Домой Стоматит Клетка основа строения и жизнедеятельности. Строение клетки

Клетка основа строения и жизнедеятельности. Строение клетки

Основоположниками клеточной теории являются немецкие ботаник М.Шлейден и физиолог Т.Шванн, в 1838-1839 г.г. высказавшие идею, что клетка является структурной единицей растений и животных. Клетки имеют сходное строение, состав, процессы жизнедеятельности. Наследственная информация клеток заключена в ядре. Клетки возникают только из клеток. Многие клетки способны к самостоятельному существованию, но в многоклеточном организме их работа скоординирована.

Клетки животных и растений имеют некоторые отличия:

1. Клетки растений имеют жесткую клеточную стенку значительной толщины, содержащую целлюлозу (клетчатку). Животная клетка, не имеющая клеточной стенки, обладает значительно большей подвижностью, способна изменять форму.

2. В клетках растений содержатся пластиды: хлоропласты, лейкопласты, хромопласты. У животных пластиды отсутствуют. Наличие хлоропластов делает возможным фотосинтез. Для растений характерен автотрофный тип питания с преобладанием в обмене веществ процессов ассимиляции. Клетки животных являются гетеротрофами, т.е. потребляют готовые органические вещества.

3. Вакуоли в клетках растений крупные, заполненные клеточным соком, содержащим запасные питательные вещества. У животных встречаются мелкие пищеварительные и сократительные вакуоли.

4. Запасным углеводом у растений является крахмал, у животных – гликоген.

Лишайники – симбиотические организмы, их разнообразие. Среди гербарных экземпляров найдите лишайники. По каким признакам вы их определите? Приведите другие примеры симбиотических отношений в природе и раскройте их значение.

Тело лишайника – слоевище состоит из нитей-гифов гриба, в которых заключены одноклеточные зеленые водоросли или цианеи (цианобактерии, старое название – сине-зеленые водоросли). Лишайники рассматривают как симбиотические организмы, где грибы поставляют воду с растворенными минеральными солями, а водоросли осуществляют фотосинтез, обеспечивая поступление органических веществ. Лишайники первыми заселяют безжизненные местообитания, произрастают на голых камнях. Этому способствует их неприхотливость к субстрату, способность переносить длительное высушивание, впитывать атмосферную влагу поверхностью тела. Необходимым условием произрастания лишайников является наличие света, необходимого для фотосинтеза.

Лишайники делятся на накипные (в виде пленки на камнях), листоватые (серо-зеленая пармелия, желтая ксантория на коре деревьев) и кустистые (олений мох – ягель).

Определить лишайник среди гербарных экземпляров можно по отсутствию органов – стеблей, листьев – и характерной расцветке.

Симбиотические отношения в природе способствуют процветанию видов, которые в них участвуют. Можно назвать примеры из билета №2.


3. Раскройте роль белков в организме по следующему плану: в каких продуктах содержатся, конечные продукты расщепления в пищеварительном канале, конечные продукты обмена, роль белков в организме. Объясните, почему в пищевом рационе детей и подростков должны обязательно присутствовать белки.

Богаты белком пищевые продукты животного происхождения: мясо, рыба, яйцо, молочные продукты. Также содержат белки растительные продукты, особенно бобовые культуры, овес, твердые сорта пшеницы и изготовляемые из них макаронные изделия.

В пищеварительном канале белки распадаются на аминокислоты. Конечным продуктом белкового обмена у человека и других млекопитающих является мочевина, удаляемая через почки.

Белки выполняют в организме важнейшие функции:

1. структурную – белки входят в состав всех органоидов клетки;

2. ферментативную (каталитическую) – например, пищеварительные ферменты;

3. двигательную – в составе мышечных волокон;

4. транспортную – гемоглобин крови переносит кислород ко всем клеткам организма;

5. энергетическую – хотя есть мнение, что при окислении белка промежуточные продукты обмена, содержащие азот, токсичны для организма, и потребление избыточной белковой пищи снижает силу и выносливость человека.

У детей и подростков активно идут процессы роста, биосинтеза, что помимо повышенной потребности в строительном материале – аминокислотах повышает расход ферментов. Поэтому растущий организм должен получать с пищей большее количество белка, чем взрослый. Недостаток белка в рационе детей может быть причиной низкого роста.

Вариант № 1

А 1. Молодая клетка отличается от старой клетки тем, что в ней

А) мелкие вакуоли Б) разрушено ядро В) много хлоропластов Г) крупные вакуоли

А 2. Форму грибной клетке придает

А 3. Цитоплазма в животной клетке

А 4. Органические вещества клетки

А) углеводы Б) вода В) ионы натрия и калия Г) минеральные соли

А 5. Органические вещества клетки, выполняющие строительную и энергетическую функцию

А 6. Растительную клетку можно узнать по наличию в ней

А) ядра Б) оболочки В) цитоплазмы Г) хлоропластов

А 7. Живые организмы, клетки которых не имеют оболочки (клеточной стенки)

А) бактерии Б) грибы В) растения Г) животные

А 8. Общим для большинства растительных и грибных клеток является

Часть В .

Функции Части клетки

А) отвечает за наследственность 1. Ядро

Б) граница 2. Клеточная мембрана

В) участвует в делении клетки

Г) обмен веществ

Д) форма

Е) защита

Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости – (А)_______, которые заполнены (Б)_______. В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца – (В)_______. Они могут быть разных цветов. Зелёные – (Г)_______, участвуют в процессе (Д)________; оранжевые – хромопласты, придают окраску листьям…

СПИСОК СЛОВ

1.ядро 2. хлоропласт 3. клеточный сок 4. оболочка 5. вакуоль 6. фотосинтез 7. пластиды

гидрофильными гидрофобными

1. В каких клетках можно наблюдать максимальное содержание количества воды?

2. Какие вещества называются гидрофобными?

3. Какая основная роль воды в клетке?

Тест «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов»

Вариант № 2

Часть А. Задания с одним вариантом ответа

А 1. Старая клетка отличается от молодой клетки тем, что в ней

А) нет вакуолей Б) разрушено ядро В) много хлоропластов Г) крупные вакуоли

А 2. Форму растительной клетке придает

А) ядро Б) вакуоль В) оболочка Г) цитоплазма

А 3. Цитоплазма в растительной клетке

А) придает клетке форму В) обеспечивает поступление веществ в клетку

Б) выполняет защитную функцию Г) осуществляет связь между частями клетки

А 4. Неорганические вещества клетки

А) углеводы Б) нуклеиновые кислоты В) белки Г) минеральные соли

А 5. Органические вещества клетки, обеспечивающие хранение наследственной информации и передачу ее потомкам

А) белки Б) жиры В) углеводы Г) нуклеиновые кислоты

А 6. Оформленное ядро отсутствует в клетках

А) грибов Б) бактерий В) растений Г) животных

А 7. В клетках растений, в отличие от клеток грибов и животных происходит

А) дыхание Б) питание В) выделение Г) фотосинтез

А 8. Общим для большинства растительных и животных клеток является

А) наличие ядра Б) способ питания В) наличие хлоропластов Г) строение оболочки

Часть В .

В 1. Выберите три признака, характерных только для растительных клеток

А) наличие митохондрий и рибосом Г) клеточная стенка из целлюлозы

Б) наличие хлоропластов Д) запасное вещество – гликоген

В) запасное вещество - крахмал Е) ядро окружено двойной мембраной

В 2. Установите соответствие между перечисленными функциями и частями клетки

Функции Части клетки

А) граница 1. Цитоплазма

Б) заполняет пространство 2. Клеточная мембрана

В) объединяет структуры клетки

Г) обмен веществ

Д) транспорт веществ

Е) защита

В 3. Вставьте в текст «Строение клетки» пропущенные термины из предложенного перечня, используя при этом числовые обозначения.

Каждая клетка имеет плотную прозрачную (А)________. Под ней находится живое бесцветное вязкое вещество – (Б)_____, которая медленно движется. Внутри клетки находится небольшое плотное тельце – (В)_______, в котором можно различить (Г) ________. С помощью электронного микроскопа было установлено, что ядро клетки имеет очень сложное строение, в нем находится (Д)________.

СПИСОК СЛОВ

1.ядро 2. хлоропласт 3. цитоплазма 4. оболочка 5. вакуоль 6. ядрышко 7. хромосомы

Часть С. Пользуясь текстом «Неорганические вещества», ответьте на вопросы .

Вода составляет около 80% массы клетки; в молодых быстрорастущих клетках - до 95%, в старых - 60%. Роль воды в клетке велика. Она является основной средой и растворителем, участвует в большинстве химических реакций, перемещении веществ, терморегуляции, образовании клеточных структур, определяет объем и упругость клетки. Большинство веществ поступает в организм и выводится из него в водном растворе. Биологическая роль воды определяется специфичностью строения: полярностью ее молекул и способностью образовывать водородные связи, за счет которых возникают комплексы из нескольких молекул воды. Если энергия притяжения между молекулами воды меньше, чем между молекулами воды и вещества, оно растворяется в воде. Такие вещества называют гидрофильными (от греч. «гидро» - вода, «филее» - люблю). Это многие минеральные соли, белки, углеводы и др. Если энергия притяжения между молекулами воды больше, чем энергия притяжения между молекулами воды и вещества, такие вещества нерастворимы (или слаборастворимы), их называют гидрофобными (от греч. «фобос» - страх) - жиры, липиды и др.

1. В каких клетках можно наблюдать минимальное содержание количества воды?

2. Какие вещества называются гидрофильными?

3. Что определяет вода в клетке?

3. Критерии оценивания.

Тест состоит из 3 частей: часть А – 8 заданий по 1 баллу за каждый верный ответ;

Часть В – 3 задания по 2 балла за каждый ответ;

Часть С – 1 задание 3 балла за верный ответ.

Итого за тест можно набрать следующее количество баллов: «5» - 15-17 баллов, «4» - 12-14 баллов, «3» - 8-11 баллов, «2» - меньше 8 баллов.

Ответы на тест:

Вариант № 1 Часть А

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

Часть В

В1 – б, в, г

В2 – а1, б2, в1, г2, д2, е2

В3 – а5, б3, в7, г2, д6

Часть С

1. В молекулах быстрорастущих клетках содержится максимальное количество воды – до 95 %.

2. Гидрофобные – это вещества нерастворимые или слаборастворимые.

3. Основная роль воды в клетке – среда, растворитель.

Вариант № 2

Часть А

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

Часть В

В1 – б, в, г

В2 – а2, б1, в1, г2, д1, е2

В3 – а4, б3, в1, г6, д7

Часть С

1. В молекулах старых клетках содержится минимальное количество воды – 60 %.

2. Гидрофильные – это вещества растворимые в воде.

3. Вода в клетке определяет объем и упругость.

Тема: « Ткани»

1.Соединительная ткань образует: А) слизистую оболочку органов дыхания,Б) кровь,В) стенки сердца

2..Для эпителиальной ткани характерны: А) плотно прилегающие друг к другу клетки и малое количество межклеточного вещества,Б) длинные клетки с большим числом ядер

В) рыхло расположенные клетки с большим количеством межклеточного вещества

3.Для поперечно-полосатой мышечной ткани характерны: А) веретенообразные одноядерные клетки,Б) длинные многоядерные волокна,В) клетки, образующие между собой сложные переплетения

4.Из чего состоит ткань: А) только из клеток,Б) только из межклеточного вещества

В) из клеток и межклеточного вещества

5.К какому виду тканей относится костная ткань: А) эпителиальной,Б) соединительной

6.Какие структуры мышечной ткани являются многоядерными: А) гладкомышечные

Б) клетки сердечной мышечной ткани,В) поперечно - полосатые мышечные волокна

6.Короткие разветвленные отростки, воспринимающие и передающие возбуждение:

А) аксон,Б) дендрит

Тестовая работа

Тема: "Ткани растений и их виды"

Вариант 1.

1. Группу клеток, имеющих сходное строение и выполняющих определенные функции, называют: А) организмом;Б) растительным организмом;В) тканью;Г) органом.

2. Функции газообмена, испарения влаги в листе выполняют клетки:

А) покровной ткани; Б) столбчатой ткани;В) устьиц; Г) губчатой ткани.

3. Перемещение питательных веществ из листа в стебель осуществляется по клеткам

А) покровной ткани; Б) мякоти; В) столбчатой ткани; Г) проводящей ткани.

5. По какому признаку можно определить покровную ткань: А) по вытянутым клеткам с развитым межклеточным веществом;Б) по мелким, активно делящимся клеткам, с тонкими оболочками;В) по крупным, с развитыми межклетниками клеткам; Г) по плотно сомкнутым клеткам, с плотными оболочкам и.

6. Какая из перечисленных структур построена образовательной тканью: А) кожица листа; Б) верхушка стебля; В) мякоть листа; Г) древесина тополя.

2. Покровная ткань выполняет функции: А) опоры; Б) проведение веществ; В) роста;

Г) питания

4. Мертвыми клетками могут быть образованы: А) проводящие сосуды; Б) клетки мякоти листа; В) верхушка стебля

8. Многоклеточный организм отличается от одноклеточного:

А) наличием органоидов

Б) наличием тканей

В) наличием органов и систем органов.

9. Выберите верные ответы:

А) Вирусы – неклеточные организмы

Б) Вирусы – состоят из одной клетки

В) Вирусы вызывают различные заболевания.

10. Вспомните царства живых организмов. Установите соответствие организмов, относящихся к каждому из царств.

Царства живой природы:

А) ____________________________ 1. Мухомор, сыроежка, волнушка, рыжик

Б) ____________________________ 2. Одуванчик, клен, береза, подорожник

В)_____________________________ 3. Сурок, человек, лось, пчела

Г) _____________________________ 4. Кишечная палочка, сенная палочка

Клетки, подобно кирпичикам дома, являются строительным материалом практически всех живых организмов. Из каких частей они состоят? Какую функцию в клетке выполняют различные специализированные структуры? На эти и многие другие вопросы вы найдете ответы в нашей статье.

Что такое клетка

Клеткой называют наименьшую структурную и функциональную единицу живых организмов. Несмотря на относительно небольшие размеры, она образует свой уровень развития. Примерами одноклеточных организмов являются зеленые водоросли хламидомонада и хлорелла, простейшие животные эвглена, амеба и инфузория. Их размеры действительно микроскопические. Однако функция клетки организма данной систематической единицы достаточно сложна. Это питание, дыхание, обмен веществ, передвижение в пространстве и размножение.

Общий план строения клеток

Клеточное строение имеют не все живые организмы. К примеру, вирусы образованы нуклеиновыми кислотами и белковой оболочкой. Из клеток состоят растения, животные, грибы и бактерии. Все они отличаются особенностями строения. Однако общая их структура одинакова. Она представлена поверхностным аппаратом, внутренним содержимым - цитоплазмой, органеллами и включениями. Функции клеток обусловлены особенностями строения этих составляющих. К примеру, у растений фотосинтез осуществляется на внутренней поверхности особых органелл, которые называются хлоропластами. У животных данные структуры отсутствуют. Строение клетки (таблица "Строение и функции органелл" подробно рассматривает все особенности) определяет ее роль в природе. Но для всех многоклеточных организмов общей является обеспечение обмена веществ и взаимосвязи между всеми органами.

Строение клетки: таблица "Строение и функции органелл"

Данная таблица поможет подробно ознакомиться со строением клеточных структур.

Клеточная структура Особенности строения Функции
Ядро Двумембранная органелла, в матриксе которой находятся молекулы ДНК Хранение и передача наследственной информации
Эндоплазматическая сеть Система полостей, цистерн и канальцев Синтез органических веществ
Комплекс Гольджи Многочисленные полости из мешочков Хранение и транспортировка органических веществ
Митохондрии Двумембранные органеллы округлой формы Окисление органических веществ
Пластиды Двумембранные органеллы, внутренняя поверхность которых образует выросты внутрь структуры Хлоропласты обеспечивают процесс фотосинтеза, хромопласты придают цвет различным частям растений, лейкопласты запасают крахмал
Рибосомы состоящие из большой и малой субъединиц Биосинтез белка
Вакуоли

В растительных клетках это полости, заполненные клеточным соком, а у животных - сократительные и пищеварительные

Запас воды и минеральных веществ (растения). обеспечивают выведение излишков воды и солей, а пищеварительные - обмен веществ
Лизосомы Округлые пузырьки, содержащие гидролитические ферменты Расщепление биополимеров
Клеточный центр Немембранная структура, состоящая из двух центриолей Формирование веретена деления во время дробления клеток

Как видите, каждая клеточная органелла имеет свою сложную структуру. Причем строение каждой из них определяет и выполняемые функции. Только согласованная работа всех органелл позволяет существовать жизни на клеточном, тканевом и организменном уровнях.

Основные функции клетки

Клетка - уникальная структура. С одной стороны, каждая ее составляющая играет свою роль. С другой - функции клетки подчинены единому согласованному механизму работы. Именно на этом уровне организации жизни осуществляются важнейшие процессы. Одним из них является размножение. В его основе лежит процесс Существует два основных его способа. Так, гаметы делятся путем мейоза, все остальные (соматические) - митоза.

Благодаря тому что мембрана является полупроницаемой, возможно поступление в клетку и в обратном направлении различных веществ. Основой для всех обменных процессов является вода. Поступая в организм, биополимеры расщепляются до простых соединений. А вот минеральные вещества находятся в растворах в виде ионов.

Клеточные включения

Функции клеток не осуществлялись бы в полном объеме без наличия включений. Эти вещества являются запасом организмов на неблагоприятный период. Это может быть засуха, понижение температуры, недостаточное количество кислорода. Запасающие функции веществ в клетке растений выполняет крахмал. Он находится в цитоплазме в виде гранул. В животных клетках запасным углеводом служит гликоген.

Что такое ткани

У клетки, сходные по строению и функциям, объединяются в ткани. Эта структура является специализированной. К примеру, все клетки эпителиальной ткани мелкие, плотно прилегают друг к другу. Форма их весьма разнообразна. В данной ткани практически отсутствует Такое строение напоминает щит. Благодаря этому эпителиальная ткань выполняет защитную функцию. Но любому организму необходим не только "щит", но и взаимосвязь с окружающей средой. Чтобы осуществить и эту функцию, в эпителиальной есть особые образования - поры. А у растений подобной структурой служат устьица кожицы или чечевички пробки. Эти структуры осуществляют газообмен, транспирацию, фотосинтез, терморегуляцию. И прежде всего эти процессы осуществляются на молекулярном и клеточном уровне.

Взаимосвязь строения и функций клеток

Функции клеток обусловлены их строением. Все ткани являются ярким примером этому. Так, миофибриллы способны к сокращению. Это клетки мышечной ткани, которые осуществляют передвижение отдельных частей и всего тела в пространстве. А вот у соединительной - другой принцип строения. Данный вид ткани состоит из крупных клеток. Именно они являются основой всего организма. Соединительная ткань также содержит большое количество межклеточного вещества. Такое строение обеспечивает ее достаточный объем. Этот вид ткани представлен такими разновидностями, как кровь, хрящевая, костная ткани.

Говорят, что не восстанавливаются... На этот факт существует много разных взглядов. Однако никто не сомневается, что нейроны связывают весь организм в единое целое. Это достигается другой особенностью строения. Нейроны состоят из тела и отростков - аксонов и дендритов. По ним информация и поступает последовательно от нервных окончаний к головному мозгу, а оттуда - обратно к рабочим органам. В результате работы нейронов весь организм связан единой сетью.

Итак, большинство живых организмов имеют клеточное строение. Эти структуры являются единицами строения растений, животных, грибов и бактерий. Общие функции клеток - это способность к делению, восприятие к факторам окружающей среды и обмен веществ.

Основные понятия и термины по теме : Органоиды; цитолемма; гиалоплазма;обмен веществ; ДНК; РНК; ген; наследственность.

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма.

2. Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

3. Молекула ДНК – носитель наследственной информации.

Краткое изложение теоретических вопросов:

1 . Для всех клеток характерны следующие проявления жизнедеятельности:

Основные проявления жизнедеятельности клеток

Растительные и животные клетки имеют общий план строения. Рассмотрим основные части клетки:

Составные части клетки

Таблица 4. Строение и функции клетки

Плазматическая мембрана Изолирует клетку от внешней среды. Избирательно проницаема.
Клеточная стенка Содержит целлюлозу, является «каркасом» растений.
ЭПС
Рибосомы Органелла округлой или грибовидной формы. Состоит из РНК и белка. Синтез белка
Митохондрии Имеет двухмембранное строение. Внутренняя мембрана образует кристы (складки) на которых много ферментов, обеспечивающих энергетический обмен в клетке. Является дыхательным энергетическим центром клетки.
Лизосомы Одномембранная органелла округлой формы. Образуется на Аппарате Гольджи. Осуществляет внутриклеточное переваривание питательных веществ. Разрушает структуры самой клетки при их отмирании и выводит их из нее.
Пластиды Хлоропласты – приобретают зеленый цвет, имеют свою ДНК. Обеспечивают процесс – фотосинтеза.
Лейкопласты – белый цвет Место отложения питательных веществ.
Хромопласты – цветные. Придают лепесткам различную окраску.
Пигмент Обеспечивает цвет кожи.
Вакуоли Полости заполнены клеточным соком. У растений – содержат питательные вещества и конечные продукты обмена.
Ядерная мембрана Защитная функция; Связь с цитоплазмой
Хроматиновое вещество ХХ, ХY Образует гены, а затем хромосомы; Их 23 пары или 46.

Рис. 9 . Строения клетки

2. В живых организмах любой процесс сопровождается передачей энергии. Энергию определяют, как способность совершать работу. Обмен веществ и энергии - это совокупность физических, химических и физиологических процессов превращения веществ и энергии в живых организмах, а также обмен веществами и энергией между организмом и окружающей средой. Обмен веществ у живых организмов заключается в поступлении из внешней среды различных веществ, в превращении и использовании их в процессах жизнедеятельности и в выделении образующихся продуктов распада в окружающую среду.



Все происходящие в организме преобразования вещества и энергии объединены общим названием - метаболизм (обмен веществ).

Метаболизм можно разделить на два взаимосвязанных, но разнонаправленных процесса: анаболизм (ассимиляция) и катаболизм (диссимиляция).

Анаболизм - это совокупность процессов биосинтеза органических веществ (компонентов клетки и других структур органов и тканей). Он обеспечивает рост, развитие, обновление биологических структур, а также накопление энергии (синтез макроэргов).

Катаболизм - это совокупность процессов расщепления сложных молекул до более простых веществ с использованием части из них в качестве субстратов для биосинтеза и расщеплением другой части до конечных продуктов метаболизма с образованием энергии. К конечным продуктам углерода (около 230 мл/мин), окись углерода (0,007 мл/мин), мочевина (около 30 г/день), а также другие вещества.

3. Дезоксирибонуклеиновая кислота́ (ДНК ) - макромолекула, обеспечивающая хранение, передачу из поколения в поколение и реализацию генетической программы развития и функционирования живых организмов. Основная роль ДНК в клетках - долговременное хранение информации о структуре РНК и белков.

В клетках эукариотов (например, животных или растений) ДНК находится в ядре клетки в составе хромосом, а также в некоторых клеточных органоидах (митохондриях и пластидах). В клетках прокариотических организмов (бактерий и архей) кольцевая или линейная молекула ДНК, так называемый нуклеотид, прикреплена изнутри к клеточной мембране. У прокариотических организмов и у низших эукариот (например, дрожжей), встречаются также небольшие автономные, преимущественно кольцевые молекулы ДНК, называемые плазмидами. Кроме того, одно- или двухцепочечные молекулы ДНК могут образовывать геном ДНК-содержащих вирусов.



С химической точки зрения ДНК - это длинная полимерная молекула, состоящая из повторяющихся блоков - нуклеотидов. Каждый нуклеотид состоит из азотистого основания, сахара (дезоксирибозы) и фосфатной группы. Связи между нуклеотидами в цепи образуются за счёт дезоксирибозы и фосфатной группы. В подавляющем большинстве случаев (кроме некоторых вирусов, содержащих одноцепочечную ДНК) макромолекула ДНК состоит из двух цепей, ориентированных азотистыми основаниями друг к другу. Эта двухцепочечная молекула спирализована. В целом структура молекулы ДНК получила название «двойной спирали».

В ДНК встречается четыре вида азотистых оснований (аденин, гуанин, тимин и цитозин). Азотистые основания одной из цепей соединены с азотистыми основаниями другой цепи водородными связями согласно принципу комплементарности: аденин соединяется только с тимином, гуанин - только с цитозином. Последовательность нуклеотидов позволяет «кодировать» информацию о различных типах РНК, наиболее важными из которых являются информационные, или матричные (мРНК), рибосомные (р РНК) и транспортные (т РНК). Все эти типы РНК синтезируются на матрице.

Расшифровка структуры ДНК (1953 г.) стала одним из поворотных моментов в истории биологии. За выдающийся вклад в это открытие Фрэнсису Крику, Джеймсу Уотсону, Морису Уилкинсу была присуждена Нобелевская премия по физиологии или медицине 1962 г.

Лабораторная работа:

Рассмотрение клеток и тканей в оптический микроскоп.

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Подготовить реферат по теме «Строение клетки».

2. Подготовить сообщение и электронную презентацию на тему: «Строение и функции клетки».

3. Оформить отчет по лабораторной работе.

Форма контроля самостоятельной работы:

Защита презентации и сообщения.

Сдача отчета по лабораторной работе.

Вопросы для самоконтроля



Новое на сайте

>

Самое популярное