Домой Гигиена Методы и средства исследования. Методы, средства и уровни научного исследования

Методы и средства исследования. Методы, средства и уровни научного исследования

Расширить знания о СПП, средствах связи в СПП, формировать умения находить главное и придаточное предложение и устанавливать смысловые отношения между ними с помощью вопроса, определять средства связи. Развивать умение находить СПП в тексте, выяснять их роль, правильно расставлять знаки препинания в СПП. Воспитывать стремление к совершенствованию грамотной устной и письменной речи.


А) Никто не знал ни его состояния ни его доходов и никто не осмеливался о том его спрашивать. б) Вмиг вылетел он из печки перебежал им дорогу и начал разрывать со всех сторон кучи замёрзшего снега. в) В саду было тихо и лишь откуда-то издалека доносился шум колёс. г) Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор. Ответ: а, в.


А) Зелёные стены леса раздвинулись и перед нами раскинулось пшеничное поле. б) Весной жилище суслика прогревается и хозяин выходит из своего зимнего заточения. в) Цвели кувшинки и было много камыша. г) Строители подойдут к реке и начнётся переправа на другой берег. Ответ: б.


А) Наступила весна, но было ещё холодно. (Противопоставление.) б) Потёмки всё более сгущались, и предметы теряли свои контуры. (Чередование.) в) Урожайный сгибается колос, и пшеница стеною встаёт. (Последовательность.) г) Душно стало в комнате, и мы вышли на балкон. (Причинно-следственные отношения.) Ответ: б.



Сложноподчинённые предложения – это … предложения,... части которого соединены … связью, поэтому оно состоит из... и... частей.... часть присоединяется к... при помощи...,... слов и интонации. Союзы и... слова входят в... часть. Придаточная часть может стоять...,... и... главного предложения.



Союз: - служебная часть речи; - не отвечает на вопрос; - союз можно в некоторых случаях опустить; - можно заменить другим союзом; - не является членом предложения. Союзные слова: - союзное слово опустить нельзя; - являются членами предложения; - на союзное слово падает логическое удазрение; - придаточную часть с союзным словом можно преобразовать в вопросительное предложение.


Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований.


1. Писатель должен много писать, но должен спешить. 2. В поезде экстренной работы не было, и часть персонала разошлась. 3. Все только и говорили о том, что произошло вчера в городе. 4. Я всю жизнь провёл на берегу озера и знаю как ставить сети. 5. Подул ветерок с заречья, и сразу же из-за туч выглянуло солнце. 6. От восхода до заката вёсел плеск да скрип канатов. 7.Холодно, так что надо одеться потеплее. 8.Пётр Петрович погрузился в работу и о посетителе совершенно забыл. 9. Когда из школы пришёл брат, семья села обедать. 10. Большие совы бесшумно взвивались с дороги, и лошади, всхрапывая, шарахались в сторону.



Подчинительная связь выражается в определенных формальных показателях - подчинительных союзах и относительных (союзных) словах.
Различие между союзами и союзными словами заключается в том, что союз - это служебное слово, используемое в данном случае только для связи предикативных частей сложноподчиненного предложения, тогда как союзное слово - это знаменательное слово, служащее также для этой цели, но выполняющее функции одновременно члена предложения (придаточной части): Они поняли др_уг__дру_га__по_ ШРму. отчаянию, которое прочитали друг у друга в гла- ШХ (А. Куприн). Вместо союзного слова можно поставить другое знаменательное слово, которое часто имеется в главной части, например: «которое прочитали друг у друга в глазах» - «отчаяние прочитали друг у друга в глазах».
В русском языке что, как, когда могут выступать и в роли союза, и в роли союзного слова:
Союзное слово Союз
Что
  1. В придаточных определительных (что = который):
Где найти нам такое слово, что осушит вдовью слезу (А. Сурков); Кормили дети пестрых жадных уток, что кувыркались в проруби чернильной (А. Ахматова).
  1. В придаточных изъяснительных, если имеет на себе логическое ударение, указывает
на предмет, является подлежащим или дополнением:
С Нехлюдовым случилось то, что часто случается с людьми, живущими духовной жизнью (Л. Толстой); Председатель обратился к Мите с вопросом, что может он сказать насчет данного показания (Ф. Достоевский).
В остальных случаях: Скрипка издергалась, упрашивая, и вдруг разревелась так по-детски, lt;Дтф барабан не выдержал (В. Маяковский); И на этой земле угрюмой счастлив тем,lt;зпир я дышал и жил (С. Есенин); Ничего, голубка Эвридика,lt;ДтОgt; у нас студеная зима (О. Мандельштам); Но чувствую, (Ътпо) музы наши дружны беспечной и пленительною дружбой (А. Ахматова).
Когда
  1. В придаточных определительных: И надолго запомнился Мите один день в конце марта, когда он в первый раз поехал верхом в поле (И. Бунин); Есть сумерки души, когда предмет желаний мрачен (М. Лермонтов).
  2. В придаточных изъяснительных, если они не имеют
  1. В обстоятельственных придаточных времени: Маша уже совсем было пошла к двери, (когда)Шмелев остановил ее (К. Симонов); Я сидел
у окна и чертил план лесной дачи,^огда)в комнату вошел Ярмола (А. Куприн).
  1. В обстоятельственных придаточных условия: Я удавилась

Союзное слово Союз
оттенка условия: Матъ заснула и не услышала, когда ушел Рыбин (М. Горький); Слово за слово пришлось рассказать ему, когда и почему я удрал из детдома (В. Каверин); Доктор захотел узнать, когда мальчик очутился в океане, но разговор с пациентом оказался решительно невозможным (К. Станюкович). бы с тоски, lt;кргВа)бы на нее хоть чуть была похожа (И. Крылов); Какая же польза от такого учения,(когда) в человеке страху нет (А. Куприн).
3. В придаточных изъяснительных, если они имеют оттенок условия (когда = если)". Замена тельно, Омгда)у тебя есть друг, но совсем здорово, (еслй)друг и его жена приняты как родные в твоей семье (Ю. Нагибин).
Как
  1. Как = насколько: В Кишиневе, зимой, а точней говоря - в декабре, я внезапно услышал, как птицы поют на заре (Ю. Левитанский) (насколько сильно); Угадывалось, как они беспечно настроены (В. Астафьев) (насколько беспечно).
  2. Как = каким образом: Хочешь знать, как все это было
(А. Ахматова); Помните, как на войну провожали?
(Ю. Левитанский).
В остальных случаях: Шифер на крыше от пекла крошился и стрелял этим крошевом, (как) стреляют и подпрыгивают орехи на раскаленной сковородке (В. Распутин); Мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо, (как) в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима (В. Маяковский); А вы на земле проживете, $сакgt; черви слепые живут (М. Горький).

Части сложноподчиненного предложения находятся в смысловой и структурной взаимосвязи. Независимость главной части является относительной: нередко главная часть нуждается в наличии при ней придаточной.
В зависимости от того, относится ли придаточная часть ко всей главной или поясняет только слово или словосочетание в ней, различаются два типа сложноподчиненных предложений: сложноподчиненные предложения расчлененной структуры (двучленные); сложноподчиненные предложения нерас- члененной структуры (одночленные).
В первом типе связь между частями предложения довольно свободная, так как главная часть двучленного предложения выражает относительно законченную мысль, может существовать без придаточной, структурно не требует своего распространения вообще и распространения определенной придаточной частью в частности. Например, в предложении Доктор не любил нашего хозяйства, потому что оно мешало нам спорить (А. Чехов) главная часть выражает относительно законченную мысль и может существовать без придаточной, употребление придаточной части со значением причины зависит от конкретной цели высказывания. Та же главная часть свободно присоединяет и другие виды придаточных (ср.: Доктор не любил нашего хозяйства, хотя находил его вполне сносным; Доктор не любил нашего хозяйства, чего отнюдь и не скрывал). Отношения между частями формируются как собственно синтаксические, так как придаточная часть не зависит от морфологического состава главной части. Средством связи двучленного предложения служат семантические союзы: временные, причинные, условные и т. п. К двучленным относятся сложноподчиненные предложения с придаточными времени, места, присоединительной, причины, следствия, сравнительной, условной, уступительной, цели: Когда Елизавета Сергеевна заговорила, его лицо вспыхнуло восторгом (М. Горький); Она была возбуждена, будто только что получила известие самое радостное в своей жизни (В. Солоухин).
В сложноподчиненных предложениях нерасчлененной структуры (одночленных) придаточная часть прикрепляется к одному слову или словосочетанию в главной части, дополняя или конкретизируя это слово или словосочетание. Связь между частями сложного предложения весьма тесная, так как придаточная часть составляет необходимую часть главной, которая не может существовать изолированно: она входит в структуру главной части. Например, в предложении Хата, где квартирует Наколка, стоит на яру над Доном (М. Шолохов) придаточная распространяет существительное хата (ср.: Хата с квартирантом Наколкой...; Хата с квартирующим в ней Наколкой...). Особенно тесно спаянными оказываются структуры с главной частью, имеющей в своем составе слово, которое обязательно нуждается в распространении или конкретизации значения: Вначале он испытывал некоторое стеснение за свой помятый китель и несвежую фуражку, но потом решил, что фронтовику, пожалуй, и нечего стыдиться своей внешности (М. Шолохов) (придаточная что фронтовику, пожалуй, и нечего стыдиться своей внешности структурно необходима, потому что глагол решил, к которому относится придаточная часть, требует пояснения); Я был польщен и делал вид, что не забыл ни одно из этих диковинных имен (А. Куприн) (придаточная часть относится к неразложимому словосочетанию делал вид): Три года прошло с той поры, как я видела его (М. Горький) (придаточная часть относится к сочетанию той поры, которое немыслимо без определения, так как не имеет конкретного содержания); Тот, кто испытал легкое головокружение от первого глотка соленого и теплого воздуха морских побережий, сразу почувствует подлинность гриновского пейзажа (К. Паустовский) (указательное местоимение тот в главной части требует конкретизации, которую и осуществляет относящаяся к нему придаточная часть); Когда ходили по городу, Надя вдруг стала замечать то старинный домик, на который раньше не обращала внимания, то необыкновенные наличники... (В. Солоухин) (придаточные употреблены с целью добавочной характеристики).
Отношения между частями одночленного предложения морфолого-синтаксические, так как функция придаточной части зависит от того, к слову какой части речи она прикрепляется; средством связи частей одночленного предложения служат союзные слова и функциональные союзы, играющие чисто синтаксическую роль, не определяя смыслового характера отношений между частями. К одночленным относятся сложноподчиненные предложения с придаточной изъяснительной, определительной, образа действия, меры и степени.
По своим функциям придаточные различаются тем, что одни из них восполняют отсутствующий член главной части:
И казалось ему, что степь живая (М. Шолохов); другие раскрывают значение местоименного слова или словосочетания с местоименным словом в главной части: Бабушка не поняла того, что он сказал (А. Фадеев); третьи распространяют главную часть в целом или ее предикат: Он [Женя] взял ветку и разгреб костер, чтобы тот горел веселей (В. Панова).
Средством связи частей сложноподчиненного предложения могут быть не только союзы и союзные слова, но и соотносительные слова.
Соотносительные слова - это определительные и указательные местоимения и местоименные наречия, находящиеся в главной части сложноподчиненного предложения и прикрепляющие к себе придаточную часть, которая конкретизирует их значение. Местоименные слова обычно выступают в соотношении с союзными словами в придаточной части и составляют с ними соотносительные пары: тот... кто, тот... который, тот... чей, там... где, там... куда, тогда... когда: Умен был тот, кто изобрел письмо (М. Лермонтов); Каков мастер, такова и работа (Пословица).
Придаточная часть может присоединяться к соотносительному слову (или словосочетанию с соотносительным словом) в главной и при помощи союза: Надворные постройки обветшали и выглядели так, будто много лет не касались их заботливые человеческие руки (М. Шолохов); Он удивлялся сестре; она не казалась настолько красивой, чтоб возбудить такую любовь в юноше (М. Горький).
Роль соотносительных слов в структурном отношении неодинакова. Они либо конструктивно необходимы, поскольку участвуют в организации строя предложения, либо не обязательны, и тогда используются только в качестве выделительных слов. Ср.: Я люблю и привык видеть тебя такой свято чистой, что даже пятно грязи на твоем платье бросает черную тень на мою душу (М. Горький). - ...Лопатин заметил то, что комиссар полка отстал от них на одну перебежку (К. Симонов). В первом предложении соотносительное слово такой конструктивно необходимо, без него невозможна следующая придаточная часть (с данной структурой и данной семантикой); во втором - местоимение то легко опускается без ущерба для общего смысла предложения, причем основной структурный признак предложения (одночленное) также сохраняется.
Итак, соотносительное слово необходимо:
  1. если в главной части имеется частица (только, лишь, даже, ни и др.), выделяющая значение придаточной части: Человек стареет тогда, когда сам признает себя старым (В. Поволяев);
  2. если придаточная часть включается в ряд однородных членов при перечислении: «Может быть, это и моя последняя весна», - подумал Лермонтов, но тотчас начал торопливо думать о другом - о Щербатовой, о том., что уже починили, должно быть, паром и через несколько часов он расстанется с ней (К. Паустовский);
  3. если придаточная часть поясняет слово, с которым непосредственно не может сочетаться: Когда-то Захар Степа- ныч был изгнан из пятого класса семинарии за то, что на столе его квартиры инспектор нашел несколько книг Дарвина (А. Серафимович).
В функции соотносительных слов могут выступать предложно-падежные формы имен существительных, лексическое значение которых совпадает со значением соответствующей придаточной части: в то время, когда; по той причине, что; с той целью, чтобы; таким образом, что; до такой степени, что; при условии, если. Возможность постановки к таким придаточным частям вопроса «какой?» не дает оснований для причисления их к разряду определительных, так как названные существительные употребляются в этих конструкциях с весьма ослабленным лексическим значением и естественные вопросы «в какое время?», «по какой причине?», «с какой целью?», «каким образом?», «до какой степени?», «при каком условии?» подтверждают наличие придаточных времени, причины, цели, образа действия, меры и степени, условия: Общее волнение до такой степени сообщилось Буланину, что он даже позабыл... о неприятностях (А. Куприн); При сахалинских урожаях земля может дать достаточно хлеба при условии, когда ее много (А. Чехов).

1 Чем различаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения 2 Какие средства связи в сложноподчиненном предложении вы знаете Что между ними общего и чем они различаются 3 Какова роль указательных слов в сложноподчиненном предложении 4 Какое место по отнашению к главному предложению в сложноподчиненном предложении могут занимать придаточные 5 Какие смысловые отношения могут выражаться в сложноподчиненном предложении могут занимать придаточные 6 Расскажи о видах сложноподчиненных предложений, приведитее примеры

1 Чем различаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения
2 Какие средства связи в сложноподчиненном предложении вы знаете Что между ними общего и чем они различаются
3 Какова роль указательных слов в сложноподчиненном предложении
4 Какое место по отнашению к главному предложению в сложноподчиненном предложении могут занимать придаточные
5 Какие смысловые отношения могут выражаться в сложноподчиненном предложении могут занимать придаточные
6 Расскажи о видах сложноподчиненных предложений, приведитее примеры

  • Сложносочиненное предложение-это сложное предложение с союзами.Части этого предложения соединенны сочинительными союзами

    Сложноподчиненное предложение-это союзное предложение,но одна часть предложениязависит от другой.

    Отличия в CПП.
    ========================================================
    ВCПП средства связи -этоподчинительные союзы и союзные слова. Общее у обоих типов предложений это то, чтоони являются средствами связи,
    Отличияв том, что союзы не являются членами придаточного предложения, когда союзные слова наоборот являются.

    Указательные слова помогают связывать предложения.Они могут быть указателельными наречиями или местоимениями.Они всегда стоят в главном предложении.
    ==========================================================
    Любое место в предложении,могут стоять перед,после главного слова.
    ==========================================================
    Обстоятельственные придаточные: места,образа действия и степени, цели, условия,следствия, уступки,времени,сравнения,причины.
    =========================================================
    Изъяснительными: Мама знала,что дома нет еды.
    Определительными: Алесей купил тот продукт, который рекомендовал ему продавец.
    Обстоятельственными, которые,делятся на:
    Места: Мы приехали туда, где начинался этот красивейший водопад.
    Времени: это произошло, когда он пришел к нам в школу.
    Условия: Если он начнет выполнять, то и я начну тоже.
    Причины: Андрей опоздал, потому что не было автобуса.
    Цели: Маша прибежала домой, чтобы забрать свои вещи.
    Следствия: Уже стало холоднотак,что я одел теплую курту.
    Уступки: Хотя сегодня и выходной, мы решили встать пораньше.
    Сравнения: Он так же быстро работал,как его когда-то учил отец.
    Меры и степени: Он виновен в той же мере, что и мы все.
    Образа действия: Уже было темно,как и должно быть в вечернее время.
    ==========================================================

Транскрипт

1 Средства и методы научного исследования Средства и методы являются важнейшими составляющими компонентами логической структуры организации деятельности. Поэтому они составляют крупный раздел методологии как учения об организации деятельности. Средства научного исследования (средства познания). В ходе развития науки разрабатываются и совершенствуются средства познания: материальные, математические, логические, языковые . Кроме того, в последнее время к ним, очевидно, необходимо добавить информационные средства как особый класс. Все средства познания - это специально создаваемые средства. В этом смысле материальные, информационные, математические, логические, языковые средства познания обладают общим свойством: их конструируют, создают, разрабатывают, обосновывают для тех или иных познавательных целей. Материальные средства познания - это, в первую очередь, приборы для научных исследований. В истории с возникновением материальных средств познания связано формирование эмпирических методов исследования - наблюдения, измерения, эксперимента. Эти средства непосредственно направлены на изучаемые объекты, им принадлежит главная роль в эмпирической проверке гипотез и других результатов научного исследования, в открытии новых объектов, фактов. Использование материальных средств познания в науке вообще - микроскопа, телескопа, синхрофазотрона, спутников Земли и т.д. - оказывает глубокое влияние на формирование понятийного аппарата наук, на способы описания изучаемых предметов, способы рассуждений и представлений, на используемые обобщения, идеализации и аргументы. Информационные средства познания. Массовое внедрение вычислительной техники, информационных технологий, средств телекоммуникаций коренным образом преобразует научно-исследовательскую деятельность во многих отраслях науки, делает их средствами научного познания. В том числе, в последние

2 десятилетия вычислительная техника широко используется для автоматизации эксперимента в физике, биологии, в технических науках и т.д., что позволяет в сотни, тысячи раз упростить исследовательские процедуры и сократить время обработки данных. Кроме того, информационные средства позволяют значительно упростить обработку статистических данных практически во всех отраслях науки. А применение спутниковых навигационных систем во много раз повышает точность измерений в геодезии, картографии и т.д. Математические средства познания. Развитие математических средств познания оказывает все большее влияние на развитие современной науки, они проникают и в гуманитарные, общественные науки. Математика, будучи наукой о количественных отношениях и пространственных формах, абстрагированных от их конкретного содержания, разработала и применила конкретные средства отвлечения формы от содержания и сформулировала правила рассмотрения формы как самостоятельного объекта в виде чисел, множеств и т.д., что упрощает, облегчает и ускоряет процесс познания, позволяет глубже выявить связь между объектами, от которых абстрагирована форма, вычленить исходные положения, обеспечить точность и строгость суждений. Математические средства позволяют рассматривать не только непосредственно абстрагированные количественные отношения и пространственные формы, но и логически возможные, то есть такие, которые выводят по логическим правилам из ранее известных отношений и форм. Под влиянием математических средств познания претерпевает существенные изменения теоретический аппарат описательных наук. Математические средства позволяют систематизировать эмпирические данные, выявлять и формулировать количественные зависимости и закономерности. Математические средства используются также как особые формы идеализации и аналогии (математическое моделирование). Логические средства познания. В любом исследовании ученому приходится решать логические задачи:


3 - каким логическим требованиям должны удовлетворять рассуждения, позволяющие делать объективно-истинные заключения; каким образом контролировать характер этих рассуждений? - каким логическим требованиям должно удовлетворять описание эмпирически наблюдаемых характеристик? - как логически анализировать исходные системы научных знаний, как согласовывать одни системы знаний с другими системами знаний (например, в социологии и близко с ней связанной психологии)? - каким образом строить научную теорию, позволяющую давать научные объяснения, предсказания и т.д.? Использование логических средств в процессе построения рассуждений и доказательств позволяет исследователю отделять контролируемые аргументы от интуитивно или некритически принимаемых, ложные от истинных, путаницу от противоречий. Языковые средства познания. Важным языковым средством познания являются, в том числе, правила построения определений понятий (дефиниций). Во всяком научном исследовании ученому приходится уточнять введенные понятия, символы и знаки, употреблять новые понятия и знаки. Определения всегда связаны с языком как средством познания и выражения знаний. Правила использования языков как естественных, так и искусственных, при помощи которых исследователь строит свои рассуждения и доказательства, формулирует гипотезы, получает выводы и т.д., являются исходным пунктом познавательных действий. Знание их оказывает большое влияние на эффективность использования языковых средств познания в научном исследовании. Методы научного исследования. Существенную, подчас определяющую роль в построении любой научной работы играют применяемые методы исследования. Методы исследования подразделяются на эмпирические (эмпирический - дословно - воспринимаемый посредством органов чувств) и теоретические. Если методология - учение об организации деятельности, тогда научное исследование - это цикл деятельности, его структурными единицами выступают


4 направленные действия. Как известно, действие - единица деятельности, отличительной особенностью которой является наличие конкретной цели. Структурными же единицами действия являются операции, соотнесенные с объективно-предметными условиями достижения цели. Одна и та же цель, соотносимая с действием, может быть достигнута в разных условиях; то или иное действие может быть реализовано разными операциями. Вместе с тем одна и та же операция может входить в разные действия (А.Н. Леонтьев). Исходя из этого мы выделяем (см. Табл. 3): методы-операции; методы-действия. Таблица 3. Методы научного исследования ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЭМПИРИЧЕСКИЕ методы- операции методы-действия методы- операции методы- действия анализ диалектика (как метод) изучение методы отслеживания литературы, объекта: обследование, документов и мониторинг, изучение и результатов обобщение опыта деятельности синтез построение гипотез наблюдение методы преобразования объекта: опытная работа, эксперимент сравнение научные теории, опрос (устный и письменный) абстрагирование проверенные практикой измерение тестирование конкретизация доказательство экспертные оценки аналогия метод анализа обобщение систем знаний формализация дедуктивный (аксиоматический) метод моделирование выявление и разрешение противоречий индукция постановка проблем дедукция индуктивно- идеализация дедуктивный метод мысленный эксперимент воображение

5 Такой подход не противоречит определению метода, которое дает Энциклопедический словарь : - во-первых, метод как способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи - метод-действие; - во-вторых, метод как совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности - метод-операция. Таким образом, в дальнейшем мы будем рассматривать методы исследования в следующей группировке: Теоретические методы: - методы - познавательные действия: выявление и разрешение противоречий, постановка проблемы, построение гипотезы и т. д.; - методы-операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация и т. д. Эмпирические методы: - методы - познавательные действия: обследование, мониторинг, эксперимент и т.д.; - методы-операции: наблюдение, измерение, опрос, тестирование и т.д. Теоретические методы (методы-операции). Теоретические методы-операции имеют широкое поле применения, как в научном исследовании, так и в практической деятельности. Теоретические методы - операции определяются (рассматриваются) по основным мыслительным операциям, которыми являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, формализация, индукция и дедукция, идеализация, аналогия, моделирование, мысленный эксперимент. Анализ - это разложение исследуемого целого на части, выделение отдельных признаков и качеств явления, процесса или отношений явлений, процессов. Процедуры анализа входят органической составной частью во всякое научное исследование и обычно образуют его первую фазу, когда исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, его свойств и признаков.


6 Одно и то же явление, процесс можно анализировать во многих аспектах. Всесторонний анализ явления позволяет глубже рассмотреть его. Синтез - соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему). Синтез - не простое суммирование, а смысловое соединение. Если просто соединить явления, между ними не возникнет системы связей, образуется лишь хаотическое накопление отдельных фактов. Синтез противоположен анализу, с которым он неразрывно связан. Синтез как познавательная операция выступает в различных функциях теоретического исследования. Любой процесс образования понятий основывается на единстве процессов анализа и синтеза. Эмпирические данные, получаемые в том или ином исследовании, синтезируются при их теоретическом обобщении. В теоретическом научном знании синтез выступает в функции взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области, а также в функции объединения конкурирующих теорий (например, синтез корпускулярных и волновых представлений в физике). Существенную роль синтез играет и в эмпирическом исследовании. Анализ и синтез тесно связаны между собой. Если у исследователя сильнее развита способность к анализу, может возникнуть опасность того, что он не сумеет найти места деталям в явлении как едином целом. Относительное же преобладание синтеза приводит к поверхностности, к тому, что не будут замечены существенные для исследования детали, которые могут иметь большое значение для понимания явления как единого целого. Сравнение - это познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики объектов, осуществляется их классификация, упорядочение и оценка. Сравнение - это сопоставление одного с другим. При этом важную роль играют основания, или признаки сравнения, которые определяют возможные отношения между объектами. Сравнение имеет смысл только в совокупности однородных объектов, образующих класс. Сравнение объектов в том или ином классе осуществляется по принципам, существенным для данного рассмотрения. При этом объекты, сравни-


7 мые по одному признаку, могут быть не сравнимы по другим признакам. Чем точнее оценены признаки, тем основательнее возможно сравнение явлений. Составной частью сравнения всегда является анализ, так как для любого сравнения в явлениях следует вычленить соответствующие признаки сравнения. Поскольку сравнение - это установление определенных отношений между явлениями, то, естественно, в ходе сравнения используется и синтез. Абстрагирование - одна из основных мыслительных операций, позволяющая мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния объекта в чистом виде. Абстрагирование лежит в основе процессов обобщения и образования понятий. Абстрагирование состоит в вычленении таких свойств объекта, которые сами по себе и независимо от него не существуют. Такое вычленение возможно только в мысленном плане - в абстракции. Так, геометрическая фигура тела сама по себе реально не существует и от тела отделиться не может. Но благодаря абстрагированию она мысленно выделяется, фиксируется, например - с помощью чертежа, и самостоятельно рассматривается в своих особых свойствах. Одна из основных функций абстрагирования заключается в выделении общих свойств некоторого множества объектов и в фиксации этих свойств, например, посредством понятий. Конкретизация - процесс, противоположный абстрагированию, то есть нахождение целостного, взаимосвязанного, многостороннего и сложного. Исследователь первоначально образует различные абстракции, а затем на их основе посредством конкретизации воспроизводит эту целостность (мысленное конкретное), но уже на качественно ином уровне познания конкретного. Поэтому диалектика выделяет в процессе познания в координатах «абстрагирование - конкретизация» два процесса восхождения: восхождение от конкретного к абстрактному и затем процесс восхождения от абстрактного к новому конкретному (Г. Гегель). Диалектика теоретического мышления и состоит в единстве абстрагирования, создания различных абстракций и конкретизации, движения к конкретному и воспроизведение его.

8 Обобщение - одна из основных познавательных мыслительных операций, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств объектов и их отношений. Обобщение позволяет отображать свойства и отношения объектов независимо от частных и случайных условий их наблюдения. Сравнивая с определенной точки зрения объекты некоторой группы, человек находит, выделяет и обозначает словом их одинаковые, общие свойства, которые могут стать содержанием понятия об этой группе, классе объектов. Отделение общих свойств от частных и обозначение их словом позволяет в сокращенном, сжатом виде охватывать все многообразие объектов, сводить их в определенные классы, а затем посредством абстракций оперировать понятиями без непосредственного обращения к отдельным объектам. Один и тот же реальный объект может быть включен как в узкие, так и широкие по объему классы, для чего выстраиваются шкалы общности признаков по принципу родо-видовых отношений. Функция обобщения состоит в упорядочении многообразия объектов, их классификации. Формализация - отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях. Является как бы мыслительной операцией «второго порядка». Формализация противопоставляется интуитивному мышлению. В математике и формальной логике под формализацией понимают отображение содержательного знания в знаковой форме или в формализованном языке. Формализация, то есть отвлечение понятий от их содержания, обеспечивает систематизацию знания, при которой отдельные элементы его координируют друг с другом. Формализация играет существенную роль в развитии научного знания, поскольку интуитивные понятия, хотя и кажутся более ясными с точки зрения обыденного сознания, мало пригодны для науки: в научном познании нередко нельзя не только разрешить, но даже сформулировать и поставить проблемы до тех пор, пока не будет уточнена структура относящихся к ним понятий. Истинная наука возможна лишь на основе абстрактного мышления, последовательных рассуждений исследователя, протекающих в логической языковой форме посредством понятий, суждений и выводов.

9 В научных суждениях устанавливаются связи между объектами, явлениями или между их определенными признаками. В научных выводах одно суждение исходит от другого, на основе уже существующих выводов делается новый. Существуют два основных вида выводов: индуктивные (индукция) и дедуктивные (дедукция). Индукция - это умозаключение от частных объектов, явлений к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям. Дедукция - это умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным выводам. Идеализация - мысленное конструирование представлений об объектах, не существующих или неосуществимых в действительности, но таких, для которых существуют прообразы в реальном мире. Процесс идеализации характеризуется отвлечением от свойств и отношений, присущим объектам реальной действительности и введением в содержание образуемых понятий таких признаков, которые в принципе не могут принадлежать их реальным прообразам. Примерами понятий, являющихся результатом идеализации, могут быть математические понятия «точка», «прямая»; в физике - «материальная точка», «абсолютно черное тело», «идеальный газ» и т.п. О понятиях, являющихся результатом идеализации, говорят, что в них мыслятся идеализированные (или идеальные) объекты. Образовав с помощью идеализации понятия такого рода об объектах, можно в дальнейшем оперировать с ними в рассуждениях как с реально существующими объектами и строить абстрактные схемы реальных процессов, служащие для более глубокого их понимания. В этом смысле идеализация тесно связана с моделированием. Аналогия, моделирование. Аналогия - мыслительная операция, когда знание, полученное из рассмотрения какого- либо одного объекта (модели), переносится на другой, менее изученный или менее доступный для изучения, менее наглядный объект, именуемый прототипом, оригиналом. Открывается возможность переноса информации по аналогии от модели к прототипу. В этом суть одного из специальных методов теоретического уровня - моделирования (построения и исследования моделей). Различие между аналогией и моделированием заключается

10 в том, что, если аналогия является одной из мыслительных операций, то моделирование может рассматриваться в разных случаях и как мыслительная операция и как самостоятельный метод - метод-действие. Модель - вспомогательный объект, выбранный или преобразованный в познавательных целях, дающий новую информацию об основном объекте. Формы моделирования разнообразны и зависят от используемых моделей и сферы их применения. По характеру моделей выделяют предметное и знаковое (информационное) моделирование. Предметное моделирование ведется на модели, воспроизводящей определенные геометрические, физические, динамические, либо функциональные характеристики объекта моделирования - оригинала; в частном случае - аналогового моделирования, когда поведение оригинала и модели описывается едиными математическими соотношениями, например, едиными дифференциальными уравнениями. При знаковом моделировании моделями служат схемы, чертежи, формулы и т.п. Важнейшим видом такого моделирования является математическое моделирование (см. более подробно ниже). Моделирование всегда применяется вместе с другими методами исследования, особенно тесно оно связано с экспериментом. Изучение какого-либо явления на его модели есть особый вид эксперимента - модельный эксперимент, отличающийся от обычного эксперимента тем, что в процессе познания включается «промежуточное звено» - модель, являющаяся одновременно и средством, и объектом экспериментального исследования, заменяющего оригинал. Особым видом моделирования является мысленный эксперимент. В таком эксперименте исследователь мысленно создает идеальные объекты, соотносит их друг с другом в рамках определенной динамической модели, имитируя мысленно то движение, и те ситуации, которые могли бы иметь место в реальном эксперименте. При этом идеальные модели и объекты помогают выявить «в чистом виде» наиболее важные, существенные связи и отношения, мысленно проиграть возможные ситуации, отсеять ненужные варианты.

11 Моделирование служит также способом конструирования нового, не существующего ранее в практике. Исследователь, изучив характерные черты реальных процессов и их тенденции, ищет на основе ведущей идеи их новые сочетания, делает их мысленное переконструирование, то есть моделирует требуемое состояние изучаемой системы (так же, как любой человек и даже животное, строит свою деятельность, активность на основе формируемой первоначально «модели потребного будущего» - по Н.А. Бернштейну ). При этом создаются модели-гипотезы, вскрывающие механизмы связи между компонентами изучаемого, которые затем проверяются на практике. В этом понимании моделирование в последнее время широко распространилось в общественных и гуманитарных науках - в экономике, педагогике и т.д., когда разными авторами предлагаются различные модели фирм, производств, образовательных систем и т.д. Наряду с операциями логического мышления к теоретическим методамоперациям можно отнести также (возможно условно) воображение как мыслительный процесс по созданию новых представлений и образов с его специфическими формами фантазии (создание неправдоподобных, парадоксальных образов и понятий) и мечты (как создание образов желанного) . Теоретические методы (методы - познавательные действия). Общефилософским, общенаучным методом познания является диалектика - реальная логика содержательного творческого мышления, отражающая объективную диалектику самой действительности. Основой диалектики как метода научного познания является восхождение от абстрактного к конкретному (Г. Гегель) - от общих и бедных содержанием форм к расчлененным и более богатым содержанием, к системе понятий, позволяющих постичь предмет в его сущностных характеристиках. В диалектике все проблемы обретают исторический характер, исследование развития объекта является стратегической платформой познания. Наконец, диалектика ориентируется в познании на раскрытие и способы разрешения противоречий.

12 Законы диалектики: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей и др.; анализ парных диалектических категорий: историческое и логическое, явление и сущность, общее (всеобщее) и единичное и др. являются неотъемлемыми компонентами любого грамотно построенного научного исследования. Научные теории, проверенные практикой: любая такая теория, по существу, выступает в функции метода при построении новых теорий в данной или даже в других областях научного знания, а также в функции метода, определяющего содержание и последовательность экспериментальной деятельности исследователя. Поэтому различие между научной теорией как формой научного знания и как метода познания в данном случае носит функциональный характер: формируясь в качестве теоретического результата прошлого исследования, метод выступает как исходный пункт и условие последующих исследований. Доказательство - метод - теоретическое (логическое) действие, в процессе которого истинность какой-либо мысли обосновывается с помощью других мыслей . Всякое доказательство состоит из трех частей: тезиса, доводов (аргументов) и демонстрации. По способу ведения доказательства бывают прямые и косвенные, по форме умозаключения - индуктивными и дедуктивными. Правила доказательств: 1. Тезис и аргументы должны быть ясными и точно определенными. 2. Тезис должен оставаться тождественным на протяжении всего доказательства. 3. Тезис не должен содержать в себе логическое противоречие. 4. Доводы, приводимые в подтверждение тезиса, сами должны быть истинными, не подлежащими сомнению, не должны противоречить друг другу и являться достаточным основанием для данного тезиса. 5. Доказательство должно быть полным. В совокупности методов научного познания важное место принадлежит методу анализа систем знаний (см., например, ). Любая научная система знаний обладает определенной самостоятельностью по отношению к отражаемой предметной области. Кроме того, знания в таких системах выражаются при помощи языка, свойства которого оказывают влияние на отношение систем знаний к


13 изучаемым объектам - например, если какую-либо достаточно развитую психологическую, социологическую, педагогическую концепцию перевести на, допустим, английский, немецкий, французский языки - будет ли она однозначно воспринята и понята в Англии, Германии и Франции? Далее, использование языка как носителя понятий в таких системах предполагает ту или иную логическую систематизацию и логически организованное употребление языковых единиц для выражения знания. И, наконец, ни одна система знаний не исчерпывает всего содержания изучаемого объекта. В ней всегда получает описание и объяснение только определенная, исторически конкретная часть такого содержания. Метод анализа научных систем знаний играет важную роль в эмпирических и теоретических исследовательских задачах: при выборе исходной теории, гипотезы для разрешения избранной проблемы; при разграничении эмпирических и теоретических знаний, полуэмпирических и теоретических решений научной проблемы; при обосновании эквивалентности или приоритетности применения тех или иных математических аппаратов в различных теориях, относящихся к одной и той же предметной области; при изучении возможностей распространения ранее сформулированных теорий, концепций, принципов и т.д. на новые предметные области; обосновании новых возможностей практического приложения систем знаний; при упрощении и уточнении систем знаний для обучения, популяризации; для согласования с другими системами знаний и т. д. Далее, к теоретическим методам-действиям будут относиться два метода построения научных теорий: - дедуктивный метод (синоним - аксиоматический метод) - способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения аксиомы (синоним - постулаты), из которых все остальные положения данной теории (теоремы) выводятся чисто логическим путем посредством доказательства. Построение теории на основе аксиоматического метода обычно называют дедуктивным. Все понятия дедуктивной теории, кроме фиксированного числа первоначальных (такими первоначальными понятиями в геометрии, например, являются: точка, прямая, плоскость) вводятся посредством определений,

14 выражающих их через ранее введенные или выведенные понятия. Классическим примером дедуктивной теории является геометрия Евклида. Дедуктивным методом строятся теории в математике, математической логике, теоретической физике; - второй метод в литературе не получил названия, но он безусловно существует, поскольку во всех остальных науках, кроме вышеперечисленных, теории строятся по методу, который назовем индуктивно-дедуктивным: сначала накапливается эмпирический базис, на основе которого строятся теоретические обобщения (индукция), которые могут выстраиваться в несколько уровней - например, эмпирические законы и теоретические законы - а затем эти полученные обобщения могут быть распространены на все объекты и явления, охватываемые данной теорией (дедукция) - см. Рис. 6 и Рис. 10. Индуктивно-дедуктивным методом строится большинство теорий в науках о природе, обществе и человеке: физика, химия, биология, геология, география, психология, педагогика и т. д. Другие теоретические методы исследования (в смысле методов - познавательных действий): выявления и разрешения противоречий, постановки проблемы, построения гипотез и т.д. вплоть до планирования научного исследования мы будем рассматривать ниже в конкретике временной структуры исследовательской деятельности - построения фаз, стадий и этапов научного исследования.


Лекция 1 Введение. Взаимосвязь и единство естественных и гуманитарных наук. Методология познания в естественных науках. Научная картина мира. Культура - все, что создано человеческим трудом в ходе истории,

Тесты по дисциплине «МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА» 1. создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей, деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее

ГБОУ СПО СК «Ставропольский базовый медицинский колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ г.ставрополь 2012 Методическая рекомендация по организации научно исследовательской

Учебно-методические материалы по дисциплине «Исследование социально-экономических и политических процессов» Общенаучные методы исследования социально-экономических и политических процессов Метод социальной

Методология научных исследований Важно различать такие понятия, как методология и метод. Методология - это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Метод - это совокупность

Сорока Оксана Геннадьевна методист Минского государственного областного института повышения квалификации и переподготовки кадров (МГОИПК и ПК) магистр педагогических наук Элементы логической грамотности

Занятие 1. ВВЕДЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ СИСТЕМ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Методологическая основа моделирования. Все то, на что направлена человеческая деятельность, называется

Это процесс познания нового явления и раскрытия закономерностей изменения изучаемого объекта в зависимости от влияния различных факторов для последующего практического использования этих закономерностей.

Единство методов эмпирического и теоретического уровней познания ВВЕДЕНИЕ На сегодняшний день актуальность данной темы определяется тем, что человечество всегда стремилось и стремится к приобретению новых

Аннотация к рабочей программе по алгебре 7 класс 1. Цели и задачи изучения предмета. Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей: в направлении личностного развития развитие

1-2006 г. 09.00.00 философские науки УДК 008:122/129 БАЗОВЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА В.П. Теплов Новосибирский филиал Российского государственного торгово-экономического университета (г.

Организация научного исследования Теоретические основы. Задание для самостоятельной работы. 1 Научное исследование: сущность и особенности Научное исследование это целенаправленное познание, результаты

Перечень контрольных вопросов к зачету по дисциплине «Методология научного исследования» Для студентов направления подготовки 08.04.01«Строительство» направленность профиля подготовки 08.04.01.0002 «Экспертиза

«ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ АСПИРАНТАМИ» Модуль I. Основы ТЕЛЕФОН ПРИЕМНОЙ: 20-23 В О П Р О С Ы Л Е К Ц И И: 3. Метод 1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ». 2. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО

Лекция 3 Методы научного познания 1. Понятие «метода» и его основные функции. 2. Признаки научного метода. 3. Классификация методов научного познания. 1 Понятие «метода» и его основные функции. Деятельность

Раздел 1 Человек и общество Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества. Лекция 1.1.6. Научное познание. План 1. Определение и предмет научного познания. 2. Формы и методы научного

Понятие модели. Типы моделей. Понятие адекватной модели. Одним из самых древних путей постижения сложного является абстрагирование, т.е. выделение самых общих и самых важных черт сложного процесса или

МЫШЛЕНИЕ Мышление это процесс обобщенного и опосредствованного отражения предметов и явлений в их связях и отношениях. Мыслить- это значит познавать новое, неизвестное, находить связи и отношения между

Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная академия культуры и искусств»

Аннотация к рабочей программе «Математика»в 5-11 классах Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. Обучение математике в основной

МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П.КОРОЛЕВА

VII. МАТЕРИАЛЫ ПО СИСТЕМЕ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО ТЕСТИРОВАНИЯ Тестовые задания для текущего и итогового контроля степени усвоения дисциплины 1. Система принципов и способов организации, построения

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА БИОТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИИ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

Сорока Оксана Геннадьевна методист Минского государственного областного института повышения квалификации и переподготовки кадров (МГОИПК и ПК) магистр педагогических наук Системообразующие факторы логической

Содержательная характеристика исследования Основные характеристики исследования Основные характеристики исследования актуальность; объект и предмет исследования; цель; гипотеза; задачи исследования; методологические

Б.1.В.2 Методы познания Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Общие сведения 1. Кафедра Философии, политологии и права 51.03.06 Библиотечно-информационная

УДК 316.6/.47:159.923.2 Попович И.С. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ ЛИЧНОСТИ В АДАПТАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ Актуальность научной проблемы. Отправной точкой в разработке

Научно методический семинар «Методы педагогического исследования» Метод (от греч. metohos путь исследования, теория, учение) способ достижения какой либо цели, решения конкретной задачи, совокупность приемов

1 Моделирование систем Классификация видов моделирования систем. В основе моделирования лежит теория подобия, которая утверждает, абсолютное подобие может иметь место лишь при замене объекта другим точно

РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Г. В. ПЛЕХАНОВА Научно-исследовательская работа в семестре ТЕМА: Методы научных исследований в экономике

Дата: 20 февраля 2019 г. Группа: ДО-17 Предмет: Основы проектно-исследовательской деятельности. Практическая работа 2 Задание 1. Используя теоретический материал составить структурно-логическую схему (кластер)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет

Тема 6. Разработка концепции и гипотезы исследования систем 6.1. Гипотеза и еѐ роль в исследовании. 6.2. Разработка гипотезы. 6.3. Концепция исследования. 6.1. Гипотеза и её роль в исследовании. В исследовании

НУРЕЕВ Р.М. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ Введение. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ Лекция 1. Предмет и метод Часть 2. Метод 1. Соотношение теории и метода 2. Формальная логика 3. Диалектика 4. Экономические

КУРС «ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» (Бабич Е.Н.) Наука и основные формы организации научных знаний Знание нужно человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования

Федоров Б.И. Прогностическая функция философии образования И.Кант отмечал, что философия остается той единственной наукой, которая «как бы замыкает научный круг и благодаря ей науки впервые только и получают

Философия познания Научное познание 1. Доказанные, проверяемые и систематизированные сведения различных явлениях мира составляют область знания А. Вненаучного Б. Донаучного В. Научного Г. Обыденного 2.

Процесс получения знаний ПОЗНАНИЕ ГНОСЕОЛОГИЯ Подходы к решению проблемы познаваемости мира Агностицизм (И. Кант) Эмпиризм (Ф. Бэкон) Рационализм (Р. Декарт) Сенсуализм (Дж. Локк) Большинство Мир познать

Лекция 3. Тема: Использование методов научного познания Основные понятия: методология, признаки научного метода, наблюдение, эксперимент, индукция, дедукция, анализ, синтез, аналогия, сравнение, измерение,

Логика Преподаватель Виктор Викторович Граневский Логика очень древняя дисциплина, первые элементы логики появились ещѐ в 6 веке до нашей эры, основателем логики как дисциплина в рамках философии появилась

Лекция 3 Теория содержательного обобщения В.В. Давыдова 1 1.1. Понятие учебной и конкретно-практической задачи (по В.В. Давыдову) Учебная задача задача на усвоение общего (обобщенного) способа решения

МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Разработчик: Маликова И. В., учитель физики МБОУ СОШ 1 г. Мончегорска Мурманской области О, сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух, И опыт, сын ошибок трудных,

Дата: 25 февраля 2019 г. Группа: ДО-17 Предмет: Основы проектно-исследовательской деятельности. Практическая работа 4 Задание 1. Используя теоретический материал составить, озаглавить и оформить конспект

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 9» Рабочая программа по геометрии для 9 класса Составитель: учитель математики МБОУ СОШ 9 г. Лобня Васильева Елена

1997 г. А.А. УДОДЕНКО О ЛОГИКЕ НАУЧНОГО ВЫВОДА В СОЦИОЛОГИИ УДОДЕНКО Анатолий Андреевич доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой теоретической и прикладной социологии Алтайского государственного

Особенности мышления учащихся 5-6 классов. Проблемы мышления изучались представителями различных психологических направлений такими как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ж. Пиаже, В.В. Давыдов

«Работа с математическими утверждениями на уроках геометрии в 7 11 классах как инструмент формирования критического мышления школьников» материал подготовила учитель математики МАОУ «СОШ 56 УИМ» Алфимова

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ А.Л. Малеев (г. Нижний Тагил) В современном образовательном стандарте в качестве методологической основы образовательного процесса

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 2» Согласовано. Рекомендовано к использованию. Утверждено. Протокол ПМО Протокол педагогического совета Приказ

УДК 001 М.А. Колесников, г. Шадринск Роль экстраполяции в познании В статье рассматривается противоречивая характеристика роли экстраполяции в познании, ее связи с другими методами. Экстраполяция, методы

Методологические основы психолого-педагогического исследования План: 1. Сущность методологии и методики. 2. Три уровня методологии. 3. Методы организации исследований. 4. Методологические основы выявления

Содержание Введение 1.Планируемые результаты освоения учебного предмета 2.Содержание учебного предмета 3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Введение

Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами: Федеральный закон от 29.12.2012 ФЗ No273 «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Министерства образования

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное Государственное Бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени

Т. В. Шершнёва, доцент кафедры психологии и педагогики Белорусского государственного университета культуры и искусств, кандидат психологических наук ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОСМЫСЛЕНИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

7. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ 1. Методология это: 1.1 совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке; 1.2 область знания, изучающая

Познание Конспект «Универсального справочника» по обществознанию Кишенковой О. В. и Семке Н. Н. издательства ЭКСМО 2010 3.1. Познание мира Познание особая деятельность, в результате которой люди приобретают

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине Общие сведения 1. Кафедра Математики, физики и информационных технологий 2. Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое

Рабочая программа основного общего образования по математике (алгебре) в МБОУ СОШ 30 г. Пензы (8 класс) Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа основного общего образования по математике(алгебре)



Новое на сайте

>

Самое популярное