Домой Зубы мудрости Кто такие национальные меньшинства. Теории о статусе национальных меньшинств

Кто такие национальные меньшинства. Теории о статусе национальных меньшинств

  • Конституционное право как отрасль Российского права
    • Понятие конституционного права как отрасли права
    • Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды
    • Конституционно-правовые отношения: понятие, субъекты и объекты
    • Конституционно-правовое принуждение
    • Система конституционного права
  • Конституционное право как наука
    • Наука конституционного права: понятие и предмет исследования
    • Источники и методология науки конституционного права
    • Развитие науки конституционного права
    • Конституционное право как учебная дисциплина
  • Источники конституционного права
    • Конституционные источники
    • Законодательные источники
    • Подзаконные и локальные источники
    • Судебные источники
    • Договорные источники
    • Международные источники
  • Конституция Российской Федерации
    • Конституции: понятие, сущность, функции
    • Виды конституций
    • Конституционное развитие российского государства
    • Конституция Российской Федерации: юридические особенности
    • Поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации
    • Осуществление Конституции и конституционное правосознание
  • Основы конституционного строя Российской Федерации
    • Понятие основ конституционного строя
    • Основные конституционные начала публичной власти в Российской Федерации
    • Конституционные принципы федеративного устройства
    • Основные конституционные начала общественного устройства
  • Обеспечение человеческого достоинства - главная цель конституционно-правового регулирования
    • Достоинство человека в контексте современной российской истории
    • Достоинство человека в ретроспективе философско-правовой мысли
    • Достоинство человека в отечественной политико-правовой мысли
    • Неотъемлемость и юридические свойства достоинства как субъективного права человека
  • Конституционное положение человека и гражданина: понятие, конструкция, содержание
    • Правовое и конституционное положение человека и гражданина
    • Юридическая конструкция и содержание конституционного положения человека и гражданина
    • Конституционные права, свободы, обязанности человека и гражданина
    • Условия реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина
    • Юридические гарантии конституционных прав и свобод
    • Принципы конституционного положения человека и гражданина
  • Отношения гражданства
    • Понятие российского гражданства
    • Принципы гражданства
    • Признание гражданства
    • Приобретение гражданства
    • Прекращение гражданства
  • Конституционный статус иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев
    • Иностранные граждане, лица без гражданства
    • Беженцы и вынужденные переселенцы
  • Право граждан на объединение
    • Право на объединение
    • Негосударственные организации
    • Некоммерческие организации
    • Общественные объединения
    • Способы учреждения, реорганизации и прекращения общественных объединений
    • Политические партии
  • Свобода совести, вероисповедания
    • Свобода совести, вероисповедания и конфессионально-публичное право
    • Религиозные объединения: понятие и виды
    • Способы учреждения, реорганизации и прекращения религиозных объединений
  • Свобода мысли и слова
    • Свобода мысли и слова: понятие и содержание
    • Конституционно-правовой режим гласности
    • Правовое положение средств массовой информации
  • Право граждан на собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование
    • Общая характеристика права граждан на собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование
    • Формы осуществления права граждан на публичные мероприятия
    • Реализация права граждан на публичные мероприятия
  • Конституционно-правовое положение национальных меньшинств в Российской Федерации
    • Национальные меньшинства в России
    • Международно-правовые основы статуса национальных меньшинств
    • Защита национальных меньшинств в российском праве
  • Теория государственного устройства
    • Понятие государственного устройства
    • Унитарные государства и унитарные государства с законодательно-территориальными автономиями
    • Федерация: понятие, виды
  • Юридическая природа Российской Федерации
    • Российская Федерация - суверенное - федеративное государство
    • Становление федерации в России и ее особенности
  • Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
    • Эволюция статуса субъектов Российской Федерации
    • Признаки субъектов Российской Федерации
    • Особенности отдельных видов субъектов Российской Федерации
    • Классификация субъектов Российской Федерации
    • Изменение состава субъектов Российской Федерации
  • Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
    • Понятие административно-территориального устройства
    • Становление и правовое регулирование административно-территориального устройства
    • Населенные пункты. Виды административно-территориальных единиц
    • Административно-территориальные преобразования. Административно-территориальный процесс
  • Система органов государственной власти в Российской Федерации
    • Понятие органа государственной власти
    • Система органов государственной власти
    • Виды органов государственной власти
  • Президент Российской Федерации
    • Понятие института президентуры. Место Президента в системе федеральных: органов государственной власти
    • Порядок занятия должности Президента
    • Компетенция Президента
    • Акты Президента
  • Федеральное собрание Российской Федерации
    • Из истории российского парламентаризма
    • Статус Федерального Собрания. Основы его организации и состав
    • Статус члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Институт неприкосновенности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы
    • Внутренняя организация палат Федерального Собрания
    • Правовое регулирование роспуска Государственной Думы
  • Федеральный законодательный процесс
    • Законодательная компетенция федеральных органов государственной власти
    • Внесение законопроектов в Государственную Думу
    • Рассмотрение законопроектов Государственной Думой
    • Рассмотрение законов в Совете Федерации
    • Повторное рассмотрение законов, отклоненных Советом Федерации
    • Повторное рассмотрение законов, отклоненных Президентом
  • Правительство Российской Федерации
    • Правительство Российской Федерации - орган государственной власти
    • Правительство Российской Федерации в системе исполнительной власти
    • Состав Правительства, порядок его формирования и прекращения деятельности
    • Структура государственных должностей в Правительстве
    • Компетенция Правительства
    • Правовые акты Правительства
    • Организационно-правовые формы деятельности Правительства
  • Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации
    • Право граждан на судебную защиту
    • Конституционные принципы организации и деятельности судебных органов
    • Система органов судебной власти
  • Конституционные основы прокурорского надзора в Российской Федерации
    • Место прокуратуры в системе государственных органов
    • Система органов прокуратуры
    • Принципы организации и деятельности прокуратуры, функции ее органов
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
    • Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации
    • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  • Избирательное право и избирательные системы Российской Федерации
    • Понятие и значение выборов, их виды
    • Понятие и принципы российского избирательного права
    • Избирательные системы
    • Источники российского избирательного права
    • Тенденции развития избирательного права в Российской Федерации
  • Выборы Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
    • Выборы Президента Российской Федерации
    • Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
  • Выборы в субъектах Российской Федерации
    • Процесс становления региональных избирательных систем
    • Избирательные системы субъектов Российской Федерации
    • Основные и дополнительные гарантии избирательных прав граждан
  • Референдум как форма народовластия
    • Понятие референдума и право граждан на участие в референдуме
    • Предмет референдумов
    • Порядок организации и проведения референдума
  • Конституционно-правовые основы местного самоуправления
    • Понятие и принципы местного самоуправления
    • Законодательные основы местного самоуправления
    • Территориальные и организационные основы местного самоуправления
    • Финансово-экономические основы местного самоуправления

Национальные меньшинства в России

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 176 национальностей (в 1989 г. их было 146). Русские составляют 82% всего населения страны. Иные этнические общности (18%) по государственно-правовым признакам могут быть дифференцированы таким образом: народы (их иногда именуют «титульные»), которые в лоне российской государственности обрели собственную государственность в форме республик (башкиры, татары, коми, карелы, др.), автономной области (евреи) и автономных округов (ханты, манси, чукчи и другие северные народы - всего 9).

Коренные малочисленные народы, выделенные Конституцией РФ как особая этническая общность (ст. 69), к которым относят 26 народов Севера, Сибири и Дальнего Востока - ненцы, манси, долганы, коряки, саами и другие общей численностью около 200 тыс. чел., или примерно 0,15% всего населения страны (7 из них проживают в автономных округах, в которых составляют от 1 до 16% их населения), а также 19 иных этносов (абазины, ижорцы, нагайбаки, шапсуги и др.); еще около 40 этносов претендует на подобный статус;

этнические группы имеющие государственность за пределами России (болгары - 33 тыс., греки - 92 тыс., корейцы - 100 тыс., немцы - 842 тыс., поляки - 92 тыс., финны - 47 тыс. и др.) и не имеющие таковой (турки-месхетинцы - до 30 тыс., цыгане - 153 тыс., вепсы - 12 тыс., шорцы - 16 тыс. и др.).

В настоящее время в международном и российском праве нет определения понятия «национальные меньшинства».

Меньшинства должны удовлетворять следующим требованиям:

  1. быть гражданами данного государства, что отличает меньшинства, их представителей от иностранцев и апатридов;
  2. достаточно долго проживать в данном государстве, быть укоренившимися (по названному критерию к меньшинствам не могут быть отнесены беженцы, имеющие специальный правовой статус);
  3. быть численно меньшим, чем основная группа населения (этот показатель относительный);
  4. не занимать господствующее положение (например, в органах власти, экономике), ибо иное снимает вопрос о специальных мерах защиты соответствующей группы;
  5. иметь отличия в этническом или национальном характере, культуре, языке, религии, обычаях;
  6. стремиться к сохранению своей самобытности.

Из сказанного следует, что национальными меньшинствами могут считаться только такие этнические общности, которые состоят из граждан данного государства, проживают в нем постоянно, отличаются от остального населения этого государства по своим национальным признакам (культуре, языку), объединяются общим названием и самосознанием и стремятся к самоидентификации.

К национальным меньшинствам в России могут быть отнесены вышеназванные коренные малочисленные народы и этнические группы. Эти народы и группы различаются между собой (по численности, образу жизни, компактности проживания) и даже внутри них есть отличия, но данные общности объединяет одно: они представляют собой этнические группы, которые по тем или иным причинам могут оказаться в неравноправном положении с гражданами коренной нации.

Национальные меньшинства испытывают определенное давление со стороны доминирующего общества. Как правило, они обладают меньшими возможностями для самовыражения, отстаивания своих специфических интересов. В демократическом же сообществе голос каждого должен быть услышан. Пренебрежение индивидуальностью во имя торжества человеческой солидарности, отмечал Г. Еллинек, несет опасность для цивилизации. Именно поэтому правовое государство, каковым стремится быть Россия, оказывая поддержку национальным меньшинствам, во-первых, защищает их от дискриминации; во-вторых, заботится о сохранении и развитии ими своей самобытности и возможности быть конкурентоспособными в сравнении с остальными этническими общностями государства проживания.

Доклад на тему «Проблемы национальных меньшинств»

Выполнил студент 126 группы

Хавкин Леонид

Национа́льное меньшинство́ , или этни́ческое меньшинство́ — представители этнической группы, проживающей на территории какого-либо государства, являющиеся его гражданами, но не принадлежащие к коренной национальности и осознающие себя национальной общиной. Польский учёный В. Чаплинский даёт следующее определение: «Национальное меньшинство — это национальная группа, консолидированная и живущая в одном из регионов государства (из чего вытекает её естественное стремление к получению автономии), характеризующаяся сформировавшимся ощущением внутреннего единства и вместе с тем стремящаяся сохранить свои специфические черты — язык, культуру и т. д.»

Проблемы национальных меньшинств — в том виде, как они предстают перед нами сегодня — с исторической точки зрения очень молоды. Современные проблемы меньшинств берут свое начало непосредственно в национальном государстве: некоторое время тому назад в Европе, а совсем недавно — в государствах Востока понятие “меньшинства” существовало лишь как понятие меньшинства религиозного.

Первыми проявлениями современного национализма стали Американская революция в 1776 г. и Французская революция в 1789 г. В мире, где повсюду, кроме Англии, все зависело от доброй воли князя или деспота, американская “Декларация независимости” и “Всеобщая декларация прав человека” явились документами необычайной оптимистической новизны.

“Декларация независимости” утверждала не только неотъемлемость прав человека, но и право народа сбросить политические узы, связавшие его с другим народом.

“Декларация прав человека и гражданина” 1789 г. явилась выражением понятия “права человека”. Для французских революционеров система прав человека основывалась на принципе суверенности народа: только правительство, опирающееся на этот принцип, — писали они — обеспечит возможность полного развития прав отдельного человека и суверенитета нации в целом.

международные механизмы предусматривают гл. о. защиту от дискриминации без предоставления территориальной автономии. Поэтому некоторые постсоветские и др. государства намеренно переводят в категорию этнических меньшинств значительную часть населения, не принадлежащего к доминирующей группе, чтобы избежать предоставления территориальной автономии или формулы равнообщинных сообществ, как это имеет место с русскими на Украине, в Латвии и Эстонии. Аналогичные группы населения в др. странах (франкоканадцы в Канаде, шведы в Финляндии, ирландцы и шотландцы в Великобритании, каталонцы в Испании) не считаются этническими меньшинствами, а квалифицируются как народыпартнеры, составляющие одну гражданскую нацию (канадскую, финскую, британскую, испанскую).

Общественные движения этнических меньшинств активизировались на территориях бывшего СССР в связи с появлением этнических общностей, разделенных новыми границами. В ряде постсоветских государств были приняты законы о правах этнических меньшинств. Россия приняла международные обязательства по соблюдению прав этнических меньшинств, в т. ч. в рамках СНГ, и ратифицировала в 1998 Европейскую рамочную конвенцию по защите национальных меньшинств. В рамках современных подходов к проблеме меньшинств предусматривается реализация как индивидуальных прав человека, связанных с его принадлежностью к группе этнического меньшинства, так и ряда коллективных прав, среди которых прежде всего: право существовать в виде группы; право на защиту от геноцида; право на сохранение и развитие культурного наследия и культурной жизни; право на развитие и пользование родным языком; право на общение и поддержание иных контактов с членами родственных групп в др. странах.

Национальные меньшинства в разных странах.

Латиноамериканцы в США крупнейшее национально-языковое меньшинство на территории современных США с долгой и сложной историей. По оценке Бюро переписи населения США на 1 апреля 2010 г. латиноамериканцы и их потомки составляют 50,5 млн. чел или 16,4% населения. В ряде городов (Майами , Лос-Анджелес , Сан-Антонио , Хьюстон ) и штатов (Нью-Мексико ) страны латиноамериканцы составляют уже относительное большинство населения, их доля повсеместно быстро увеличивается из-за чего возникают трения с другими расовыми и этническими группами на территории США. Главные проблемы общины: преодоление языкового барьера, стремление сохранить свою культуру и нелегальная иммиграция .

Большинство латиноамериканцев США (около 95%) проживают в стране относительно недавно (1-3 поколение ). Около 10-12 миллионов латиноамериканцев находятся в стране нелегально, значительная часть ныне легальных латиноамериканцев также прибыла в страны нелегальным путём в различное время, но легализовалась тем или иным способом (амнистия , брак и т.д.). Местные власти штатов, руководящие посты в которых контролируются белыми республиканцами, стремятся сдерживать латиноамериканскую миграцию, так как считают дешёвая рабочая сила иммигрантов создаёт чрезвычайно высокую конкуренцию на рынке труда, способствуя снижению уровня жизни и заработной платы в данном регионе страны. Латиноамериканцы и их дети, недостаточно хорошо владеющие английским, как правило, имеют низкооплачиваемые работы, а потому не могут позволить себе оплачивать дорогостоящее образование. Наркотики, приграничный наркотрафик , низкий уровень образования, сложная криминогенная обстановка, СПИД - всё это проблемы общеамериканского масштаба, но в первую очередь они затрагивают расовые меньшинства страны - афроамериканцев и латиноамериканцев. Имеют место бытовой расизм , бытовая дискриминация и сегрегация в отношении латиноамериканского населения. Дело в том, что основная масса латиноамериканцев физиологически отличается от основной массы населения США, поскольку имеет смешанное происхождение. Поэтому латиноамериканская община традиционно испытывает трудности с интеграцией в американское общество. Тема нелегальной иммиграции и интеграции латиноамериканцев является постоянной темой теледебатов, газетных и электронных статей.

Индейцы в США –американские индейцы долгое время находились на периферии общественной жизни. Почти 54% из них до сих пор проживают в резервациях или на подопечных территориях. По данным 1997, в США насчитывалось 2322 тыс. коренных жителей Америки (индейцев, эскимосов и алеутов). Крупнейшей племенной группой индейцев являются чероки (19%), за ними следуют навахи (12%) и сиу (5,5%). Численность индейского населения быстро увеличивается за счет высокой рождаемости. Благодаря совершенствованию медицинского обслуживания в 1960-х годах средняя продолжительность жизни индейцев возросла до 64 лет (1967). Однако большинство из них по-прежнему влачит нищенское существование (в 1989 более 31% находилось ниже черты бедности).

Турки в Германии граждане или постоянные жители ФРГ, родившиеся в Германии , являющиеся этническими турками и/или имеющие полное или частичное турецкое, а также турецко- курдское происхождение. После русскоязычной общины из стран бывшего СССР , турки в Германии являются одной из наименее интегрированных общин страны и в значительной степени сохраняют родной — турецкий язык , религию (ислам ), приверженность родным традициям, музыке и культуре. При этом, естественный прирост населения в турецкой диаспоре (1,2-1,5 % в год) остается значительным, а, следовательно, численность и их доля в населении страны увеличивается, хотя население Германии в целом сокращается. Модель дискриминации турок в немецком обществе заключается в поддержании их низкого экономического и социального статуса, а также ограничении их социального развития. Несмотря на долговременное пребывание в Германии, турки продолжают сталкиваться с враждебностью, которая усилилась с середины 1970-х годов. В Германии сегодня существует скрытая ксенофобия в общественном мнении и её открытое выражение в ультраправых и неонацистских организациях. Волна насилия на почве ксенофобии, которая достигла своего максимума между 1991 и 1993 годами, показала, как неинтегрированы и уязвимы остаются национальные меньшинства в немецком обществе.

Национальные меньшинства в РФ

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 176 национальностей (в 1989 г. их было 146). Русские составляют 82% всего населения страны. Иные этнические общности (18%) по государственно-правовым признакам могут быть дифференцированы таким образом: народы (их иногда именуют «титульные»), которые в лоне российской государственности обрели собственную государственность в форме республик (башкиры, татары, коми, карелы, др.), автономных округов (ханты, манси, чукчи и другие северные народы — всего 9).

Коренные малочисленные народы, выделенные Конституцией РФ как особая этническая общность (ст. 69), к которым относят 26 народов Севера, Сибири и Дальнего Востока — ненцы, манси, долганы, коряки, саами и другие общей численностью около 200 тыс. чел., или примерно 0,15% всего населения страны (7 из них проживают в автономных округах, в которых составляют от 1 до 16% их населения), а также 19 иных этносов (абазины, ижорцы, нагайбаки, шапсуги и др.); еще около 40 этносов претендует на подобный статус;

этнические группы имеющие государственность за пределами России (болгары — 33 тыс., греки — 92 тыс., корейцы — 100 тыс., немцы — 842 тыс., поляки — 92 тыс., финны — 47 тыс. и др.) и не имеющие таковой (турки-месхетинцы — до 30 тыс., цыгане — 153 тыс., вепсы — 12 тыс., шорцы — 16 тыс. и др.).

В настоящее время в международном и российском праве нет определения понятия «национальные меньшинства».

Меньшинства должны удовлетворять следующим требованиям:

  1. быть гражданами данного государства, что отличает меньшинства, их представителей от иностранцев и апатридов;
  2. достаточно долго проживать в данном государстве, быть укоренившимися (по названному критерию к меньшинствам не могут быть отнесены беженцы, имеющие специальный правовой статус);
  3. быть численно меньшим, чем основная группа населения (этот показатель относительный);
  4. не занимать господствующее положение (например, в органах власти, экономике), ибо иное снимает вопрос о специальных мерах защиты соответствующей группы;
  5. иметь отличия в этническом или национальном характере, культуре, языке, религии, обычаях;
  6. стремиться к сохранению своей самобытности.

Из сказанного следует, что национальными меньшинствами могут считаться только такие этнические общности, которые состоят из граждан данного государства, проживают в нем постоянно, отличаются от остального населения этого государства по своим национальным признакам (культуре, языку), объединяются общим названием и самосознанием и стремятся к самоидентификации.

К национальным меньшинствам в России могут быть отнесены вышеназванные коренные малочисленные народы и этнические группы. Эти народы и группы различаются между собой (по численности, образу жизни, компактности проживания) и даже внутри них есть отличия, но данные общности объединяет одно: они представляют собой этнические группы, которые по тем или иным причинам могут оказаться в неравноправном положении с гражданами коренной нации.

В Конституции Российской Федерации провозглашен принцип равноправия народов, проживающих на территории России: согласно п "в" ст.71 в ведении РФ находятся "регулирование и защита прав национальных меньшинств", а согласно п. "б" ст.72, в совместном ведении РФ и ее субъектов находится "защита прав национальных меньшинств".

Однако на данный момент само понятие "национальное меньшинство" не нашло своего отражения в законодательных актах РФ.

Международные договоры с Россией также не содержат понятия национального меньшинства, даже такие специализированные, как "Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств" от 1 февраля 1998 г. Рамочная Конвенция о защите национальных меньшинств (Страсбург, 1 февраля 1995 г.) // Собрание законодательства. 1999. № 11. Ст. 1256.

Таким образом, часто фигурируя в российском праве, понятие "национальное меньшинство", к сожалению, в настоящее время не обрело своего правового определения.

Так все-таки - как можно определить национальные меньшинства? Национальные меньшинства - это группы людей, которые проживают в определенной стране, являясь её гражданами. При этом они не относятся к коренному или оседлому населению территории и считаются отдельной национальной общиной. Меньшинства могут иметь такие же права и обязанности, как обычное население, но отношение к ним зачастую не слишком хорошее в силу множества причин. См.: Правоведение: Учебное пособие / Под ред. Г.Н. Комковой. - М.: Проспект, 2013. - С. 74.

Можно также считать, что национальные меньшинства - это консолидированные группы людей, которые чаще всего проживают в отдельных регионах страны, стремятся к автономии, при этом не хотят терять своих этнических черт - культуру, язык, религию, традиции и т.д. Численное их выражение значительно меньше обычного населения страны.

Также важно, что национальные меньшинства никогда не занимают в государстве доминантного или приоритетного значения, их интересы скорее отодвигаются на второй план. Любое признанное меньшинство должно проживать на территории данной страны довольно длительный срок. Также примечательно, что они нуждаются в особой защите со стороны государства, так как население и отдельные граждане могут относиться слишком агрессивно по отношению к другой национальной группе.

Такое поведение очень распространено во всех странах мира, где проживают определённые этнические группы людей. Защита прав национальных меньшинств - это ключевой вопрос в ряде стране, ведь мировое принятие меньшинств не ведёт за собой повсеместно изменение. Многие страны только принимают первые законодательные акты, которые будут направлены на защиту меньшинств.

Права национальных меньшинств стали актуальной темой в связи с тем, что этот вопрос довольно тесно связан с политикой государства. Конечно, понятие возникло и было введено в обиход из-за дискриминации населения по национальному признаку. Поскольку интерес к этому вопросу только возрастал, государство не могло оставаться в стороне.

Но чем же был вызван интерес к меньшинствам? Всё началось в XIX веке, когда многие империи начали распадаться. Это повлекло за собой то, что население оказалось "не у дел". Распад империи Наполеона, Австро-Венгерской, Оттоманской империи, Вторая мировая война - всё это повлекло за собой освобождение множества людей, даже народов. Многие государства получили независимость после краха Советского Союза.

По мнению ряда ученых, национальные меньшинства - это часть представителей данной нации, проживающая в инонациональной среде за пределами традиционного поселения, но продолжающая сохранять свою самобытность, язык и культуру. Тэпс Д. Соотношение понятий национальных меньшинств и коренных малочисленных народов // История государства и права. 2006. № 1. - С. 16.

Национальными меньшинствами признаются граждане РФ, которые не имеют на территории РФ своих национально-государственных и национально-территориальных образований и не относятся к коренным малочисленным народам Энциклопедический словарь конституционного права // http: //constitutional_law. academic.ru/263/. .

Общим для понятий подобного рода является то, что согласно их трактовке граждане, относящиеся к национальным меньшинствам, не имеют своего национально-государственного образования на территории РФ и не являются коренным населением данного государства.

Другие ученые считают, что коренные народы (в том числе и малочисленные) представляют собой разновидность национальных меньшинств, поскольку обладают всеми признаками последних: своеобразием этических характеристик по отношению к другой части населения страны, деноминирующей численностью и негосподствующим положением в государстве или регионе проживания, стремлением сохранить свою самобытность См.: Пешперова И.Ю. Международно-правовая регламентация прав коренных народов // Правоведение. - 1998. № 1. - С. 21. .

Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации" Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации" от 19. 04.1991 г. № 1032-1 (в последней ред. ФЗ от 09. 03.2016 г. № 66-ФЗ) // Российская газета. 1996. 06 мая; 2016. 11 марта. отнес к национальным меньшинствам и коренные малочисленные народы Российской Федерации.

Некоторые ученые, к примеру, С.О. Иванов, считают, что на практике отдельные народы в РФ были признаны национальными меньшинствами посредством заключения двусторонних международных договоров, заключенных Россией См.: Иванов С.О. Правовая защита национальных меньшинств в субъектах Российской Федерации // Конституция РФ, конституционная реформа и реформа отраслевого законодательства. Брянск. 2008. - С. 101. .

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о культурном и научном сотрудничестве отнесло к национальным меньшинствам азербайджанское меньшинство, проживающее на территории РФ.

Такие соглашения были заключены со многими бывшими союзными республиками, подтверждая тем самым их право считаться национальным меньшинством на территории нашего государства.

Фактически ни один федеральный нормативный акт не дает четкого понятия национального меньшинства, хотя существует множество законодательных актов (Конституция РФ 1993 г., в первую очередь), которые направлены на защиту национальных меньшинств. В условиях нашей страны, когда национальные меньшинства составляют почти 1/5 населения России, принятие Федерального закона "О национальных меньшинствах" является более чем актуальным. См.: Долотказина А.А. Понятие «национальные меньшинства" в Российской Федерации / Вестник ТИСБИ. 2010. № 4. - С. 16.

Этот закон не только даст определение национальных меньшинств, но и на практике будет способствовать осуществлению конституционных принципов, направленных на равноправие всех граждан и всяческую защиту и поддержку национальных меньшинств, а принятые в соответствии с ним законы субъектов РФ позволят осуществить это и в регионах нашей страны.

Группа учёных-социологов из Хельсинского университета в 1975 году провела объёмное исследование, посвященное теме этнических групп в каждой стране. По итогам исследования были выделены следующие критерии национальных меньшинств: общее происхождение этнической группы; высокая самоидентификация; ярко выраженные культурные особенности (особенно собственный язык); наличие определённой социальной организации, которая обеспечивает продуктивное взаимодействие внутри самого меньшинства и вне его. См.: Васильева Н.Л. Конституционно-правовой статус национальных меньшинств и проблемы его реализации: Автореф. дисс.... к. ю. н. - Хабаровск: 2014. - 32 с.

Важно отметить, что учёные из Хельсинского университета делали акцент не на численном составе групп, а на отдельных аспектах социальных и поведенческих наблюдений. Ещё одним критерием можно считать положительную дискриминацию, при которой меньшинствам даётся много прав в разных сферах жизни общества.

Такая ситуация возможна только при правильной политике государства. Стоит отметить, что страны, национальным меньшинством которых являются очень незначительное количество людей, склонны относиться к ним более терпимо. Это объясняется психологическим феноменом - в малых группах общество не видит угрозы и считает их полностью контролируемыми. Несмотря на количественную составляющую, культура национальных меньшинств - их главное богатство.

Что касается сущности термина "национальное меньшинство", то это понятие относительное.

Иными словами, в некоторых регионах (это касается в основном национальных республик) в меньшинстве могут оказаться представители титульной нации страны, то есть русские.

Не редкими являются случаи, когда представители одного народа (который может и не составлять большинство населения), используя свое представительство во власти и пользуясь своим служебным положением, принимает решения в интересах лиц своей национальности.



Новое на сайте

>

Самое популярное