23. Расстройства моторики (психомоторные расстройства)
Двигательные расстройства (психомоторные расстройства) включают в себя гипокинезии, дискинезии и гиперкинезии. В основе этих нарушений лежат расстройства психической сферы
Гипокинезии проявляются замедлением и обеднением движений вплоть до состояния акинезии.
Ступор – психопатологическое расстройство в виде угнетения всех сторон психической деятельности, в первую очередь моторики, мышления и речи.
Депрессивный ступор (меланхолическое оцепенение) – поза больного отражает депрессивный аффект. Обычно больные сохраняют способность простейшим образом реагировать на обращения (наклон головы, односложные ответы шепотом). У некоторых больных могут спонтанно возникать «тяжелые» вздохи, стоны. Продолжительность такого состояния может достигать нескольких недель.
Галлюцинаторный ступор развивается под влиянием галлюцинаторных переживаний. Общая обездвиженность сочетается с различными мимическими реакциями (страх, восторг, удивление, отрешенность). Встречается при интоксикационных, органических психозах, при шизофрении. Продолжительность состояния до нескольких часов.
Апатический (астенический) ступор – полная безучастность и безразличие ко всему. Больные лежат на спине в состоянии прострации. Выражение лица опустошенное. Больные способны реагировать на простые вопросы, однако часто отвечают «не знаю». Больные часто не следят за собой, не соблюдают элементарные правила гигиены.
Истерический ступор возникает обычно у личностей с истерическими чертами характера.
Нередко развитию ступора предшествуют другие истерические расстройства (истерические парезы, псевдодеменция, истерические припадки и т. д.). Больные не отвечают на вопросы, целыми днями лежат в постели. При попытках поднять с постели, накормить или переодеть их больные оказывают сопротивление.
Психогенный ступор развивается остро вследствие действия интенсивной шоковой психотравмы или психотравмирующей ситуации.
Двигательная обездвиженность сочетается с сомато-вегетативными расстройствами (тахикардия, потливость, колебания артериального давления). Проявлений негативизма, как при истерическом ступоре, нет, больных удается переодеть, накормить. Сознание аффективно сужено.
Маниакальный ступор наблюдается при резком переходе депрессивного состояния в маниакальное (и наоборот). Характерно, что больной, находясь в состоянии обездвиженности (сидя или стоя), следит за происходящим одними глазами, сохраняя веселое выражение лица. Встречается при шизофрении, маниакально депрессивном психозе.
Алкогольный ступор встречается крайне редко. Больные пассивно подчиняются осмотру, медицинским процедурам. Возникает при алкогольном онейроиде, энцефалопатии Гайне-Вернике.
Психомоторика – это комплекс двигательных актов человека, тесно связанных с психической деятельностью и отражающих особенности конституции. Термин «психомоторика» употребляется для разграничения сложных движений, связанных с психической деятельностью от элементарных двигательных реакций, связанных с более простой рефлекторной деятельностью центральной нервной системы.
Что такое психомоторные расстройства
Психомоторные расстройства – это нарушение сложного двигательного поведения, которое может возникнуть при различных нервных и психических заболеваниях . При грубых очаговых поражениях мозга (например, при церебральном атеросклерозе) расстройства двигательной функции возникают в виде параличей или парезов, при генерализованных органических процессах (например, при атрофии мозга – уменьшении его в объеме) такие расстройства могут ограничиваться общей медлительностью, бедностью произвольных движений, вялостью мимики и жестов, монотонностью речи, общей скованностью и изменением походки (мелкие шаги).
Возникают нарушения психомоторики и при некоторых психических расстройствах. Так, например, при маниакально-депрессивном психозе в период депрессивных фаз наступает общее угнетение психики, при маниакальных состояниях - общая двигательная возбужденность.
При ряде психогенных расстройств изменение психомоторики носит резко болезненный характер, например, при истерических реакциях сравнительно часто наблюдается полная или частичная потеря движений в конечностях (истерический паралич), понижение силы движений, разнообразные расстройства координации. Во время истерического припадка наблюдаются разнообразные мимические движения выразительного и защитного характера.
Особое значение имеют расстройства психомоторики, возникающие при катотоническом синдроме. К ним относятся двигательные нарушения от незначительных изменений моторики в виде вялости мимики, манерности, вычурности позы, движений и походки до выраженных проявлений кататонического ступора (кататония – это нервно-психическое расстройство, выражающееся в мышечных спазмах и нарушении произвольных движений) и явлениями каталепсии (оцепенения или застывания с потерей способности к произвольным движениям, встречается, например, при истерии).
Психомоторные расстройства делятся на расстройства, сопровождающиеся уменьшением объема движений (гипокинезии), увеличение объема движений (гиперкинезии) и непроизвольные движения, являющиеся частью обычно плавных и контролируемых движений лица и конечностей (дискинезии)
Гипокинезии
К гипокинезиям относятся различные формы ступора – расстройства психики в виде угнетения всей психической деятельности, в том числе движений, мышления и речи. Встречается следующие виды ступора:
- депрессивный ступор или меланхолическое оцепенение - тоска, неподвижность, но при этом сохраняется способность к некоторым образом реагировать на обращения;
- галлюцинаторный ступор - возникает при галлюцинациях при этом обездвиженность сочетается с мимическими реакциями на содержание галлюцинаций – мимика выражает страх, удивление, радость; такое состояние может возникать при некоторых отравлениях, органических психозах, при шизофрении;
- астенический ступор – вялость и равнодушие ко всему, больные понимают, что у них спрашивают, но не имеют сил и желания отвечать;
- истерический ступор возникает обычно у личностей с истерическими чертами характера (эмоциональность, желание быть в центре внимания, демонстративность) – больной может днями лежать неподвижно и не реагировать на обращения; если заставить его подняться, он окажет сопротивление;
- психогенный ступор – реакция организма на психическую травму; при этом неподвижность сочетается с различными нарушениями со стороны вегетативной нервной системы (она иннервирует внутренние органы и кровеносные сосуды) – учащенным сердцебиением, потливостью, повышением или снижением артериального давления;
- каталептический ступор или восковая гибкость – это состояние, при котором на фоне повышенного мышечного тонуса у больных возникает способность сохранять на длительное время приданную им позу.
Кроме того, к гипокинезиям относится такое состояние, как мутизм - полное молчание, когда больной не отвечает на вопросы и не вступает ни с кем в контакт.
Нарушение психомоторного развития у детей раннего возраста (формирования корковых функций) проявляется отсутствием исследовательского интереса к игрушкам, к окружающим, бедностью эмоций, отсутствием предметно-манипуляционной деятельности, задержкой формирования импрессивной и экспрессивной речи, игровой деятельности. Задержка моторного развития тесно связана с психическими навыками. Оценку психомоторного развития (ПМР) предлагается проводить по календарю критических сроков в 1, 3, 6, 9 и 12-й месяцы (календарный метод) с определением соответствия хронологического возраста ребенка возрастному стандарту психомоторных навыков:
При отклонении хронологического возраста от календарного не более 3 месяцев диагностируется легкая степень нарушений ПМР или задержка ПМР («темповая» задержка). Задержка отдельных моторных навыков наблюдается при рахите, у детей, перенесших соматические заболевания. Исходом такой формы ПМР, как правило, является полное восстановление моторных и психических функций, если отсутствуют признаки повреждения мозга по данным нейровизуализации. В то же время наличие у доношенного трехмесячного ребенка психомоторного статуса, соответствующего 4 неделям развития, может быть тревожным симптомом отклонений в ПМР.
Отставание в развитии на 3 - 6 месяцев признается как нарушение ПМР средней степени, что определяет тактику детального обследования с целью поиска причины заболевания. Средняя степень ПМР встречается у больных неонатальной гипоксическо-ишемической энцефалопатией с лейкомаляцией, перивентрикулярным кровоизлиянием II степени, у детей, перенесших менингит, при эпилепсии, генных синдромах, дисгенезии мозга.
Отставание в развитии ребенка более 6 месяцев признается как нарушение ПМР тяжелой степени, которое сочетается с пороками мозга: аплазией лобных долей, мозжечка, гипоксическо-ишемической энцефалопатией и перивентрикулярным кровоизлиянием III степени, нарушениями обмена аминокислот и органиче- ских кислот, некротической энцефалопатией, лейкодистрофией, туберозным склерозом, хромосомными и генными синдромами, внутриутробными энцефалитами, врожденным гипотиреозом.
В странах Западной Европы для оценки спонтанной двигательной активности ребенка грудного возраста применяется метод Прехтла (H.F.R.Prechtl) . Наблюдение за ребенком проводят в течение 30 - 60 минут (в том числе с помощью видеозаписи), затем заполняется таблица различных видов движений с оценкой в баллах. Показательным является нормальный тип двигательной активности в 3 - 5 месяцев, который назван «суетливостью» (fidgety) и представляет собой множественные быстрые движения шеи, головы, плеча, туловища, бедра, пальцев кисти, стопы, особое внимание уделяется контакту «рука - лицо», «рука - рука», «нога - нога». Судорожно-синхронные движения рук и ног в 2 - 4 месяца отражают ранние проявления тетрапареза. Значительное обеднение спонтанных движений рук и ног на одной стороне в 2 - 3 месяца жизни может в последующем проявиться спастическим гемипарезом. Маркерами спастических и дискинетических форм ДЦП в 3 - 5 месяцев является отсутствие подъема ног в положении лежа на спине, отсутствие суетливых движений (fidgety).
Дополнительная информация :
Этапы последовательной замены движений в кисти у ребенка до года :
У новорожденного и ребенка 1 мес. кисти сжаты в кулак, он не может самостоятельно раскрыть кисть. Вызывается хватательный рефлекс. На 2-м мес. кисти слегка приоткрыты. На 3-м мес. в руки ребенка можно вложить маленькую погремушку, он схватывает ее, удерживает в руке, но сам еще не в состоянии раскрыть кисть и выпустить игрушку. В возрасте 3 - 5 мес. хватательный рефлекс постепенно редуцирует и на смену ему приходит возможность произвольно и целенаправленно брать предметы в руки. На 5-м мес. ребенок может произвольно взять предмет, лежащий в поле зрения. При этом он вытягивает обе руки и касается его. Задержка редукции хватательного рефлекса приводит к позднему формированию произвольных движений в руках и является клинически неблагоприятным признаком. На 6 - 8-м мес. совершенствуется точность захвата предмета. Ребенок берет его всей поверхностью ладони. Может переложить предмет из одной руки в другую. На 9-м мес. ребенок произвольно выпускает игрушки из рук. На 10-м мес. появляется «пинцетообразный захват» с противопоставлением большого пальца. Ребенок может взять мелкие предметы, при этом он вытягивает большой и указательный пальцы и держит предмет ими, как пинцетом. На 11-м мес. появляется «клещевой захват»: большой и указательный пальцы при захвате формируют «клешню». Разница между пинцетообразным и клещевым захватом заключается в том, что при первом пальцы прямые, а при втором согнуты. На 12-м мес. ребенок может вкладывать предмет точно в крупную посуду или в руку взрослого. В дальнейшем происходит совершенствование мелкой моторики и манипуляций.
Этапы последовательной замены движений в нижних конечностях у ребенка до года :
У новорожденного и ребенка 1 - 2 мес. жизни имеется примитивная реакция опоры и автоматическая походка, которая угасает к концу 1 мес. жизни. Ребенок 3 - 5 мес. хорошо удерживает голову в вертикальном положении, но, если попытаться его поставить, он поджимает ноги и повисает на руках взрослого (физиологическая астазия-абазия). На 5 - 6-м мес. постепенно появляется способность стоять с поддержкой взрослого, опираясь на полную стопу. В этот период появляется «прыжковая фаза». Ребенок начинает подпрыгивать, будучи поставлен на ноги: взрослый держит его под мышки, ребенок приседает и отталкивается, выпрямляя бедра, голени и голеностопные суставы. Появление «прыжковой» фазы важный признак правильного двигательного развития, а ее отсутствие приводит к задержке и нарушению самостоятельной ходьбы и является прогностически неблагоприятным признаком. На 10-м мес. ребенок, придерживаясь за опору, самостоятельно встает. На 11-м мес. ребенок может ходить с поддержкой или вдоль опоры. На 12-м мес. появляется возможность ходить, держась за одну руку, и, наконец, совершать несколько самостоятельных шагов.
источник: статья «Нейробиологические и онтогенетические основы формирования двигательных функций» А.С. Петрухин, Н.С. Созаева, Г.С. Голосная; Кафедра неврологии и нейрохирургии ГОУ ВПО РГМУ Росздрава, Родильный дом 15, г. Москва (Русский журнал детской неврологии, Том IV выпуск №2, 2009)
читайте также :
статья «Развитие психомоторики ребенка на первом году жизни и ранняя диагностика ее нарушений» Е.П. Харченко, М.Н. Тельнова; ФГБУН Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН, Санкт-Петербург, Россия (научно-практический журнал «Нейрохирургия и неврология детского возраста» №3, 2017 ) [читать ] или [читать ];
статья (лекция для врачей) «Диагностика и лечение двигательных расстройств у детей раннего возраста» В.П. Зыков, Т.З. Ахмадов, С.И. Нестерова, Д.Л. Сафонов; ГОУ ДПО «РМАПО» Росздрава, Москва; Чеченский государственный университет, Грозный; Центр китайской медицины, Москва (журнал «Эффективная фармакотерапия» [Педиатрия], декабрь, 2011) [читать ]
читайте пост: Ранняя диагностика детского церебрального паралича (на сайт)
© Laesus De Liro
Уважаемые авторы научных материалов, которые я использую в своих сообщениях! Если Вы усматривайте в этом нарушение «Закона РФ об авторском праве» или желаете видеть изложение Вашего материала в ином виде (или в ином контексте), то в этом случае напишите мне (на почтовый адрес: [email protected] ) и я немедленно устраню все нарушения и неточности. Но поскольку мой блог не имеет никакой коммерческой цели (и основы) [лично для меня], а несет сугубо образовательную цель (и, как правило, всегда имеет активную ссылку на автора и его научный труд), поэтому я был бы благодарен Вам за шанс сделать некоторые исключения для моих сообщений (вопреки имеющимся правовым нормам). С уважением, Laesus De Liro.
Posts from This Journal by “педиатрия” Tag
Шейный отдел позвоночника у детей
ПЯТЬ ОСНОВНЫХ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ, С КОТОРЫМИ У ДЕТЕЙ МОГУТ БЫТЬ СВЯЗАНЫ [!!!] НЕОТЛОЖНЫЕ СИТУАЦИИ СО СТОРОНЫ ШЕЙНОГО ОТДЕЛА…
Синдром Ретта
… синдром Ретта является одним из наиболее социально значимых среди детских наследственных нервно-психических заболеваний. Синдром Ретта (СР)…
Альтернирующая гемиплегия детского возраста
Альтернирующая гемиплегия [детского возраста] (АГД) - это редкое неврологическое заболевание раннего детского возраста, характеризующееся…
Ранняя дегенерация межпозвонковых дисков (у детей)
Острая боль в спине (дорсалгия) с последующей хронизацией входит в тройку самых частых дискомфортных состояний у детей наряду с цефалгией…
В более легких случаях угнетения поведение больного не нарушается настолько, чтобы это бросалось в глаза, и некоторые больные умело скрывают свое подавленное настроение и недовольство самим собой. Однако, они жалуются на беспомощность, задержку памяти, мышления и т. п., т. е. на те явления, которые характеризуют психическое заторможение. Такого рода больные с трудом удерживают в памяти события минувшего периода, живость воспоминаний меркнет, господствует настроение «без надежд на будущее», преобладает сознание своей неполноценности, беспомощности, чувство своей «негодности».
На почве депрессивной настроения часто создается превратное толкование окружающего, имущественного положения, недооценка хорошего отношения близких и родных, самобичевание за невинные действия в прошлом. Кое-кто из больных считает себя грешным, виновным в чем-то и т. д. Бредовая установка с депрессивной окраской принимает различные формы: он может быть направлена ни свою же соматическую сферу (ипохондрический бред) на окружающих, претворяясь в так называемый брел отношения или преследования. И здесь содержание депрессивного бреда зависит в значительной мере от" индивидуальных особенностей больного, его возраста, пола, прежнего образа жизни.
Психомоторное торможение дает нередко картину депрессивного ступора: затруднение в речи, скудные невыразительные жесты, негативизм, отказ от пищи, нежелание передвигаться и т. д. Иногда у депрессивных больных появляется чувство страха, беспокойство и попытки, к самоубийству.
Под психомоторикой понимают совокупность сознательно управляемых двигательных действий. Симптомы психомоторных расстройств могут быть представлены затруднением, замедлением выполнения двигательных актов {гипокинезии) и полной обез-движенностью {акинезией) либо симптомами двигательного возбуждения или неадекватностью движений.
К симптомам с затруднением двигательной активности относят следующие расстройства:
каталепсия, восковая гибкость, при которых на фоне повышенного мышечного тонуса у больного возникает способность сохранять на длительное время приданную позу;
симптом воздушной подушки, относящийся к проявлениям восковой гибкости и выражающийся в напряжении мышц шеи, при этом больной застывает с поднятой над подушкой головой;
/10 Часть II. Общая психопатология
симптом капюшона, при котором больные лежат или сидят неподвижно, натянув одеяло, простынь или халат на голову, оставив открытым лицо;
пассивная подчиняемость состояния, когда у больного не возникает сопротивление изменениям положения его тела, позы, положения конечностей, в отличие от каталепсии тонус мышц не повышен;
негативизм, характеризующийся немотивированным сопротивлением больного действиям и просьбам окружающих Выделяют пассивный негативизм, который характеризуется тем, что больной не выполняет обращенную к нему просьбу, при попытке поднять с постели сопротивляется напряжением мышц, при активном негативизме больной выполняет противоположные требуемым действия. На просьбу открыть рот сжимает губы, когда ему протягивают руку, чтобы поздороваться, прячет руку за спину. Больной отказывается есть, но когда убирают тарелку, хватает ее и быстро съедает пищу.
Мутизм (молчание) - состояние, когда больной не отвечает на вопросы и даже знаками не дает понять, что он согласен вступить в контакт с окружающими
К симптомам с двигательным возбуждением и неадекватностью движений относятся:
импульсивность, когда больные внезапно совершают неадекватные поступки, убегают из дома, совершают агрессивные действия, нападают на других больных и т.д.;
стереотипии - многократное повторение одних и тех же движений;
эхопраксия - повторение жестов, движений и поз окружающих;
парамимия - несоответствие мимики больного поступкам и переживаниям;
эхолалия - повторение слов и фраз окружающих;
вербигерация - повторение одних и тех же слов и фраз;
миморечь, мимоговорение - несоответствие по смыслу ответов задаваемым вопросам.
Расстройства речи
Заикание - затруднение в произношении отдельных слов или звуков, сопровождающееся нарушением плавности речи.
Дизартрия - смазанная, запинающаяся речь. Затруднения при правильной артикуляции звуков. При прогрессивном параличе речь у больного бывает настолько нечеткой, что говорят, что у него «каша во рту». Для выявления дизартрии больному предлагают произнести скороговорки.
Дислалия - косноязычие - расстройство речи, характеризующееся неправильным произношением отдельных звуков (пропуски, замена другим звуком или его искажение).
Олигофазия - обеднение речи, малый запас слов. Олигофазия может наблюдаться у больных эпилепсией после припадка.
Глава 10. Психомоторные расстройства 111
Логоклония - спастическое многократное повторение отдельных слогов слова.
Брадифазия - замедление речи как проявление заторможенности мышления.
Афазия - нарушение речи, характеризующееся полной или частичной утратой способности понимать чужую речь или пользоваться словами и фразами для выражения своих мыслей, обусловленное поражением коры доминантною полушария головного мозга, при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха.
Парафазия - проявления афазии в виде неправильного построения речи (нарушение порядка слов в предложении, замена отдельных слов и звуков дру1 ими).
Акатофазия - нарушение речи, употребление сходных по звучанию, но не подходящих по смыслу слов.
Шизофазия - разорванная речь, бессмысленный набор отдельных слов, облеченных в грамматически правильно построенное предложение.
Криптолалия - создание больным собственного языка или особого шрифта.
Логорея - неудержимость речи больного, сочетающаяся с ее быстротой и многословием, с преобладанием ассоциаций по созвучию или контрасту.
Синдромы двигательных расстройств
Двигательные расстройства могут быть представлены ступо-розными состояниями, двигательным возбуждением, различными навязчивыми движениями, действиями и припадками.
Ступор
Ступор - полная обездвиженность с мутизмом и ослаблении ми реакциями на раздражение, в том числе болевое Выделяю!" различные варианты ступорозных состояний кататоническии, реактивный, депрессивный ступор. Наиболее часто наблюдаемi1 и кататоническии ступор, развивающийся как проявление к.п.по-нического синдрома и характеризующийся пассивным пенни-визмом или восковой гибкостью или (в наиболее тяжелой форме) резкой мышечной гипертонией с оцепенением больного и note С согнутыми конечностями
Находясь в ступоре, больные не вступают в контакт с окружи-ющими, не реагируют на происходящие события, различим? Н# удобства, шум, мокрую и грязную постель. Они могут in- iu»iiiph# литься, если случаются пожар, землетрясение или какие m гие экстремальные события. Больные обычно лежат и омноМ мышцы напряжены, напряжение чаще начинается с лешие i i мускулатуры, затем спускается на шею, позднее рас и pot фии i
/12 Часть П. Общая психопатология
ся на спину, руки и ноги. В этом состоянии отсутствует эмоциональная и зрачковая реакция на боль. Симптом Бумке - расширение зрачков на боль - отсутствует.
Выделяют ступор с восковой гибкостью, при котором, кроме мутизма и обездвиженности, больной длительное время сохраняет приданную позу, застывает с поднятой ногой или рукой в неудобной позе. Часто наблюдается симптом Павлова: больной не реагирует на вопросы, заданные обычным голосом, но отвечает на шепотную речь. По ночам такие больные могут вставать, ходить, приводить себя в порядок, иногда есть и отвечать на вопросы.
Негативистический ступор характеризуется тем, что при полной обездвиженности и мутизме любая попытка изменить позу больного, поднять его или перевернуть вызывает сопротивление или противодействие. Такого больного трудно поднять с постели, но, подняв, невозможно снова уложить. При попытке ввести в кабинет больной оказывает сопротивление, не садится на стул, но усаженный не встает, активно сопротивляется. Иногда к пассивному негативизму присоединяется активный. Если врач протягивает ему руку, он прячет свою за спину, хватает пищу, когда ее собираются унести, зажмуривает глаза на просьбу открыть, отворачивается от врача при обращении к нему с вопросом, поворачивается и пытается говорить, когда врач уходит и т.д.
Ступор с мышечным оцепенением характеризуется тем, что больные лежат во внутриутробной позе, мышцы напряжены, глаза закрыты, губы вытянуты вперед (симптом хоботка). Больные обычно отказываются от еды и их приходится кормить через зонд или проводить амиталкофеиновое растормаживание и кормить в то время, когда проявления мышечного оцепенения уменьшатся или исчезнут.
При субступорозном состоянии обездвиженность неполная, мутизм сохраняется, но больные могут произносить несколько слов иногда спонтанно. Такие больные медленно передвигаются по отделению, застывая в неудобных, вычурных позах. Отказ от еды неполный, больных чаще всего удается накормить из рук персоналу и родным.
При депрессивном ступоре при почти полной обездвиженности для больных характерно депрессивное, страдальческое выражение лица. С ними удается вступить в контакт, получить односложный ответ. Больные в депрессивном ступоре редко бывают неопрятны в постели. Такой ступор может внезапно смениться острым состоянием возбуждения - меланхолическим раптусом, при котором больные вскакивают и наносят себе повреждения, могут разорвать рот, вырвать глаз, разбить голову, разорвать белье, могут с воем кататься по полу. Депрессивный ступор наблюдается при тяжелых эндогенных депрессиях.
Глава 10. Психомоторные расстройства 113
При апатическом ступоре больные обычно лежат на спине, не реагируют на происходящее, тонус мышц понижен. На вопросы отвечают односложно с большой задержкой. При контакте с родственниками реакция адекватная эмоциональная. Сон и аппетит нарушены. Бывают неопрятны в постели. Апатический ступор наблюдается при затяжных симптоматических психозах, при энцефалопатии Гайе-Вернике.
Психомоторное возбуждение - психопатологическое состояние с выраженным усилением психической и двигательной активности. Выделяют кататоническое, гебефреническое, маниакальное, импульсивное и другие варианты возбуждения.
Кататоническое возбуждение проявляется манерными, вычурными, импульсивными, некоординированными, ино1да ритмичными, однообразно повторяющимися движениями и говорливое 1ью, вплоть до бессвязности. Поведение больных лишено целенаправленности, импульсивно, однообразно, наблюдается повторение действий окружающих (эхопраксия). Мимика не соответствует каким-либо переживаниям, отмечается вычурное гримасничанье. Кататоническое возбуждение может принимать характер растерянно-патетического, негативизм сменяется пассивной подчиняемостью.
Выделяют л юцидную кататонию, при которой кататоническое возбуждение сочетается с другими психопатологическими симптомами: бредом, 1аллюцинациями, психическими автоматизмами, но без помрачения сознания, и онеироидную кататонию, характеризующуюся онейроидным помрачением сознания.
Двигательное возбуждение
Гебефреническое возбуждение проявляется нелепо-дурашливым поведением (гримасничанье, кривляние, немотивированный смех и т.д.). Больные прыгают, скачут, передразнивают окружающих, пристают к ним с нелепыми или циничными вопросами, дергают окружающих, толкают, иногда катаются по полу. Настроение чаще повышенное, но веселость может быстро сменяться плачем, рыданиями, циничной бранью. Речь ускорена, много вычурных слов, неологизмов.
Маниакальное возбуждение проявляется повышенным настроением и самочувствием, характеризующимся выразительной мимикой и жестами, ускорением ассоциативных процессов и речи, усиленной, часто беспорядочной деятельностью. Каждое действие больного носит целенаправленный характер, но так как быстро меняются побуждения к деятельности и отвлекаемость, то ни одно действие не доводится до конца, поэтому состояние производит впечатление хаотического возбуждения. Речь также ускоренная, доходящая до скачки идей.