Домой Протезирование и имплантация Здоровый образ жизни - что это? ГДЗ по ОБЖ (Основы здоровья) Здоровье определение обж.

Здоровый образ жизни - что это? ГДЗ по ОБЖ (Основы здоровья) Здоровье определение обж.

Здоровый образ жизни - это система привычек и поведения человека, направленная на обеспечение определённого уровня здоровья.

Что такое здоровье?

Существует целый ряд определений, которые, как правило, содержат пять критериев, определяющих здоровье человека:

  • полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;
  • нормальное функционирование организма в системе «человек - окружающая среда»;
  • умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде; а отсутствие болезни;
  • способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

Мы остановимся на определении здоровья, которое дано в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В нём указано, что здоровье - это «состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

В обобщённом виде здоровье можно определить как умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам, болезням и повреждениям, сохранять себя, расширять свои возможности, увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности, т. е. обеспечивать своё благополучие. Смысл слова благополучие в Толковом словаре русского языка (автор С. И. Ожегов) определяется как «спокойное и счастливое состояние», а счастье - как «чувство и состояние полного высшего удовлетворения».

Исходя из этих понятий, сделаем вывод: здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности и ценно тем, что является непременным условием эффективной деятельности индивидуума, через которую достигаются благополучие и счастье.

Достичь благополучия возможно только через труд, направленный на расширение своих духовных, физических и социальных возможностей.

Рассмотрим высказывание по этому поводу из трактата «Об обязанностях» древнеримского политика, оратора и писателя Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н. э.): «Обязанности мудрого - заботиться о своём имуществе, не совершая ничего противного обычаям, законам и установлениям; ведь мы хотим быть богаты не только ради себя, но и ради детей, родных и друзей, а особенно ради государства; ведь средства и достояние отдельных лиц составляют богатства гражданской общины».

Таким образом, здоровье - непременное условие эффективной жизнедеятельности человека.

Факторы, влияющие на здоровье

Индивидуальное здоровье в основном зависит от четырёх факторов:

  • биологические факторы (наследственность) - около 20%;
  • окружающая среда (природная, техногенная, социальная) -20%;
  • служба здоровья - 10%;
  • индивидуальный образ жизни - 50%.

Из этого распределения следует вывод, что состояние здоровья каждого человека на 90% индивидуально, так как оно зависит от наследственности, факторов окружающей среды и в основном от индивидуального образа жизни (поведения каждого, его привычек, поступков, стремлений, пристрастий).

В книге Н. М. Амосова «Раздумья о здоровье» говорится:

    «В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности.

    Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней».

Сделаем вывод: во всех неприятностях со здоровьем виноваты чаще всего мы сами. Это во-первых. Во-вторых, надеяться нам особенно не на кого, нужны собственные усилия, прежде всего в познании риска, выработке программы поведения, а главное - в её постоянном выполнении.

Здоровый образ жизни - это и есть та индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие.

Здоровый образ жизни в значительной степени содействует разумному удовлетворению физических и духовных потребностей человека, формированию социально активной личности, понимающей личную ответственность за состояние своего здоровья как критерия социально-экономического развития.

Необходимо подчеркнуть, что особое значение сегодня приобретает формирование мотивации к здоровому образу жизни у молодёжи.

Эта мысль подтверждается официальными данными о состоянии духовного и физического здоровья молодёжи в настоящее время (см. раздел «Дополнительные материалы»),

Основные составляющие здорового образа жизни

Первым шагом к созданию своей индивидуальной системы здорового образа жизни является выработка твёрдой мотивации. К здоровому образу жизни нельзя прийти по чьему-то указанию. Это должно быть личное глубокое убеждение и уверенность в том, что другого пути к здоровью, реализации своих жизненных планов, обеспечению благополучия для себя, своей семьи и общества просто не существует.

Другим составляющим элементом здорового образа жизни является режим жизнедеятельности. Вся жизнедеятельность человека проходит в режиме распределения времени, частично вынужденного, связанного с общественно необходимой деятельностью, частично по индивидуальному плану. Так, например, режим жизнедеятельности школьника определён учебным планом занятий в школе, режим военнослужащего - распорядком дня, утверждённым командиром воинской части, режим работающего человека - началом и концом рабочего дня.

Таким образом, режим - это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.

Главной составляющей режима жизнедеятельности человека является его труд, который представляет целесообразную деятельность человека, направленную на создание материальных и духовных ценностей.

Режим жизнедеятельности человека трудоспособного возраста должен быть подчинён прежде всего его эффективной трудовой деятельности.

Работающий человек живёт в определённом ритме: он должен в определённое время вставать, выполнять свои обязанности, питаться, отдыхать и спать. И это неудивительно, все процессы в природе подчинены в той или иной мере строгому ритму: чередуются времена года, ночь сменяет день, день снова приходит на смену ночи. Ритмичная деятельность - один из основных законов жизни и одна из основ любого труда.

Рациональное сочетание элементов режима жизнедеятельности обеспечивает более продуктивную работу человека и высокий уровень его здоровья.

В трудовой деятельности человека участвует весь организм как целое. Трудовой ритм задаёт ритм физиологический: в определённые часы организм испытывает нагрузку, вследствие чего повышается обмен веществ, усиливается кровообращение, дыхание, а затем появляется чувство усталости; в другие часы, дни, когда нагрузка снижается, наступает отдых после утомления, восстанавливаются силы и энергия. Правильное чередование нагрузки и отдыха является основой высокой работоспособности человека.

Теперь необходимо остановиться на вопросе об отдыхе, при этом подчеркнуть, что отдых - это состояние покоя или активной деятельности, ведущее к восстановлению сил и работоспособности.

Наиболее эффективным средством для восстановления работоспособности является активный отдых, который позволяет рационально использовать свободное время. Чередование видов работы, гармоничное сочетание умственного и физического труда, физическая культура обеспечивают эффективное восстановление сил и энергии. Отдыхать человеку требуется ежедневно, раз в неделю и раз в году, используя свободное время для укрепления своего физического и духовного здоровья.

Рассказывая о необходимости чередования труда и отдыха, особо следует подчеркнуть, что к важнейшему виду ежедневного отдыха относится сон. Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье человека.

Потребность во сне зависит от возраста, образа жизни, типа нервной системы человека. Сон прежде всего способствует нормальной деятельности центральной нервной системы. Недосыпание, особенно систематическое, ведёт к переутомлению, истощению нервной системы, заболеванию организма. Сон нельзя заменить ничем, он ничем не компенсируется. Соблюдение режима сна - основа здорового образа жизни.

Чтобы быть здоровым и работоспособным, необходимо выработать привычку ложиться спать и вставать в одно и то же время, научиться быстро засыпать и крепко спать.

Правильное питание - это важнейшее условие здоровья человека, его работоспособности и долголетия. Что значит правильно питаться? Это значит получать с пищей в достаточном количестве и в правильном соотношении необходимые организму вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду. Существует несколько теорий правильного питания, но пока никто не может дать каждому из нас твёрдые наставления: ешьте то-то в таком-то количестве. Рацион питания зависит от взглядов и образа жизни каждого человека.

Все элементы режима жизнедеятельности человека (труд, отдых, сон и питание) во многом индивидуальны. Высоким уровнем работоспособности, здоровья и долголетия будет обладать тот, кто придерживается требований здорового образа жизни.

Выводы

  1. Никакие медицинские учреждения не смогут сделать старшеклассника здоровым, если он не получил навыков здорового образа жизни в семье с самого раннего возраста.
  2. Высокая работоспособность зависит от двигательной активности, закаливания организма, оптимального сочетания умственного и физического труда.
  3. Причинами нарушения здоровья могут быть умственное и физическое перенапряжение, избыточный производственный и бытовой шум, недостаточный сон и неполноценный отдых, плохая экология, избыточное или недостаточное питание, вредные привычки, не оказанная вовремя и некачественная медицинская помощь и др.
  4. Здоровый образ жизни предполагает физическую нагрузку, оптимальный режим труда и отдыха, правильное питание, достаточную двигательную активность, личную гигиену, закаливание, отрицательное отношение к вредным привычкам, позитивное восприятие жизни и др.
  5. Долголетие обретают в первую очередь те люди, которые всегда придерживаются правил здорового образа жизни.

Вопросы

  1. Что включает в себя понятие «здоровье человека»?
  2. Какие факторы оказывают благоприятное и неблагоприятное влияние на здоровье человека?
  3. Почему здоровый образ жизни следует считать индивидуальной системой поведения человека?
  4. Какие можно назвать основные составляющие здорового образа жизни?

Задания

  1. Составьте режим своего дня, который вы считаете наиболее эффективным.
  2. Определите в режиме дня время для занятий физической культурой и спортом.
  3. Поработайте в библиотеке и, используя средства массовой информации, подготовьте сообщение на тему «Духовное и физическое состояние молодёжи в нашем регионе».

Если кто-то из школьников считает, что заботиться об их здоровье — это дело родителей и врачей, то он ошибается. Чтобы быть здоровым, надо прежде всего самому заботиться о своем здоровье и вести здоровый образ жизни. Он больше способствует сохранению и укреплению здоровья.

Здоровый образ жизни — это:

  • выполнение режима дня;
  • соблюдение правил гигиены;
  • занятия физкультурой и спортом;
  • закаливание;
  • правильное и полезное питание;
  • доброжелательное отношение к окружающим;
  • отсутствие вредных привычек. Материал с сайта

Режим — основа здоровья. И это не только расписание уроков, которое висит на стене, но и режим питания, сна и отдыха, а также физический труд и помощь родителям. Все, что ты запланировал, должен выполнить в течение дня. Тогда твое настроение будет хорошим и бодрым, и родители будут довольны.

Хочешь быть здоровым — правильно питайся. Пища должна быть не только вкусной, но и полезной. И еще: к столу надо садиться в один и то же время, — ты об этом знаешь. Итак, садись к столу вовремя, не жди приглашения по несколько раз.

Если ты еще не дружишь с физкультурой и спортом, то начни заниматься ими уже сейчас — сделай несколько упражнений — не откладывай это на завтра или до следующего понедельника. Проснувшись утром, делай зарядку, в течение дня играй в теннис, футбол, катайся на велосипеде, роликах и т.д. И тогда почувствуешь, что твое здоровье значительно улучшится.


Тебе приятно видеть веселого, улыбающегося человека? Ответь тем же — улыбайся, будь приветливым и доброжелательным. Помни: это еще и полезно для здоровья!


Чрезмерное увлечение компьютерными играми, длительный просмотр телепередач, алкоголь, наркотики, курение, даже пассивное, портят здоровье.

Итак, тот, кто постоянно заботится о своем здоровье — занимается физкультурой, соблюдает режим дня и правил личной гигиены, правильно питается, не имеет вредных привычек, доброжелательный и приветливый, — имеет крепкое здоровье. А тот, кто не заботится о своем здоровье, ведет малоподвижный образ жизни, имеет вредные привычки, постепенно теряет здоровье и укорачивает себе жизнь.

Здоровый образ жизни образ жизни отдельного человека, направленный на сохранение и укрепление здоровья.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • здоровый образ жизни доклад
  • реферат по физкультуре на тему здоровый образ жизни
  • сжатое сочинение я за здоровый образ жизни
  • сочинение здоровый образ жизни кратко
  • краткое эссе на тему-здоровье

Цель: создание условий для формирования у учащихся системы научных знаний о здоровье и его разновидностях: индивидуальном и общественном.

Задачи:

  1. Образовательная - освоить основные понятия: здоровье индивидуальное и общественное.
  2. Воспитательная - содействовать формированию положительной «Я- концепции».
  3. Развивающая - способствовать развитию творческих способностей.

Оборудование: яркий воздушный шарик, компьютер, презентация урока, валеологические аудиозаписи, листы бумаги, фломастеры, трафарет модели здоровья школьника, три цвета жетонов (красный, желтый, зеленый).

План урока:

I. Организационный этап - (1 мин.)

II. Основной этап.

  1. Актуализация первичного опыта учащихся (5 мин.)
  2. Изучение нового материала (25-28 мин.)
    2.1. Совместное целеполагание.
    2.2. Работа в группах. Задание на ассоциации.
    2.3. Определение, данное здоровью в Уставе ВОЗ. Обобщение понятие здоровья.
    2.4. Взаимосвязь, существующая между, физической, социальной и психической составляющими здоровья человека.
    2.5. Работа в группах: составление модели здоровья учащихся.
    2.6. Презентация работ учащихся.
    2.7. Физкультурная пауза.
    2.8. Здоровье индивидуальное и общественное.
  3. Закрепление нового материала (5 мин.)
  4. «Сделай свой выбор».
  5. Подведение итогов (2-3 мин.)
  6. Домашнее задание (2 мин.)
  7. Рефлексия (2 мин.)

Ход урока

На перемене перед уроком звучит валеологическая мелодия . Класс проветрен. Учащиеся рассаживаются по группам.

I. Организационный этап.

Приветствие учащихся. Создание благоприятной психоэмоциональной обстановки на уроке.

II. Основной этап.

1. Актуализация первичного опыта учащихся.

Мотивация. При помощи воздушного шарика, который учащиеся перекидывают друг другу выяснить, что является главным в жизни каждого из учащихся в данном классе. (Варианты ответов детей).

Без чего человек не может достичь вышеназванных ценностей?(обсуждение проблемы). (Варианты ответов детей).

Принятие решения. - Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является одним из главных жизненных ценностей человека .

2. Изучение нового материала

2.1. Совместное целеполагание. Учитель обращает внимание ребят на тему урока.

Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (Варианты ответов детей).

Учитель: Сегодня мы выявим смысл понятий здоровья индивидуального и здоровья общественного, а именно, здоровье – человеческая ценность; попытаемся создать модель школьника и выясним, чем здоровье индивидуальное отличается от здоровья общественного.

Учитель: Попробуйте дать определение здоровью. (Варианты ответов детей).

Можно ли здоровьем назвать просто отсутствие болезней?

Какое бы вы дали определение понятию здоровья? (Варианты ответов детей). (Cлайд 2)

Первый изучаемый вопрос - Здоровье - человеческая ценность. (Cлайд 3)

2.2. Работа в группах. Задание на ассоциации.

На каждую букву этого слова напишите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым.

З-
Д-
О-
Р -
О-
В-
Ь
Е -

Учитель:

Попробуйте дать определение здоровью. (Варианты ответов детей).

Можно ли здоровьем назвать просто отсутствие болезней? (Варианты ответов детей).

Какое бы вы дали определение понятию здоровья? (Варианты ответов детей).

2.3. Определение, данное здоровью в Уставе ВОЗ. Обобщение понятие здоровья.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье» - это состояние полного физического, социального и психического благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (записать в тетради). (Cлайд 4)

Задание: На основе предложенных рисунков назвать проявления здоровья школьника, согласно определению здоровья ВОЗ. (Варианты ответов детей: физическое, социальное, психическое здоровье). (Cлайд 5)

2.4. Взаимосвязь, существующая между, физической, социальной и психической составляющими здоровья человека. (Cлайд 6)

Второй изучаемый вопрос - создание модели здоровья школьника. Модель можно представить в виде треугольника, вершиной которого является состояние идеальное здоровья. Такая модель показывает взаимосвязь, существующая между, физической, социальной и психической составляющими здоровья человека.

Физическое здоровье – это функционирование организма, здоровье всех его систем, физическая активность, режим дня и отдыха, рациональное питание, закаливание и т.д.

Социальное – осознание себя личностью мужского или женского пола, взаимодействие с окружающими, понимание и развитие навыков, помогающих в общении с людьми, профилактика социально значимых заболеваний. На основе физического формируется социальное здоровье человека. (Cлайд 7)

Психическое – умение определять свое место в окружающем мире, понимание своих чувств и умение выражать их, умение прогнозировать различные ситуации становление и развитие личности старшеклассников, их самоопределение и самореализация. На базе физического и социального здоровья формируется психическое здоровье человека. (Cлайд 8)

Каждый человек стремится к своей вершине по сохранению и укреплению здоровья. Каждый человек достигает своих вершин по формированию здоровья (физического, социального, психического) индивидуальными маршрутами. Общие задачи маршрута: 1 уровень-знать ; 2 уровень - уметь предупредить; 3 высший уровень - быть способным помочь близким .

2.5. Работа в группах: составление модели здоровья учащихся. (Cлайд 10)

Эти три составляющие здоровья должны постоянно находиться в гармоничном единстве, дополняя, и влияя друг на друга. Каждый человек стремится к своей вершине по сохранению и укреплению здоровья.

Задание группам: Используя понятие здоровья, общие задачи каждого маршрута по заданной общей модели создать свои модели здоровья.

(Во время групповой работы звучит мелодия )

2.6. Презентация работ учащихся.

В презентациях они имеют возможность выразить своё мнение, проявить самостоятельность.(Защита групповых моделей здоровья .)

Учитель обобщает ответы детей и акцентирует внимание на целенаправленном стремлении к сохранению и укреплению здоровья каждого как жизненной ценности.

Вывод:«здоровье» понимается как единое целое, состоящее из взаимосвязанных и влияющих друг на друга аспектов. Каждый из вас сможет самостоятельно составить свою индивидуальную модель здоровья.

2.7. Физкультурная пауза.

Упражнения для физкультминутки (под звучание валеологической мелодии ):

1) Для улучшения мозгового кровообращения: И.П. - сидя, стоя, руки на поясе. На счёт 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 - и. п., на счёт 3-4 тоже правой рукой. Повторить 3-4 раза.

2) Для снятия утомления с плечевого пояса: «Осьминог» - круговые движения плечами назад-вперёд 3-4 раза, плечи поднять- опустить (оба вместе, затем по очереди) 3-4 раза.

3) Для снятия утомления с туловища: потянуться в удовольствие до 10 сек. (Cлайд 10)

2.8. Здоровье индивидуальное и общественное.

Третий изучаемый вопрос - Здоровье индивидуальное и общественное.

В трактате древнеримского политика Цицерона (106-43 гг. до н.э.) «Об обязанностях» говорится: «Обязанности мудрого – заботиться о своем имуществе, здоровье, не совершая ничего противного обычаям, законам и установлениям … не только ради себя, но и ради детей, родных, друзей, а особенно ради государства; ведь достояние отдельных лиц составляют богатство гражданской общины».(Cлайд 11)

Главное богатство любого государства – это люди. Без человеческого потенциала рухнет любая экономическая система и бессильна самая передовая и прогрессивная «национальная идея». (Из Концепции национальной безопасности РФ). (Cлайд 12)

Современная медицина определяет здоровье как общественное, так и индивидуальное (см. схему) (Cлайд 13)


Схема

Учитель: - Что подразумевается под понятием индивидуальное здоровье? общественное здоровье?

Каким образом взаимосвязаны понятия общественное и индивидуальное здоровье? (они неразрывно связаны друг с другом, и одно зависит от другого).

Без здорового индивидуального человека, как единицы общества не будет здорового общества, поэтому наше государство заботится о здоровье каждого человека.

3. Закрепление материала. (Cлайд 14)

Задание для каждого учащегося. «Сделай свой выбор». При помощи разноцветных жетонов определить, какой уровень модели, по-вашему, мнению у вас наиболее развит.

Зеленый – 1 место - очень хорошо развит.

Желтый - 2 место - хорошо развит.

Красный - 3 место – плохо развит.

На заранее подготовленном трафарете модели здоровья школьника (см. Cлайд 10) дети размещают свои жетоны, определяя рейтинг развития здоровья данного класса.

Высказывания выдающихся людей о здоровье.Артур Шопенгауэр «Афоризмы житейский мудрости»: «…прежде всего мы должны сохранить хорошее здоровье. Средства к этому несложные: избегать всех эксцессов, излишних бурных и неприятных волнений, а также чересчур напряженного и продолжительного умственного труда, далее усиленное движение на свежем воздухе в течение, по крайней мере, двух часов, частое купание в холодной воде и тому подобные гигиенические меры». (Cлайд 15).

4. Подведение итогов

Учитель:

Какие выводы можно сделать после сегодняшнего урока?

Какое место среди жизненных ценностей отводится здоровью? (Ученики высказывают свои суждения.)

(Анализ работы на уроке и выставление оценок.) (Cлайд 16)

5. Домашнее задание .

Продумать свои модели здоровья и предложить их для обсуждения на следующем уроке. (Cлайд 17)

6. Рефлексия.

Выразить свои мысли и чувства по сегодняшнему уроку, употребив только одно предложение или словосочетание. (Cлайд 18)

(Учитель желает всем здоровья и благодарит за работу на уроке (Cлайд 19).)

Список валеологических мелодий:

  1. Оркестр П. Мориа «Atlantis».
  2. Оркестр П. Мориа «El Bimo».
  3. Оркестр П. Мориа «Minueto».

Здоровье человека, компоненты здоровья.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788 – 1860) утверждал: «Девять десятых нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствия, даже субъективные блага: качество ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основание, что мы прежде всего спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья».

Если мы принимаем, что среди жизненных ценностей человека здоровье – главное условие человеческого счастья, то необходимо разобраться, что мы понимаем под этим термином.

Сегодня существует целый ряд определений здоровья человека. В Уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье – это «состояние полного физического, душевного, и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

В обобщенном виде, здоровье человека – это его способность сохранять соответствующую возрасту и полу психофизиологическую устойчивость в условиях постоянного изменения информации (сенсорной и структурной).

Что такое сенсорная и структурная информации?

Сенсорная информация – это информация, воспринимаемая с помощью органов чувств – зрительная, слуховая, тактильная, вкусовая, обонятельная. Сенсорная информация может быть положительной и отрицательной по своему качеству и количеству.

Структурная информация воспринимается на клеточном уровне, то есть речь идет о структурной защитной реакции здорового организма при попадании в тело человека инородного агента (вирус оспы) путем выработки специальных антител для разрушения вируса. Чем опаснее инородный агент, попавший в организм здорового человека, тем мощнее структурная система защиты – иммунитет.

Итак, природа позаботилась о нашем ресурсе здоровья, снабдив нас от рождения структурной и сенсорной информационными системами, обладающими способностью к саморегуляции и поддержанию жизни

Из определения здоровья, можно сделать вывод, что компонентами здоровья являются:

· физический,

· психологический,

· социальный.

Физический компонент – способность тела иметь резервы на случай непредвиденных экстремальных и чрезвычайных ситуаций.

Психологический компонент – определяет состояние психики, или душевного равновесия человека. Душевное благополучие соотносится с разумом, интеллектом, эмоциями.

Социальный компонент – отражает связи внутри общества, материальное обеспечение, межличностные контакты, т. е. осознание себя в качестве личности при взаимодействии с окружающими.

Все три компонента взаимосвязаны между собой, показываю на доске схематически, наглядно три основных компонента.

Здоровье индивидуальное и общественное

Индивидуальное здоровье – это здоровье каждого человека в отдельности.

Общественное здоровье – это здоровье всего общества, представляет собой социально-политическую и экономическую категории, которые характеризуют жизнеспособность всего общества как социального организма.

Здоровье духовное и физическое

Духовное здоровье обеспечивается системой мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нем. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий.

Физическое здоровье, как один из компонентов здоровья человека, определяется как отсутствие болезней и физических дефектов тела и во многом зависит от работы сенсорной и структурной информационных систем. На физическое здоровье прежде всего влияют наследственность и окружающая среда

На 20 минуте урока выполнить двигательные упражнения (2 мин).

Духовное и физическое начала должны постоянно находиться в гармоничном единстве, ибо это две неразрывные части общего индивидуального здоровья человека. Обе эти части – физическая и духовная – так тесно переплетены, что невозможно разделить их. Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь, и духовный контроль дает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья.

Факторы, влияющие на здоровье.

Что влияет на здоровье?

Это влияние выражено двумя группами: внутренними и внешними.

Внутренние – это влияние наследственности (генетический фактор) – 20%

Внешние – окружающая среда (20%), деятельность здравоохранения (10%)

Образ жизни на 50% влияет на наше здоровье! Все будет завесить от того, как мы распорядимся природным даром и, конечно, от того в каких условиях мы будем им распоряжаться.

Образ жизни – это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды.

Факторы внешней среды бывают:

· физические (давление, излучение, температура);

· химические (пища, вода, ядовитые вещества);

· биологические (растения, микроорганизмы, животные);

· психологические (воздействующие на эмоциональную сферу через зрение, прикосновение, обоняние, вкус, слух и вызывающие положительную или отрицательную реакцию).

А что такое взаимоотношения с самим собой? Это сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющих природный ресурс здоровья, и отсутствие вредных, разрушающих его.

Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней. Для этого необходимо вести здоровый образ жизни – деятельность, направленную на сохранение и укрепление здоровья!

Основные критерии здоровья

Основным критерием здоровья человека является его способность сохранять психофизиологическую устойчивость в постоянно меняющемся мире.

Другими словами – это быстрая адаптация к новым условиям окружающего мира.

Адаптация – это физиологическое приспособление строения и функций организма, изменение его органов и клеток в соответствии с условиями окружающей среды.

Под условиями окружающей среды надо понимать не только изменения природной среды, но и изменения психологической обстановки.

Цель: Уяснить основные критерии здоровья и влияние вредных привычек на его состояние.

Литература:

1.Учебник «ОБЖ» 10-11 кл. АСТ - ЛТД. М., 2000 .

2. Журналы «Военные знания» №6 – 1996, стр. 32, №8 – 1997, ст. 43.

3. Журнал «ОБЖ» №9 – 2005, стр. 8.

«Здоровье – это состояние полного физического, духовного, социального благополучия» - Устав Всемирной Организации Здравоохранения.

«Благополучие – это спокойное и счастливое состояние» (словарь Ожегова)

Определение здоровья содержит 5 критериев:

1. Отсутствие болезни.

2. Нормальная работа организма

3. Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие.

4. Способность приспосабливаться к изменяющейся обстановке.

5. Способность к полноценному выполнению основных социальных функций (труд)

Здоровье подразделяется на индивидуальное и общественное.

Общественное – это здоровье общества, зависит от государственной программы, направленной на сохранение и укрепление здоровья населения, выделения финансовых средств на её осуществление.

Индивидуальное подразделяется на духовное и физическое.

Духовное – это система мышления, отсутствие психических расстройств, негативных мыслей и желаний.

Физическое – нормальная работа всего организма.

Если взять здоровье – 100% , то из чего оно состоит:

наследственность – 20%

окружающая среда – 20%

ИОЖ (индивидуальный образ жизни)– 50%

состояние здравоохранения – 10%

ИОЖ – это индивидуальная система поведения человека.

Факторы, положительно влияющие на здоровье :

1. Соблюдение режима дня (труд, питание, отдых, сон)

2. Рациональное питание

3. Двигательная активность

4. Закаливание

5. Хорошие взаимоотношения с людьми

Факторы, отрицательно влияющие на здоровье :

1. Вредные привычки (курение, алкоголь, наркотики)

2. Эмоциональное и психическое напряжение

3. Неблагоприятная экология

Вредные привычки:

1. Алкоголь - наркотический яд, парализующий клетки головного мозга.

7 грамм спирта на 1 кг веса тела – смертельная доза. 80 грамм алкоголя сохраняются в крови 24 часа. От 100 грамм водки погибают 7,5 тысяч активно работающих клеток головного мозга.

Существуют 3 степени опьянения:

Лёгкая – повышение настроения, бодрость, довольство, человек весел, шумит, исполнен симпатией к окружающим. Появляется самоуверенность, склонность к хвастовству, появляется стремление говорить, демонстрировать силу и ловкость. Речь быстрая и громкая. Длится 30 мин – 3 часа.

Средняя – грубые плоские шутки, брань. С трудом переключается внимание. Легко обнажаются затаённые чувства обиды, ревности, ущемленной справедливости. Бесцеремонное поведение, утрачивается чувство стыда, появляется сексуальная расторможенность. Длится несколько часов, затем сон, тяжёлое протрезвление с долго сохраняющимся чувством слабости, жаждой, отсутствием аппетита.

Тяжёлая – затрудняется восприятие окружающего. Речь нечленораздельная, утрачивается её понимание. Тошнота, рвота, непроизвольное мочеиспускание, дефекация. Протрезвление медленно, в течение нескольких дней, нарушается сон, отсутствует аппетит.

Влияние на организм:

1. Нарушение равновесия, координации, внимания – причина несчастных случаев.

2. Хронический гепатит и цирроз печени.

3. Нарушается регуляция тонуса сосудов, сердечный ритм, необратимые изменения в клетках головного мозга.

4. Негативное влияние на железы внутренней секреции – снижение половой активности.

5. Средняя продолжительность жизни – 55-57 лет.

6. Увеличивается риск заражения сифилисом, гонореей, СПИДом.

7. У пьющих женщин – риск рождения недоношенных и мёртвых детей.

8. У пьющих родителей – риск рождения олигофренов.

2. Курение – это вредная привычка, заключается во вдыхании дыма тлеющего табака.

*Активным началом табачного дыма является никотин , который мгновенно попадает в кровь через альвеолы лёгких. Никотин – сильный яд, смертельная доза 1мг на 1 кг веса, т.е. 50-70 мг (1/2 пачки). Ежегодно в мире умирает 5 млн человек.

*Кроме того, в дыме содержится угарный газ, синильная кислота, сероводород, углекислый газ, аммиак, дёготь (смола). В дёгте около 100 химических соединений, но самые опасные – радиоактивный изотоп калия и мышьяк, вызывающие рак.

Влияние на организм:

1. Вредное воздействие на нервную систему, сначала возбуждая, затем угнетая.

2. Память и внимание ослабевают.

3. Нарушение зубной эмали, отложение табачного дёгтя.

4. Риск развития бронхита, язвы желудка.

6. По мере привыкания появляется физическая и психическая зависимость.

7. Ослабевает функция лёгких.

8. Риск развития ишемической болезни сердца, гипертонической болезни.

9. Курение требует ежедневных расходов.

10. Курение влияет на окружающих - пассивное курение.

11. Курение убивает больше в 50 раз, чем СПИД.

3. Наркомания

1. Опийная наркомания . Опиаты – опий, героин, морфин, маковая соломка. Признаки – узкие зрачки, вялость, отрешённость, очень быстрая зависимость – 1-2 дозы. После эйфории наступает озноб, мучительные боли в руках, ногах, спине, бессонница, понос, отсутствие аппетита.

2. Гашишизм – это препараты конопли – гашиш, марихуана, анаша. Признаки – налитые кровью глаза. Появляется дурашливость, смешливость, подвижность. Далее снижается настроение, раздражительность, гнев, нарушение сна.

3. Наркомания от стимуляторов – эфедрин, экстези, ЛСД, мескалин, циклодол, димедрол. Галлюцинации, истеричность, агрессивность, экстаз. Затем длительная бессонница и депрессия.

4. Наркомания от снотворных – метадон, нембутал, седуксен, элениум, нитрозепам. Дают впечатление алкогольного опьянения.

Токсикомания – вдыхание паров бензина, ацетона, клея, растворителей. Впечатление лёгкого алкогольного опьянения.

Дальнейшее употребление наркотиков ведёт к снижению эйфории и увеличению дозы, повышается риск передозировки.

Единственная цель наркомана – приобретение и употребление наркотика.

Наркотики – это химические продукты синтетического или растительного происхождения, оказывающие специфическое воздействие на весь организм.

Наркомания тяжёлое заболевание, вызванное злоупотреблением наркотиками.

Вопросы для контроля:

  1. Здоровье. Основные критерии.

2. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на здоровье.

3. Алкоголь, влияние на организм.

4. Курение, влияние на организм.

5. Наркотики, виды, влияние.



Новое на сайте

>

Самое популярное