Домой Профилактика Воспитание у детей любви к чтению. Не заставить, а привить любовь к чтению

Воспитание у детей любви к чтению. Не заставить, а привить любовь к чтению

«Воспитание любви к чтению»

В нашей жизни все с большей силой современные гаджеты заменяют чтение книг.

Наряду с этим, задумываясь о будущем ребенка, взрослые стремятся как можно раньше познакомить его с буквами и научить читать, полагая, что умение читать способствует интеллектуальному развитию, раннему накоплению знаний и будущему успешному определению жизненного пути человека.

Умение читать сформированное в дошкольном возрасте, постоянные упражнения в технике чтения, призывы, а то приказы самостоятельно читать книги дают обратные результаты. Необходимо не техническое, а психологическое формирование читателя в дошкольнике.

Общение ребенка с книгой нужно организовать как процесс, доставляющий удовольствие, вызывающий интерес, помогающий приобретать знания, стимулирующий работу ума и души.

Нужно показать ребенку смысл и назначение литературы, многообразие ее тем, мотивов, жанров, разнообразие книжной продукции; увлечь его процессом чтения, общения с книгой и постараться сделать так, что чтение постепенно становилось ведущей деятельностью. Развитие интересов книги должно стать приоритетом в развитие образования дошкольников.

Образовательная программа нашего ДОУ ставит перед педагогами следующие задачи:

2-3 года и 3-4 года

  1. Рассказывать народные и авторские сказки, художественные произведения
  2. Читать наизусть потешки, песенки, небольшие авторские стихи.
  3. Вызывать у детей интерес к книгам, их рассматриванию

4-5 лет

  1. Знакомить детей с книжной культурой, детской литературой, вводить их в мир художественного слова
  2. Формировать интерес к книге и художественной литературе.
  3. Приобщать к ведущим темам детской литературы, связанными с жизнью детей.
  4. Ежедневно читать детям; рассматривать книги, иллюстрации; вести беседы о прочитанном (что понравилось, кто вызывает симпатию, самый интересный момент и т.д.)

5-6 лет и 6-8 лет

  1. Знакомить детей с книжной культурой, детской литературой, вводить их в мир художественного слова
  2. Поддерживать и закреплять интерес к худ. литературе
  3. Обсуждать с детьми смысл прочитанного, воспринимать богатство литературного языка.
  4. Учить анализировать тексты на доступном уровне.
  5. Знакомить с жанровым разнообразием художественной литературы.
  6. Формировать потребность ежедневного обращения к художественной литературе.
  7. Воспитывать интерес к книге: систематически знакомить детей с авторами литературных произведений, обращать их внимание на оформление книги.
  8. Формировать навыки бережного отношения с книгой.

Методы и приемы, используемые с детьми в процессе ознакомления с художественной литературой.

1.Метод Моделирования

При ознакомлении детей со сказками, рассказами, стихами воспитатель уже с младшего возраста вместе с детьми их моделирует, что позволяет повысить интерес к произведению, понять его содержание, последовательность событий в сказках. Так, при знакомстве детей с русскими народными сказками, используется модель "Волшебные кружочки". После рассказывания воспитателем сказки с использованием настольного или пальчикового театра, детям предлагается повторить сказку. После повторения сказки воспитатель предлагает детям сесть за стол. Каждому ребенку раздается листок с нарисованными кружками по количеству персонажей сказки. Предлагает их рассмотреть и поиграть в волшебников, превратив кружки в героев сказки. Воспитатель, напоминает содержание сказки и его героев, обсуждая с детьми их образы. Например, первый кружок превратим в репку. Репка какая? (большая желтая круглая). У репки сверху листики. Нарисуйте их карандашом. Пришел дед репку тащить. Дед какой? (старый, усатый). Нарисуйте во втором кружке усы. Это будет дед. Позвал дед бабку. Бабка какая? (старенькая, в платочке). Нарисуем в третьем кружке платочек, это будет бабка и т.д. Когда модель готова, дети вместе с воспитателем называют всех персонажей, отмечая их особенности, показывая каждый кружок. В последующей работе данные модели используются для рассказывания сказки детьми в совместной деятельности, а также в самостоятельной деятельности. Эти модели дети забирают домой, и рассказывают с помощью них сказку родителям. Также, для моделирования сказки, используем геометрические фигуры. Детям предлагается к каждому персонажу подобрать соответствующую геометрическую фигуру. Так, например, колобок - это маленький желтый кружок, медведь - коричневый большой кружок, лиса - оранжевый кружок и т.д. По выстроенной модели дети повторяют сказку. В группах среднего и старшего дошкольного возраста модели усложняются. Уже используются мнемодорожки и мнемотаблицы.

2.Проектный метод (проект "Откуда пришла книга").

3.Прием «вхождения в произведение » (Представьте, что мы оказались там. Что бы мы услышали, что увидели, что почувствовали, чем пахнет и т. д.) Так, при чтении произведения Братьев Гримм «Бременские музыканты» дети «чувствовали» запах сена, холод, слышали блеянье овечек.

4.Игра «Близкие слова» (подбор синонимов к словосочетаниям: пасмурные дни, настроение грустное, тучи серые, на улице холодно и др.)

5.Паузы во время чтения произведения (как вы думаете, что случилось дальше?);

  1. Кто больше найдет в произведении красивых слов?
  2. Почему мы так говорим? (хитрая, как лиса; неуклюжий, как медведь; колючий, как ежик; злой, как волк; трусливый, как заяц);
  3. Находим интересные и необычные слова в тексте, фразеологизмы;
  4. Оформление тематических выставок, посвященных творчеству одного из писателей, приуроченных к датам их рождения.
  5. Рассказы о биографии писателей (чем занимался в детстве и т.д.)
  6. Создание «книжкиной больницы»
  7. Выставки детского творчества по мотивам прочитанных произведений

Методы работы по обучению детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок, историй.

Знакомые герои в новых обстоятельствах.

Данный метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы, создает условия, при которых знакомые герои попадают совершенно в фантастические обстоятельства или реальные, но не характерные для них.

Коллаж из сказок

Дети придумывают новый сюжет истории с участием знакомых героев, используя кукольный театр, театр картинок, иллюстрации в книжке, театр игрушек.

Истории из известных стихов, загадок, считалок, пословиц.

Дети учатся своими словами, в прозе передавать содержание знакомого произведения, дополнять его, давать объяснения поступкам героев.

Экстремальные ситуации в знакомых сказках рассказах.

Взрослые придумывают экстремальные ситуации, требующие различных вариантов решений по спасению того или иного героя. Кроме умения сочинять ребенок учится находить выход из трудных, непредвиденных обстоятельств.

Сказки из мусора.

Не игрушки, не предметы, а коробки, пластмассовые коробочки, стружки от дерева, палочки, ведерочки и другие «ненужные вещи» порой могут стать прекрасной находкой для создания сказочных историй. Сначала взрослые рассказывают истории, а затем и дети.

Истории о бытовых предметах.

Детям предлагается отгадать загадку о бытовом предмете, а потом сочинить сказочное продолжение. Это развивает фантазию детей, заставляет детей интересоваться техникой и её возможностями, назначением.

Истории из «живых» капель и клякс.

Интересно сочинять истории на основе кляксографии. Сначала на основе вопросов может возникнуть сюжет, а после дорисовки сюжет может развиться. Развивается мышление воображение, изобразительные навыки.

Истории и сказки по-новому.

Этот метод помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. Привычные, любимые образы, много раз слышанные и виденные, уже с детства формируют стереотипы. И как полезно и нужно будет их ломать. За основу берется известная сказка или история, но детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами.

Цветные истории и сказки.

Цвет в жизни человека имеет важное значение: он и его оттенки несут определенную информацию об окружающем мире. Сочинять истории о вещах определенного цвета, о смешении цветов, о том какой цвет важнее и так далее.

Моделирование сказок.

Составление сказки, рассказа по предметно-схематичной модели. Сначала дети сочиняют историю, опираясь на какой-то предмет, который служит отправной точкой (для кого, для чего он нужен). Затем педагог договаривается с детьми о том, какой символ (полоска фигура) что означает. Такой метод позволяет детям в игровой форме оперировать символами, знаками.

Экологические сказки, истории о звуках, запахах, временах года.

На основе знаний и представлений детей об окружающем мире через сказку можно формировать отношение ребенка к природе, к поступкам человека по отношению к ней. Дети составляют небольшие рассказы, которые затем можно собирать в отдельные книги с детскими рисунками.

Важно: Важно интонационно разнообразить чтение, уметь через эмоциональную окраску голоса передавать смысловое значение, свое отношение к изображенным событиям. Только выразительное чтение способствует полноценному восприятию произведения ребенком, побуждает его к рассуждениям, к оценке содержания, персонажей, их действий. Это следует поддержать беседой, вопросами о том, что понравилось, почему, что запомнилось и т. д. Такие беседы направляют внимание детей на осмысление содержания, поэтичности, красоты литературного языка, подводя к тому, что дети могут самостоятельно охарактеризовать образы, мотивированно оценить их, настроиться на сопереживание с героями, творчески отнестись к прочитанному .

Ребенка необходимо подготавливать к восприятию произведения. Для этого воспитатель проводит различные предваряющие беседы, в которых он обращается к личному опыту каждого слушателя, вызывает в его памяти соответствующие ассоциации. В предваряющей беседе, которую можно провести во время прогулки, на экскурсии, дети узнают о фактах, явлениях, событиях, положенных в основу сюжета произведения.


Как привить любовь к чтению

https://filin-book.ru/

Нельзя:

Регистрационный номер 0410559 выдан для произведения:

Роль технических средств в жизни человека возрастает год от года. Компьютер, телевизор, гаджеты, планшеты - это то, что сейчас ребенку заменяет все: общение, обучение, развитие. Общаясь с «железом» ребенок сам становится наполовину роботом. Способность выполнять команды, не думая, становиться всеобъемлющей. Если раньше родители радовались таким успехам детей, то сейчас уже всерьез бьют тревогу.

Все чаще и чаще тема детского чтения становится объектом обсуждения. Но чтобы чтение стало и обучением и развитием, нужно прививать малышу любовь к чтению, развивать познавательный интерес к чтению. Конечно, воспитывать читающего ребенка необходимо с раннего детства. Первые яркие, цветные книжки родители обычно читают детям вслух. И разве бывают дети, которым это чтение не нравится?

А вот уже в 7 - 8 лет этот процесс пускается на самотек. Считается, научился ребенок читать, значит, справиться сам. Это самое большое заблуждение родителей. Конечно, бывают исключения, когда из маленького читателя вырастает «вечный читатель». Но это слишком небольшой процент, чтобы об этом говорить как о тенденции. Родители, которые находятся с ребенком с первых дней его жизни, должны взять на себя роль руководителя чтения.

Как привить любовь к чтению

Показать детям, что родители любители чтения и получают от этого удовольствие. Пусть дети видят, что чтение для родителей, это не тяжкий труд, а любимое времяпровождение.

Относиться к книге как к бесценному дару. Дарить книги своим близким, получать книги в подарок. Пусть дети увидят, что для взрослых новая книга важнее подаренной блузке или свитеру.

Приучить детей ходить в книжные магазины и библиотеки. Позволять самим выбирать понравившуюся литературу, как в книжных интернет-магазинах подобие https://filin-book.ru/ , так и в магазинах рядом с домом. Научить их разговаривать с библиотекарем или продавцом, чтобы правильно сформулировать свой запрос.

Придумать метод поощрения ребенка за хорошее чтение (ни в коем случае не материальный). Можно, например, за каждую прочитанную книгу собирать грецкие орехи, открытки, пуговицы. Разрешайте ребенку хвалиться своими успехами.

Найти дома уголок для чтения. Придумать название этому уголку, например «Уголок мыслителя», «Умный уголок» и так далее на ваш вкус. В выделенном уголке повесить список книг, которые ребенок хотел бы прочитать.

В семье обязательно должна быть библиотека. Необходимо собирать книги по темам, которые нравятся ребенку. Например, фантастика, приключения, сказки.

Поощрять дружбу ребенка со сверстниками, читающими книги, приглашать их в гости, обсуждать прочитанные книги.

Интересоваться мнением детей о прочитанных книгах, спорить с ними, научить их использовать отрывки и высказывания из книг как аргументы в споре.

Если родители действительно хотят воспитать из своего ребенка настоящего читателя, им нужно знать, чего никогда нельзя делать, привлекая ребенка к чтению.

Нельзя:

  • Отчитывать ребенка за плохое чтение, особенно если это техническое, неосознанное чтение.
  • Не заставлять и не уговаривать ребенка прочитать еще одну страницу. Интуитивно он начнет противиться, и это чувство отторжения книги может остаться надолго.
  • Не перебивать ребенка, если есть ошибки при чтении, стараться это сделать незаметно и не грубо, иначе ребенок начнет бояться чтения вслух.

Исходя из собственных условий и системы воспитания детей, каждый родитель может придумать много методов привития любви к чтению. Эта работа каждодневная и должна приносить удовольствие родителям. В современных условиях постоянно меняющегося образования, хорошее чтение принесет ребенку только пользу. Сделав чтение любимым занятием своего ребенка, родители смогут избежать многих проблем в его воспитании.

Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребят, какие книги этого писателя он уже читал и что он знает о нём, встречались ли ему уже рисунки художника- иллюстратора книги.

Просмотр содержимого документа
«Как воспитать у ребёнка любовь к чтению.»

«Как воспитать у ребёнка любовь к чтению»

План беседы

Выбор книги для чтения.

Как надо рассматривать иллюстрации в книге.

Беседа с детьми о прочитанном.

Гигиена чтения.

Все родители знают о пользе чтения, поэтому вполне естественна и законна их тревога, если ребёнок не любит книги. "Что надо сделать, чтобы ребёнок полюбил чтение?” – часто спрашивают они. "Мы покупаем много книг, а сын и не смотрит на них”.

Конечно, ошибаются те родители, которые считают, что стоит купить книгу, как она сразу понравится ребёнку. Со стороны родителей требуется большое внимание к чтению младшего школьника, помощь и руководство его чтением. Надо научить детей любить книгу.

Но сами выбирать книгу они не могут. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за подбором книг для детского чтения.

Для каждого детского возраста существуют рекомендательные списки литературы ""Что читать детям"". Они имеются в каждой школьной и районной библиотеке. В эти списки, составленные с учетом возраста детей, включены произведения художественной и научно – популярной литературы, книги классиков и современных писателей, русская и зарубежная литература, поэзия и проза.

Родители должны следить, чтобы в руки детей попадали книги, предназначенные для их возраста.

Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики: сказки, рассказы о животных и растениях, приключения, рассказы о войне и героях, о мирном труде взрослых и детей, о школе, о музыке, искусстве.

Подбирая книги, надо учитывать индивидуальные интересы детей. Ребята, особенно мальчики, часто увлекаются только приключенческой литературой. Эта тяга к приключениям, острым, захватывающим сюжетом вполне естественна, но надо направить ее в нужное русло. Надо проследить, чтобы книги приключенческого жанра не были единственными в чтении детей, чтобы в их руки не попадали книги, предназначенные для взрослых.

Если ребенка особенно интересует жизнь растений или животных, новые машины, путешествия, следует подобрать книги, из которых он мог бы получить новые и интересные для него сведения.

Особенно надо обратить внимание на развитие у детей интереса к научно– популярной литературе. Учащиеся должны читать доступные для них книги географии, естествознанию, технике.

Родители должны помочь ребёнку развивать технику чтения, для этого надо упражнять его в чтении вслух, чтобы взрослые могли контролировать правильность чтения. Поэтому родителям надо быть особенно внимательными к подбору первых книг для самостоятельного чтения. Книги должны быть с яркими картинками, с интересной фабулой и небольшие по объёму, чтобы ребёнок смог быстро прочитать их.

В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста могут сыграть положительную роль и незначительные на первый взгляд внешние моменты. Так, например, своя собственная библиотека, полочка для книг, возможность обмениваться книгами с товарищами – всё это вызывает у детей интерес к книге.

Для того, чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий приём. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребёнку, но на самом интересном месте прекращает чтение вслух. Увлечённый событиями книги и желанием узнать, что произойдёт с героями книги дальше, ребёнок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Взрослые должны потом спросить его, о чём он прочитал, похвалить его за самостоятельность, выразить надежду, что теперь всегда сам он будет читать.

Воспитание любви к книге проходит значительно быстрее и легче в тех семьях, где взрослые сами любят читать, много говорят о книгах, отдают свой досуг чтению. Если отец и мать не находят времени для чтения книг, то, конечно, приохотить ребёнка к чтению бывает труднее.

Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребят, какие книги этого писателя он уже читал и что он знает о нём, встречались ли ему уже рисунки художника– иллюстратора книги.

Надо чтобы ребёнок читал книгу внимательно, не торопясь.

Для детей младшего школьного возраста большое воспитательное значение имеет просматривание иллюстраций. Они помогают ребёнку понять и запомнить прочитанное. Многие картинки дают возможность представить себе те явления и предметы, которые ребёнок не может увидеть непосредственно.

Глядя на картинки, можно побывать на севере и в тропических странах: живя далеко от моря, увидеть пароходы и бушующий океан, узнать, как живут дети в других государствах.

Важно научить детей рассматривать рисунки в книге, подмечать интересные детали.

Очень хорошо, когда дети рассказывают о прочитанном. Рассказывая, ребёнок развивает свою речь, у него вырабатывается умение выделять главное в книге. В процессе рассказа более четко формируется отношение к поступкам героев, к описываемым событиям. Если ребёнок затрудняется на первых порах рассказать о прочитанном, надо помочь ему с помощью вопросов: что ты узнал из книжки? Когда и где это было? Что тебе понравилось больше всего?

Вопросы о прочитанном важны и потому, что родители могут проконтролировать чтение ребёнка: всю ли книжку он прочитал, всё ли понял в ней, правильно ли его мнение о поведении героев. Такие вопросы дисциплинируют детей, позволяют более внимательно читать и запоминать прочитанное. Надо поощрять стремление детей нарисовать самому картинку к прочитанному.

Очень хорошо если в семье практикуются совместные чтения книг вслух. Это сближает детей и родителей, помогает родителям лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы.

Прежде всего, выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера, когда все сядут вместе и будут читать. Читать вслух следует по очереди, сегодня читает отец, завтра сын и т. д. Чтение вслух– полезная тренировка для детей: они привыкают читать выразительно, громко и чётко.

Надо определить продолжительность чтения не более 45 минут с тем, чтобы чтение не утомило детей, не притупило интереса к книге.

Хорошо когда родители и дети делятся впечатлениями о книге. Если возникает спор, если дети будут высказывать неправильное мнение, надо в тактичной форме помочь им разобраться в прочитанном.

В семье воспитывается культура обращения с книгой. Во-первых, надо приучить детей беречь книгу. Дети должны знать, что книгу нельзя бросать, рвать, рисовать на ней, загибать углы страниц, вырезать из неё картинки. Особенно надо бережно относиться к библиотечной книге. Её надо обернуть в чистую бумагу и, прочитав, сдать точно в срок.

Необходимо также приучать детей соблюдать основные правила гигиены чтения. Дети должны знать, что глаза надо беречь. Нельзя читать при слабом освещении. Лампа должна быть со стороны левой руки ребёнка, свет от неё не должен попадать в глаза, а падать только на поверхность стола, где лежит книга. При чтении следует давать короткий отдых глазам.

Памятка для родителей

1. Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.

2. Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.

3. Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

4. Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи.

6. Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом интересном месте.

7. Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.

делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

9. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

10. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

11. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя реликвии своей семьи.

12. Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями.

Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Родительское собрание.

Тема: «Как воспитать у ребёнка любовь к чтению».

Подготовила:

учитель начальных классов

ГКОУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная

школа-интернат о. Муром»

Опарина Ирина Владимировна.

Цель: создание условий для осмысления родителями важности семейного чтения и формирования педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребенка.

Задачи:

    Осмысление важности приобщения ребенка к систематически осознанному чтению.

    Выявление проблем взаимодействия родителей и детей в развитии интереса к чтению.

    Освоение родителями приемов развития техники, осознанности чтения и интереса к нему.

    Познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса.

ХОД СОБРАНИЯ.

I . Вступление.

«Прощайте, друзья!» - сказал, глядя на свою библиотеку, Пушкин, когда привезённый после дуэли домой и положенный в своём кабинете, он узнал от доктора о том, что жизнь его в опасности.

Может ли кто – нибудь из нас так обратиться к книгам?

Хотели бы вы, чтобы книги стали друзьями ваших детей?

Меняются времена, идеалы, нравственные ценности. Изменилось ли отношение к книге? Нужна ли сейчас книга ребёнку, взрослому?

Какова роль книги в настоящее время? (учить, воспитывать, времяпровождение)

Как относились к книгам в вашей семье?

На Руси детскую книгу сравнивали с материнским молоком, ключом, открывающим двери в сокровищницу мудрости, с лестницей, ведущей к вершинам образования.

II . Чтение основной учебный предмет и общеучебный навык.

В нашей школе предмет называется чтение и развитие речи. Задачи предмета на каждом этапе различны.

Программные требования к навыку чтения: осознанное, правильное, выразительное, целыми словами.

Проводятся уроки внеклассного чтения с целью формирования интереса к книге и положительного отношения к самостоятельному чтению.

III . Педагогическая ситуация.

(ситуация инсценируется учащимися 5 класса)

Родитель: (входит в учительскую)

Кому это я тут понадобился? (обводит взглядом учителей)

Учитель: Здравствуйте, Иван Иванович. (встаёт навстречу)

Я учитель вашего сына. Я пригласила вас, чтобы посоветоваться, как помочь Пете преодолеть трудности по чтению.

Родитель: Извините, вы – учитель. Я отдал вам своего сына, вы его и учите. Чтение – это ваша работа. Я со своей справляюсь и никого на подмогу не зову.

Учитель Охотно верю. Однако воспитание вашего сына, это не только моё дело, но и ваше. Школа не всегда может…

Родитель: А я могу? Работаю с утра до ночи. Моё дело кормить, а ваше – воспитывать!

Согласны ли вы с такой позицией? Почему? (Это наша общая задача)

IV . Что значит «уметь читать»?

Какой смысл вы вкладываете в понятие «уметь читать»? (широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитывать текст, но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя)

Пока ребёнок маленький в основном он слушатель, взрослые читают ему книжку. Но ребёнок пошёл в школу, и родители вздыхают с облегчением: теперь сам будет читать.

Можно ли ребёнка назвать настоящим читателем? (нет, не каждый взрослый им является)

Сможет ли ребёнок самостоятельно вырасти в читателя с большой буквы? (без помощи взрослого не справится с этой задачей)

V . Результаты анкеты.

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.

1 Есть ли у тебя дома твои детские книги?

4 Читают ли в вашей семье книги вслух?

5 Хвалят ли тебя родители, когда ты читаешь?

6 Какую книгу ты недавно читал дома, с кем ты её читал?

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

1 Есть ли у вас дома детская библиотека?

2 Как вы отбираете для неё книги?

3 Какие книги любит ваш ребёнок?

4 Какие формы работы с книгой вы используете?

(самостоятельное чтение, чтение вслух, чтение взрослых для детей, рассматривание книг, беседа по прочитанному, иллюстрирование, посещение библиотеки, совместная покупка книг и др.)

5 Как вы формируете круг детского чтения?

Мы часто оставляем ребёнка один на один с книгой. Все дети любят слушать чтение и не следует развивать у них ненависть к книгам. Надо помочь им переступить эту трудную для них ступеньку.

VI . Воспитательная среда.

Необходимо руководить чтением детей. И это руководство должно быть личностно направленным.

Для ребёнка необходимо создать зону ближайшего развития, обеспечить книжное окружение «на вырост».

Задача первого этапа – развить интерес, внимание к книге на столько, чтобы ребёнку хотелось читать самому.

    Эффективно чтение – рассматривание , чтобы ребёнок систематически узнавал новые книги. Именно знание рождает интерес – это первый закон общения. Взрослый обеспечивает общение с книгой, чтобы она «заговорила».

Без своевременной поддержки может возникнуть боязнь чтения как процесса и даже устойчивое нежелание читать.

    «Громкие чтения.» , т. е. чтение вслух, в семье, обеспечивают всем читающим единство книжных интересов, так как общие переживания, размышления, споры над книгой сближают.

    Взрослый читает книгу вместе с ребёнком , а не наоборот.

    Какую книгу ребёнок читает с большим интересом – домашнюю или библиотечную?

Требования к книгам для начинающих читателей (выступление школьного библиотекаря)

VII . Какие приёмы помогут сформировать интерес ребёнка к чтению.

(обсуждение)

Громкие чтения;

Видеть читающих родителей;

Прерванное чтение;

Чтение с обсуждением;

Видеть любовь к книге в семье;

Работа с иллюстрацией;

Посещение библиотеки;

Чтение на ночь.

Часто ли ребёнок видит вас с книгой в руках?

Интересуетесь ли вы впечатлениями детей о прочитанных книгах?

VIII . Опыт семейного воспитания.

Выступление родителя. (Имеется домашняя библиотека, небольшая, но в ней любимые книги сына, много стихов. Эти книги читают в семье вместе. Ребёнок с удовольствием рассказывает о прочитанных книгах.)

I Х. Анализ техники чтения учащихся класса.

Выступление логопеда.

Х. Советы.

Памятка для родителей.

1. Читайте детям вслух.

2. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием.

3. Почаще берите детей с собой в библиотеку.

4. Подпишитесь на журналы для ребёнка.

5. Выделите специальное место для чтения.

6. В доме должна быть детская библиотека.

7. По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории.

8. Пусть дети самостоятельно составят сборник своих любимых стихов.

9. Разгадывайте с детьми кроссворды.

10.Пусть дети читают младшим братьям и сёстрам, друзьям и родственникам.

11. Поощряйте чтение вслух, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

12. Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

14. Читайте детям вечером, перед тем как им уснуть.

Х I . Итог.

От нас, взрослых, зависит, каким читателем станет ребёнок.

Литература для учителя:

    Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребенка. СПб.: Респекс, 1996.

    Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. – М.: Ось – 89, 2003.

    Сонин В.А. Психологический практикум: Задачи, этюды, решении. – М., 1998.

    Н.И.Дереклеева. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.

    Калейдоскоп родительских собраний. Под ред. Е.Н.Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

    Н.И.Дереклеева. Родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2004.

    Л.И.Саляхова. Родительские собрания: 1-4 классы. – М.: Глобус, 2007.

    25 современных тем родительских собраний в школе. Настольная книга учителя. В.П.Шульгина.– Ростов н/Д: «Феникс», 2002.

    Н.А.Максименко. Дарите детям любовь. – Волгоград: Учитель, 2006.

Литература для родителей по детскому и семейному чтению:

    Аникин В.П. Русская народная сказка. – М., 1984.

    Гладких Л.П. Воспитание сказкой

    Иванова С.Ф. Введение в храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома. – М., 1994.

    Ильин И.А. Путь духовного обновления. О национальном воспитании. – М., 1993.

    Ильин И.А. Духовный смысл сказки. – М.: Лепта, 2000.

    Крячко А.А. Сказка в домашнем театре. – М., 2003.

    Пришли мне чтения доброго… Хрестоматия для семейного чтения. – М., 2001.

    Русские поэты – детям. – М., 1980.

    Ушинский К.Д. Родное слово. – Новосибирск, 1994.

Из опыта работы психолога Селищевой Лидии Михайловны , Арт - терапевта речевого центра «Логос», руководителя студии творческого развития «Беби - АРТ»

В мир литературы ребенка приводят семья, школа. На сегодняшний день, к сожалению, значительно снизилось влияние книги на развитие детей. Ведь чтение книги развивает самостоятельное и нестандартное мышление, умение анализировать информацию. Семья должна вовремя научить ребенка полюбить чтение.

Если к книгам в семье относятся с уважением и любовью, то есть надежда, что и у ребенка появится интерес к литературе. Помимо этого с детьми необходимо обсуждать прочитанное, объяснять про добро и зло, преданность и предательство, смелость и страх. Без этого невозможно формирование образности речи и мировосприятия, индивидуальной системы ценностей у ребенка.

Необходима совместная и постоянная деятельность взрослого и ребенка - чтение вслух и диалог о прочитанном. Рассматривать и читать детские журналы, слушать, воспроизводить отдельные части текста, обсуждать с ребенком прочитанный эпизод — это основная деятельность для развития интеллекта.

У ребенка идет постепенное формирование любимой литературы, которая с возрастом расширяется и видоизменяется. Некоторые книжки читаются каждый день. Одни произведения ребенок забывает, но когда через определенное время их вновь читают ему, то на события и героев книги он смотрит совсем другими глазами. При постоянном чтении малыш многое цитирует наизусть, поправляя невнимательного взрослого и комментируя текст. Часто сам пересказывает текст, играет в понравившихся героев (может их рисовать, лепить, показывать в «кукольном театре»).

При этом чтение у взрослого должно быть выразительным, четким, разнообразным в интонации, с совместными комментариями, а литературу нужно выбирать разнообразную и сложную.

Очень часто родители не читают сложных, на их взгляд, текстов, чтобы не отбить интерес ребенка к литературе. Однако психологами речевого центра «Логос» доказано, что бояться читать и разбирать сложных произведений не стоит. При первом чтении можно чуть-чуть упростить текст, потом, не раз возвращаясь к нему, показывать малышу на новые детали снова и снова. Тогда развивается его восприятие, увеличивается опыт, формируется интерес к новой книге и желание читать. Групповое чтение — это лучший способ организации семейного досуга.

Чтение и изобразительное искусство

В творческом развитии читателей большую роль играют дополнительные занятия, которые разработаны в липецком речевом центре "Логос". Множество направлений деятельности, разнообразие целей и задач объединяются в активном использовании методов и приемов, направленных на развитие детского творчества. Специалисты центра показывают продуктивность программ, которые развивают свободное чтение и творчество у детей как способность нестандартно мыслить и расширять кругозор.

Изучая проблемы чтения у детей, в центре "Логос" пришли к интересному решению - объединить чтение и рисование. Это разные, но очень необходимые занятия в жизни каждого ребенка. С первого взгляда такое объединение казалось невозможным, но при разработки программы стало понятно, что эта идея дееспособна и в будущем принесет свои плоды.

Специалисты для обучения детей проделали массовую подготовительную работу: собеседование с каждым желающим ребенком, анкетирование, разделение на возрастные группы, разработка программы и составление календарного плана в каждой группе, распространение рекламных листков для родителей. В результате, в январе 2008 года открылась студия творческого развития ребенка "Беби-Арт". Занятия проводятся 2 раза в неделю в четырех возрастных группах от 2,5 года до 7 лет.

На уроках в студии творческого развития дети попадают в мир искусств: художественной литературы, музыки, рисования. Но причем здесь книги? Дело в том, чтобы раскрыть то или иное понятие в искусстве, необходимо прочитать книгу. Она помогает детям запоминать определенные термины, названия произведений, даты, имена известных людей, важные события. Кроме того, книги служат ориентиром дальнейшего творчества ребенка.

Основной целью занятий студии "Беби-Арт" является развитие у детей постоянного интереса к книгам, как к источникам знаний. Здесь объединили усилия психологи и педагоги, логопеды и родители, создавая все условия для преобразования литературного опыта в творческое развитие личности, умеющая анализировать произведение. Специалисты воспитывают будущего человека с широким кругозором и творческим мышлением, который умеет увидеть красивое в мире, владеет навыками рисования и сможет достойно оценить произведения искусств.

Основываясь опытом работы студии, можно с уверенностью сказать, что изобразительное искусство как культурное достояние, напрямую или косвенно связано с чтением книг. Несмотря на свою простоту, рисование открывает широкие возможности для самовыражения личности. Для ребенка такая деятельность не только интересная и увлекательная, но и полезная, ведь развивается весь организм: глаза, руки, осязание, мышление. Простота и доступность рисования делает малыша независимым от взрослого.

Поэтому относится к рисованию, как к деятельности с ребенком необходимо чаще, чем игре с ним. Ведь в играх малыш копирует в действиях кого-то, а в изобразительном искусстве он показывает себя, своих близких, передает свое настроение. Здесь он автор, а это основная и активная позиция по сравнению с ролевой игрой.

Для ребенка его рисунки являются важным этапом проявления себя как творца. С каждым следующим рисунком малыш все более полнее и ярче показывает себя. Особенно интересно видеть в картинах детей авторское прочтение произведений. Создавая рисунок, ребенок становится оформителем и иллюстратором. Обязательно под каждым рисунком необходимо писать его название, как формулирует это сам ребенок.

Во время занятий с детьми проводят беседы о прочитанном, где они в свободной форме выражают собственное мнение. На уроках читаются и разбираются произведения писателей: Пушкин А., Маршак С., Михалков С., Барто А., Хармс С., Бианки В. Психолог - Арт - терапевт применяет элементы диалогового обучения, в котором на вопросы детей отвечает советом использовать ту или иную технику в изобразительной деятельности. Поэтому дети без затруднений выполняют творческие задания, в которых объединяются разные искусства, используя новые виды техник и художественные материалы.

Главная задача каждого урока - сформировать у детей умение выделить из прочитанного произведения интересные детали и передать их в рисунке, показать их в цвете, выражая свои эмоции, подчеркнуть важность того или иного, передавая размер изображения. В начале занятия сообщается тема, после чего проходит беседа с детьми. Пересматривается литература в наличии и приносятся новые книги, которые соответствуют теме урока. При этом место выставки работ оформляется в стиле, соответствующем теме занятия.

Например, работы по теме "Светлый праздник Пасхи" выставляются среди вышитых полотенец, плетеных корзинок и колоритных расписанных тарелок. Далее читаются произведения и проводится подробный анализ текстов. В беседе дети отвечают на вопросы и высказывают свои мнения о прочитанном. Чтобы закрепить эмоциональное состояние ребенка, урок проводится в сопровождении негромкой музыки, показываются репродукции художников, соответствующих теме занятия.

К такому проведению подтолкнул материал преподавателя кафедры логопедии ИСПиП имени Валленберга и редактора журнала "Дошкольная педагогика Н.В. Нищевой "Четыре времени года", в котором разработаны конспекты уроков для развития речи и эмоций у детей при рассмотрении произведений живописи. В пособие входят подборка цветных репродукций знаменитых художников, а также диск с классической музыкой и звуками природы.

Далее еще раз напоминаются этапы с последовательностью выполнения задания. В беседе с детьми, для развития у них воображения, важно говорить об основной идее рисунка, главном персонаже, цветовой гамме. На основании этого описания дети лучше представляют свой рисунок. Гармоничным и полезным станет применение поэтических произведений. Поэзия создает в воображении необходимый образ, развивает эмоциональность.

Специалисты, психологи, воспитатели речевого центра «Логос» и студии арт-терапевтической разгрузки, а также родители прилагают все усилия для развития творчества у детей, формирования у них интереса к чтению и окружающему миру. Психологи разрабатывают разнообразные темы и программы обучения, внедряя новые методы и формы работы с детьми. Коллектив речевого центра «Логос» заинтересован в развитии творчества детей, совершенствуя при этом воображение и фантазию с помощью чтения произведений.



Новое на сайте

>

Самое популярное