затем предлагает ребёнку их раскрасить, например: «Круг раскрась красным карандашом, квадрат синим, треугольник зелёным, а прямоугольник – жёлтым»… Количество фигур зависит от возраста и возможностей ребёнка. Начать можно с двух фигур на карточке.

«Запомни предложения»

Взрослый предлагает ребёнку несколько сюжетных картинок и по каждой сам составляет предложение, предлагая ребёнку их запомнить. Количество картинок зависит от возможностей ребёнка. После этого картинки переворачиваются изображением вниз, перемешиваются. Ребёнок берет по одной картинке и вспоминает каждое предложение. Предложения можно составлять и с опорой на предметные картинки. В этом случае запоминать будет труднее.

«Запомни предложения» (вариант 2)

Взрослый называет ребёнку фразы без опоры на наглядность (без картинок). Задача ребёнка – воспроизвести их. Это, конечно, достаточно сложно, поэтому можно предложить ребёнку помощь: попросить его схематически изобразить эти фразы с помощью карандаша или фломастера.

Например, называете семь фраз:

Мальчику холодно.

Девочка плачет.

Папа сердится.

Бабушка отдыхает.

Мама читает.

Дети гуляют.

Пора спать.

К каждой фразе ребенок делает рисунок (схему). После этого предложите ему точно воспроизвести все фразы. Если возникают трудности, помогите подсказкой.

На следующий день снова попросите ребенка повторить фразы с помощью его рисунков. Отметьте, помогают ли ему рисунки. Если он вспоминает 6-7 фраз - очень хорошо.

«Подскажи словечко» («Доскажи слово в рифму»)

Это очень распространённая игра. Кроме слухового внимания она развивает у ребёнка чувство ритма и рифмы. Такие словесные упражнения можно найти во многих книгах.

Жук упал и встать не может.

Ждёт он, кто ему (поможет).

Стала жаба важно квакать:

«Ква-ква-ква – не надо (плакать).

Подготовлен самолёт.

Он отправился в (полёт).

Мишка по лесу идёт,

Громко песенки… (поёт).

Мёд в лесу медведь нашёл.

Мало мёду, много… (пчёл).

Для детей старшего дошкольного возраста можно найти в детских книгах такие забавные стихи-перевёртыши, в которых переставлены слова. Ребёнок должен восстановить смысл.

Быстро мчался спортсмен, нажимал на …медали,

И вручили ему за победу… педали.

Мы играли в хоккей, поломали мы… плюшки.

Мама нам испекла очень вкусные… клюшки.

«Закончи предложение»

В этом упражнении ребёнок должен внимательно послушать первую часть сказанного взрослым предложения и придумать вторую часть. Кроме слухового внимания в этом упражнении очень хорошо развивается мышление, воображение ребёнка, умение составлять предложения разных типов.

«Мама купила помидоры, чтобы.»

«Дети не пошли на улицу, потому что…»

«Катя рассердилась на Марину из-за того, что…»

«Дима хотел порисовать карандашами, но…»

«Четвёртый лишний» (на слух)

Взрослый называет 4 объекта, а ребёнок должен определить, какой из них лишний. Задание выполняется без использования игрушек и картинок.

* Мяч, кукла, ложка, юла.

* Кошка, волк, собака, коза.

* Платье, сапоги, туфли, босоножки.

* Тарелка, чашка, чайник, стул. и т. д.

«Запомни слова»

Ребёнку называют слова (от 4 до 10) и просят воспроизвести их. Следует учитывать возможности детей. Начинать лучше с коротких слов, состоящих из одного слога, а затем переходить к более длинным. Слова могут быть логически связанными между собой (мыло, паста, вода, полотенце, и не связанными (мак, кит, мёд дым).

«Запомни числа»

Упражнение аналогично предыдущему, но вместо слов взрослый называет числа. Значительным усложнением является упражнение, в котором ребёнку нужно воспроизвести числа или слова в обратном порядке.

«Пары слов»

Вариантов проведения этого упражнения несколько. Взрослый называет ребёнку несколько пар слов. Эти пары могут быть разными, например, прилагательное и существительное. В этом случае они логически связаны между собой. Это словосочетания. Ребёнку даётся установка

«золотая осень,

голодный волк,

лёгкий шар,

звонкий колокольчик,

сладкий компот». После этого взрослый называет только первое слово из каждого словосочетания, а ребёнок вспоминает второе. Затем наоборот, взрослый называет второе слово, а ребёнок – первое.

Пары слов могут представлять собой только существительные, причём как логически связанные между собой (лошадь-телега, голова-волосы, кошка-молоко, так и не связанные (диван-мухомор, вода-окно, а также предложения из двух слов (существительное и глагол).

Литература:

Агаева Е. Л., Брофман В. В. и др. Чего на свете не бывает?. – М. : Просвещение, 1991.

Борякова Н. Ю., Соболева А. В., Ткачёва В. В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. – М. : «Гном-Пресс», 2000.

Коноваленко С. В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. Практикум по развитию познавательной деятельности. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. М. : ВЛАДОС, 1994.

Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. – М. : «Мозаика-Синтез», 2006.

СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

Речь – это сложная функция, и её развитие зависит от многих факторов. Значимой ролью является влияние окружающих – ребёнок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Очень важно, чтобы ребёнок уже с раннего возраста слышал правильную, отчётливо звучащую речь, на примере которой формируется его собственная речь.

У детей дошкольного возраста речь развивается очень быстро: увеличивается словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, фразы становятся развёрнутыми. Ведь с самого рождения ребёнка окружает множество самых разнообразных звуков. Ребёнок слышит речевые и неречевые звуки. Речевые звуки – это слова, они для ребёнка наиболее значимы. При помощи слов ребёнок общается с взрослыми, получает необходимую ему информацию, приобщается к деятельности, овладевает нормами поведения.

Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Когда ребёнок вслушивается в слова, произносимые взрослыми, сопоставляет их звучание и пытается их повторить, то он учится не только слышать, но и различать звуки родного языка. Это умение называется фонема тическим слухом.

Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

Фонематическое восприятие - это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова.


Развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом.

Несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением.

Звукопроизношение тесно связано с речевым слухом. Для этого необходимо сформировать у детей хорошую дикцию, то есть подвижность артикуляционного аппарата, обеспечивающую чёткое и ясное произношение каждого звука в отдельности, а также правильность и слитность произношения.

Ребёнок должен осознать звуковой строй языка - это умение услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определённой последовательности. Ребёнок с недостаточностью произношения этой готовностью не обладает.

Игра — ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности .

Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.

На первоначальном этапе нужно учить детей слышать и различать речевые и неречевые звуки. Так как у дошкольников голос ещё неустойчивый, то они говорят или очень тихо, чуть слышно, или крикливо. Поэтому нужно обращать внимание детей на то, что слова можно поизносить с различной громкостью (шёпотом, тихо, умеренно, громко). Учить детей различать на слух, когда громко говорят окружающие и они сами. Учить управлять силой своего голоса.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

    отгадай, что звучит
    Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук. солнце или дождик
    Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться». разговор шепотом
    Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко. посмотрим, кто говорит
    Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит». слышим звон и знаем, где он
    Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление. Игра «Тишина»

Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.

    Шумящие коробочки

10-12 коробочек от «киндер-сюрпризов», наполненные разными сыпучими, гремящими, стучащими и шуршащими материалами (например, горохом, гречневой крупой, речным песком, фасолью, мелкими камешками и др.), помогут организовать увлекательную игру, в которой ее участники должны найти среди всех коробочек две одинаково звучащие. чек - материал в парных коробочках должен быть не только идентичным, но и примерно одинаковым по весу и количеству, только тогда они будут звучать одинаково.

Фонематический слух

Способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, даже если у ребенка хороший физический (неречевой) слух. Эту способность нужно развивать с первых лет жизни.

Очень важно не упустить возможности возраста и помочь ребенку в формировании правильной речи. При этом одинаково значимы как умение отчетливо выговаривать слова, так и тонко дифференцировать звуки родного языка на слух. Эти умения ребенка понадобятся при обучении грамоте: часть слов русского языка пишутся, исходя из фонетического принципа письма — «как слышим, так и пишем».

При развитии речевого слуха работа продвигается от различения (слышу - не слышу) к восприятию (что слышу).

Игры, способствующие развитию речевого слуха

    Услышишь звук – хлопни в ладоши.

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.

    Внимательный слушатель.

Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом их них (начало, середина или конец слова).

    Найди нужное слово.

По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

    Зоркий глаз.

Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.

    Сложи звук.

Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос.

    Скажи наоборот.

Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

    Какой одинаковый звук есть во всех словах?

Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

    Подумай, не торопись.

Предложите детям несколько заданий на сообразительность:

Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а.

Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком.

    Запомни слова

Взрослый называет несколько слов. Количество их определяется так: возраст ребенка ± один. Начните с меньшего количества. Играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слова или перестановка слов считаются проигрышем. Нужно платить фант!

«Летит – не летит»

Всем известно, к слову «кит»

Рифма звонкая «летит».

Но кто слыхал, чтобы кит летал?

Давайте сыграем в «да» и «нет»,

Найдите правильный ответ.

Отгадайте без подсказки,

Кто летит, кто не летит…

Тот в игре и победит.

Кто не вылетит ни разу.

Летит-летит орел,

Летит-летит козел,

Летит-летит щегол,

Летит-летит синица,

Летит-летит фазан,

Летит-летит сазан,

Летит-летит баклан,

Летит-летит лягушка,

Летит-летит старушка,

Летит-летит глухарь,

Летит-летит сухарь,

Летит-летит гагара,

Летит-летит утенок,

Летит-летит ворона,

Летит-летит корона,

Летит-летит сова,

Летит-летит трава

Летит-летит удод,

Летит-летит компот,

Летит-летит дворец,

Летит-летит кувшин,

Летит-летит пингвин,

Летит-летит дракон,

Летит-летит балкон.

Предлагаю вам рассказ

В полтора десятка фраз.

Лишь скажу я слово «три»,

Приз немедленно бери.

Однажды щуку мы поймали,

Распотрошили, а внутри

Рыбешек мелких увидали,

И не одну, а целых … две.

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи, а про себя их повтори

Разок, другой, а лучше … пять.

Мечтает мальчик закаленный

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри, на старте не хитри,

А жди команду: «Раз, два, … марш!»

Недавно поезд на вокзале

Мне три часа пришлось прождать.

Ну что ж, вы приз, друзья, не взяли,

Когда была возможность взять?

«Отстукивание слогов»

Взрослый напоминает ребенку, что каждое слово можно «отстучать» или «отхлопать» по количеству слогов: МА – ШИ – НА, БА-РА-БАН, ДОМ. Затем водящий громко и отчетливо называет слово. Играющий в бубен или в ладоши отхлопывает это слово. Если ребенок затрудняется, нужно «отстучать» слово вместе с ним.

Игры для детей старшего дошкольного возраста:

«Кто больше»

Рассматривая вместе с ребенком картинки в книге, предложите ему найти среди них те, в названиях которых есть звук «Р» (звук «С» и другие). За каждое названное слово дается поощрительное очко. Помогите ребенку, если он затрудняется, назовите несколько слов сами, выделяя заданный звук голосом, увеличивая длительность его произнесения.

«Придумай больше»

Водящий, называя какой-нибудь звук, просит играющих придумать 3 слова, в которых встречается заданный звук. Играть можно, перекидывая мяч. Если задание выполнено верно, ведущий и игрок меняются ролями.

«Красный – белый»

Для игры нужно приготовить два кружка (например, красный и белый). Взрослый предлагает ребенку внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть условленный звук («Л», «Ш», например). Если в предлагаемом слове заданный звук есть, ребенок поднимает красный кружок, если нет – белый. Не забудьте поменяться ролями во втором туре.

«Поймай рыбку»

Для этой игры нужна магнитная удочка. Это обычная палочка с привязанным к ней на ниточке магнитиком. На картинки из любого детского лото надеваются скрепки. Ребенок «вылавливает» удочкой разные картинки, называет их, определяя наличие или отсутствие в их названиях звука, выбранного заранее. Это могут быть «Ж», «Д», «К» и другие звуки. Можно усложнить игру, попросив определить место заданного звука в названии картинки. Так, в слове «самокат» «С» слышится в начале слова, в слове «весы» - в середине, а в слове «лес» - в конце. Итак, ловись, рыбка, большая и маленькая!

«Кто внимательнее»

Взрослый показывает картинки и называет их. Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.

Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.

«Звенит» - «жужжит»

Выбирается водящий. Он предлагает играющим задумать слова со звуками «З» и «Ж». затем следует просьба произнести задуманные слова по очереди. Если в слове есть «З», ведущий констатирует: «Звенит». Если присутствует «Ж»: «Жужжит».

«Цепочки слов»

Эта игра - аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист – тарелка – арбуз. Вспомнили?

«Есть волшебные слова, скажешь слово – слышишь два»

Есть слова, в которых слоги можно поменять местами, получив при этом новое слово. Прислушайтесь, произнося быстро слова «ВЕСНА», «СОСНА». Слышите, получаются слова «НАВЕС» и «НАСОС». У поэта А. Шибаева этому явлению посвящены такие строки:

Зверек, зверек, куда спешишь,

Как звать тебя, малышка?

Бегу в КА-МЫШ, КА-МЫШ, КА-МЫШ,

Я – МЫШ-КА, МЫШ-КА, МЫШ-КА!

Отец работать научил

Смышленого Данилку:

Отец КУ-ПИЛ, КУ-ПИЛ, КУ-ПИЛ

Данилке ПИЛ-КУ, ПИЛ-КУ, ПИЛ-КУ.

У меня, промолвил дед,

Ни забот, ни горя нет.

Захочу, отдохну,

Есть моложе руки,

Чуть КИ-ВНУ, КИ-ВНУ, КИ-ВНУ

Мчатся ВНУ-КИ, ВНУ-КИ.

Говорит Ивану ганка:

Глянь-ка, БАН-КА, БАН-КА!

Где КА-БАН, КА-БАН, КА-БАН? –

удивляется Иван.

«Найди ошибку»

Удивился дед Тарас,

Бородой своей затряс:

Сорняки на гряде,

А морковка в БОРОДЕ. (В борозде)

По дороге на Машенька идет,

На веревочке козу она ведет.

А прохожие глядят во все глаза:

Очень длинная у девочки КОЗА. (Коса)

Я осла узнаю сам

По его большим УСАМ. (Ушам)

Ехал дядя без ЖИЛЕТА,

Заплатил он штраф за это. (Без билета)

Интересно, не правда ли? Еще интереснее будет тогда, когда вы поиграете со своим малышом в эти игры.

Желаем приятного общения!


С самого рождения человека окружает множество звуков: стук капель по оконному стеклу, раскаты грома, шуршание листьев под ногами, пение птиц, шелест падающих листьев, шум дождя, жужжание жука, шелест травы, журчание ручейка, плеск воды, хруст снега, музыка, речь людей….. Но младенец не способен их различать и оценивать. Это происходит со временем. Способность сосредотачиваться на звуках необходимо для развития умения слушать и понимать речь. Ребенок должен научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, т.е. у него должно сформироваться произвольное слуховое внимание. Сосредоточение на словах взрослого - и результат, и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи. Ребенок 2,5 – 3 лет уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чем в них говорится. Постепенно объем слухового внимания увеличивается, растет его устойчивость, развивается произвольность. Дети все больше вслушиваются в обращенную речь, различают и воспроизводят ее отдельные, доступные для ребенка элементы. Удерживают в памяти воспринятый на слух материал, учатся слышать ошибки в чужой и собственной речи. Роль речи, как объекта внимания детей, особенно повышается, когда они сталкиваются с потребностью общения со сверстниками и взрослыми.

Воспитание активного произвольного внимания к речи является одним из обязательных условий формирования внятной, правильной, четкой речи.

Развитие слухового внимания предполагает ряд направлений работы:

Пробуждение интереса к звукам окружающего мира и к звукам речи.

Мир полон звуков- живых и неживых. Предложите ребенку прислушаться и сказать, какие звуки окружающего мира он слышит. Для развития слухового внимания хорошо иметь разнообразные музыкальные инструменты, колокольчики, погремушки. Покажите малышу музыкальные инструменты, дайте послушать, как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадывать, на каком инструменте вы играете.

Дифференциация неречевых звуков

Обращайте внимание ребенка на «домашние звуки». Спрашивайте: Что там шумит? Объясняйте: Это шумит холодильник, это стиральная машина, пылесос, телефон звонит и т.п. Манят и удивляют голоса природы и в самом деле: бекас может петь хвостом, скворец умеет передразнивать лошадь, овцу, петуха, может выучить человеческие слова, дельфины разговаривают … ноздрей, летучие мыши умеют кричать так, что нам их…не слышно, рыбы переговариваются…плавательным пузырем, а пение солончакового крохотного сверчка разносится на километры!

Разве не удивительно!

Дифференциация тихих и громких звуков

Привлекайте внимание детей к громким ударам грома, к тихому шелесту листьев под ногами, к громкой речи, учите говорить шепотом, громко читать стихи, например:

В небе гром, гроза.

Закрывай глаза!

Дождь прошел. Трава блестит,

В небе радуга стоит.

С. Маршак

Произнося тихо, шепотом, загадочно, можно предложить вниманию детей следующие стихи:

В тишине лесной глуши

Шепот к Шороху спешит.

Шепот к Шороху спешит,

Шепот по лесу шуршит.

Ты куда?

К тебе лечу.

Дай на ушко прошепчу:

Шу-шу-шу да ши-ши-ши.

Тише, Шорох, не шурши.

Навостри- ка уши-

Тишину послушай!

Слышишь?

Что ты слышишь?

Шеборшатся где-то мыши,

Под кореньями шуршат-

Дружно шишку шелушат……

В. Суслов

Развитие умения определять направление и источник звука

Эти навыки помогут развить, простые доступные игры: «Где звучит?», «Найди колокольчик», «Где спрятался гномик?» и многие другие.

Развитие умения соотносить количество звучаний с числом.

В игре «Сосчитай хлопки», предложите ребенку сосчитать количество хлопков с закрытыми глазами, а так же с открытыми глазами. В работе с детьми 5-6 лет подойдут игры: «Сколько звуков в «А» в слове?» (Картина, барабан), «Придумай слово» (с заданным количеством того или иного звука), «Угадай слово по схеме» _О_И, _А_У_А, _А_И_А., предложив картинки (кони, радуга, малина).

Дифференциация звукоподражаний

Шумный БА-БАХ

В очень громких сапогах

Ходит по лесу Ба-бах!

И, заслышав этот звук,

В ветках спрятался тук-тук,

На сосну взбежал Цок-цок,

В чащу кинулся Прыг-скок;

Чик-чиришка в листья-порх!

Шебуршонок в норку –шорх!

Тихо-тихо все сидят!

И, хихикая, следят,

Как шумит в лесу Ба-бах

В очень громких сапогах.

Какие короткие слова- звукоподражания запомнились ребенку? Предложите их повторить.

Развитие умения локализовать и узнавать голос.

Эту задачу помогут решить игры: «Угадай, кто позвал?», «Чей это голос?».

Расскажите сказку «Три медведя», выразительно проговаривая слова каждого персонажа, тем самым, показывая ребенку, что по голосу можно различать героев произведения, близких, знакомых, друзей, которые живут рядом. Какое это интересное занятие узнавать окружающих по голосу!

Развития умения ориентироваться на смысл сказанного

Пойте короткие ритмичные песенки, декламируйте стихи, рассказывайте сказки, объясняя смысл незнакомых слов. Приучайте ребенка слушать произведения художественной литературы в звукозаписи, подбирая материал в соответствии с возрастом.

Развитие речевой памяти

Множество игр и упражнений способствуют развитию речевой памяти у детей: «Запомни и повтори» (Внимания ребенку предлагается несколько картинок, которые он должен запомнить. Картинки убираются и ребенок называет предметы, которые были изображены на этих картинках). «Что перепутал Незнайка?» (Знакомая сказка предлагается в неверном варианте. Ребенок исправляет ошибки).

Развитие устойчивого внимания к звуковой оболочке слова

Слово называет предмет и явления окружающего мира, свойства и качество предметов, действия и состояния.

Предмет и слово, его называющее, - это не одно и то же.

Возьмите в руки мяч или какую- ни будь другую игрушку. Мяч можно сдавить руками, он упругий. Его можно рассмотреть. Он шарообразный, гладкий, красный, с полосками. Его можно подбрасывать и ловить. Ударять им об пол, при этом мы слышим звенящий звук удара.

Мяч подпрыгнул несколько раз на полу и куда- то укатился. Его нет. Осталось только слово. Мы произнесли его несколько раз: «Мяч. Мяч. Мяч».

Мы не можем произвести со словом все те действия, которые проделывали с предметом. А что можно сделать со словом?

Слово можно услышать, произнести, выложить из букв или написать, прочитать.

Понимание речи зависит, как от слухового внимания, так и от жизненного опыта.

Расширяйте кругозор ребенка. Как можно раньше берите его на прогулки, экскурсии, в поездки. Рассказывайте ему о том, что вы видите, делитесь с ребенком своими мыслями, впечатлениями, умозаключениями, но, не навязывая своего мнения. Общайтесь с ребенком, уважая его личность, жизненный опыт и накопленные знания.

Следует помнить о том, что полноценное формирование правильной речи ребенка возможно только при систематической работе по развитию слухового внимания.

Игры на развитие слухового внимания

Где позвонили?

Цель. Развитие слухового внимания, умения определить направление звука.

Оборудование. Звоночек (колокольчик, дудочка и т.п.).

Описание игры. Дети сидят в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребёнок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора» – и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встаёт и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

Скажи, что ты слышишь

Цель.

Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали. Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.

Тихо – громко!

Цель. Развитие слухового внимания, координации движений и чувства ритма.

Оборудование. Бубен, тамбурин.

Описание игры. Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут. Кто ошибся, тот становится в конец колонны. Самые внимательные окажутся впереди.

Кто что услышит?

Цель. Развитие слухового внимания. Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Оборудование. Ширма, разные звучащие предметы: звонок, трещотка, молоток, шарманка, бубен и т. д.

Описание игры. Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т. д., а дети должны отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

Продавец и покупатель

Цель. Развитие слухового внимания, словаря и фразовой речи.

Оборудование. Коробки с горохом и различной крупой.

Описание игры. Один ребенок – продавец. Перед ним коробки (затем число их можно увеличить до четырех-пяти), в каждой разный вид продуктов, например горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужна ему крупа или другой требуемый товар. Педагог, предварительно познакомив детей с продуктами, помещает их в коробку, встряхивает каждую и дает возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.

Найди игрушку

Цель.

Оборудование. Небольшая яркая игрушка или кукла.

Описание игры. Дети сидят полукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребёнок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора» водящий идёт к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребёнку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребёнок отгадывает к кому он должен подойти. После того как найдена игрушка, водящим назначается другой ребёнок.

Часовой

Цель.

Оборудование. Повязки для глаз.

Описание игры. Посредине площадки чертят круг. В середине круга ребёнок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!». Все останавливаются. Часовой идёт на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре – шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается сначала.

Где звенит?

Цель. Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.

Оборудование. Колокольчик или погремушка.

Описание игры. Педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают товарища.

Где постучали?

Цель. Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.

Оборудование. Палочка, стульчики, повязки.

Описание игры. Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спинами детей и кому-то из них дает палочку, ребенок стучит ею о стул и прячет ее за спину. Все дети кричат: «Пора». Водящий должен искать палочку, если он ее находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот идет водить; если не находит, продолжает водить.

Жмурки с колокольчиком

Цель. Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.

Оборудование. Колокольчик, повязки.

Описание игры. Вариант 1. Играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком.

Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти и дотронуться до ребенка с колокольчиком, который теперь старается уйти (но не убежать!) от водящего и при этом звонит.

Вариант 2. Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит им. Дети с завязанными глазами должны его поймать.

Цель. Развитие слухового внимания. Найти ребенка по голосу и определить направление звука в пространстве.

Оборудование. Повязки

Описание игры. Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат, петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.

Встречайте гостей!

Цель. Развитие слухового внимания.

Оборудование. Колпачок с бубенчиками для петрушки, шапочки с ушками для зайки и мишки, различные озвученные игрушки (погремушка, дудочка и др.)

Описание игры. Педагог объявляет детям, что к ним сейчас приедут гости: петрушка, зайка и мишка. Он выделяет трех ребят, которые заходят за ширму и переодеваются там. Петрушка получает колпачок с бубенчиками, зайка - шапочку с длинными ушками, а мишка – шапочку медведя. Педагог предупреждает детей, что мишка придет с погремушкой, петрушка – с барабаном, а зайка - с балалайкой. Дети должны по звуку отгадать, какой гость идет. Прежде чем выйти к детям, звери подают звуки за ширмой, каждый на своем инструменте. Дети должны угадать, кто идет. Когда все гости в сборе, дети становятся в круг, а петрушка, мишка и зайка пляшут, как умеют. Затем выбираются новые гости, и игра повторяется. При повторении игры можно дать гостям другие звучащие игрушки.

Ветер и птицы

Цель. Развитие слухового внимания и координации движений.

Оборудование. Любая музыкальная игрушка (погремушка, металлофон и др.) и стульчики (гнезда).

Описание игры. Педагог делит детей на две группы: одна группа – птички, другая – ветер, и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки будет «дуть ветер». Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнезда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо), дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из своих гнезд и порхать.

Кто первый заметит изменение в звучании игрушки и перейдет на шаг, тот получает награду: флажок или веточку с цветами и т. п. С флажком (или с веточкой) ребенок будет бегать при повторении игры, но если он окажется невнимательным, флажок передается новому победителю.

Скажи, что звучит

Цель. Развитие слухового внимания.

Оборудование. Колокольчик, барабан, дудочка и пр.

Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.

Солнце или дождик

Цель. Развитие слухового внимания, координации и темпа движений.

Оборудование. Тамбурин или бубен.

Описание игры. Педагог говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть тамбурином, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в тамбурин. А вы, услышав, должны скорее идти в дом. Слушайте внимательно, как я играю».

Педагог проводит игру, меняя звучание тамбурина 3-4 раза.

Угадай, что делать

Цель. Развитие слухового внимания и координации движений.

Оборудование. По два флажка каждому ребенку, тамбурин или бубен.

Описание игры. Дети сидят или стоят полукругом. У каждого в руках по два флажка. Педагог громко ударяет в тамбурин, дети поднимают флажки вверх и машут ими. Тамбурин звучит тихо, дети опускают флажки. Необходимо следить за правильной посадкой детей и правильным выполнением движений. Менять силу звука не более 4 раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

Угадай по звуку

Цель. Развитие слухового внимания и фразовой речи.

Оборудование. Различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложка, дудки, барабан и т. п.).

Описание игры. Играющие сидят спиной к ведущему, Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п.; ударять предмет о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать ее, разрывать материал, мыть руки, подметать, строгать, резать и т. п.

Тот, кто больше отгадает звуков, считается наиболее внимательным и в награду получает фишки или маленькие звездочки.




Новое на сайте

>

Самое популярное