Домой Гигиена Примерами психических состояний могут быть. Психическое состояние

Примерами психических состояний могут быть. Психическое состояние

В современной мире много внимания уделяется проблеме психологических состояний. Психологическое состояние - конкретная структурная организация всех имеющихся у человека психических компонентов, обусловленная данной ситуацией и предвидением результатов действий, их оценкой с позиций личностных ориентаций и установок, целей и мотивов всей деятельности. Психологические состояния многомерны, они выступают и как система организации психических процессов, всей деятельности человека в каждый конкретный момент времени, и как отношения человека. В них всегда представлена оценка ситуации и потребности человека. Существует представление о состояниях как о фоне, на котором протекает психическая и практическая деятельность человека.

Психологические состояния могут быть эндогенными и реактивными, или психогенными. В возникновении эндогенных состояний главную роль играют факторы организма. Отношения не играют роли. Психогенные состояния возникают по поводу обстоятельств, имеющих важное значение, связанных со значимыми отношениями: неудачей, потерей репутации, крахом, катастрофой, потерей дорогого лица. Психологические состояния имеют сложный состав. Они включают в себя временные параметры (длительность), эмоциональные, и другие составляющие.

2.1 Структура состояний

Системообразующим фактором для состояний можно считать актуальную потребность, которая инициирует то или иное психологическое состояние. Если условия внешней среды способствуют быстрому и лёгкому удовлетворению потребности, то это способствует возникновению позитивного состояния-радости, воодушевления, восторга и т.д., а если вероятность удовлетворения низка или вообще отсутствует, то состояние будет негативным по эмоциональному знаку. Именно в начальный период формирования состояния возникают наиболее сильные эмоции – как субъективные реакции человека, выражающего своё отношение к процессу реализации актуальной потребности. Важную роль в характере нового установившегося состояния играет «блок целеполагания», который определяет как вероятность удовлетворения потребности, так и характер будущих действий. В зависимости от информации, хранящейся в памяти, формируется психологический компонент состояния, включающий в себя, эмоции, ожидания, установки, чувства и восприятия. Последний компонент очень важен для понимания характера состояния, так как именно через него человек воспринимает мир и оценивает его. После установки соответствующих фильтров, объективные характеристики внешнего мира уже гораздо слабей могут воздействовать на сознание, а главную роль играют установки, убеждения и представления. Например, в состоянии любви объект привязанности кажется идеальным и лишённым недостатков, а в состоянии гнева другой человек воспринимается в исключительно чёрном цвете, и логические доводы очень мало влияют на эти состояния. Если в реализации потребности участвует социальный объект, то эмоции принято называть чувствами. Если в эмоциях главную роль играет субъект восприятия, то в чувстве тесно сплетены и субъект и объект, причём при сильных чувствах второй человек может занимать в сознании даже большее место, чем сам индивид (чувство ревности, мести, любви). После выполнения тех или иных действий с внешними предметами или социальными объектами человек приходит к какому-то результату. Этот результат или позволяет реализовать потребность, вызвавшую данное состояние (и тогда оно сходит на нет), либо результат оказывается отрицательным. В этом случае возникает новое состояние – фрустрации, агрессии, раздражения и т.д., в котором человек получает новые ресурсы, а значит – новые шансы эту потребность удовлетворить. Если же и дальше результат остаётся негативным, то включаются механизмы психологической защиты, снижающие напряжённость психических состояний, и уменьшающие вероятность возникновения хронического стресса.

2.2. Классификация состояний

Трудность классификация психических состояний состоит в том, что часто они пересекаются или даже совпадают друг с другом настолько тесно, что их достаточно сложно «развести» - например, состояние некоторой напряженности часто появляется на фоне состояний утомления, монотонии, агрессии и ряда других состояний. Тем не менее, существует много вариантов их классификаций. Чаще всего их делят на эмоциональные, познавательные, мотивационные, волевые.

Описаны и продолжают изучаться и другие классы состояний: функциональные, психофизиологические, астенические, пограничные, кризисные, гипнотические и другие состояния. Например Ю.В. Щербатых предлагает свою классификацию психических состояний, состоящую из семи постоянных и одного ситуативного компонента

С точки зрения временной организации можно выделить мимолетные (неустойчивые), длительные и хронические состояния. К числу последних можно отнести, например, состояние хронического утомления, хронического стресса, который чаще всего связан с влиянием повседневных стрессов.

Кратко охарактеризуем некоторые из этих состояний. Состояние активного бодрствования (I степень нервно-психического напряжения) характеризуется выполнением произвольных действий, не имеющих эмоционального значения, на фоне низкого уровня мотивации. По сути дела это - состояние покоя, невключенности в сложную деятельность для достижения цели.

Психоэмоциональное напряжение (II степень нервно-психического напряжения) появляется тогда, когда повышается уровень мотивации, появляется значимая цель и существенная информация; повышается сложность и эффективность деятельности, но человек справляется с поставленной задачей. Примером может быть выполнение повседневной профессиональной работы в обычных условиях. Это состояние в ряде классификаций называется "операциональным напряжением". При этом состоянии повышается уровень активированности нервной системы, что сопровождается интенсификацией деятельности гормональной системы, повышением уровня деятельности внутренних органов и систем (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.). Наблюдаются существенные позитивные сдвиги в психической деятельности: увеличивается объем и устойчивость внимания, усиливается способность к концентрации на выполняемом задании, снижается отвлекаемость внимания и повышается переключаемость внимания, увеличивается продуктивность логического мышления. В психомоторной сфере наблюдается увеличение точности и скорости движений. Таким образом, состояние нервно-психического напряжения II степени (психоэмоционального напряжения) характеризуется повышением качества и эффективности деятельности.

Состояние психоэмоциональной напряженности (или состояние нервно-психического напряжения III степени) появляется, когда ситуация становится личностно значимой, при резком увеличении мотивации, повышении степени ответственности (например, ситуация экзамена, публичного выступления, сложной хирургической операции). При этом состоянии происходит резкое усиление деятельности гормональных систем, особенно надпочечников, что сопровождается существенными сдвигами в деятельности внутренних органов и систем.

2.2.1 Стресс

Современному человеку живется гораздо беспокойнее, чем его предкам. Резкое расширение объема информации дает ему возможность больше знать, а, следовательно, и иметь больше поводов и причин для волнений и тревог. Повышение у достаточно большой категории людей уровня общей тревожности, который стимулируется локальными войнами, увеличением числа катастроф, техногенных и естественных, в которых масса людей получают физические и психические травмы или просто погибают. Никто не застрахован от попадания в такие ситуации. Для человека естественен страх смерти, физических и психических увечий. Но в обычных условиях этот страх находится в подавленном состоянии и не осознается. Когда человек попадает в опасную ситуацию или становится её очевидцем (пусть даже косвенно, смотря телевизор или, читая газету), то подавленное чувство страха выходит на сознательный уровень, значительно повышая уровень общей тревожности. Частые конфликты (на работе и дома) и большое внутреннее напряжение могут вызвать сложные психические и физиологические изменения в организме человека, сильное эмоциональное напряжение - привести к состоянию стресса. Стресс - состояние психического напряжения, возникающее в процессе деятельности в наиболее сложных и трудных условиях. Жизнь подчас становится суровой и безжалостной школой для человека. Возникающие на нашем пути трудности (от мелкой проблемы до трагической ситуации) вызывают в нас эмоциональные реакции негативного типа, сопровождающиеся целой гаммой физиологических и психологических сдвигов.

Психоэмоциональный стресс появляется при выполнении непосильной работы в условиях угрозы жизни или престижу, дефицита информации или времени. При психоэмоциональном стрессе происходит снижение резистентности организма (устойчивости организма, невосприимчивости к каким-либо факторам внешнего воздействия), появляются соматовегетативные сдвиги (повышение артериального давления) и переживания соматического дискомфорта (боли в сердце и пр.). Происходит дезорганизация психической деятельности. Продолжительные или часто повторяющиеся стрессы ведут к психосоматическим заболеваниям. В то же время человек может противостоять даже длительным и сильным стрессорам, если он владеет адекватными стратегиями поведения в стрессовой ситуации.

По сути дела психоэмоциональное напряжение, психоэмоциональная напряженность и психоэмоциональный стресс представляют собой разные уровни проявления стрессовых реакций.

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. По физиологической сути стресс понимается как адаптационный процесс, целью которого является сохранение морфофункционального единства организма и обеспечение оптимальных возможностей для удовлетворения имеющихся потребностей.

Анализ психологического стресса требует учета таких факторов, как значимость ситуации для субъекта, интеллектуальные процессы, личностные особенности. Поэтому при психологическом стрессе реакции индивидуальны и не всегда предсказуемы. "...Решающим фактором, определяющим механизмы формирования психических состояний, отражающим процесс адаптации к сложным условиям у человека, является не столько объективная сущность "опасности", "сложности", "трудности" ситуации, сколько ее субъективная, личная оценка человеком" (Немчин).

Любая нормальная деятельность человека может вызвать значительный стресс, не причинив при этом вреда организму. Более того, умеренный стресс (состояния нервно-психического напряжения I, II и отчасти III уровня) мобилизуют защитные силы организма и, как было показано в ряде исследований, оказывают тренирующий эффект, переводя организм на новый уровень адаптации. Вредоносным является дистресс, или вредный стресс, по терминологии Селье. Состояние психоэмоциональной напряженности, психоэмоционального стресса, фрустрации, аффекта можно отнести к дистрессовым состояниям.

2.2.2 Фрустрация

Фрустрация - психическое состояние, возникающее в случае, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с препятствиями, которые реально непреодолимы или воспринимаются им как непреодолимые. В ситуациях фрустрации происходит резкое повышение активации подкорковых образований, возникает сильный эмоциональный дискомфорт. При высокой толерантности (устойчивости) по отношению к фрустраторам поведение человека остается в пределах адаптивной нормы, человек демонстрирует конструктивное, разрешающее ситуацию поведение. При низкой толерантности могут проявляться различные формы неконструктивного поведения. Наиболее частой реакцией является агрессия, которая имеет разное направление. Агрессия, направленная на внешние объекты: словесный отпор, обвинения, оскорбление, физические нападки на человека, который вызвал фрустрацию. Агрессия, направленная на себя: самообвинение, самобичевание, чувство вины. Может происходить смещение агрессии на других лиц или на неодушевленные предметы, тогда человек "выливает свой гнев" на ни в чем не повинных членов семьи или бьет посуду.

2.2.3. Аффект

Аффекты - стремительно и бурно протекающие эмоциональные процессы взрывного характера, которые дают разрядку в действиях, не подчиненных волевому контролю. Для аффекта характерен сверхвысокий уровень активации, изменения во внутренних органах, измененное состояние сознания, его сужение, концентрация внимания на каком-либо одном объекте, уменьшение объема внимания. Изменяется мышление, человеку трудно предвидеть результаты своих поступков, целесообразное поведение становится невозможным. Тормозятся не связанные с аффектом психические процессы. Важнейшими показателями аффекта являются нарушение произвольности действий, человек не отдает отчета в своих действиях, что проявляется либо в сильной и беспорядочной двигательной активности, либо в напряженной скованности движений и речи ("онемел от ужаса", "застыл от удивления").

Рассмотренные выше характеристики психической напряженности и тонуса не определяют модальности эмоционального состояния. Вместе с тем, среди всех психических состояний невозможно найти ни одного, в котором эмоции не имели бы значения. Во многих случаях нетрудно отнести эмоциональные состояния к приятным или неприятным, но довольно часто психическое состояние представляет собой сложное единство противоположных переживаний (смех сквозь слезы, радость и печаль, существующие одновременно, и т. п.).

Положительные и отрицательные эмоциональные состояния человека. К положительно окрашенным эмоциональным состояниям относятся удовольствие, состояние комфорта, радости, счастья, эйфории. Они характеризуются улыбкой на лице, удовольствием от общения с другими людьми, ощущением принятия окружающими, уверенностью в себе и спокойствием, ощущением способности справиться с жизненными проблемами.

Положительно окрашенное эмоциональное состояние влияет на протекание практически всех психических процессов и поведение человека. Известно, что успех в решении интеллектуального теста положительно влияет на успешность решения последующих заданий, неуспех - отрицательно. Многие эксперименты показали, что счастливые люди проявляют большую готовность прийти на помощь другим. Многие исследования свидетельствуют о том, что люди, находящиеся в хорошем расположении духа, склонны более положительно оценивать свое окружение.

Совсем по-другому характеризуются отрицательно окрашенные эмоциональные состояния, к которым можно отнести состояния печали, меланхолии, тревоги, депрессии, страха, паники. Наиболее изученными являются состояния тревоги, депрессии, страха, ужаса, паники.

Состояние тревоги возникает в ситуациях неопределенности, когда характер или время возникновения угрозы не поддается предсказанию. Тревога - сигнал опасности, которая еще не реализована. Состояние тревоги переживается как чувство диффузного опасения, как неопределенное беспокойство - "свободноплавающая тревога". Тревога изменяет характер поведения, ведет к усилению поведенческой активности, побуждает к более интенсивным и целенаправленным усилиям и тем самым выполняет адаптивную функцию.

При изучении тревоги выделяют тревогу, как личностную черту, обусловливающую готовность к тревожным реакциям, проявляющимся в неуверенности в будущем, и актуальную тревогу, входящую в структуру психического состояния в данный конкретный момент (Спилбергер, Ханин). Березин, основываясь на экспериментальных исследованиях и клинических наблюдениях, развивает представление о существовании тревожного ряда. Этот ряд включает в себя

1. Ощущение внутренней напряженности.

2. Гиперестезические реакции. При нарастании тревоги множество событий внешней среды становятся значимыми для субъекта, а это, в свою очередь, еще больше усиливает тревогу).

3. Собственно тревога характеризуется появлением ощущения неопределенной угрозы, неясной опасности. Признаком тревоги является невозможность определить характер угрозы и предсказать время ее возникновения.

4. Страх. Неосознаваемость причин тревоги, отсутствие ее связи с объектом делают невозможным организацию деятельности по устранению или предотвращению угрозы. В результате неопределенная угроза начинает конкретизироваться, происходит смещение тревоги к конкретным объектам, которые начинают расцениваться как угрожающие, хотя это может и не соответствовать действительности. Такая конкретизированная тревога представляет собой страх.

5. Ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, нарастание интенсивности тревоги приводит субъекта к представлению о невозможности избежать угрозы. А это вызывает потребность в двигательной разрядке, которая проявляется в следующем шестом феномене - тревожно-боязливом возбуждении, на этой стадии дезорганизация поведения достигает максимума, возможность целенаправленной деятельности исчезает.

Все эти феномены проявляются по-разному в зависимости от стабильности психического состояния.

Очень часто снижается волевая деятельность: человек чувствует неспособность что-либо предпринять, ему трудно заставить себя преодолеть это состояние. Для преодоления страха чаще всего используются следующие приемы: человек старается продолжать свое дело, вытесняя страх из сознания; находит облегчение в слезах, в прослушивании любимой музыки, в курении. И лишь некоторые стараются "спокойно понять причину страха".

Депрессия - временное, постоянное или периодически проявляющееся состояние тоски, душевной подавленности. Характеризуется снижением нервно-психического тонуса, обусловленного негативным восприятием реальности и самого себя. Депрессивные состояния возникают, как правило, в ситуациях утраты: смерть близких, разрыв дружеских или любовных отношений. Депрессивное состояние сопровождается психофизиологическими нарушениями (утратой энергии, мышечной слабостью), ощущением пустоты и бессмысленности, чувством вины, одиночества, беспомощности. Для депрессивного состояния характерна мрачная оценка прошлого и настоящего, пессимизм в оценке будущего.

В классификации психологических состояний выделяют также соматопсихические состояния (голод, жажда, половое возбуждение) и психические состояния, возникающие в процессе трудовой деятельности (состояния утомления, переутомления, монотонии, состояния вдохновения и подъема, сосредоточенности и рассеянности, а также скуки и апатии).

Глава3 Безопасность

Отсутствие опасности, точнее «состояние, при котором не угрожает опасность кому-либо или чему-либо» в словарях определено понятием безопасность. Однако опыт показывает, что обеспечить полное отсутствие опасности невозможно. В связи с этим часто применяют определение, указывающее на безопасность как на надёжную защищённость от опасностей и угроз. Такое определение подчёркивает приемлемость (и неизбежность) опасностей и угроз определённого уровня, при этом как бы само собой подразумевает необходимость защиты объекта. Но в условиях приемлемости уже исходных опасностей защита может и не потребоваться. Поэтому наиболее приемлемой выглядит следующая формулировка: Безопасность – это состояние отсутствия различного рода опасностей и угроз, способных нанести неприемлемый вред (ущерб) жизненно важным интересам человека. Безопасность - коренная потребность человека.

3.1. Безопасность человека. Способы обеспечения безопасности.

Любое животное реагирует на угрозу его жизни защитными действиями. Действия человека, благодаря его разуму, отличаются от инстинктивных действий животных предвидением развития событий, оценкой последствий своих действий, анализом причин опасностей, выбором наиболее эффективного варианта действий. Человек не только разумно защищается в уже сложившейся ситуации (защита), не только, предвидя опасности, старается избежать их, но, установив причины опасностей, своей жизнедеятельностью преобразует окружающую среду с целью устранения этих причин (предотвращение). Под окружающей средой имеются в виду все её составляющие – природная, социальная, техногенная. Именно преобразовательная жизнедеятельность позволяет человеку в полной мере использовать разум для повышения своей безопасности.

Безопасность человека, обеспечиваемая его жизнедеятельностью, может быть измерена уровнем безопасности. Интегрально он характеризуется продолжительностью жизни.

Наиболее долгое сохранение жизни, бесспорно, является одной из основных целей жизнедеятельности, несмотря на то, что философы до сих пор спорят о смысле и целях жизни. Не случайно безопасность относится к коренным потребностям человека, а сохранение жизни и здоровья учёные называют первым и главным жизненным интересом личности. Исходная, заложенная природой, продолжительность жизни индивидов каждого вида живых организмов укорачивается за счёт реализации опасностей от окружающей среды. Именно поэтому реальная продолжительность жизни, несомненно, будучи зависимой от природной видовой величины, но отличная от неё, характеризует уровень безопасности.

Можно говорить об индивидуальном и общем по сообществу уровнях безопасности. Вообще, говоря о продолжительности жизни, нужно иметь в виду три различных показателя:

· биологическую продолжительность жизни, определённую природой человеку как виду;

· индивидуальную продолжительность жизни, относящуюся к конкретной личности (с её особенностями);

· среднюю продолжительность жизни в данном сообществе.

Биологическая продолжительность жизни служит исходным показателем. Для природы (для биосферы), создавшей человека и предусмотревшей эту продолжительность, важно воспроизводство человеческого рода. Человек должен вырасти до взрослого состояния и произвести потомство, а затем вырастить своих потомков до взрослого состояния. После этого данный индивид природе не нужен, поскольку воспроизводство рода будут осуществлять уже его потомки. Значительная часть людей до биологического предела не доживает. Их индивидуальная продолжительность жизни укорачивается необеспеченностью безопасности, которая зависит, прежде всего, от их собственного поведения в повседневной жизни и в складывающихся опасных ситуациях. Один постоянно строит свои действия с учётом их последствий для своей безопасности, другой бездумно следует своим сиюминутным желаниям и стремлению к удовольствиям, о безопасности не заботясь. Личность, пренебрегающая принципами здорового образа жизни, не умеющая предвидеть, избегать опасностей, а в случае необходимости рационально действовать, не может надеяться на продолжительную жизнь.

Однако безопасность личности зависит не только от её личного поведения, но также от количества и силы угроз, формируемых окружающей средой (природной, социальной, техногенной). А состояние окружающей среды во многом определяется результатами преобразовательной жизнедеятельности общества. Уровень безопасности, достигнутый преобразовательной жизнедеятельностью данного сообщества для обеспечения защищённости своих членов от различного рода угроз, характеризуется средней продолжительностью жизни в сообществе. Эту величину получают, усредняя реальные значения продолжительности жизни индивидов сообщества. Уровень безопасности сообществ с прогрессом цивилизации пока что постоянно растёт. Рядовому жителю древнего Египта, средняя продолжительность жизни в котором была 22 года, трудно было выжить более 40-45 лет, несмотря на максимально «безопасное» по тем временам поведение (это не относилось к жрецам, находившимся в особых условиях и потому имевшим возможность дожить до биологического предела). Живший позже римлянин жил дольше, поскольку мылся в построенной для того бане, а воду пил из водопровода в отличие от египтянина, который и купался и пил из одного и того же Нила. В наиболее гармонично развитых на сегодня странах средняя продолжительность жизни достигла 80 лет (Скандинавия, Япония). По-видимому, это уже тот самый биологический порог, практически достижимый предел роста продолжительности жизни.

Таким образом, уровень безопасности личности, измеряемый индивидуальной продолжительностью жизни, зависит не только от её поведения, но и от уровня безопасности общества. Поведение конкретной личности позволяет ей только реализовать (или не реализовать) достигнутый обществом уровень безопасности. Рост уровней безопасности и личности, и общества стал результатом преобразовательной жизнедеятельности.

Заключение

Непрерывное взаимодействие человека с живой и неживой природой реализуется через потоки масс веществ, энергии и информации. В тех случаях, когда эти потоки превышают предельно допустимые уровни своих значений, они приобретают способность причинять ущерб здоровью человека, наносить вред природе, разрушать материальные ценности и становятся опасными для окружающего их мира. Источники опасности имеют естественное, антропогенное или техногенное происхождение. Мир опасностей в начале 21 века достиг своего наивысшего развития. Непрерывно нарастающие ухудшения здоровья и гибель людей от воздействия опасностей объективно требует от государства и общества принятия широких мер с использованием научного подхода в решении проблем безопасности жизнедеятельности человека. Достижение приемлемого уровня безопасности в системе «человек-среда обитания» неразрывно связано с необходимостью глубокого анализа причин роста численности и уровня действующих опасностей; изучение причин принудительной потери здоровья и гибели людей; разработки и широкого применения превентивных защитных мер на производстве, в быту. Важную роль в сохранении здоровья и жизни людей в настоящем и будущем призвана играть информационная деятельность государства в области прогнозирования опасностей среды обитания. Компетентность людей в мире опасностей и способы защиты от них - необходимое условие достижения безопасности жизнедеятельности человека на всех этапах его жизни. Психологические состояния - важнейший компонент психики человека. Относительно простые психологические состояния лежат в основе всего многообразия психических как в норме, так и в патологии. По своему происхождению психологические состояния являются психическими процессами во времени. Состояния, как образования более высокого уровня, управляют процессами нижерасположенных уровней. Основными механизмами саморегуляции психики являются эмоции, воля, эмоциональные и волевые функции. Непосредственным механизмом регуляции являются все формы внимания - как процесса, состояния и свойства личности. Необходимо уменьшать отрицательное влияние неблагоприятных состояний на деятельность человека и стремиться к тому, чтобы эмоциональное состояние человека было положительно окрашенным.

Список литературы:

1. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для ВУЗов (СВ. Белов и др. Под общ. Ред. С.В. Белова) 3-е изд. М, Высшая школа. 2003 г.

2. Русак ОН и др., Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие 3-е изд. СПб Изд. «Лань» 2005 г.

3. Ушаков и др. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для ВУЗов. М. МГТУ. 2006

4. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. - СПб.: Питер, 2005.

5. Белов С.В. «Безопасность жизнедеятельности» , М.,2004 г.


Похожая информация.


На человеческое поведение влияют факторы, которые проявлялись в определенный период времени. Они связываются с особенностями психических процессов и таких же свойств личности, которые имели место в конкретный час. Несомненно, что человек, пребывающий в бодрствующем состоянии, существенно отличается от находящегося во сне. Аналогично следует отделять трезвых людей от пьяных, а счастливых от несчастных. Поэтому психологическое состояние человека носит весьма подвижный и динамичный характер.

Оно полностью зависит от психических процессов и психических свойств, так как такие параметры психики наделены тесной взаимосвязью. Психические состояния оказывают сильное влияние на выполнение психических процессов. Если им свойственна частая повторяемость, то они приобретают более устойчивые качества, становясь свойством личности.

Определение психического состояния

В современной психологии психическое состояние выступает относительно самостоятельным аспектом, характеризующим психологию личности. Под психическим состоянием следует понимать определение, которое используется психологией для определения психического состояния индивидуума как относительно устойчивого компонента. Понятие «психический процесс» создает своеобразную грань между динамическим моментом психики и «психическим свойством». Оно характеризуется устойчивым проявлением психики индивида и ее утверждением в структуре личности.

В связи с этим психологическое состояние человека выступает устойчивой на определенном этапе времени характеристикой его психической деятельности. Обычно под этим понятием подразумевается своеобразная энергетическая характеристика, показатели которой зависят от активности человека, которую он проявляет в процессе своей деятельности. К ним можно отнести бодрость, эйфорию, усталость, апатию и депрессию.

«Не будет лишним выделить состояние сознания, которым в основном определяется уровень бодрствования. Это может быть сон, гипноз, дремота и бодрствование».

Нынешняя психология внимательно подходит к психологическому состоянию человека, который пребывает в стрессовых условиях при экстремальных ситуациях, которые требуют необходимость быстрого принятия решений, например, в военной обстановке, на экзаменах. Также она проявляет повышенный интерес к ответственным ситуациям, которыми можно считать предстартовые состояния спортсменов.

Многокомпонентность структуры психологических состояний

Каждое психологическое состояние наделено своими физиологическими, психологическими и поведенческими аспектами. Поэтому структура психологических состояний состоит из многих разнокачественных компонентов:

  • физиологический уровень определяется частотой пульсации и артериальным давлением;
  • моторная сфера выражается усиленным ритмом дыхания, изменением мимики, повышением тона и темпа голоса при ведении разговора;
  • эмоциональная область наделена положительными или отрицательными переживаниями;
  • когнитивная сфера устанавливает определенную степень логичности мышления, точный прогноз предстоящих событий и возможность контролирования состояния организма;
  • поведенческий уровень влияет на точность и правильность осуществляемых действий, а также их соответствие существующим потребностям;
  • коммуникативный уровень определенного состояния психики зависит от характера общения, в котором участвуют другие люди, способность прислушиваться к своему собеседнику и влиять на него путем установления и достижения адекватных целей.

На основании результатов проведенных исследований можно утверждать, что те или иные психологические состояния возникают на основании актуальных потребностей, которые выступают как системообразующийся фактор.

Из этого следует, что благодаря оптимальным условиям внешней среды можно достичь быстрого и легкого удовлетворения потребностей. Оно спровоцирует возникновение позитивного состояния, такого как радость, воодушевление, восторг и восхищение. В свою очередь психологические болезни могут возникнуть по причине низкого удовлетворения (либо его отсутствия), определенного желания, что приведет к пребыванию психики человека в негативном состоянии.

В зависимости от характеристики возникшего состояния кардинально изменяются и основные показатели психологического настроя человека, куда входит его установка, ожидание, чувства. Так, любящий человек обожествляет и идеализирует свой объект привязанности, хотя на самом деле он не отвечает таким показателям. В другом случае человек, находящийся в гневном состоянии, видит другого человека исключительно в черных тонах, и даже определенные логические доводы не способны повлияет на его состояние.

Место и роль психических состояний в структуре психических явлений

Психические состояния относятся к основным категориям психических явлений, наряду с психическими процессами и психическими свойствами.

Изучением психических состояний занимается психология состояний – относительно новая отрасль психологической науки, изучающая природу, механизмы, закономерности протекания психических состояний, осознаваемых или неосознаваемых личностью в процессе деятельности, общения, поведения. Психология состояний как научная отрасль позволяет рассматривать психические, функциональные и эмоциональные состояния не сами по себе, а в теснейшей взаимосвязи с психическими процессами и свойствами личности.

По параметрам «ситуативность – долговременность» и «изменчивость

– постоянство» психические состояния находятся между психическими процессами и устойчивыми чертами личности и характера. Психические состояния, в силу их большего постоянства и продолжительности, служат фоном для психических процессов, которые более изменчивы. Еще медленнее, чем состояния, изменяются свойства личности. Следовательно, по временным параметрам состояния занимают промежуточное положение между процессами и свойствами личности.

Психические процессы в определенных условиях могут восприниматься как психическое состояние. Так, кратковременная, быстро меняющаяся установка – это процесс внимания, который может закрепляться, превращаясь в установку как состояние, которое долго сохраняется. Установка, становясь свойством личности, переходит в направленность. Формирование устойчивых свойств личности идет через повторение и закрепление временных состояний. Например, развитие воли происходит через повторение и закрепление волевых состояний, часто повторяющаяся тревога, как правило, приводит к появлению

соответствующего свойства тревожности, многократно проживаемое состояние решимости – к формированию решительности как черты характера и т.п. Этот механизм является основой возникновения и формирования свойств личности.

Понятие и общая характеристика психического состояния

Психическое состояние является общим функциональным уровнем психической деятельности, фоном, на котором развиваются психические процессы. Н.Д. Левитов определял психическое состояние как целостную характеристику психической деятельности за определенный промежуток времени, показывающую своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

Ключевыми словами этого определения являются «целостное», «промежуток времени», «своеобразие», «психические процессы».

Всякое психическое состояние – это целостное явление, которое состоит из множества элементов (мотивов, эмоциональных реакций, волевых актов, когниций, поведенческих проявлений и пр.), но они существуют не сами по себе, а в интеграции и взаимосвязи, т.е. образуют целостную структуру.

Психические состояния имеют начало и конец, они изменяются. Действительно, ни один объект не может бесконечно долго находиться в одном и том же состоянии, оно неизменно перейдет в другое. Изменчивость, периодичность, смена во времени важные характеристики состояний.

Каждое психическое состояние своеобразно , поскольку вызывается и сопровождается специфичными ощущениями, процессами восприятия памяти, мышления, воображения, определенной волевой активностью, характерными эмоциональными переживаниями. Кроме того, своеобразие психических состояний обусловлено индивидуально-психологическими особенностями человека, определяется его прошлым опытом, представлениями о будущем, зависит от ситуации, в которую человек

попадает, и т.д. При этом необходимо разводить категории «состояние» и «черта личности». Психическое состояние не всегда соответствует чертам характера человека. Так, состояние тревоги может переживаться человеком в определенных условиях (ситуативно), но при этом тревога может не являться характерной чертой личности этого человека.

Психические состояния неразрывно связаны с психическими процессами . Психический процесс может сопровождаться различными, сменяющими друг друга психическими состояниями. Например, длительный процесс решения сложной задачи может вызвать состояния, сменяющие друг друга: любопытство, воодушевление, утомление, возмущение и, наконец, радость в случае верного решения. Без психических процессов психических состояний быть не может. Психические состояния определяют своеобразие психических процессов.

Таким образом, психическое состояние – это временное отражение личностью ситуации, целостное явление, которое характеризуется своеобразием психической деятельности, неразрывно связано с психическими процессами и свойствами личности, проявляется в единстве переживания и поведения и имеет временные границы.

Психические состояния имеют структуру , которая включает в себя четыре уровня. Самый нижний – физиологический уровень включает нейрофизиологические характеристики, морфологические и биохимические изменения. Второй уровень – психофизиологический - содержит вегетативные реакции, изменения психомоторики, сенсорики. Более высокий – психологический – характеризует изменения психических функций и настроения человека. Самый высокий уровень – социально -психологический - содержит характеристики поведения, деятельности и отношения человека в том или ином состоянии. Для стресса, например, на физиологическом уровне характерны биохимические изменения (увеличение концентрации адреналина, стероидных гормонов в крови), на психофизиологическом уровне наблюдается ощущение напряжения, на психологическом –

расстройство внимания, на социально-психологическом – изменение поведения в условиях стресса (заторможенное либо возбужденное).

Психические состояния характеризуются следующими основными

свойствами:

Активностью – доминированием отдельных компонентов целостного состояния и их влияния на эффективность психической деятельности;

- воспроизводимостью в сходных ситуациях (по типу условного рефлекса) и возможностью при условии особой значимости и повторяемости переходить в устойчивые характеристики личности;

Управляемостью – личностной регуляцией состояний в форме самоорганизации, самоуправления, саморегуляции;

Автономностью – дифференциацией психического состояния от других психических явлений, а также определенным промежуточным положением состояний между процессами и свойствами;

Эффективностью – организацией психических процессов и свойств личности для достижения целей деятельности, обеспечения результата;

Наблюдаемостью – возможностью изучения психических состояний и их специфики различными эмпирическими методами.

В психической деятельности состояния выполняют определенные

Функция адаптации , обеспечения взаимодействия субъекта с жизненной средой (внутренней и внешней), сохранения равновесия между постоянно меняющимися внешними условиями и внутренними ресурсами человека.

Функция регуляции психических процессов и психических свойств, организации деятельности и поведения человека. Психические состояния задают диапазон, границы, уровень и возможности проявлений других психических явлений (процессов и свойств). Они отражают сформированные черты личности, свойства, акцентуации характера, их трансформации. Они согласовывают потребности и устремления индивида с его возможностями и

ресурсами. Регулятивная функция заключается также в обеспечении адекватных для текущей ситуации поведения и деятельности.

Функция опосредования. Психические состояния являются звеном, связующим психические процессы и свойства личности для обеспечения адекватной реакции.

Функция дифференциации. Психические состояния связаны с психическими процессами и свойствами в разной степени, одни связаны с состояниями больше, другие – меньше.

Функция интеграции. Психические состояния объединяют психические процессы и свойства. Через повторение психических состояний образуется целостная иерархическая совокупность психических процессов и свойств, формируется и закрепляется психологическая структура («строй») личности, идет овладение саморегуляцией. Все это обеспечивает неразрывность целостной психической деятельности, ее эффективность и продуктивность в разных сферах жизни.

Функция развития психических свойств и процессов в ходе изменяющейся жизнедеятельности. Благодаря этой функции психологическая организация личности приходит в соответствие с требованиями профессионального характера деятельности.

Существует множество различных психических состояний. Исчерпывающей универсальной классификации психических состояний не существует, поскольку большинство состояний не удается отнести к тому или иному виду, они могут входить в разные подразделы классификации. Отнесенность психического состояния к тому или иному виду осуществляется по принципу доминирования того или иного компонента в структуре сознания.

По степени продолжительности различают состояния продолжительные (длящиеся годы, месяцы), малопродолжительные (недели, дни), кратковременные (часы, минуты).

По степени распространенности выделяют состояния, замкнутые внутри системы (общие и локальные), выраженные вовне (яркие и латентные), по месту системы в пространстве (природно-биологическом либо социальном).

По степени напряженности состояния различают по общему тонусу (высокий или низкий), по напряженности различных компонентов (одинаковой либо различной).

По степени адекватности ситуации выделяют состояния адекватные и неадекватные.

По степени адекватности нормам морали различают состояния корректные и некорректные.

По степени осознанности ситуации и времени различают осознанные и неосознанные.

В зависимости от уровня психической активности выделяют

равновесные и неравновесные психические состояния.

Таблица 2

(В.А. Ганзен, В.Н. Юрченко, 1991; А.О. Прохоров, 1998)

Уровень психической активности

Состояния психической активности

Состояния

повышенной

Счастье, восторг, экстаз, тревога, страх, гнев, ярость, ужас, паника,

психической

активности

восхищение, страсть, ненависть, дистресс, воодушевление,

(неравновесные состояния)

мобилизация, негодование и др.

Состояния

Спокойствие, симпатия, сострадание, эмпатия, готовность, борьба

(оптимальной)психической

мотивов, сосредоточенность, озарение (инсайт), заинтересованность,

активности

(равновесные

сомнение, удивление, размышление, озадаченность и др.

состояния)

Состояния

пониженной

Грезы, подавленность, грусть, печаль, тоска, горе, скука, страдание,

психической

активности

усталость, утомление, монотония, прострация, рассеянность,

(неравновесные состояния)

релаксация, кризисное состояние и др.

Равновесные состояния – состояния средней или оптимальной психической активности, являются основой адекватного, предсказуемого поведения. К таким состояниям относятся состояние спокойствия, сосредоточенности, заинтересованности и др. Неравновесные состояния – неустойчивые состояния с более высоким или низким уровнем активности, возникающие при нарушении баланса между организмом и средой. В

результате психическая активность либо повышается (радость, восторг, страх) либо понижается (печаль, утомление). Неравновесные состояния являются причиной нерационального, неадекватного, агрессивного, а иногда и трагического поведения.

В.А. Ганзеном и В.Д. Юрченко была предложена классификация состояний, составленная на основе анализа 187 слов-терминов, в результате чего были выделены три группы состояний (табл. 3):

1. Волевые состояния, описываются в категориях «напряжениеразрешение». Включают праксические состояния человека (на различных этапах трудовой деятельности) и мотивационные, отражающие степень удовлетворенности потребностей.

2. Аффективные состояния, отражают категории «удовольствиенеудовольствие». Разделяются на гуманитарные и эмоциональные.

3. Состояния сознания-внимания , стержневые особенности «сонактивация». Состояния этой группы являются фоновыми, создают условия для всей психической жизни человека.

До настоящего времени нет единой и полной классификации состояний, поэтому мы охарактеризуем кратко те из них, которые чаще всего встречаются в психологической литературе и имеют наиболее важное значение для практической деятельности психолога.

Прежде всего, нужно сказать о функциональных состояниях. Функциональное состояние определяется как фоновая активность

нервной системы, является характеристикой работы мозга. Примером функционального состояния является гипноз, т.е. состояние внушения. Функциональное состояние является необходимой составляющей любого вида деятельности и поведения. В психологии труда функциональные состояния изучаются с точки зрения эффективности выполняемой человеком деятельности.

Таблица 3

Классификация психических состояний человека (В.А. Ганзен, В.Д. Юрченко)

Психические состояния

Волевые состояния

Аффективные состояния

Состояния сознания

Праксические

Мотивационные

Гуманизация

Эмоциональные

органические

состояния

состояния

Состояния внимания

положительные

отрицательные

ориентиро

положитель

отрицатель

положитель

отрицатель

Гипоксия

Прострация

Сенсорная

Симпатия

Антипатия

Атараксия

Волнение

Рассеянность

(вдохновение)

Переутомление

депривация

Синтония

Асинтония

Воодушевление

Утомление

спокойствие)

(сосредоточенность)

Монотония

Сексуальное

Заинтересованность

Ненависть

Гиперпрозексия

Мобилизация

Пресыщение

напряжение

Любопытство

Восхищение

Возмущение

Наслаждение

(повышенное

Врабатывание

Усталость

Удивление

Страдание

внимание)

Готовность

Сомнение

Негодование

(установка)

Озадаченность

Активация

А.Б. Леонова, С.Б. Величковская как отдельную категорию выделяют группу состояний сниженной работоспособности (ССРс). В ее состав входят четыре основных вида состояний:

утомление – состояние истощения в протекании основных процессов, реализующих деятельность, развивающееся вследствие продолжительного и интенсивного воздействия рабочих нагрузок, с доминирующей мотивацией на завершение работы и отдых;

психическое пресыщение – состояние неприятия слишком простой и субъективно неинтересной или малоосмысленной деятельности, которые проявляются в выраженном стремлении прекратить работу (отказ от деятельности) или внести разнообразие в заданный стереотип исполнения;

напряжение/стресс – состояние повышенной мобилизации ресурсов личности в ответ на повышение сложности или субъективной значимости деятельности с доминированием мотивации на преодоление затруднений, продуктивной или деструктивной (мотивы психологической защиты или самосохранения) форм;

монотония – состояние сниженного сознательного контроля за исполнением деятельности, возникающее в ситуациях однообразной («конвейерной») работы с частым повторением стереотипных действий и обедненной внешней средой, сопровождающееся переживаниями скуки/сонливости и доминирующей мотивацией на смену деятельности. Субъективно переживается как чувство апатии, скуки, вялости и сонливости (дремоты). Из психических проявлений отмечается притупление остроты восприятия, ослабление способности к переключению внимания, уменьшение бдительности, переоценка временных интервалов (время длится долго) и т.д. На психофизиологическом уровне фиксируется снижение мышечного тонуса, снижение возбудимости и чувствительности анализаторов. Монотония, как отмечает А.И. Фукин, снижает уровень работоспособности и препятствует производительности труда.

Особое внимание в психологической литературе уделяется стрессу.

Стресс (по определению Л.В. Куликова, О.А. Михайловой) –

психическое состояние сильного напряжения, возникающее под влиянием экстремальных либо особо сильных внешних воздействий, требующее активизации адаптивных ресурсов и защитных свойств психики и организма. Ведущей психологической характеристикой стресса выступает напряжение. К наиболее частым проявлениям относятся следующие:

ощущение потери контроля над собой;

дезорганизация деятельности (рассеянность, принятие ошибочных решений, суетливость);

вялость, апатия, повышенная утомляемость;

расстройство сна (долгое засыпание, раннее пробуждение). Другие симптомы стресса:

раздражительность, снижение настроения (придирчивость, необоснованная критичность);

повышенный аппетит или его отсутствие;

увеличение количества выпиваемого алкоголя;

увеличение потребления психоактивных средств (успокаивающих, стимулирующих);

расстройство половой функции;

неблагополучное физическое состояние (головная боль, изжога, повышение давления).

Г. Селье рассматривал стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения – приятна или неприятна ситуация, в которой человек оказался.

Стрессовые проявления обнаруживаются во всех сферах психики. В эмоциональной – чувство тревоги, переживание значимости текущей ситуации. В когнитивной – восприятие угрозы, опасности, ситуации неопределенности. В мотивационной – мобилизация сил либо, наоборот,

капитуляция. В поведенческой – изменение активности, привычных темпов деятельности, появление «зажатости» в движения.

Работа, трудовая деятельность часто связаны со стрессом. Наиболее частыми причинами являются влияние окружающей среды (шум, загрязнения, жар, холод и т.п.); нагрузки: физические (мышечные), информационные (чрезмерный объем информации, которую нужно переработать, запомнить), эмоциональные (нагрузки, превышающие комфортный для индивида уровень насыщения); монотония; значительные изменения на работе, конфликты в трудовой среде; ситуации неопределенности, ситуации конкретной угрозы.

Различают кратковременный и длительный стресс. Кратковременный стресс сопровождается яркими проявлениями симптомов, бурным расходованием «поверхностных» адаптационных резервов и наряду с этим началом мобилизации «глубоких». Не очень значительный по своей силе стресс способствует мобилизации нервной системы, повышает общий тонус человека. При длительном стрессе происходит постепенная мобилизация и расходование и «поверхностных», и «глубоких» адаптационных резервов. Симптоматика длительного стресса напоминает начальные общие симптомы соматических, а иногда психических болезненных состояний. Такой стресс может переходить в болезнь. Причиной длительного стресса может стать повторяющийся экстремальный фактор.

Выделяют группу стрессов, связанных с трудовой деятельностью. Рабочий стресс – возникает из-за причин, связанных с работой (условиями труда, местом работы). Профессиональный стресс – возникает из-за стрессового характера профессии, независимо от места работы. Организационный стресс – возникает вследствие негативного влияния на субъекта особенностей организации, в которой он работает (неблагоприятный психологический климат, неумелое руководство, нерациональное распределение должностных обязанностей, плохо

организованные информационные потоки, неопределенность целей организации и перспектив развития и др.).

Как отдельную группу выделяют эмоциональные состояния – психические состояния, имеющие ярко выраженную субъективную окраску, они являются переживаниями от радости до страданий.

Эмоциональные состояния, как пишет В.С. Агавелян, могут быть хорошими и плохими (например, настроение), полезными и вредными (переживание боли), положительными и отрицательными (радость, страх), могут быть стеническими, астеническими и амбивалентными.

Стенические состояния являются побудителями и вдохновителями к деятельности, они имеют мобилизирующее влияние на человека (он подготавливается к возможным действиям, например, к бегству при опасности, силе удара при агрессии). Астенические состояния расслабляют, дезорганизуют, вводят в депрессию, агрессию, панику, страх, парализуют волю, искажают деятельность. Амбивалентные состояния (например, переживание страха и радости) наименее изучены, считается, что они могут быть устойчивыми.

Настроение рассматривается как длительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности, проявляющееся в качестве общего эмоционального фона психической жизни человека (приподнятое, подавленное и т.д.), либо как четко идентифицируемое состояние (скука, печаль, тоска, страх, или напротив, увлеченность, радость, ликование, восторг и т.д.). Настроение проявляется в активности человека, в его общем жизненном тонусе, психологическом настрое и связано с общим состоянием дел, жизненными планами, интересами, здоровьем, самочувствием, степенью удовлетворенности основных жизненных потребностей.

Одним из видов эмоциональных состояний является фрустрация – психическое состояние, которое возникает в результате противодействия каких-либо факторов, блокирующих удовлетворение потребностей человека, препятствующих исполнению его намерений и действий. Иными словами,

фрустрация вызывается объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению желаемой цели или к решению задачи. Вследствие этого возникает конфликт между актуально значимой потребностью и невозможностью ее реализации, следует срыв желаемого поведения.

Для состояниия фрустрации характерны острые отрицательные переживания: разочарование, раздражение, тревога, отчаяние, «чувство лишения». Сильное переживание фрустрации может приводить к дезорганизации сознания, деятельности и поведения человека.

Фрустрация может вызываться объективными и субъективными причинами. Объективными причинами могут быть неудовлетворенность собственным профессиональным трудом, его содержанием и результатами, когда человек понимает, что не реализовал большую часть своих возможностей. Субъективные факторы проявляются при изменении жизненных стереотипов, когда нарушается привычный порядок удовлетворения потребностей. Многие события в жизни (перемена места жительства, призыв в армию, свадьба, путешествие и др.) могут стать фрустрирующими, если в результате происходит нарушение сложившихся ранее привычных связей, форм поведения.

Состояния выраженной фрустрации может вызываться внутриличностными конфликтами. Все внутриличностные конфликты В.Н. Панкратов разделяет на четыре типа:

1. Конфликт типа «желаемое-желаемое», когда необходимо выбрать одну из равно желаемых возможностей.

2. Конфликт типа «нежелаемое-нежелаемое», вызванный необходимостью выбора между двумя равно нежелательными возможностями.

3. Конфликт типа «желаемое-нежелаемое», обычно представляет собой ситуацию, в которой стремление индивидуума к какой-либо цели

удерживает страх или другой отрицательный момент, связанный с реализацией желаемого.

4. «Двойной» конфликт, возникает при одновременном существовании двух тенденций: влечения и избегания. Он происходит в ситуациях, когда одна из возможных линий поведения представляет собой желаемый путь к нежелательному результату, а другая – нежелаемый путь к желаемому результату. В итоге обе линии поведения можно оценивать либо как в равной мере привлекательные, либо как одинаково неблагоприятные.

Действие фрустраторов не всегда вызывает фрустрацию. В этих случаях речь идет о состоянии толерантности – терпеливости, выносливости, отсутствии тяжелых переживаний и резких реакций, несмотря на наличие фрустраторов. Существуют разные формы толерантности. Наиболее здоровым и желательным следует считать психическое состояние, характеризующееся, несмотря на наличие фрустраторов, спокойствием, рассудительностью, готовностью использовать случившееся как жизненный урок, но без особых сетований на себя, что уже означало бы не толерантность, а фрустрацию. Толерантность может быть выражена, однако, не только в совсем спокойном состоянии, но и в известном напряжении, усилии, сдерживании нежелательных импульсивных реакций. Как считает Н.Д. Левитов, есть толерантность типа бравирования с подчеркнутым равнодушием, которым в ряде случаев маскируется тщательно скрываемое озлобление или уныние. Толерантность (в широком смысле стрессоустойчивость) можно воспитать. Психическое здоровье человека собственно и означает сознательное и эффективное управление своим поведением в экстремальных условиях.

Страх – состояние, возникающее в ситуации реальной или мнимой опасности для жизни человека и сопровождаемое переживанием боязни, тревоги, а также стремлением человека избежать или устранить соответствующую угрозу.

Существуют разные виды страхов. Известной является классификация страхов, предложенная Б.Д. Карвасарским: боязнь пространства (клаустрофобия – боязнь замкнутого пространства, агорафобия – боязнь открытых пространств, страх глубины, страх воды); социофобии , связанные с общественной жизнью (страх покраснеть в присутствии людей, страх публичных выступлений, страх невозможности совершить какое-либо действие в присутствии посторонних); нозофобии , страхи заболеть какимлибо заболеванием (присутствует в обществе всегда, но особенно обостряется во времена эпидемий); танатофобия , страх смерти; сексуальные страхи; страх нанести вред себе или близким; «контрастные » фобии (например, страх у благовоспитанного человека громко произнести нецензурные слова или совершить что-то непристойное в обществе); фобофобии (страхи бояться чего-либо).

Существует деление страхов на конструктивные – представляющие естественный защитный механизм, помогающие лучше приспособиться к экстремальным ситуациям, и патологические – неадекватные стимулу по интенсивности или длительности состояния, часто приводящие к ситуации психического нездоровья.

Паника – проявление страха перед реальной или воображаемой угрозой, состояние периодического испуга, ужаса, нарастающих в процессе взаимного заражения ими. Паника – одна из форм повеления толпы, однако паника может проявляться и на индивидуальном уровне.

Панику, с точки зрения В.А. Моляко, можно классифицировать по масштабам, глубине охвата, длительности и пр. По масштабам различают индивидуальную, групповую и массовую панику. В случае групповой и массовой паники захватываемое ею количество людей различно: групповая – от двух-трех до нескольких десятков и сотен человек (если они разрознены), а массовая – тысячи или гораздо больше людей. К тому же массовой следует считать панику, когда в ограниченном, замкнутом пространстве (на корабле,

в здании и пр.) ею охвачено большинство людей, независимо от их общего числа.

Под глубиной охвата различают легкую, среднюю и полную панику. Легкую панику можно испытать, когда задерживается транспорт, при спешке, при внезапном, но не очень сильном сигнале (звуке, вспышке и пр.). При этом человек сохраняет почти полное самообладание, критичность. Средняя паника характеризуется значительным искажением сознательных оценок происходящего, снижением критичности, возрастанием страха, подверженностью внешним воздействиям, например, скупка товаров в магазинах при циркуляции в обществе слухов о повышении цен, об исчезновении товаров их продажи и т.д. Паника средней глубины часто возникает при проведении военных учебных операций, при небольших транспортных авариях, пожаре (если он близко, но непосредственно не угрожает). Полная паника – паника с отключением сознания, аффективная, характеризуется полной невменяемостью – наступает при чувстве большой, смертельной опасности (явной или мнимой). В этом состоянии человек полностью теряет сознательный контроль над своим поведением: может бежать куда попало (иногда прямо в очаг опасности), бессмысленно метаться, совершать разнообразные хаотические действия, поступки, абсолютно исключающие их оценку, рациональность и этичность. Классические примеры паники – на корабле «Титаник», а также во время войны, землетрясений, ураганов, пожаров в больших зданиях и т.д.

По длительности паника может быть кратковременной, от секунды до нескольких минут (паника в автобусе, на секунды потерявшем управление); достаточно длительной, от десятков минут до нескольких часов (паника при землетрясениях, непродолжительных и не очень сильных); пролонгированной, от нескольких дней до нескольких недель (паника после взрыва на ЧАЭС, во время длительных боевых операций).

Аффект – очень сильное, и относительно кратковременное состояние, сопровождаемое взрывными эмоциями, возникающее в резко изменившихся

важных жизненных обстоятельствах либо в критических условиях при неспособности человека найти выход из опасных, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций. Аффект может быть как отрицательным , вызывающим отрицательные эмоции (агрессия, гнев и др.), так и положительным , вызывающим положительные эмоции (восторг, экстаз и др.). Отрицательный аффект может возникать вследствие многократного повторения травмирующих событий, создающего у человека впечатления безысходности. Для состояния аффекта характерно сужение сознания, при котором внимание субъекта целиком поглощается обстоятельствами и навязанными ими действиями. Нарушения сознания, как пишет В.К. Вилюнас, могут привести к заметному притуплению чувствительности к боли, к неспособности регулировать и управлять своим поведением, представлять последствия совершаемых действий, к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды своего поведения и развития событий.

Особую категорию, по мнению П.В. Яньшина, составляют эмоциональные состояния группы , которые складываются из состояния всех ее членов с учетом влияния внутригрупповых процессов. Эмоциональное состояние группы является характеристикой внутригрупповых взаимоотношений, социально-психологического климата группы, эмоционального единства группы, групповой сплоченности и других социально-психологических феноменов.

Эмоциональные состояния зависят от множества факторов , как внешних, так и внутренних. Выделяют следующие факторы: изменения, происходящие в окружающей природе, в обществе, в самом человеке (в его организме); влияние индивидуальных особенностей человека; влияние предшествующих эмоциональных состояний; влияние другого человека; информативность.

Особым психическим состоянием является депрессия . Это психическое состояние сильной эмоциональной подавленности, уныния, сопровождается

резким снижением внутренней (психической) и внешней (поведенческой) активности человека. В состоянии депрессии человек чувствует себя бессильным и беспомощным что-либо делать для того, чтобы выйти из этого состояния (сложившейся ситуации). Депрессия может пониматься как нормальное, относительно кратковременное и нередко встречающееся у многих людей состояние. Оно может вызываться разными причинами: жизненными неприятностями, усталостью, болезнью и др. Если в состоянии человека обозначенные выше симптомы проявляются наиболее отчетливо и являются продолжительными, принимают хроническую форму, то такая депрессия понимается уже как нервно-психическое расстройство.

измененные состояния сознания (ИСС), малоизученные современной наукой. ИСС возникают при воздействии на личность человека, пребывающего в обычном состоянии сознания, различных факторов: стрессовых, аффектогенных ситуаций; сенсорной депривации или длительной изоляции; интоксикации; изменения дыхания; острых психических заболеваний; в когнитивно-конфликтных ситуациях, содержащих парадоксальные изречения и инструкции, не выполнимые в логике обычного состояния сознания; в гипнозе и медитации и др. В.В. Кучеренко, В.Ф. Петренко, А.В. Россохин относят к ИСС гипнотические,

трансовые, медитативные состояния.

Распространенным феноменом ИСС является потеря ощущения границ личности, нарушение восприятия тела, его пропорций, а также нарушения восприятия времени. Субъективно оно может ускоряться, замедляться, могут возникать эффекты перемещения в прошлое и будущее.

По классификации, которую предлагает С. Кардаш, ИСС делятся на расширенные (РСС) и суженные (ССС). РСС сопровождаются расширением поля сознательного внимания. К ним можно отнести состояние сверхбодрствования и озарения, трансперсональные переживания.

Характеристикой ССС является сужение поля зрения, так называемое туннельное зрение.

Основным способом организации эффективной и оптимальной жизнедеятельности человека является регуляция психических состояний, осуществлять которую можно разными методами (способами). Г.Ш. Габдреева выделяет три группы методов регуляции психических состояний: методы прямой регуляции, методы опосредованного влияния и методы самоуправления психическими состояниями.

1. Методы прямой регуляции психических состояний:

Применение фармакологических средств , так называемых психотропных препаратов. Они используются для коррекции эмоциональных состояний здоровых людей, однако их употребление приводит к нежелательным последствиям: привыканию к препарату, к нарушениям свойственных человеку адекватных эмоциональных реакций, к чрезмерному возбуждению или сонливости. При длительном приеме вероятно изменение структуры личности.

Функциональная музыка. Музыка сама по себе не несет конкретной информации, но ее влияние на эмоциональную сферу огромно, что дает основание использовать музыку как лечебное средство. Экспериментально установлено, что музыка способна воздействовать на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную системы, она повышает чувствительность периферического зрения, изменяет тонус мышц, настроение человека, повышает его работоспособность.

Чтение художественной литературы. Библиотерапия – метод психотерапии, предложенный еще В.М. Бехтеревым. Исследования И.П. Павлова, К.И. Платонова показали огромное воздействие сказанного и прочитанного слова на человека. Читая, человек вовлекается в мир, созданный писателем, становится как бы участником событий, радуется, волнуется, восторгается, смеется, мыслит, переживает, забывая о собственных трудностях и огорчениях.

2. Методы опосредованного влияния на психическое состояние:

– Трудотерапия . Труд является источником положительных эмоций, создает бодрое настроение, держит человека в тонусе, укрепляет волю, характер, воспитывает моральные качества, отвлекает от навязчивых мыслей, ощущений. Труд является главным условием человеческого долголетия.

Имитационные игры (ролевые, деловые). Они позволяют изменять структуру личности путем формирования определенных черт характера. Участнику предлагается играть роль такого человека, каким ему хотелось бы быть (стеснительному стать более общительным, неуверенному – более уверенным и т.д.). «Игровое» поведение постепенно становится все более продолжительным, переносится в обычные сферы общения, деятельности, превращается в привычное и естественное поведение человека.

3. Методы самоуправления психическим состоянием. В основе этих методов лежит внушение и самовнушение. Внушение – психическое воздействие, которое осуществляется при сниженной степени осознанности и критичности с помощью речи и неречевых средств и отличается малой аргументацией. Внушение становится внутренней установкой, которая направляет, регулирует и стимулирует психическую и физическую активность. Специфическим способом воздействия является самовнушение или аутосуггестия (саморазъяснение, самоубеждение, самоприказ и др.). Способность человека к самовоздействию получила обоснование в учении о мозге и его деятельности. Самовнушением и внушением можно добиться объективно фиксируемых изменений в организме (меняется состав крови и т.д.). При значительных тренировках можно научиться управлять многими функциями своего организма. Принцип самовнушения лежит в основе многих методов регуляции состояний (Е.С. Жариков, 1990):

Аутогенная тренировка – тренировка, проводимая самим человеком. Метод разработал И. Шультц. Модификации метода используются в клинической, спортивной психологии, в психологии экстремальных ситуаций, в педагогике и других областях.

Метод полной рационализации предстоящего события, которое вызывает волнение, страх, тревогу и др. Он состоит в многократном осмыслении события с такой степенью детализации, что неопределенность ситуации уменьшается, это создает ощущение привычности будущей ситуации и действий в будущих условиях.

Метод предельного мысленного усиления возможности неудачи.

Усиление негативного переживания (страха, тревоги) до максимально возможной степени, в результате чего оно исчезает, и в реальной ситуации человек не испытывает негативных эмоций.

– Чувство юмора . Это эмоциональная реакция, которая превращает потенциально отрицательную эмоцию в ее противоположность, в источник положительных эмоций. Функция юмора состоит и в том, чтобы обеспечить удовлетворительное самочувствие в неудовлетворительной ситуации. Способность увидеть смешное в том, что на первый взгляд смешным не является – мощное средство поддержания психики в равновесном состоянии, независимо от трудностей, которые приходится переживать человеку.

Объективация стрессов. Суть метода в умении отличать неудачи от катастрофы, неурядицу от беды, частную неудачу от крушения всех жизненных планов и т.д. Это способность объективно оценивать то, что в первом выражении представляется катастрофическим.

Переоценка того, чего не смог достичь . Это способ принизить значимость потери, снизив ценность того, к чему человек стремился. Малые потери легче переносить, чем значительные. Часто этот механизм срабатывает автоматически, но иногда необходимо научить человека принижать ценность потери до терпимой.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Что такое психическое состояние?

2. Как соотносятся понятия «психические процессы», «психические состояния» и «психические свойства»?

3. В чем различия между психическими состояниями и психическими

свойствами?

4. Какие виды психологических состояний вы знаете?

5. Каковы функции психических состояний? Приведите примеры проявления функции адаптации.

6. Какие виды психических состояний вы знаете?

7. В чем различие между понятиями «стресс» и «фрустрация»?

8. Какова структура психического состояния?

9. Какие методы регуляции психических состояний вы знаете?

10. Какими из них вы пользуетесь в жизни? Какова их эффективность?

Основная литература

1. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учеб пособие для студ. вузов и слушателей курсов психол. дисциплин / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2010. – 583 с.

2. Психология [Текст] : учеб. по дисциплине «Психология» цикла «Общепрофессиональные дисциплины» для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по пед. спец. / под ред. Б.А. Сосновского. – М. : Юрайт, 2010. – 660 с.

3. Психология [Текст] : учеб. для гуманит. вузов / под ред. В. Н. Дружинина. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2009. – 656 с.

Дополнительная литература

1. Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса [Текст] / Л. А. Китаев-Смык. – М. :

Наука, 1983. – 367 с.

2. Куликов, Л. В. Психология настроения [Текст] / Л. В. Куликов. – СПб.: Издво С.-Петербург. ун-та, 1997. – 228 с.

3. Кучеренко, В. В. Измененные состояния сознания: психологический анализ [Текст] / В. В. Кучеренко, В. Ф. Петренко, А. В. Россохин // Вопросы психологии. – 1998.

– № 3. – С. 70-78.

4. Левитов, Н. Д. О психических состояниях человека [Текст] / Н. Д. Левитов.

М. : Просвещение, 1964. – 344 с.

5. Левитов, Н. Д. Фрустрация как один из видов психических состояний [Текст] / Н. Д. Левитов // Вопросы психологии. – 1967. – № 6. – С. 118-129.

6. Леонова, А. Б. Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности [Текст] / А. Б. Леонова, С. Б. Величковская // Психология психических состояний: сб. статей / под ред. проф. А. О. Прохорова. – Казань: Изд-во «Центр информационных технологий», 2002. – Вып. 4. – С. 326-342.

7. Моляко, В. А. Особенности проявления паники в условиях экологического бедствия (на примере чернобыльской атомной катастрофы) [Текст] / В. А. Моляко // Психологический журнал. – 1992. – Т. 13. – № 2. – С. 66-74.

8. Прохоров, А. О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе [Текст] / А. О. Прохоров. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1991. – 168 с.

9. Психология состояний [Текст] : хрестоматия; сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под ред. проф. А. О. Прохорова. – М. : ПЕР СЭ; СПб. : Речь, 2004. – 608 с.

10. Селье, Г. Что такое стресс? [Текст] / Г. Селье // Стресс жизни: сборник. –

СПб. : ТОО «Лейла», 1994. – С. 329-333.

11. Фукин, А. И. Монотония и ее динамика у работников конвейерного производства [Текст] / А. И. Фукин // Психология психических состояний: сб. статей / под ред. проф. А. О. Прохорова. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1999. – Вып. 2. – С. 292-305.

12. Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии [Текст] / И. И. Чеснокова // Психология личности и образ жизни / отв. ред. Е. В. Шорохова. – М. :

Наука, 1987. – 219 с.

13. Щербатых, Ю. В. Психология страха [Текст] : популярная энциклопедия / Ю. В. Щербатых. – М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 416 с.

Психическими состояниями (ПС) называют устойчивые в определенный промежуток времени характеристики психической (либо животного). ПС человека являются промежуточной позицией между личностными которые являются стабильными и устойчивыми, и протекающими в конкретный момент времени. ПС могут продолжаться месяцами, но при благоприятных условиях быстро изменяются. Обычно под психическим состоянием понимается какая-либо энергетическая характеристика, которая оказывает влияние на активность человека - усталость, бодрость, эйфория, депрессия, апатия.

Что такое психические состояния?

Психические состояния являются целостными характеристиками психической деятельности в некий период времени. Они сопровождают человеческую жизнь, постоянно сменяясь, в его отношениях с обществом, людьми и т.д. Любое ПС состоит из трех общих для всех измерений:

Мотивационно-побудительного,

Эмоционально-оценочного,

Активационно-энергетического.

Первое измерение - определяющее.

Также существуют «массовидные» ПС, то есть состояния, общие для определенных групп людей. В научной литературе рассматривают два таких состояния - общественное настроение и общественное мнение.

ПС человека можно охарактеризовать подвижностью, целостностью, относительной устойчивостью, полярностью, типичностью и индивидуальным своеобразием, взаимосвязью со свойствами и процессами личности и крайним многообразием.

Классификация психических состояний

Современная наука выделяет моносостояния и полисостояния. Первые можно охарактеризовать тем, что доминирующими на определенный момент времени являются одно-два проявления: это могут быть интеллектуальные состояния (задумчивость, сомнения), аффективные состояния (злоба, страх, зависть). Вторые же представляют собой сложные многокомпонентные сочетания (утомление, ответственность).

Состояние пониженной психической активности,

Состояние перехода от бордствования ко сну,

Состояние бодрого сна (со сновидениями),

Состояние глубокого сна (медленного),

Состояние утраты сознания.

Качественные классификации ПС основываются на перечисленных выше уровнях.

В заключение рассмотрим психические состояния в качестве они являются результатом целостной приспособительной личностной реакцией на изменения внутренних и внешних условий, направленным на достижение позитивного результата и проявляющимся в степени мобилизации функциональных возможностей и переживаниях человека.

интегральная характеристика системы деятельностей индивида, сигнализирующая о процессах их реализаций и их согласованности друг другу. В качестве основных психических состояний выделяют БОДРОСТЬ, ЭЙФОРИЮ, УСТАЛОСТЬ, АПАТИЮ, ДЕПРЕССИЮ, ОТЧУЖДЕНИЕ, УТРАТУ ЧУВСТВА РЕАЛЬНОСТИ. Изучение психических состояний осуществляется, как правило, методами наблюдения, опросов, тестирования, а также экспериментальными методами, основанных на воспроизведении различных ситуаций.

ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

понятие, используемое для условного выделения в психике индивида относительно статического момента; это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности(Н.Д.Левитов).

ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

1. В психологии: понятие, используемое, в отличие от понятия "психический процесс", для изучения психики в статике. Одно и то же проявление психики может рассматриваться как процесс и состояние, например, аффект характеризует П.с. в определенный относительно ограниченный отрезок времени, но как психический процесс он характеризуется известной стадийностью развития эмоций.

2. В психиатрии: совокупность признаков расстройств психики и характеристика ее сохранных элементов, обнаруживаемые в определенный момент (при первичном осмотре, в процессе лечения, перед выпиской).

Психическое состояние

Словообразование. Происходит от греч. psychikos - душевный.

Специфика. В качестве основных психических состояний выделяют бодрость, эйфорию, усталость, апатию, депрессию, отчуждение, утрату чувства реальности.

Диагностика. Изучение психических состояний осуществляется, как правило, методами наблюдения, опросов, тестирования, а также экспериментальными методами, основанных на воспроизведении различных ситуаций.

ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

относительно статическое психическое явление, отличающееся как от психического процесса, характеризующего динамические моменты психики, так и психического свойства, указывающего на устойчивость проявлений психики индивида, их закрепленность и повторяемость в структуре его личности. П. с. – относительно длительное и устойчивое состояние психики человека. П. с. оказывает влияние на возникновение и развитие конфликтов. В зависимости от П. с. человек может по-разному реагировать на проблемные, предконфликтные и конфликтные ситуации. Влияние П. с. на конфликтное поведение личности пока не исследовано.

ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

целостная характеристика психической деятельности за определенный промежуток времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. В П- с. достаточно определенно выражаются индивидуальные особенности личности. Примером П. с. могут быть бодрость, апатия, депрессия, эйфория, скука, то или иное настроение и пр. Для психологии труда и инженерной психологии наибольший интерес представляют П. с. человека в трудовой деятельности. Они классифицируются по ряду признаков. По признаку длительности различают относительно устойчивые состояния (удовлетворенность или неудовлетворенность трудом, заинтересованность в труде или безразличие к нему и т. п.); временные или ситуативные состояния, возникающие под влиянием неполадок или взаимоотношений с коллегами; состояния, возникающие периодически (скука, сонливость, повышенная или пониженная активность и т. п.). По признаку преобладания одной из сторон психики различают состояния: эмоциональные, волевые (волевое усилие); состояния, в которых доминируют процессы восприятия и ощущения (состояние живого созерцания); состояния внимания (рассеянность, сосредоточенность); состояния, характеризующие мыслительную активность (задумчивость, озарение, вдохновение), и т. п. Для инженерной психологии и психологии труда наиболее важна классификация П. с. по уровню напряжения, т. к. именно этот признак наиболее существен с точки зрения влияния на эффективность деятельности. Различают психическое напряжение и психическую напряженность. Первое соответствует благоприятным условиям труда (см. Оптимальная зона условий труда), когда цель труда достигается при допустимых нервно-психических затратах. При неблагоприятных условиях, крайним проявлением которых являются экстремальные условия, психическое напряжение перерастает в напряженность. Оба эти вида П. с. в свою очередь могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими функциями, которые преимущественно вовлечены в деятельность оператора и изменения которых наиболее выражены в неблагоприятных условиях. С этой точки зрения различают интеллектуальное, сенсорное, физическое, эмоциональное, мотивационное и другие виды психического напряжения. Для изучения П. с, возникающего в деятельности оператора, используются традиционные методы инженерной психологии. Наибольшее значение при этом имеет экспериментальное исследование, основанное на принципе воспроизведения ситуации или моделирования (см. Ситуационное моделирование).

Психическое состояние

1. термин, обозначающий состояние психических функций индивида на момент его исследования; 2. в психопатологии - обозначается термином психический статус, при этом имеется в виду достаточно дифференцированное и обоснованное определенными фактами психическое состояние пациента или подэкспертного в настоящее время или на любой момент в прошлом, интересующий, в частности, суд, если необходимо установить, в каком состоянии находился индивид в то время, когда он подписывал финансовый документ, совершал правонарушение или попытку самоубийства. Описание психического статуса проводится по определенным правилам, предусматривающим детальную констатацию всех имеющихся психических и поведенческих отклонений, а также нормальных аспектов психологического функционирования. При этом не рекомендуется включать в упомянутый текст психиатрическую терминологию, аналитику, выводы или предположения, поскольку все они могут быть признаком необъективного отношения к пациенту, неспособности быть по отношению к нему беспристрастным или компетентным в выявлении и регистрации кнкретных фактов, характеризующих психическое состояние пациента или обследуемого, особенно, если врач одновременно ведет много больных и пишет гигантское количество разных бумах.



Новое на сайте

>

Самое популярное