- Состав и функции крови. Плазма крови.
- Эритроциты.
- Свертывание крови.
- Лейкоциты.
- Иммунитет.
Состав и функции крови.
В ОРГАНИЗМЕ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕ-
КА НАХОДИТСЯ ОКОЛО 5 ЛИТРОВ КРО-
ВИ. КРОВЬ – ЭТО ОДИН ИЗ ВИДОВ СОЕ-
ДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ ОРГАНИЗМА. ОС-
НОВНЙЮ ЕЕ ЧАСТЬ СОСТАВЛЯЕТ ЖИД-
КОЕ МЕЖКЛЕТОЧНОЕ ВЕЩЕСТВО- ПЛАЗ-
В ПЛАЗМЕ НАХОДЯТСЯ КЛЕТКИ КРОВИ –
ЭРИТРОЦИТЫ И ЛЕЙКОЦИТЫ И КРОВЯ-
НЫЕ ПЛАСТИНКИ – ТРОМБОЦИТЫ, КО-
ТОРЫЕ ОБРАЗУЮТСЯ ИЗ КЛЕТОК КРАС-
НОГО КОСТНОГО МОЗГА. ИХ СОЗРЕВАНИЕ,
НАКАПЛИВАНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ ПРОИСХО-
ДИТ В ДРУГИХ ОРГАНАХ.
Функции крови
- Транспортная функция.
- Защитная функция.
- Осуществляется гуморальная регуляция организма.
- Эритроциты – это красные кровяные тельца.
Продолжительность
жизни эритроцита около четырех месяцев.
Поэтому кровь человека
постоянно пополняется новыми
эритроцитами.
- При ранении сосудов кровь свер-
тывается, образуя сгусток – тромб,
препятствующий вытеканию крови.
Основу тромба составляет волокнис-
тый белок – фибрин, образующийся
из растворенного в плазме белка –
фибриногена.
ЛЕЙКОЦИТЫ.
- Лейкоциты – это
бесцветные клетки крови. Все они имеют ядра.
В 1куб. мм крови содержится 6-8тыс. лейкоцитов.
Иммунитет.
- Иммунитет – единый защитный механизм. Иммунитет защищает организм
от инфекционных болезней.
ВИДЫ ИММУНИТЕТА:
- ВРОЖДЕННЫЙ ИММУНИТЕТ.
- ПРИОБРЕТЕННЫЙ ИММУНИТЕТ.
- ЕСТЕСТВЕННЫЙ ИММУНИТЕТ.
- ИСКУССТВЕННЫЙ ИММУНИТЕТ.
Мечников Илья Ильич (1845-1916)
- ВЫДАЮЩИЙСЯ РУССКИЙ УЧЕНЫЙ,
ВНЕСШИЙ БОЛЬШОЙ ВКЛАД В РАЗЛИЧ-
НЫЕ ОТРАСЛИ БИОЛОГИИ. ПОЧЕТНЫЙ
ЧЛЕН ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ.
В 1883 ГОДУ ПРОИЗНЕС ЗНАМЕНИТУЮ
РЕЧЬ О ЦЕЛЕБНЫХ СИЛАХ ОРГАНИЗМА,
В КОТОРОЙ ИЗЛАГАЛАСЬ ФАГОЦИТАР-
НАЯ ТЕОРИЯ ИММУНИТЕТА.
ПАСТЕР ЛУИ (1822-1895)
- ФРАНЦУЗСКИЙ УЧЕНЫЙ, ТРУДЫ КО-
ТОРОГО ПОЛОЖИЛИ НАЧАЛО РАЗВИ-
ТИЮ МИКРОБИОЛОГИИ КАК САМОСТО-
ЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ. С 1962 ГОДА ЧЛЕН
ПАРИЖСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, ЛАУРЕ-
АТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ.
В 1879 ГОДУ, ИССЛЕДУЯ МИКРОБЫ КУ-
РИНОЙ ХОЛЕРЫ, ОБНАРУЖИЛ, ЧТО
ВВЕДЕНИЕ ОСЛАБЛЕННЫХ МИКРОБОВ
КУРАМ НЕ ВЫЗЫВАЕТ ИХ ГИБЕЛИ И В
ТО ЖЕ ВРЕМЯ ДЕЛАЕТ ИХ СОВЕРШЕН-
НО НЕВОСПРИИМЧИВЫМИ К ДАННОЙ
ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ:
- ЧТО ТАКОЕ КРОВЬ.
- НАЗОВИТЕ ФУНКЦИИ КРОВИ.
- РАССКАЖИТЕ О СОСТАВЕ КРОВИ.
- ЧТО ТАКОЕ ТРОМБ.
- КАКОВА ФУНКЦИЯ ЭРИТРОЦИТОВ.
- КАКОВА ФУНКЦИЯ ЛЕЙКОЦИТОВ.
- ЧТО ТАКОЕ ИММУНИТЕТ.
- КТО ОТКРЫЛ ИММУНИТЕТ.
Что это такое?
Кровь - внутренняя среда организма, образованная жидкой соединительной тканью. Состоит из плазмы и форменных элементов: клеток лейкоцитов и потклеточных структур (эритроцитов и тромбоцитов). Циркулирует по системе сосудов под действием силы ритмически сокращающегося сердца.
В среднем, массовая доля крови к общей массе тела человека составляет 6,5-7 %. У позвоночных кровь имеет красный цвет (от бледно- до тёмно-красного), который ей придаёт гемоглобин, содержащийся в эритроцитах.
С незапамятных времен люди поняли, какое важное значение для организма имеет кровь. Неоднократно им приходилось видеть, что раненое животное или человек, потерявшие много крови, умирают. Эти наблюдения привели людей к мысли, что именно в крови заключается жизненная сила. Многие века истинное значение крови для организма оставалось загадкой, хотя изучать процесс кровообращения ученые начали с давних времен. Сначала им приходилось скрывать свои исследования, потому что за смелые попытки раскрыть тайны природы всемогущая в те времена церковь жестоко карала. Но вот миновало мрачное средневековье. Наступила эпоха Возрождения, освободившая науку от церковного гнета. XVII век дал человечеству два замечательных открытия: англичанин У. Гарвей открыл закон кровообращения, а голландец А. Левенгук создал микроскоп, позволивший изучать строение всех тканей человеческого организма и клеточный состав самой удивительной ткани - крови. В это время и возникла наука о крови - гематология.
В 17 веке итальянский физиолог М.Мальпиги впервые увидел под микроскопом кровообращение в капиллярах и назвал их волосяными сосудами.
К 60-м годам 19 века французским ученым Ж. Пуазейлем и немецким ученым К. Людвигом была изучена механика передвижения крови как перемещение жидкости в системе трубок, а французским ученым Э. Марейем - динамика деятельности сердца.
В 1865 году русский ученый В.Сутыгин впервые провел лабораторные исследования по консервации крови и оживлению обескровленных собак переливанием несвертывающейся крови семидневного хранения. Сегодня врачами широко используется метод хранения крови в консервированном виде и дальнейшего использования ее в случае необходимости.
Интересные факты.
За сутки сердце взрослого человека перекачивает около 10 тысяч литров крови! Один удар сердца выталкивает в артерию около 130 миллиграммов крови. А общая длина кровеносных сосудов в организме человека составляет около 100 000 км. От Нью-Йорка до Москвы – всего 7500 км.
Кухонный кран должен быть включен во весь напор на протяжении 45 лет, чтобы вылить количество воды, равное количеству крови, перекачанной сердцем за человеческую жизнь средней продолжительности.
В Японии считается, что темперамент и характер человека зависит от группы крови больше, чем от даты рождения. Поэтому многие больше доверяют характеристике группы крови, чем гороскопам по знаку зодиака.
Предел Армстронга – это высота над уровнем моря, где давление падает до такой степени, что кровь в человеческом теле закипает (19200 метров над уровнем моря).
Создаваемого человеческим сердцем давления, достаточно для поднятия крови на уровень 4-го этажа.
Интересные факты.
В водах Антарктики обитают ледяные рыбы, или белокровки. Это единственный вид позвоночных, в крови у которых нет эритроцитов и гемоглобина - поэтому кровь ледяных рыб бесцветна. Их метаболизм основан только на кислороде, растворённом непосредственно в крови. Такое строение кровеносной системы позволило белокровкам существовать в среде обитания с температурой ниже точки замерзания воды.
Наша кровь красная из-за наличия в ней железа в качестве переносчика кислорода. У некоторых пауков кровь синего цвета, так как у них вместо железа в крови используется медь.
Первое переливание крови. Первое переливание крови в России было осуществлено 20 апреля 1832 года петербургским акушером Андреем Вольфом. Весной 1832 года в медицинском мире России произошло событие, которое, как ни странно, осталось тогда почти незамеченным. Мало того, вскоре забылись не только дата этого события, но даже имя человека, с которым оно было связано.Спустя сто и более лет «виновника» стали упоминать все чаще, называя «акушером Вольфом», связывая его с первым и по счастливой случайности успешным переливанием крови в России. Но никогда не приводилось никаких сведений об имени и отчестве «акушера Вольфа», не говоря уже о его жизни и трудах. Во всех учебниках и руководствах, на всех лекциях, посвященных хирургии и другим дисциплинам, рассматривающим вопросы переливания крови, «акушер Вольф» оставался некой полулегендарной личностью. В одном из изданий Большой медицинской энциклопедии читаем: «В 1832 году Г. Вольф перелил кровь женщине, умиравшей после родов...». Стоп! «Акушер Вольф» уже превратился в «Г. Вольфа». Кто же он? Григорий? Георгий? Герман? Ни в одной энциклопедии, ни в одном справочнике такого акушера Вольфа не оказалось. Ну что же, подобные случаи наблюдались не раз. Тщательный просмотр петербургских периодических изданий первой половины прошлого века, внимательное изучение медицинской литературы этого периода, а главное, находки подлинных документов, мирно покоившихся в архивных папках, позволили подтвердить точную дату первого в России переливания крови, а также проследить жизненный путь и многолетнюю полезную деятельность замечательного русского врача Андрея Мартыновича Вольфа. Позвольте! А как же Г. Вольф, о котором упоминают многие авторитетные издания, в том числе Большая медицинская энциклопедия? Поставленная перед фамилией Вольфа литера «Г» раскрывается очень просто. В большинстве официальных документов, в журнальных и газетных публикациях в прошлом веке было принято вместо полного обращения «Господин» употреблять только первую букву «Г». Так обращение «Г. Вольф» позднейшими исследователями было ошибочно принято за начало имени и фамилии. Между тем сам Вольф дал ключ к раскрытию своего истинного имени в популярной некогда газете «С. - Петербургские ведомости»,подписавшись под статьей, опубликованной 18 апреля 1846 года,- «А. Вольф».
Джеймс Харрисон родился в 1935 г. В возрасте 13 лет, он перенёс серьёзную операцию груди и ему срочно требовалось около 13 литров донорской крови. После операции он находился в больнице в течение трёх месяцев. Понимая, что донорская кровь спасла ему жизнь, он дал обещание начать сдавать кровь, как только ему исполнится 18 лет.
Как только ему исполнилось 18, и он достиг требуемого для сдачи крови возраста, он немедленно пришёл в пункт сдачи крови Красного Креста. Там–то и выяснилось, что кровь Джеймса Харрисона в своём роде уникальна, так как в её плазме содержатся особые антитела, благодаря которым можно предотвратить резус–конфликт беременной матери с её плодом. Без этих антител резус–конфликт приводит минимум к анемии и желтухе ребёнка, максимум к мертворождению.
Когда Джеймсу объяснили, что именно нашли в его крови, он задал только один вопрос. Он спросил, насколько часто можно сдавать кровь.
С тех пор каждые три недели Джеймс Харрисон приходил в медицинский пункт неподалёку от своего дома и сдавал ровно 400 миллилитров крови. Нетрудно посчитать, что к нынешнему моменту он сдал уже примерно 377 литров крови.
В течение 56-ти лет с момента своей первой сдачи, он пожертвовал кровь и её компоненты почти 1000 раз. Это число является также мировым рекордом
Болезни крови.
1.Анемия.
В подавляющем большинстве случаев пониженная концентрация гемоглобина в крови человека связана с дефицитом железа в организме. Такое состояние называют анемией, и по официальной медицинской статистике оно диагностируется у почти 20 процентов населения.
К числу основных причин, вызывающих железодефицитные состояния и последующее заболевание анемией, относятся значительные кровопотери, возникающие при обширных операционных, носовых кровотечениях; а также при постоянном донорстве.
Помимо длительных кровотечений, сопровождающихся обильными потерями крови, причинами анемии могут послужить острые и хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, при которых в организме человека нарушается функция всасывания железа.
Периоды повышенной потребности организма в препаратах железа также сопровождаются снижением гемоглобина в крови.
К причинам анемии можно однозначно отнести - длительное вегетарианство, неполноценное питание, строгое соблюдение голодных диет. Все перечисленные недостатки и погрешности в питании существенно увеличивают риск развития анемии даже у совершенно здорового человека.
Болезни крови.
2.Острый лейкоз.
Лейкоз - заболевание с весьма многообразной клинической симптоматикой. Долгое время считали, что острый лейкоз - заболевание с внезапным началом и течением, подобным «молниеносному сепсису». В настоящее время твердо установлено, что острый лейкоз у большинства больных начинается постепенно и в своем развитии проходит три периода: начальный, полного развития болезни и терминальный. Для каждого периода характерны свои клинико-гематологические особенности. Опасность лейкозов заключается в том, что бесконтрольное размножение злокачественных клеток в костном мозге подавляет образование эритроцитов, нормальных лейкоцитов и тромбоцитов, что ведет к снижению их содержания в крови; появляется повышенная кровоточивость, возрастает риск тяжелых инфекций и возможно развитие опухолей в различных органах и тканях.
Как не заболеть раком.
Исключи вредную еду
Бросай курить
Проверься на вирусы
Укрепляй иммунитет
Не накапливай негатив
Удели себе внимание
1 слайд
2 слайд
3 слайд
Мечников Илья Ильич (1845-1916) Выдающийся русский учёный, положивший начало многим важнейшим направлениям в биологии и медицине. Автор знаменитой фагоцитарной теории иммунитета, за которую ему, первому из русских биологов, была присуждена Нобелевская премия. И.И.Мечников создал теорию воспаления как защитной реакции организма в борьбе с болезнью. Основал первую русскую бактериологическую станцию. Имя И.И.Мечникова пользуется всемирной известностью.
4 слайд
Форменные элементы Форменные элементы Строение клетки Место образования Продолж. функционирования Место отмирания Содерж. в 1 мм3 крови Функции Эритроциты Красные Кровяные Безъядерные клетки Красный костный мозг 3-4 мес. Печень, селезёнка 4,5-5 млн. Пигмент гемоглобин образует непрочные соединения с О2 и СО2 и транспортирует их. Лейкоциты Белые Кровяные амёбообразные клетки, имеющие ядро. Красный костный мозг, селезёнка, лимфатические узлы. 3-5 дней Печень, селезенка, а также места, где идёт воспалительный процесс 6-8 тыс. Защита организма от болезнетворных микробов путём фагоцитоза. Вырабатывают антитела, создавая иммунитет. Тромбоциты Кровяные пластинки Красный костный мозг 2-5 дней Печень, селезёнка. 300-500 тыс. Участвуют в свёртывании крови при повреждении кровеносного сосуда, способствуя преобразованию белка фибриногена в фибрин – волокнистый кровяной сгусток.
5 слайд
Кровь - удивительная жидкость. С древних времён ей приписывали могучую силу. Древние жрецы приносили её в жертву своим богам, люди кровью скрепляли свои клятвы… Кровь – это особый вид соединительной ткани, клетки расположены далеко друг от друга, много межклеточного вещества.
6 слайд
Функции крови. Питательная Дыхательная Гуморальная Выделительная Защитная Терморегуляторная Гомеостатическая
7 слайд
Плазма. Неорганические вещества: Органические вещества: белки Глюкоза Жиры Углеводы Гормоны Продукты распада витамины Соли натрия, калия, кальция: вода
8 слайд
Эритроцит гемоглобин Эритроциты, или красные клетки крови, хорошо видны под микроскопом в капле свежей крови. Их много, поэтому они хорошо заметны: в 1 мм3 – 4,5 – 5,5 млн. эритроцитов. Это мелкие безъядерные клетки двояковогнутой формы. Такая форма значительно увеличивает поверхность эритроцитов. Красноватую окраску придаёт эритроцитам особый белок – гемоглобин. Благодаря ему эритроциты выполняют дыхательную функцию крови: гемоглобин легко соединяется с кислородом и так же легко его отдаёт. Принимают участие эритроциты и в удалении углекислого газа из тканей. Образуются эритроциты в красном костном мозге. Их век недолог – 100-120 суток. Ежедневно вместо погибших образуется до 300 млрд. новых эритроцитов.
9 слайд
Переливание крови. Группы крови. Переливанием крови лечат многие болезни. В начале ХХ столетия были открыты группы крови. С этого времени стало возможным правильно подбирать донора – человека, дающего свою кровь для переливания. При переливании крови нужно, чтобы группа крови донора и реципиента – человека, получающего часть крови были совместимы. В 1901 году австрийский исследователь К.Ландштейнер исследовал проблему совместимости крови при переливании. Смешивая в опыте эритроциты с сывороткой крови, он обнаружил, что при одних сочетаниях сыворотки и эритроцитов наблюдается реакция агглютинации (склеивание) эритроцитов, при других – нет. Процесс агглютинации возникает в результате взаимодействия определённых белков: присутствующих в эритроцитах антигенов – агглютиногенов и содержащихся в плазме антител – агглютининов. При дальнейшем изучении крови выяснилось, что главными агглютиногенами эритроцитов оказались агглютиногены А и В, а в плазме крови – агглютинины a и b.Различают 4 группы крови.
10 слайд
Лейкоцит Лейкоциты (белые кровяные клетки; от лейко … и греч kytos – вместилище, здесь - клетка), бесцветные клетки крови человека и животных. Все типы лейкоцитов (лимфоциты, моноциты, базофилы, эозинофилы и нейтрофилы) шаровидной формы, имеют ядро и способны к активному амебовидному движению. Лейкоциты играют важную роль в защите организма от болезней – вырабатывают антитела и поглощают бактерии. В 1 мкм крови в норме содержится 4-9 тыс. лейкоцитов. Количество лейкоцитов в крови человека подвержено колебаниям: оно повышается к концу дня, при физической нагрузке, эмоциональном напряжении, приеме белковой пищи, резкой смене температуры окружающей среды. Существуют две основные группы лейкоцитов – гранулоциты (зернистые лейкоциты) и агранулоциты (незернистые лейкоциты). Гранулоциты подразделяются на нейтрофилы, эозинофилы и базофилы. Все гранулоциты имеют разделенное на лопасти ядро и зернистую цитоплазму. Агранулоциты разделяются на два основных типа: моноциты и лимфоциты.
11 слайд
Тромбоцит Кровяные пластинки(тромбоциты) – небольшие безъядерные образования, в 1 мм3 их содержится до 400000. Продолжительность их жизни – 5-7 дней. Образуются они в красном костном мозге. Основная функция связана с процессом свёртывания крови.
12 слайд
Свёртывание крови. повреждение (Тромбоциты разрушаются) ТРОМБОПЛАСТИН протромбин тромбин фибриноген фибрин тромб + клетки крови Свёртывание крови – это защитная реакция организма, препятствующая потере крови и проникновению в организм болезнетворных организмов.
13 слайд
14 слайд
Иммунитет Иммунитет – способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов, а также от инородных тел и веществ. Он бывает нескольких видов. Естественный иммунитет вырабатывается в результате перенесённых болезней или передаётся детям от родителей по наследству (такой иммунитет называют врождённым). Искусственный(приобретённый) иммунитет возникает в результате введения в организм готовых антител. Это происходит, когда заболевшему человеку вводят сыворотку крови переболевших людей или животных. Можно получить искусственный иммунитет и при введении вакцин – культур ослабленных микробов. В этом случае организм активно участвует в выработке собственных антител. Такой иммунитет остаётся на долгие годы.
15 слайд
Тест 1).Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин – Лейкоциты Эритроциты Тромбоциты
«Внутренняя среда организма. Кровь» 8 класс
Цель: создать условия для формирования знаний о внутренней среде организма; познакомить обучающихся с составом крови и функциями ее компонентов; продолжить формирование умений сравнивать, делать выводы на основе сравнения; составлять таблицы, схемы; показать связь изучаемого материала с жизнью; показать значение анализа крови, как важнейшего показателя здоровья.
Оборудование: учебник (стр. 127-135), рабочая тетрадь, электронное приложение к уроку «Внутренняя среда организма. Кровь»; проектор, компьютер, интерактивная доска.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала. (Слайд №1)
▪ Вводная беседа.
- Что такое среда?
- В какой среде находится наш организм?
- В какой среде существуют клетки нашего организма?
- Итак: внутренняя среда жидкая.
▪ Познакомимся с определением понятия внутренняя среда организма. Вспомним: что такое гомеостаз? (Слайд №2)
- Из каких же компонентов состоит внутренняя среда нашего организма? С помощью текста учебника и слайда учащиеся называют компоненты внутренней среды. (Слайд № 3)
- Где находятся эти компоненты?
1. Тканевая жидкость – между клетками;
2. Лимфа - в лимфатических сосудах;
3. Кровь – в кровеносных сосудах.
(анимация на слайде 2).
- Какой компонент вы считаете самым главным? (ответы учащихся).
- Есть такое выражение «Кровь- река жизни» , как вы можете объяснить смысл этого выражения? (ответы учащихся).
- Подумайте над такими фактами:
1. Человек, раненный в ногу или руку, погибает от большой потери крови, даже если все внутренние органы целы и здоровы.
2. Переливание крови другого человека раненному спасает его от смерти. (Слайд №4)
▪ В ходе беседы учащиеся формулируют вывод, что кровь является важнейшей жидкостью организма.
- «Кровь» и «Жизнь» - слова- синонимы. Кровь одушевляли и боготворили. Кровью клялись в братстве, дружбе и любви. Существуют такие выражения «Кровь за кровь», «Кровные братья».
▪ Просмотр видеофрагмента о том, как выглядит кровь человека под микроскопом сразу после забора. (Слайд №5)
▪ При помощи видеофрагмента выделим, какие функции выполняет кровь. (Слайд №6)
▪ Учащиеся называют функции крови, выполняют в рабочей тетради задание №1 .
▪Проверка задания по слайду. (Слайд№7)
▪При помощи опорного конспекта, учащиеся еще раз повторяют и обобщают функции крови. (Слайд №8)
- Кто знает, сколько крови в организме человека? (Слайд №9)
- Функций кровь выполняет много, значит и строение у нее должно быть сложным, из чего же состоит кровь.
▪ Изучение состава крови.
-При отстаивании крови, или центрифугировании кровь разделяется на слои. (Слайд №10)
- Назовите фракции, на которые разделяется кровь.
▪ Учащиеся составляют схему «Состав крови» (задание № 2 в рабочей тетради) , проверка задания по слайду №11.
- Первый компонент – плазма крови.
Изучение состава плазмы крови. (Слайд № 12)
▪ Изучение форменных элементов крови. Просмотр видеофрагмента «Форменные элементы крови». (Слайд № 13)
- Итак, первый форменный элемент- это красные кровяные клетки, эритроциты. (Слайд № 15)
- Просмотрите видеофрагмент о том, как двигаются эритроциты по сосудам. (Слайд № 16)
- Что позволяет эритроцитам двигаться по сосудам? Благодаря какому свойству они могут проходить по самым узким сосудам?(ответы учащихся).
- Где образуются эритроциты? (Слайд № 17)
▪ В ходе беседы, учащиеся выясняют, что строение эритроцитов идеально соответствует выполняемой ими функции. (Слайд № 18)
- С помощью чего эритроциты присоединяют к себе кислород?
▪ Знакомство с гемоглобином. Краткая информация об анемии и продуктах, которые богаты содержанием железа.
(Слайд № 19)
- Что мы называем синяком? Как он образуется? (Слайд № 20)
▪После учащимся дается еще немного времени и идет проверка результатов заполнения таблицы по эритроцитам.
- Следующий форменный элемент крови – это лейкоциты . Просмотрим короткий видеофрагмент о том, как выглядят лейкоциты под микроскопом. (Слайд № 21)
▪ Знакомство с лейкоцитами, особенностями их строения и функциями . (Слайд № 22)
- Кто может ответить на вопрос, где в нашем организме образуются лейкоциты? Просмотр видеофрагмента. (Слайд № 23)
- Итак, мы уже знаем, что сфера действия лейкоцитов – это защита, посмотрим, как это происходит. (Слайд № 24)
▪ Знакомство с явлением фагоцитоза, историей его открытия . (Слайд № 25, 26).
▪ Знакомство с тромбоцитами, особенностями их строения и функциями. (Слайд №27)
- Назовите основную функцию тромбоцитов, посмотрим, как это происходит. (Слайд № 28- 29)
- А теперь попробуем восстановить правильную последовательность процесса свертываемости крови с помощью интерактивной схемы (один учащийся выполняет задание на интерактивной доске, путем перетаскивания надписей, остальные помогают). (Слайд № 30)
▪ Выполнение небольшой виртуальной лабораторной работы «Микроскопическое строение крови» (Слайд № 31)
Если в классе есть компьютеры, все учащиеся могут выполнить аналогичную лабораторную работу, воспользовавшись сайтом .
- Как вы понимаете выражение «Кровь- зеркало здоровья»? (ответы учащихся).
Состав крови является важной характеристикой состояния организма. Кто никогда не сдавал анализ крови? Что такое анализ крови? (Слайд № 32)
- Познакомимся с нормами некоторых показателей общего анализа крови. (Слайд № 33)
▪ Затем учащимся предлагается некий анализ крови. Используя нормальные значения некоторых показателей анализа крови, учащиеся определяют, болен ли пациент, анализ крови которого они рассматривали, какие отклонения от нормы выявили.
- Просмотрите анимацию, какой процесс вы наблюдаете? (ответы учащихся) (Слайд № 35-36)
3. Итоги урока.
При проведении урока, не обязательно использовать весь предложенный материал. Можно адаптировать его в зависимости от условий, времени, можно использовать его частично.
Электронное приложение демонстрируется на интерактивной доске, что позволяет учителю концентрировать внимание учащихся, стоя у доски, а не сидя за компьютером. Лабораторная работа и тренажеры выполняются учащимися также на интерактивной доске, что более наглядно.