Домой Ортопедия Чему учит семья и школа. Чему нас учит семья и школа? Дороговизна частных школ

Чему учит семья и школа. Чему нас учит семья и школа? Дороговизна частных школ

После определения одной из групп инвалидности медико-реабилитационная экспертная комиссия устанавливает ее причину.

При определении причины инвалидности МРЭК исходят из клинических данных, из медицинской и другой документации. МРЭК устанавливает следующие юридические причины инвалидности:

    общее заболевание,

    профессиональное заболевание,

    трудовое увечье,

    инвалидность с детства,

    инвалидность с детства, вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период ВОВ (либо с последствиями военных действий),

    инвалидность с детства, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС,

    военная травма,

    заболевания получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС (при аварийных ситуациях на других атомных объектах, при испытаниях ядерного оружия),

    заболевание получено в период военной службы,

    заболевание (увечье), вызванное катастрофой на Чернобыльской АЭС.

Определение группы инвалидности

Инвалидность – социальная недостаточность, обусловленная нарушением здоровья (заболеванием, травмой, анатомическим дефектом) со стойким расстройством функций организма, приводящим к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.

Жизнедеятельность – повседневная деятельность, способность организма осуществлять деятельность способом и в рамках обычных для человека.

Ограничение жизнедеятельности – невозможность выполнять повседневную деятельность способом и в объеме, обычном для человека, что воздвигает барьеры в среде его обитания и ставит в невыгодное положение по сравнению со здоровыми и приводит к социальной недостаточности.

Категории (критерии) жизнедеятельности – это способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю своего поведения, общению, обучению, выполнению трудовой деятельности:

1. способность к передвижению – способность эффективно передвигаться в своем окружении (ходить, бегать, преодолевать препятствия, пользоваться личным и общественным транспортом).

Параметры оценки – характер походки, темп передвижения, расстояние, преодолеваемое больным, способность самостоятельно использовать транспорт, нуждаемость в помощи других лиц при передвижении.

2. способность к самообслуживанию – способность эффективно выполнять повседневную бытовую деятельность и удовлетворять потребности без помощи других лиц.

Параметры оценки – временные интервалы, через которые возникает нуждаемость в помощи: эпизодическая помощь (реже 1 раза в месяц), регулярная (несколько раз в месяц), постоянная помощь (несколько раз в неделю - регулируемая или несколько раз в день – нерегулируемая помощь).

3. способность к ориентации – способность самостоятельно ориентироваться в пространстве и времени, иметь осведомленность об окружающих предметах. Основными системами ориентации являются зрение и слух. Способность к ориентации здесь оценивается при условии нормального состояния психической деятельности и речи.

4. способность к общению (коммуникативная способность) – способность устанавливать контакты с другими людьми и поддерживать привычные общественные взаимоотношения (нарушения общения, связанные с расстройством психической деятельности, здесь не рассматриваются).

Основным средствам коммуникации является устная речь, вспомогательным – чтение, письмо, невербальная речь (жестовая, знаковая).

Параметры оценки – характеристика круга лиц, с которыми возможно поддержание контактов, а также нуждаемость в помощи других лиц в процессе обучения и трудовой деятельности.

5. способность контролировать свое поведение – способность вести себя в соответствии с морально-этическими и правовыми нормами среды обитания.

6. способность к обучению – способность воспринимать, усваивать и накапливать знания, формировать навыки и умения (бытовые, культурные, профессиональные и другие) в целенаправленном процессе обучения: способность к профессиональному обучению – способность к овладению теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями конкретной профессии.

Параметры оценки – возможность обучения в обычных или специально созданных условиях (специальное учебной заведение или группа, обучение на дому и другое); объем программы, сроки и режим обучения; возможность освоения профессий различного квалификационного уровня или только отдельных видов работ; необходимость использования специальных средств обучения и привлечения помощи других (кроме руководителя) лиц.

7. способность к трудовой деятельности – совокупность физических и духовных возможностей человека, определяемая состоянием здоровья, позволяющая ему заниматься различного рода трудовой деятельностью. Профессиональная трудоспособность - способность человека качественно выполнять работу, предусмотренную конкретной профессией, которая позволяет реализовать трудовую занятость в определенной сфере производства в соответствии с требованиями к содержанию и объему производственной нагрузки, установленному режиму работы и условиям производственной среды.

8. нарушение профессиональной трудоспособности – самая частая причина социальной недостаточности, может возникать первично, когда другие категории жизнедеятельности не нарушены или вторично, на основе ограничения жизнедеятельности. Способность к труду в конкретной профессии у инвалидов с ограничением других сторон жизнедеятельности может быть сохранена полностью или частично, либо восстановлена мерами профессиональной реабилитации, и они могут работать в обычных или специально созданных условиях с полной или неполной продолжительностью рабочего времени.

В начале учебного года, возвращаясь в свои коллективы после летних каникул, многие дети заболевают, чаще всего ОРВИ , едва отучившись одну-две недели. Это происходит во-первых, потому, что риск инфицирования в закрытых коллективах высок, во-вторых, начало занятий для ребенка - это стресс . Даже взрослый человек после отпуска с трудом включается в рабочий режим, а учеба - та же работа. Родители же на легкий насморк или жалобы на головную боль реагируют как на симуляцию: таблетка на завтрак - и в школу. Иначе, мол, пропустишь занятия, потом не наверстаешь. Нагрузка растет, копится и общая усталость и усталость самых уязвимых органов и систем. Считается, что только 10 процентов детей оканчивают школу здоровыми, 40 процентов - с пограничным состоянием, 50 - с букетом хронических болезней.

В разных регионах России распространенность тех или иных заболеваний, которые дети наживают в школе, - разная. Более того, даже в Петербурге исследования, проведенные солидными медицинскими вузами, отличаются. Например, по данным Педиатрической академии в нашем городе больше всего распространены болезни желудочно-кишечного тракта, на втором месте - заболевания костно-мышечной системы, на третьем - эндокринные расстройства, в том числе ожирение , на четвертом - болезни крови . А по данным МАПО у школьников лидируют заболевания костно-мышечной системы (нарушения осанки), на втором месте - офтальмологические болезни, на третьем - проблемы с желудочно-кишечным трактом. Впрочем, в любом случае самое заметное отличие «нашей» заболеваемости от других регионов - в частоте хронических патологий опорно-двигательного аппарата, в этом непочетном рейтинге в других городах они не занимают верхних строчек.

Состояние здоровья детей на 50 процентов зависит от образа жизни, значительную часть которой они проводят в школе, а многие еще и живут по принципу: «Драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота…». Результат: по данным комитета по здравоохранению, основанным на ежегодных медицинских осмотрах, на каждого петербургского подростка в возрасте 15-17 лет в среднем приходится по три хронических заболевания.

Еще недавно врачи называли педиатрию оптимистичной специальностью: в отличие от пациентов «взрослой» медицины, дети, имеющие врожденные аномалии развития, могут избавиться от них в процессе роста и формирования организма, если им создать для этого условия. Сегодня же, наоборот, чаще врожденные проблемы со здоровьем с возрастом, наоборот, усугубляются. А все потому, уверены педиатры, что с детьми работать хорошо, гораздо сложнее работать с родителями, от которых дети в учебное время чаще только и слышат: «Уроки выучил?» и «Отойди от компьютера (вариант - телевизора)!».

А чтобы пусть даже не сохранить здоровье на все 100, но хотя бы не усугублять существующие проблемы, надо выкроить всего лишь 1-2 недели летних каникул, лучше перед занятиями и посетить офтальмолога, ортопеда, гастроэнтеролога, невролога, стоматолога, чтобы, во-первых, выяснить, есть в состоянии ребенка слабое звено, во-вторых, вовремя заняться его коррекций. Раз уж между образованием и здоровьем выбирать сложно, надо вне учебы выполнить элементарные вещи. Например, проверить зрение, что непросто сделать во время занятий (в течение нескольких дней невозможно читать и писать), пролечить зубы, а если требуется исправлять прикус, то лучше до 1 сентября поставить брекет-системы, чтобы было время для привыкания к ним.

Накануне начала учебного года и в его первые недели надо позаботиться об укреплении иммунитета. Часто родители думают, что летом они только этим и занимались, в том числе «навитаминивали » организм, благодаря обилию фруктов и овощей. Это миф, запастись витаминами впрок невозможно, а в условиях срыва адаптации, к которому приводит перестройка образа жизни в первые дни учебы, организм нуждается в них больше, чем обычно.

Если в начале учебного года озаботиться состоянием позвоночника: провести курс массажа, позаниматься лечебной физкультурой, приобрести абонемент в бассейн, словом, выполнить индивидуальные рекомендации ортопеда или невролога по укреплению мышечного корсета, нагрузки за партой и у компьютера уже не будут угрожающими. Особенно важно это для первоклассников и на рубеже начальной и средней школы: возраст 6-7 лет и 11-13 - у девочек, 7-9, 13-15 лет - у мальчиков - это периоды бурного роста, когда мышцы и связки не успевают за быстрым ростом позвоночника и им сложно удерживать его в физиологичном положении. Поэтому даже на школьную ярмарку лучше отправляться после профосмотра и консультации врача, который расскажет, что и зачем нужно ребенку. Многие ли родители знают, что младшим школьникам обязательно нужен ранец, а его вес не должен составлять более 10 процентов от массы тела (в старшей школе допускается сумка, вес - 15 процентов)? Он должен быть не выше плеч и не ниже ягодиц, а на вырост покупать его нельзя. От правильного выбора стола и стула, настольной лампы и даже подушки зависит не только сохранение зрения и здоровой осанки, но и успехи в учебе - о них и говорить не стоит, если ребенок ничего не видит с доски и вертится за партой, потому что спине некомфортно.

Ирина Багликова

Доктор Питер

Урок вне школы – скоро это станет обыденным явлением.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)

Появилась информация о том, как будет реформироваться наше образование дальше. Авторы новой концепции (Высшая школа экономики (НИУ ГУ), Общественная палата РФ) в рамках «Cтратегии-2020» предлагают учительскому сообществу обсудить сценарии развития нашей «Новой школы». По их убеждению, образовательная политика выходит сегодня «на развилки между предлагаемыми обществу сценариями». И в условиях ресурсных и политических ограничений лучше начать с использования элементов всех сценариев.

Итак, по мнению авторов документа, первая развилка подразумевает решение о завершении начатых институциональных изменений (модернизационный сценарий) или возвращение к модели советского образования. Вторая развилка связана с возможностью ограничиться стабилизационным сценарием или предложить ответы на современные и будущие вызовы для системы образования. Третья развилка (в случае выхода за стабилизационный сценарий) связана с выбором приоритетного объекта преобразований и инвестиций для ответов на вызовы «завтрашнего дня». Что делать: вкладывать усилия и средства в привычную и понятную систему школ и детских садов или «выйти» в сферу открытого образования, задействовать новые ресурсы и возможности?

Так как общество не готово принять полностью ни один из предложенных сценариев (модернизационный, стабилизационный, инновационный), то разумное сочетание всех их, по мнению авторов концепции, позволит начать новый этап в развитии отечественного образования. Одним словом, раньше все думали больше о том, как усовершенствовать инфраструктуру. Потому что после 90-х школы лежали в «руинах»: устаревшие оборудование, мебель, пособия, учебники и т.д. А сегодня, когда компьютеры и интерактивные доски в основном завезены, школы частично отремонтированы, Интернет проведен, настала пора думать «о вечном». О том, как учить и чему учить.

Сами авторы считают, что достижение качественных результатов может прийти не только через обновление содержания самой школы, но и через обновление внешкольной сферы образования и социализации. Для этого нужен выход за рамки системы в сферу неформального (открытого) образования. Именно оно дает перспективы использования новых ресурсов и возможностей.

Понятно, что школа занята своими проблемами и обсуждаемые перспективы для нее умозрительны. Поэтому, считают авторы концепции, осуществить инновационный сценарий можно, опираясь на заинтересованность семей в развитии потенциала собственных детей.

Как считает ректор Высшей школы экономики (НИУ ГУ) Ярослав Кузьминов, какая-то родительская активность наблюдается в период начальной школы, затем она угасает. И только ближе к выпуску из школы родители опять начинают обращать внимание на школу. Чтобы побудить таких родителей заниматься развитием своих детей постоянно, считают авторы нового документа, необходимо предусмотреть стимулирование их активности и инвестиций в сферу неформального образования и социализации. При этом под инвестициями следует понимать не только финансы, но и нематериальные ресурсы (внимание, личное время, активность). Например, за счет запуска механизмов конкуренции между семьями за успешность ребенка (участие в олимпиадах, портфолио ученика и т.д.)

Инновационный сценарий может опираться, пишут далее авторы проекта, на потенциал, накопленный в медиасфере, индустрии детских товаров, организациях неформального образования и социализации, лучших школах, реализующих не только учебные, но и современные образовательные практики. Разумеется, это развитие сектора неформального образования тоже надо как-то стимулировать. Например, через механизмы государственно-частного (поддержка детских индустрий, медиапроекты) и социального партнерства, поддержки (налоговые льготы, гранты) общественных и частных инициатив и т.д.

Авторы считают, что система неформального образования должна быть децентрализована. То есть никаких государственных инструментов лицензирования и аккредитации. Чтобы избежать опасности, что научат не тому и не так, предлагают опираться на механизмы саморегулирования (ассоциации поставщиков и потребителей услуг).

Кроме всего этого важны дополнительные стимулы для муниципальной политики. С тем чтобы появилась заинтересованность местных властей в создании инфраструктуры социализации и досуга детей и подростков по месту жительства. Для медийно-социальных проектов, решающих задачи формирования социальных установок подрастающего поколения (Интернет, кино, ТВ), нужна, естественно, помощь государства. Заинтересованных в таких проектах среди каналов сегодня практически нет. Более того, большой экран сегодня служит деградации молодого поколения.

Любые попытки создать альтернативную систему образовательных услуг упираются в вопрос денег. Поэтому авторы особо отмечают, что стимулирование развития сектора неформального образования и социализации не приведет к всеобщей платности образования, а будет способствовать повышению доступности и качеству платных услуг. Для многодетных и нуждающихся семей проблемы денег решат все те же сертификаты, позволяющие оплатить услуги неформального образования.

Предложения новых реформаторов звучат заманчиво. Но... сегодня институт семьи в РФ претерпевает глубочайший кризис. Почти половина детей в возрасте до 5 лет живут в неполных семьях, почти 30% детей рождается вне брака. Почти 85% молодых семей с детьми из сельской местности и в небольших городах живут в крайней бедности. Теоретические обоснования темы участия семьи в образовании хороши, только реальная жизнь оказывается гораздо сложней...

В песне Владимира Высоцкого «Милицейский протокол» есть строки: Теперь дозвольте пару слов без протокола. Чему нас учит семья и школа?

Моя услужливая память иногда выдает на-гора из глубин сознания что-нибудь типа: какое потомство получится при скрещивании комолой гомозиготной коровы с рыжим гетерозиготным быком? Это из школьной программы по биологии, пройденной в 70-х годах прошлого столетия. А действительно, какое потомство получится? Мне до пятидесяти лет было абсолютно все равно, потому что после школы я стал кадровым военным, а не животноводом.

До недавнего времени я не знал, для чего нужна человеку селезенка и где она находится. Дело в том, что в средней школе того времени тема анатомии человека негласно считалась несколько неприличной. Комсомольцу полагалось думать о построении светлого будущего, а не о функциях пищеварительной системы, или, не приведи Бог, системы половой.

Ни и ладно, и не лезли мы в эту анатомию. Партии и Правительству доверяли и знали, что все будет как надо, а ты служи Родине и не беспокойся ни о чем. Кстати, о том, что печень находится справа под ребрами, я узнал, начав заниматься боксом. Зато запомнил на всю жизнь, что хороший удар по печени срубает человека наповал.

У дочери, оканчивавшей школу, как-то поинтересовался о ее познаниях анатомии человека. Понял, что за тридцать с лишним лет сильно ничего не изменилось, и в школе по-прежнему не дают знаний о строении и функциях человеческого организма. Зато представители поколения 90-х в подавляющем большинстве своем считают фаст-фуд вполне себе полезным питанием, а лучшим напитком для утоления жажды называют Колу.

У меня в детстве не было примеров здорового питания. Мой папа, пережив свое голодное отрочество, мог легко уписать на ужин в девять вечера яичницу на сале из шести яиц, закусив ее половиной белого батона, а потом залпом выпить пару кружек ледяного компота. Моя замечательная мама чудесно готовила жареную и вареную картошку, жареную курицу, котлеты, пельмени, блины, оладьи. Трудно было не съедать всего этого, а еще труднее (точнее говоря, невозможно) было понять, что такой образ питания, мягко говоря, неполезен.

Впрочем, подсказать-то было некому, ведь так питалась вся наша родня и знакомые, так нас кормили в детском саду, в школе и в разных столовых. И это считалось вполне правильным, потому что выглядело, как разнообразное полноценное питание, ну может быть в несколько избыточном объеме. От ожирения спасало то, что не было интернета (вот как!), на единственном канале телевизора смотреть было нечего, поэтому активные развлечения на свежем воздухе позволяли сохранять баланс энергии круглый год. И если в нашем окружении, будь то двор или школа, действительно был кто-то с лишним весом, то он был один из ста, и причиной тому являлась реальная болезнь, а не дурное пищевое поведение. На военной медицинской комиссии я весил 78 кг при росте 178 см.

В стенах военного училища нас - будущих офицеров - изучением анатомии и физиологии человека не обременяли. Некоторые полезные сведения об организме можно было почерпнуть на занятиях по рукопашному бою и караульной подготовке: куда и как нанести удар прикладом, штык-ножом, ногой или кулаком, чтобы одного раза хватило. Также познавательны в отношении устройства организма были занятия по боевым отравляющим веществам и основам медицинской подготовки.

В военном училище мне никто не говорил о необходимости пить обычную воду в количестве не менее 2,5 л в день. Наоборот, считалось, что пить лишнюю воду - значит потеть и много пи́сать, а настоящий воин должен не пи́сать, а с радостью переносить тяготы и лишения военной службы.

Меня до сих пор удивляет, как в училищной столовой можно было так приготовить полезнейшую перловку, чтобы только от одной мысли о ней тошнило. Или тушеная капуста - бигус. Сейчас я могу приготовить овощное рагу, хумус или суп-пюре так, что за уши от тарелки не оттащишь, а почему же те повара не могли готовить нормально? Наверное, это опять из серии, что на войне вам «деликатесов не предложут».

Связь между перееданием и быстрым набором веса как-то не вырисовывалась. Даже когда я не смог застегнуть шинель в конце зимнего отпуска, в котором мы с моей любимой сыграли свадьбу, я подумал, что шинель усохла, будучи ненадеванной в течение двух недель.

Я мечтал о том, что как только выйду из стен военного училища, как только получу возможность готовить самостоятельно, обязательно буду кушать то, чего так не хватало во время учебы: жареную на сале картошку, свиной шашлык, бефстроганов, гуляш, пельмени со сметаной, колбасу, ветчину, салат «Оливье», курицу во всех видах. В конце концов, сыр на белом хлебе со сливочным маслом (да в палец толщиной)… При этом овощные салаты, каши из цельных круп, овощные рагу, супы на воде и фрукты игнорировались, как невкусные и бесполезные.

Постулаты типа «хлеб - всему голова», «без мяса не будет силы», «молоко - гарант крепких костей» были и до сих пор являются незыблемыми в сознании большей части наших соотечественников, кому сейчас за сорок.

Это все сформировало устойчивые инстинкты «правильного» питания и понимание того, что если вес растет, надо увеличить спортивные нагрузки. Впрочем, молодость брала свое, а Вооруженные Силы (спасибо им!) заботливо планировали и регулярно проверяли нашу физподготовку, так что тренировались мы все время между проверками. Мой вес был около 83 кг при росте 180 см. Таким было начало взрослой жизни и офицерской службы в воинской части близ Полярного круга.

До начала нового учебного года остался месяц. В России много родителей, не удовлетворенных типовым школьным образованием. Они хотят учить детей собственными силами и объединяются в организации, например, Клуб семейных школ и Ассоциацию развития семейного обучения, чтобы предоставить детям альтернативу государственному образованию. «Телеграф» пообщался со школьными учителями, директором частной школы и родителями, которые решили учить детей самостоятельно.

Бесполезные камеры хранения

Светлана Марзеева — одна из тех родителей, которые считают государственное образование бесполезным. Свою дочь она в течение четырех лет обучала на дому. Потом ребенок сам решил пойти в школу. Впрочем, недолгий школярский опыт ни маму, ни дочку не удовлетворил, поэтому Светлана решила сама основать школу вместе с единомышленниками.

Московская журналистка, автор портала «Альтернативное образование в России», один из учредителей АРСО (Ассоциация развития семейного образования) и организатор Клуба семейных школ Светлана Марзеева не довольна устаревшими федеральными образовательными стандартами, содержанием программ обучения и качеством учебников.

«Учебники почему-то почти все написаны кондовым языком, к тому же непонятно и скучно. Школы, как и детские сады, эффективно выполняют только функцию камер хранения. Дети перегружены, и это катастрофически влияет на их здоровье. Кроме того, обычные школьники несамостоятельны и беспомощны в быту, они не могут сами себе приготовить обед, погладить или постирать себе вещи, да и обязанностей по дому у них практически нет. Они устают, а все свободное время у них занято домашними заданиями. Их постоянно приходится заставлять», — считает Светлана.

Сергей Иванов, директор частного образовательного центра Анны Франк, согласен, что в государственных школах образование сейчас не самое лучшее. Он связывает это с введением новых образовательных стандартов и ЕГЭ, по которым школьники по окончании 11-го класса должны знать программу, которую прежние ученики осваивали к 8-9-му классу.

«Детям сминусовали всю литературу и математику. Получается, что современным школьникам, кроме тех, кто сдает профильные ЕГЭ по математике и литературе, не нужно знать интегралы, а книжку достаточно прочитать только одну», — считает Иванов.

По его мнению, образованный человек должен обладать знаниями по литературе и математике хотя бы в объеме советской средней школы, хотя лучшим образцом он считает классическое гимназическое образование времен Российской Империи. Туда дети поступали с десяти лет, а к этому возрасту должны были уметь читать, писать, считать и говорить как минимум на двух языках.

Среди других недостатков государственных школ Иванов назвал большие классы, необходимость для ребенка проводить много времени с людьми, которых он не выбирал, и случайный подбор преподавателей.

Законная альтернатива

Главным плюсом российской системы Светлана Марзеева считает федеральный закон «Об образовании», который дает родителям большие возможности для выбора. В нем прописаны различные легальные формы обучения: очная, очно-заочная, заочная, семейная и даже дистанционная. Родители и ребенок могут выбрать — посещать ли им школу и как часто. При этом они могут, например, не ходить на уроки, но посещать школьные мероприятия. Оказывается, закон не обязывает даже проходить обязательные аттестации, только сдавать ОГЭ и ЕГЭ.

«С точки зрения закона, нет никаких препятствий, чтобы комбинировать обучение в разных образовательных организациях с учетом интересов ребенка. Государство само заинтересовано в этом. В законе целая статья посвящена сетевым формам реализации образовательных программ, где обсуждается, как можно обеспечить возможность освоения обучающимся программы с использованием ресурсов нескольких организаций», — рассказывает Светлана.

Сергей Иванов также считает, что, по крайней мере, в начальную школу по возможности детей отдавать не стоит. «Читать-писать научить может каждый родитель. Эту программу можно пройти за два года. А для социализации ребенку в этом возрасте подойдут спортивные секции и художественные и музыкальные школы и кружки», — считает он.

По его мнению, сейчас действительно растет количество родителей, которые не хотят отправлять детей в школы, но они все равно готовятся к получению аттестата через ЕГЭ. Довольно много таких детей среди тех, кто получает образование за границей. В то же время они занимаются с репетиторами на каникулах или дистанционно для сдачи ОГЭ и ЕГЭ.

Альтернативное обучение выбирают также дети, которые серьезно занимаются спортом или искусством. Кроме того, есть инвалиды и дети с хроническими заболеваниями, которые могут выбрать домашнее обучение. «Родителей, конечно, сначала напрягает, как же так, чем ребенок будет заниматься дома? А потом они понимают, что, может, это и лучше, чем ходить в школу», — делится опытом Иванов.

Дороговизна частных школ

Традиционные частные школы родителей также не устраивают. По мнению Светланы Марзеевой, там сейчас учат примерно так же, как и в государственных, по тем же программам, с теми же недостатками. Единственное достоинство частных школ — меньшая численность учеников в классах, но это не стоит тех денег, которые они запрашивают на обучение.

По словам Сергея Иванова, в Петербурге частные школы делятся на три ценовых категории: 20-25 тыс. рублей, 30-40 тыс. рублей и 60-70 тыс. рублей в месяц. При этом только некоторые из них предлагают отличающееся от стандартного образование и альтернативные системы воспитания и развития. Кроме того, государство сейчас все активнее вмешивается в работу частных школ, из-за чего многие из них закрываются, хотя взамен открываются новые.

По мнению Иванова, расцвет частных школ пришелся на 90-е годы, когда в стране появилось много новаторских педагогических методик, но самые эффективные из них требуют высококвалифицированных преподавателей и родителей, которые готовы за это платить. Поэтому лучшим частным школам свойственно наличие коллектива педагогов-единомышленников.

По мнению депутата закса Максима Резника, бывшего учителя истории в частной школе, они и правда отличаются от государственных в основном небольшими классами и лучшей системой безопасности для школьников. Дети же по своим способностям и поведению мало отличаются от своих сверстников из государственных школ.

Семейное образование — не всегда альтернатива

Даже родители, которые не довольны традиционным образованием, не считают, что их детям достаточно только воспитания в семье. Светлана Марзеева оплачивала дочери репетиторов и секции, а теперь организует вместе с родителями-единомышленниками частные уроки педагогов и преподавателей. По ее мнению, важно, чтобы детей учили увлеченные, яркие и харизматичные личности.

«Мы объединились с другими родителями, чтобы оплачивать труд таких педагогов вскладчину. Предложили им позаниматься с ребятами вместо школы, и практически все, к кому мы обратились, поддержали эту идею. Решили изучать предметы по школьной программе, поскольку это необходимо для аттестаций, а еще: участвовать в олимпиадах, заниматься психологией, профориентироваться, совершать экскурсии по Москве и городам, учить иностранные языки, осваивать робототехнику, танцевать, играть... ну и разное другое делать, что предложат сами ребята», — рассказала Светлана. По ее подсчетам, такое образование обойдется ей в 20 тыс. рублей в месяц, что все же значительно дешевле, чем в частной школе.

В защиту государственной школы

Защищать государственные школы в разговоре с «Телеграфом» решил учитель истории и обществознания государственной средней школы Петербурга Кирилл Александрович. Он закончил школу недавно, и сейчас является одним из самых молодых школьных учителей города. Сравнивая школу времени своей учебы и своего учительства, он отмечает, что она изменилась к лучшему. Несмотря на упрощение программы, ее основное содержание осталось. При этом новые образовательные стандарты описывают цель государственного образования, в том числе, как способность к саморазвитию и самостоятельной работе.

«Государство обращает внимание на количество информации, которое сейчас существует, на переход к информационному обществу, для которого бесполезно давать конечный набор знаний», — считает педагог. Поэтому, по его словам, сейчас в школе стало больше самостоятельной работы, теперь это обязательное требование на уроке, чтобы ученик сам умел находить информацию и работать с ней.

Кроме того, государственное школьное образование бесплатно, поборы с родителей ушли в прошлое, программа стала доступнее, а учителя несут ответственность за детей. «Как бы у учителя не было мало времени и много дел, он все равно сознает собственную ответственность за детей. В школе есть контроль поведения, контроль получения знаний», — считает Кирилл Александрович.

К тому же в школе дети учатся общаться, решать с помощью учителей свои конфликты и проблемы. Для учеников из благополучных семей — это возможность, не всегда позитивная, найти общий язык с нестоль удачливыми сверстниками.

«Никто не говорит, что мы живем в идеальном мире и школа не является чем-то особенным. От психических травм не застрахованы дети ни в государственной, ни в частной школе, ни на улице, ни в интернете. Никто не застрахован также от детей, которые могут оказывать деструктивное социальное влияние, пропагандируют нездоровый образ жизни, образуют компашки брошенных детей. С ними школа ничего не может сделать, если с ними не справляются родители. Задача учителя не переучивать детей палкой, не усугублять положение. Если родители ничего не хотят и не могут сделать, задача школы — минимизировать этот ущерб», — считает педагог.

По мнению молодого школьного учителя, государственную систему образования в России ругают зря. Конечно, многое зависит от коллектива педагогов, но при желании, даже в не самой благополучной школе можно получить качественное образование, особенно, если уметь учиться самостоятельно.

«Безусловно, сельская школа не равна городской, это реалии, в которых мы живем, но если смотреть на систему ЕГЭметодические материалы по ЕГЭ доступны всем, подготовиться к его сдаче может любой человек, который этого хочет. У меня есть пример, когда человек из провинциального города сам подготовился, сдал экзамен и поступил», — рассказал Кирилл Александрович.

Солдаты Урфина Джуса

Одной из основных претензий к современной государственной школе является возвращение в нее идеологии. По мнению Максима Резника, сейчас школа превращается из места, где готовят гражданина, в место, где готовят солдат Урфина Джуса (деревянная армия из книги Сергея Волкова). Впрочем, в частной школе ученики также не застрахованы от идеологического влияния, только оно уже будет зависеть от владельца школы.

По мнению учителя обществознания и истории Кирилла Александровича, в школе нет идеологии и нет запретных тем. На уроке можно поговорить и о политике, и об Украине или нетрадиционной ориентации. «Моя задача — дать факты, чтобы дети узнали, что есть такое. Важно объяснить им, как те или иные явления воспринимаются на почве нашей культуры и почему. Почему, например, государство запрещает пропаганду гомосексуализма. Важно, чтобы дети понимали причины», — рассказывает учитель.

Директор частной школы Сергей Иванов отмечает, что идеологическая составляющая в любой школе зависит от директора и от конкретного преподавателя. При этом он также считает, что педагогам на уроке лучше придерживаться фактов, а не пропагандировать какую-либо идеологию. «Преподавателю надо иметь в виду, что дети воспитываются в разных семьях с разными политическими взглядами. Идеологической основой любой школы, государственной или частной, должны быть общеевропейские гуманистические ценности, сформулированные во всеобщей декларации прав человека и объединяющие людей разных культур, религий и политических взглядов», — говорит он.

Выбирают не школу, а учителя

Как оказалось, и учителя, и родители согласны в одном — качество образования зависит от учителя, поэтому выбирать нужно в первую очередь его. Поэтому Светлана Марзеева с другими родителями готова платить отдельным педагогам за занятия со своими детьми. Сергей Иванов в первую очередь при выборе школы рекомендует искать хорошего педагога и преподавателя, а лучше даже искать школу со сложившимся коллективом учителей-единомышленников, а Максим Резник советует пользоваться «сарафанным радио» — отзывами родителей о школах и учителях. Тем более, что в России сейчас есть все возможности, в том числе законодательные, для выбора наиболее подходящего ребенку обучения, будь это государственная, частная или родительская школа. Главное, понимать, для каких целей вашему ребенку необходимо образование.



Новое на сайте

>

Самое популярное