Домой Десны Психоаналитический подход к развитию человека. Психоаналитический и гуманистический подходы к личности

Психоаналитический подход к развитию человека. Психоаналитический и гуманистический подходы к личности

Ходьба - один из наиболее сложных и в то же время обычных видов двигательной активности.

Циклические шагательные движения запускают пояснично-крестцовые центры спинного мозга, регулируют - кора больших полушарий, базальные ядра, структуры ствола мозга и мозжечок. В этой регуляции участвует проприоцептивная, вестибулярная и зрительная обратная афферентация.

Походка человека представляет собой гармоничное взаимодействие мышц, костей, глаз и внутреннего уха. Координацией движений занимаются головной мозг и центральная нервная система.

При нарушениях в тех или иных отделах центральной нервной системы могут возникать различные двигательные расстройства: шаркающая походка, резкие толчкообразные движения или трудности сгибания суставов.

Абазия (греч. ἀ- приставка со значением отсутствия, не-, без- + βάσις - хождение, походка) – также дисбазия – нарушение походки (ходьбы) или невозможность ходить из-за грубых нарушений походки.

1. В широком смысле термин абазия означает нарушения походки при поражениях, вовлекающих различные уровни системы организации двигательного акта, и включает в себя такие типы нарушений походки, как атактическая походка, гемипаретическая, параспастическая, спастико-атактическая, гипокинетическая походка (при паркинсонизме, прогрессирующем надъядерном параличе и других заболеваниях), апраксия ходьбы (лобная дисбазия), идиопатическая сенильная дисбазия, перонеальная походка, утиная походка, ходьба с выраженным лордозом в поясничной области, гиперкинетическая походка, походка при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, дисбазия при умственной отсталости, деменции, психогенных нарушениях, ятрогенная и лекарственная дисбазия, нарушения походки при эпилепсии и пароксизмальной дискинезии.

2. В неврологии нередко используют термин астазия-абазия , при интегративных сенсомоторных нарушениях, чаще у пожилых, связанных с нарушением позных или локомоторных синергий или постуральных рефлексов, причем нередко вариант нарушения равновесия (астазия) сочетается с нарушением ходьбы (абазия). В частности выделяют лобную дисбазию (апраксия ходьбы) при поражении лобных долей головного мозга (в результате инсульта, дисциркуляторной энцефалопатии, нормотензивной гидроцефалии), дисбазию при нейродегенеративных заболеваниях, сенильную дисбазию, а также нарушения походки, наблюдаемые при истерии (психогенная дисбазия).

При каких заболеваниях возникает нарушение походки

Определенная роль в возникновении нарушении походки расстройств принадлежит глазу и внутреннему уху.

У пожилых людей с ухудшением зрения появляются расстройства походки.

Человек с инфекционным заболеванием внутреннего уха может обнаруживать расстройства равновесия, что приводит к нарушениям его походки.

Одним из частых источников нарушений походки являются функциональные расстройства центральной нервной системы. Это могут быть состояния, связанные с приемом седативных препаратов, алкоголя и злоупотреблением лекарствами. По-видимому, определенную роль в появлении нарушений походки играет плохое питание, особенно у пожилых людей. Дефицит витамина В12 часто вызывает ощущение онемения конечностей и нарушения равновесия, что приводит к изменениям походки. Наконец, любое заболевание или состояние, при которых происходит поражение нервов или мышц, может вызывать нарушения походки.

Одним из таких состояний является ущемление межпозвоночного диска в нижних отделах спины. Это состояние поддается лечению.

К числу более серьезных поражений, сопровождающихся изменениями походки, относятся боковой амиотрофический склероз (болезнь Лу Герига), множественный склероз, мышечная дистрофия и болезнь Паркинсона.

Диабет часто вызывает потерю чувствительности в обеих ногах. Многие люди, страдающие диабетом, утрачивают способность определять положение ног по отношению к полу. Поэтому у них наблюдается неустойчивость положения и нарушения походки.

Некоторые заболевания сопровождаются нарушением походки. Если неврологической симптоматики нет, причину нарушения походки трудно выяснить даже опытному врачу.

Гемиплегическая походка наблюдается при спастическом гемипарезе. В тяжелых случаях характерно измененное положение конечностей: плечо приведено и развернуто внутрь, локоть, запястье и пальцы руки согнуты, нога разогнута в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. Шаг пораженной ногой начинается с отведения бедра и движения его по кругу, туловище при этом отклоняется в противоположную сторону ("рука просит, нога косит").
При умеренной спастичности положение руки нормально, но движения ее в такт ходьбе ограничены. Пораженная нога плохо сгибается и развернута наружу.
Гемиплегическая походка - частое остаточное нарушение после инсульта.

При парапаретической походке больной переставляет обе ноги медленно и напряженно, по кругу - так же, как при гемипарезе. У многих больных ноги при ходьбе перекрещиваются, словно ножницы.
Парапаретическая походка наблюдается при поражении спинного мозга и детском церебральном параличе.

Петушиная походка обусловлена недостаточным тыльным сгибанием стопы. При шаге вперед стопа частично или полностью свисает, поэтому больной вынужден поднимать ногу выше - так, чтобы пальцы не задевали о пол.
Одностороннее нарушение бывает при пояснично-крестцовой радикулопатии, нейропатии седалищного нерва или малоберцового нерва; двустороннее - при полинейропатии и пояснично-крестцовой радикулопатии.

Утиная походка объясняется слабостью проксимальных мышц ног и наблюдается обычно при миопатиях, реже при поражениях нервно-мышечного синапса или спинальной амиотрофии.
Из-за слабости сгибателей бедра нога отрывается от пола за счет наклона туловища, поворот таза способствует движению ноги вперед. Слабость проксимальных мышц ног обычно бывает двусторонней, поэтому больной ходит переваливаясь.

При паркинсонической (акинетико-ригидной) походке больной сгорблен, ноги его полусогнуты, руки согнуты в локтях и прижаты к туловищу, часто заметен пронационно-супинационный тремор покоя (с частотой 4-6 Гц). Ходьба начинается с наклона вперед. Затем следуют семенящие, шаркающие шажки - скорость их неуклонно нарастает, так как туловище "обгоняет" ноги. Это наблюдается при движении как вперед (пропульсия), так и назад (ретропульсия). Потеряв равновесие, больной может упасть (см. " Экстрапирамидные расстройства").

Апраксическая походка наблюдается при двустороннем поражении лобной доли из-за нарушения способности к планированию и выполнению последовательности действий.

Апраксическая походка напоминает паркинсоническую - та же "поза просителя" и семенящие шажки, - однако при подробном исследовании выявляются существенные различия. Больной легко выполняет отдельные движения, необходимые для ходьбы, - как лежа, так и стоя. Но когда ему предлагают идти, он долго не может сдвинуться с места. Сделав же, наконец, несколько шагов, больной останавливается. Через несколько секунд попытка идти повторяется.
Апраксическая походка часто сочетается с деменцией.

При хореоатетозной походке ритм ходьбы нарушают резкие, насильственные движения. За счет хаотичных движений в тазобедренном суставе походка выглядит "разболтанной".

При мозжечковой походке больной широко расставляет ноги, скорость и длина шагов все время меняются.
При поражении медиальной зоны мозжечка наблюдаются "пьяная" походка и атаксия ног. Больной удерживает равновесие как с открытыми, так и с закрытыми глазами, но теряет его при изменении позы. Походка может быть быстрой, но она неритмична. Часто при ходьбе больной испытывает неуверенность, но она проходит, если его хотя бы слегка поддержать.
При поражении полушарий мозжечка нарушения походки сочетаются с локомоторной атаксией и нистагмом.

Походка при сенсорной атаксии напоминает мозжечковую походку - широко расставленные ноги, потеря равновесия при перемене позы.
Отличие в том, что при закрытых глазах больной сразу же теряет равновесие и, если его не поддержать, может упасть (неустойчивость в позе Ромберга).

Походка вестибулярной атаксии. При вестибулярной атаксии больной все время заваливается на одну сторону - независимо от того, стоит он или идет. Имеется явный асимметричный нистагм. Сила мышц и проприоцептивная чувствительность нормальны - в отличие от односторонней сенсорной атаксии и гемипареза.

Походка при истерии. Астазия - абазия - типичное нарушение походки при истерии. У больного сохранны согласованные движения ног - как лежа, так и сидя, но он не может стоять и передвигаться без посторонней помощи. Если больного отвлечь, он удерживает равновесие и делает несколько нормальных шагов, но затем демонстративно падает - в руки врача или на кровать.

К каким врачам обращаться, если возникает нарушение походки

Невролог
Травматолог
Ортопед
ЛОР

Уверенна, Вы всегда обращаете внимание на красивую фигуру, красивую походку. А задумывались ли Вы, что именно обеспечивает нашу красивую походку?

Центральная нервная система: кора мозга, экстрапирамидная и пирамидные системы, ствол мозга, спинной мозг, периферические нервы, мозжечок, глаза, вестибулярный аппарат внутреннего уха и конечно же структуры, которыми все это руководит – скелет, кости, суставы, мышцы. Здоровые перечисленные структуры, правильная осанка, плавность и симметричность движений обеспечивают нормальную походку.

Формируется походка с детства. Врожденные вывихи тазобедренных суставов или сустава могут привести, впоследствии, к укорочению конечности и нарушению походки. Наследственные, дегенеративные, инфекционные заболевания нервной системы, проявляющиеся мышечной патологией, нарушением тонуса (гипертонус, гипотонус, дистония), парезами, гиперкинезами тоже приведут к нарушению походки – детский церебральный паралич , миопатии , миотонии, болезнь Фридрейха, болезнь Штрюмпеля, хорея Гентингтона, полиомиелит.

На формирование правильной походки будет влиять правильно подобранная обувь. При тесной обуви ребенок будет поджимать пальчики, нарушится формирование свода стопы, могут деформироваться суставы, в результате - артрозы суставов и нарушение походки. Плоскостопие, косолапость нарушают походку. Неправильное длительное сидение за столом приведет к искривлению позвоночника (сколиозу) и нарушению походки.

При правильной ходьбе туловище должно слегка отклоняться назад. Спину нужно держать ровно, грудную клетку – выпрямленной, ягодицы подтянутыми. При каждом шаге ступни ног нужно располагать на одной линии, при этом носки должны быть повернуты наружу. Голову держите чуть приподнятой. Смотрите прямо перед собой или чуть вверх.

Поражение периферических нервов – малоберцового и большеберцового - приведет к нарушению походки. «Степаж» - при ходьбе стопа «шлепает», потому что невозможна тыльная флексия (сгибание) и стопа свисает. При ходьбе больной с поражением малоберцового нерва старается поднять ногу повыше (чтобы не цеплять пол пальцами), стопа свисает, при опускании ноги с опорой на пятку – стопа шлепает об пол. Еще такую походку называют «петушиной». Поражается малоберцовый нерв при компрессионно – ишемических, травматических, токсических нейропатиях. Компрессионно – это значит, что Вы передавили нерв и/или сосуды и развилась ишемия – недостаточность кровообращения. Такое возможно, например, при длительном сидении: «на корточках» - ремонт, огород; в малогабаритных автобусах при дальних поездках. Спортивные занятия, очень крепкий сон в неуклюжей позе, тугие повязки, гипсовые лонгеты могут стать причиной нарушения кровообращения в нервах.

Поражение большеберцового нерва делает невозможным подошвенное сгибание стопы и пальцев и поворот стопы кнутри. При этом больной не может стать на пятку, свод стопы углубляется, формируется «конская» стопа.

Атактическая походка – больной ходит с широко расставленными ногами, отклоняясь в стороны (чаще в сторону пораженного полушария), как бы балансируя на неустойчивой палубе, движения рук и ног при этом не скоординированы. Повороты туловища затруднены. Это «пьяная походка». Появление атактической походки может свидетельствовать о нарушении вестибулярного аппарата, о нарушении кровообращения в вертебро – базиллярном бассейне головного мозга, о проблемах в мозжечке. Сосудистые заболевания, интоксикации, опухоли головного мозга могут проявляться атактической походкой и даже частыми падениями.

Анталгическая походка – при корешковых болевых синдромах остеохондроза больной ходит, искривляя позвоночник (появляется сколиоз), уменьшая нагрузку на больной корешок и тем самым выраженность боли. При болях в суставах больной щадит их, приспосабливая походку для уменьшения болевого синдрома – появляется хромота, а при коксартрозе специфическая «утиная» походка – больной переваливается с ноги на ногу как уточка.

При поражении экстрапирамидных систем , при Паркинсонизме развивается акинетико – ригидный синдром – движения скованы, тонус мышц повышен, содружественность движений нарушена, больной идет, согнувшись, наклонив голову вперед, согнув руки в локтевых суставах, мелкими шажками, медленно «шаркая» по полу. Больному трудно начать движение, «разойтись» и остановиться. При остановке он продолжает какое–то время неустойчивое движение вперед или в сторону.

При хорее развивается гиперкинетически – гипотонический синдром с насильственными движениями в мышцах туловища и конечностей и периодами мышечной слабости (гипотонии). Больной идет, как бы «пляшущей» походкой (Хорея Гентингтона, пляска Святого Витта).

При поражении пирамидной системы при различных заболеваниях нервной системы возникают парезы и параличи конечностей . Так, после инсульта с гемипарезом формируется характерная поза Вернике – Мана: парализованная рука приведена к туловищу, согнута в локтевом суставе и луче-запястном, пальцы согнуты, парализованная нога максимально разогнута в тазобедренном, коленном, голеностопном суставах. При ходьбе создается впечатление «удлиненной» ноги. Больной, чтобы не задеть носком пол описывает ногой полукруг – такая походка называется «циркумдуцирующая». В более легких случаях больной хромает, в пораженной конечности мышечный тонус повышен и поэтому сгибание в суставах при ходьбе совершается в меньшем объеме.

При некоторых заболеваниях нервной системы может развиться нижний парапарез – слабость в обоих ногах. Например, при рассеянном склерозе , миелопатиях, полинейропатиях (диабетических, алкогольных), болезни Штрюмпеля. При этих заболеваниях тоже нарушается походка.

Тяжелая походка – при отеках ног , варикозном расширении вен, нарушении кровообращения в ногах - человек тяжело топает, с трудом поднимая пекущие ноги.

Нарушения походки всегда являются симптомом какого – то заболевания. Даже обычная простуда и астения изменяет походку. Недостаток витамина B12 может дать онемение в ногах и нарушить походку.

К какому врачу обратиться при нарушениях походки

При любом нарушении походки нужно обратиться к врачу – неврологу, травматологу, терапевту, отоларингологу, окулисту, ангиохирургу. Нужно обследоваться и лечить основное заболевание, которое вызвало нарушение походки или скорректировать образ жизни, привычку сидеть за столом «нога на ногу», разнообразить малоподвижный образ жизни занятиями физической культурой, посещением бассейна, занятиями фитнесом, аквааэробикой, прогулками. Полезны курсы поливитаминов группы В, массажа.

Консультация врача по теме нарушения походки:

Вопрос: как правильно сидеть за компьютером, чтобы не развился сколиоз позвоночника?
Ответ:

Шаткость походки может быть как признаком проблем с опорно-двигательным аппаратом, так и симптомом патологий со стороны центральной, периферической нервной системы, сосудов. Часто этим страдают пожилые люди. Поэтому при появлении необходимо обращаться к врачу, который выяснит причину неустойчивости при ходьбе.

Причины шаткости походки

Ходьба осуществляется благодаря согласованной работе мышц всего тела. Управляет ими нервная система при помощи выделения особых веществ нейромедиаторов, таких как ацетилхолин. При некоторых заболеваниях нормальная двигательная активность нарушается и движения становятся беспорядочными.

Основные причины шаткой походки:

  1. Болезни опорно-двигательного аппарата: проблемы с мышцами, суставами, сухожилиями, костями.
  2. Патологии спинного, головного мозга, в том числе мозжечка, подкорковых ядер, экстрапирамидной системы и пирамидного тракта.
  3. Инсульты ишемические или геморрагические.
  4. Дефицит витаминов В12, В1, фолатов.
  5. Рассеянный склероз, миастения.
  6. Черепно-мозговые травмы: сотрясения, ушибы.
  7. Опухоли головного мозга или восьмой пары черепных нервов.
  8. Облитерирующий тромбартериит, варикозное расширение вен.
  9. Наркотическое, алкогольное опьянение.
  10. Неудобная обувь, одежда.
  11. Обморок.

Существует множество заболеваний, при которых нарушается согласованная работа мышц ног.

Полезно узнать, как связаны : основные симптомы поражения мозжечка.

Все о последствиях поражения и : диагностика и лечение расстройств.

Проблемы опорно-двигательного аппарата

Заболевания костно-хрящевой системы: артрит, артроз, остеохондроз, остеомиелит могут быть причинами пошатывания при ходьбе. При воспалении и дегенеративных изменениях коленных, тазобедренных суставов из-за болезненности человек вынужден уменьшать нагрузку на поврежденную конечность. Поэтому движения становятся асимметричными.

Шаткость походки при остеохондрозе обусловлена защемлением эфферентных и афферентных волокон, идущих к ногам и от них. Возможно нарушение их чувствительности или ослабление мышц из-за зажатия нервов.

Слабость мышц может возникать после снятия гипса с места перелома. Так как пораженная конечность не участвовала в движении и мускулы на ней атрофировались, при ходьбе возникает асимметрия и шаткость.

Травматические параличи мышц, растяжения и разрывы сухожилий – частые причины шаткости походки как у детей, так и у взрослых, а также пожилых людей.

Патологии головного мозга

Именно в головном мозге находятся центры, которые обеспечивают моторные акты при ходьбе. Когда их деятельность расстраивается, человек теряет устойчивость, походка становится шаткой.

Координацию движений регулирует мозжечок, а также экстрапирамидная и пирамидная системы. Кора головного мозга осуществляет передачу импульса в нижележащие отделы по проводящим путям – пирамидным.

При травмах основания черепа часто повреждается мозжечок. Именно атаксия – одна из причин шаткости при ходьбе. Наряду с этим, человек после ЧМТ теряет чувство равновесия, появляется нистагм (непроизвольные движения глазных яблок). Характерны также тошнота и рвота, иногда кратковременное бессознательное состояние.

Мозжечок может поражаться при генетических аномалиях, аутоиммунных процессах, воспалении, расстройствах кровообращения.

Патологии экстрапирамидной системы проявляются при хорее, гиперкинезах, треморе. Эти заболевания входят в список причин, при которых человека шатает при ходьбе. Накопление меди в подкорковых ядрах при гепато-лентикулярной дегенерации (болезнь Коновалова) дает сходные симптомы.

Родовые травмы, ДЦП

Детский церебральный паралич может приводить к тому, что обе нижние конечности (либо одна из них) парализованы или определенная группа мышц поражена спазмом. Тогда человека также шатает при ходьбе. ДЦП вызван внутриутробной гипоксией либо родовой травмой.

Дефицит витаминов

Витамин В12 необходим для правильного функционирования центральной нервной системы и спинного мозга. При заболеваниях пищеварительного тракта, глистных инвазиях, несбалансированном питании его нехватка приводит к петушиной походке. Витамин В1, фолиевая кислота также влияет на функции центральной и периферической нервных систем.

Невринома слухового нерва

Это опухоль на нерве, которая приводит к нарушению функционирования вестибулярного аппарата. Помимо этого, возможно возникновение тошноты, головокружения в покое. Движения изменяются, и координация их расстраивается, так как теряется чувство тела в пространстве.

Рассеянный склероз, миастения

– нарушение проводимости нервных волокон как двигательных, так и чувствительных вследствие рубцовых изменений. При этом возникают спастические либо вялые параличи конечностей, что приводит к шаткости тела.

Миастения – аутоиммунное заболевание, причина которого выработка антител против ацетилхолина – медиатора, обеспечивающего движение мышц. Легкое течение болезни приводит к слабости мускул и быстрого переутомления, неустойчивости при ходьбе.

Проблемы с сосудами

Васкулиты, диабетическое поражение артерий, венозные заболевания ведут к отечности, болезненности нижних конечностей, и как следствие – асимметричная десинхронизированная походка.

Все о : причины, симптомы, лечение.

На заметку о : причины возникновения и тактика лечения.

Важно понять, какие бывают в зависимости от локализации поражения.

Диагностика и лечение

МРТ, КТ, ЭЭГ – методы обследования для установления патологий со стороны ЦНС. Необходим осмотр невролога, хирурга-ортопеда. Стратегия лечения шаткой походки зависит от ее причин. Этим занимаются врач-невропатолог, хирург. Тактика лечения:

  1. При ДЦП спастические параличи ног корректируют с помощью рассечения сухожилий этих мышц.
  2. Рассеянный склероз, миастения лечатся при помощи глюкокортикоидных гормонов, иммунодепрессантов, подавляющих аутоиммунные реакции.
  3. Вялые параличи корректируют с помощью ингибиторов холинэстеразы: Неостигмина, Калимина.
  4. Комплекс витаминов группы В (Нейромультивит, Мильгамма, Комбилипен) применяют для поддержки нервной системы.
  5. Лечение остеохондроза, артроза, артритов включает физиотерапию. Больные принимают хондропротекторы (инъекции препаратов Мукосат, Дона). Назначают миорелаксанты, минеральные комплексы.

Заключение

Как лечить шаткость походки, решает врач невролог или хирург-ортопед. Все зависит от причины расстройства двигательной функции нижних конечностей. Для ее выяснения необходим осмотр профильных специалистов и инструментальные обследования.

Согласно психоанализу психическое развитие совершается в процессе борьбы биологических по происхождению желаний и потребностей человека с заданными обществом ограничениями на их удовлетворение. Допускается, что исход этой борьбы неясен не только па каждой конкретной стадии развития, но и в результате его. В зависимости от более или менее удовлетворительного прохождения стадий развития у взрослого человека наблюдается больший или меньший уровень психической зрелости. В то же время психическая незрелость проявляется в склонности к использованию неэффективных защитных механизмов и к неврозам. По теории З. Фрейда, личность состоит из трех компонентов: "Оно", "Я" и "Сверх-Я". "Оно" – наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов и влечений. Будучи бессознательным, "Оно" подчиняется принципу удовольствия. "Я" следует принципу реальности и учитывает свойства внешнего мира. "Сверх-Я" служит носителем моральных норм и выполняет роль критика и цензора.

Согласно З. Фрейду, новорожденный ребенок представляет собой чистое "Оно", т.е. набор непосредственных желаний, требующих немедленного удовлетворения. На первом этапе психосексуального развития средоточием эмоциональной жизни младенца, его главной эрогенной зоной является рот – оральная стадия. Но даже при самом лучшем уходе неизбежны ограничения или задержки в выполнении желаний младенца. Они и приводят к дифференциации, выделению объекта. Постепенно из "Оно" под воздействием внешних факторов дифференцируется "Я". Эта инстанция личности заставляет ребенка подчиняться внешним требованиям и учиться откладывать удовлетворение, т.е. происходит переход к принципу реальности.

пример

На оральной стадии фиксации либидо у человека, по мнению Фрейда, формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Согласно его представлениям, уже на оральной стадии люди делятся на оптимистов и пессимистов.

На втором году жизни при обучении ребенка опрятности центром эмоциональной жизни становится анальное отверстие. На анальной стадии (длящейся от одного года до трех лет) запреты и требования внешнего мира постепенно по мере овладения ребенка своими выделительными физиологическими функциями становятся внутренними, т.е. начинает формироваться инстанция "Сверх-Я". В этой инстанции заложены авторитеты, влияние родителей и других взрослых.

пример

Согласно психоаналитикам, на данной стадии закладываются такие черты характера, как аккуратность, опрятность, пунктуальность; упрямство, скрытность, агрессивность; накопительство, экономность, склонность к коллекционированию.

Фаллическая стадия (3–5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если две предыдущие стадии были аутоэротичными, т.е. направленными на самого ребенка, то теперь либидо становится предметным, направленным на другого человека, прежде всего на родителя противоположного пола.

Сексуальное влечение, направленное у мальчика на мать, и амбивалентные в связи с этим чувства к отцу-конкуренту З. Фрейд назвал комплексом Эдипа. Аналогичный мотивационно-аффективный комплекс у девочек получил название комплекса Электры. Разрешение комплекса Эдипа (Электры) происходит за счет идентификации с родителем своего пола. Посредством вытеснения этого комплекса полностью дифференцируется инстанция "Сверх-Я".

Таким образом, согласно З. Фрейду, все три личностные инстанции сформированы у человека к концу фаллической стадии, т.е. к пяти-шести годам. Именно это послужило основанием для известного изречения Фрейда: "Ребенок – отец взрослого". Инстанция "Я" с данного возраста играет важнейшую роль в организации жизни человека. Действуя на основе принципа реальности, "Я" борется одновременно и против разрушительных импульсов "Оно", и против строгости "Сверх-Я". В таких условиях появляется состояние тревоги как сигнал о наличии внутренних или внешних опасностей. Механизмами защиты "Я" против чувства тревоги становятся сублимация и вытеснение. При этом сублимация рассматривается Фрейдом как позитивный механизм, делающий возможным плодотворную деятельность человека, а вытеснение – как более негативный, способный привести к неврозу.

пример

Период детства до пяти-шести лет с точки зрения психоанализа считается важнейшим в жизни человека. Фиксации на фаллической стадии способствуют зарождению таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, а в дальнейшем – утрирование мужского начала.

  • Латентная стадия (5–12 лет) получила свое название благодаря тому, что в этот период наблюдается снижение интереса ребенка к вопросам пола, они уходят на второй план. В это время "Я" полностью контролирует потребности "Оно". Будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на усвоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семьи.
  • Генитальная стадия (12–18 лет) характеризуется объединением всех предыдущих эрогенных зон, ростом напряженности сексуального влечения и стремлением подростка к нормальному сексуальному общению. Согласно Фрейду, это завершающая стадия психосексуального развития, которая должна привести к формированию зрелой сексуальности и зрелого баланса между любовью и работой. Данная стадия (как и все другие) складывается в сильной зависимости от полного или частичного разрешения противоречий предыдущих стадий. На генитальной стадии "Я" использует два новых механизма защиты: аскетизм и интеллектуализацию. Аскетизм путем внутренних запретов подавляет навязчивые стремления к чувственному удовольствию, интеллектуализация же сводит их к представлению в воображении, чем также позволяет освободиться от них.

пример

На генитальной стадии могут сформироваться психический гомосексуализм и нарциссизм. Первый тин характера связан с предпочтением своего пола, активной деятельностью и общением в однополых группах, но не обязательно с сексуальными извращениями. При нарциссической сексуальности либидо как бы обращается от внешнего мира к самому субъекту, главное место начинают занимать самоудовлетворенность и самодовольство. Подобные характеры направляют свое внимание преимущественно на себя, свои действия и переживания.

§ 1. Психическое развитие с позиций классическогопсихоанализа 3. Фрейда

Основы психоаналитического подхода к пониманию развития психики в онтогенезе заложены 3. Фрейдом (1856-1939)1. Психическое развитие в психоанализе отождествляется с процессом услож-

нения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур и функций. Фрейд выделял три уровня психики человека (по критерию принципиальной возможности осознания психических процес-сов) - сознание, предсознание и бессознательное. В центре его научных интересов был бессознательный уровень пси-хики - вместилище инстинктивных потребностей организма, влече-ний, в первую очередь сексуальных и агрессивных. Именно бессоз-нательное изначально противостоит обществу. Фрейд рассматривал развитие личности как адаптацию (приспособление) индивида к внешнему социальному миру, чуждому ему, но совершенно необхо-димому. Личность человека, по Фрейду, включает в себя три структурных компонента - Оно, Я и Сверх-Я, которые возникают неодновре- менно. Оно (Ид) - примитивное ядро личности; оно имеет врожденный характер, находится в бессознательном и подчиняется принци-пу удовольствия. Ид содержит врожденные импульсивные влече-ния (инстинкт жизни Эрос и инстинкт смерти Танатос) и составляет энергетическую основу психического развития.

Я (Эго) - рациональная и в принципе осознаваемая часть личности. Она возникает по мере биологического созревания между 12 и 36 месяцами жизни и руководствуется принципом реальности. Задача Эго - объяснить происходящее и построить поведение человека так, чтобы его инстинктивные требования были удовлетво-рены, а ограничения общества и сознания не были бы нарушены. При содействии Эго конфликт между индивидом и социумом в течение жизни должен ослабевать. Сверх-Я (Супер-Эго) как структурная составляющая личности формируется последней, между 3 и 6 годами жизни. Супер-Эго представляет собой совесть, эго-идеал и строго контролирует соблюдение норм, принятых в данном обществе. Тенденции со стороны Ид и Супер-Эго, как правило, имеют конфликтный характер, что порождает тревогу, нервозность, напряженность индивида. В ответ Эго создает и использует ряд защитных механизмов, таких, как вытеснение, рационализация, сублимация, проекция, регрессия и др. Однако пока Эго ребенка еще слабо, не все конфликты могут быть разрешены. Переживания становятся длительными, ≪фиксируются≫, образуя определенный тип характера, т.е. фундамент личности закладывается переживаниями раннего детства. Необходимо отметить, однако, что Фрейд " не изучал детскую психику специально, а пришел к формулирова-нию основных положений своей теории развития личности, анализируя невротические нарушения взрослых пациентов. Подходы к пониманию детской сексуальности изложены Фрейдом еще в начале XX в. в ≪Трех очерках по теории сексуальности≫ (1905)1. Он исходил из идеи, что человек рождается с неким количеством сексуальной энергии (либидо), которая в строго определенной последовательности перемещается по разным областям тела (рот, анус, гениталии). Фрейд наметил порядок развертывания психосексуальных стадий по мере созревания организма (биологический фактор развития) и считал, что стадии универсальны и присущи всем людям, независимо от их культурного уровня. Периодизацию возрастного развития 3. Фрейда называют психосексуальной т е о рией личности, поскольку центральная линия его теории связана с сексуальным инстинктом, понимаемым широко как получение удовольствия. Названия стадий личностного развития (оральная, анальная, фаллическая, генитальная) указывают на основную телесную (эрогенную) зону, с которой связано ощущение удовольствия в этом возрасте.


Стадии - это своего рода ступени на пути развития, и существует опасность ≪застрять≫ на той или иной стадии, и тогда компоненты детской сексуальности могут стать предпосылками невротических

симптомов последующей жизни.

1. Оральная стадия продолжается от рождения до 18 месяцев. Главный источник удовольствия на начальной стадии психосексуального развития соединяется с удовлетворением основной ор -

ганической потребности и включает действия, связанные с кормлением грудью: сосание, кусание и глотание. На оральной стадии складываются установки в отношении других людей - установки зависимости, опоры или независимости, доверия. Мать пробуждает в ребенке сексуальное влечение, учит его любить. Именно оптимальная степень удовлетворения (стимуляции) в оральной зоне (грудного вскармливания, сосания) закладывает основы здоровой самостоятельной взрослой личности.



Крайности материнского отношения в первые шесть месяцев жизни (чрезмерная или, напротив, недостаточная стимуляция) искажают личностное развитие, происходит фиксация оральной пас-

сивности. Это означает, что взрослый человек будет использовать в качестве способов адаптации к окружающему миру демонстрации беспомощности, доверчивости, будет нуждаться в постоянном одобрении своих действий со стороны. Слишком много родительской нежности ускоряет половую зрелость и делает ребенка ≪избалованным≫, зависимым.

Во второй половине первого года жизни, с прорезыванием зубов, когда акцент смещается на действия кусания и жевания, наступает орально-садистическая фаза оральной стадии. Фиксация на

орально - садистической фазе приводит к таким чертам взрослой личности, как любовь к спорам, цинично-потребительское отношение к другим, пессимизм. Область рта, по мнению Фрейда, остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека. Привязанность либидо к оральной зоне иногда сохраняется и у взрослого и дает о себе знать остаточным оральным поведением - обжорством, курением, грызением ногтей, жеванием резинки и т.п.

2. Анальная стадия развития личности, связанная с возникновением Эго, приходится на возраст от 1 -1,5 до 3 лет. Анальная эротика связана, по Фрейду, с приятными ощущениями от работы кишечника, от выделительных функций, с интересом к собственным фекалиям.

На этой стадии родители начинают приучать ребенка пользоваться туалетом, впервые предъявляя ему требование отказаться от инстинктивного удовольствия. Способ приучения к туалету, практи-

куемый родителями, определяет будущие формы самоконтроля и саморегуляции ребенка.

Правильный воспитательный подход опирается на внимание к состоянию ребенка, на поощрение детей к регулярному опорожнению кишечника. Эмоциональная поддержка опрятности как прояв-

ления самоконтроля имеет, по Фрейду, долговременный позитивный эффект в становлении аккуратности, личностного здоровья и даже гибкости мышленияПри неблагоприятном варианте развития родители ведут себя чрезмерно строго и требовательно, добиваются опрятности как можно раньше, ориентируясь в основном на формальные режимные моменты. В ответ на эти неадекватные требования у детей возникают своего рода протестные тенденции в виде ≪удерживания≫ (запоров) или, напротив, ≪выталкивания≫. Эти фиксированные реакции, распространившись позже на другие виды поведения, приводят к складыванию своеобразного типа личности: анально-удерживающего (упрямого, скупого, методичного) или анально-выталкивающего (беспокойного, импульсивного, склонного к разрушению).

3. Фаллическая стадия (3- лет) -стадия психосексуального развития с участием уже собственно генитальной зоны. На фаллической стадии психосексуального развития ребенок часто рассмат-

ривает и исследует свои половые органы, проявляет интерес к вопросам, связанным с появлением детей и половыми отношениями. Именно в этот возрастной период в индивидуальном развитии ка-

ждого человека возрождается некий исторический конфликт -комплекс Эдипа. У мальчика обнаруживается желание ≪обладать≫ матерью и устранить отца. Вступая в бессознательное соперничество с отцом, мальчик испытывает страх предполагаемого жестокого наказания с его стороны, страх кастрации, в трактовке Фрейда. Амбивалентные чувства ребенка (любовь/ненависть к отцу), которые сопровождают Эдипов комплекс, преодолеваются между пятью и семью годами. Мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои сексуальные желания в отношении матери. И д е н т и ф и к а ция себя с отцом (подражание интонациям, высказываниям, поступкам, заимствование норм, правил, установок) способствует возникновению Супер-Эго, или совести, последнего компонента структуры личности. У девочек Фрейд подразумевает аналогичный доминирующий комплекс -комплекс Электры. Разрешение комплекса Электры также происходит путем идентификации себя с родителем своего пола -матерью и подавления тяготения к отцу. Девочка, увеличивая сходство с матерью, получает символический ≪доступ≫ к своему отцу.

4. Л а т е н т н а я стадия -сексуальное затишье, от 6- лет до 12 лет, до начала подросткового возраста. Запас энергии направляется на несексуальные цели и занятия -учебу, спорт, познание, дружбу со сверстниками, в основном своего пола. Фрейд особо значение этого перерыва в сексуальном становлении человека как условия для развития высшей человеческой культуры.

5. Генитальная стадия (12 -18 лет) -стадия, обусловленная биологическим созреванием в пубертатный период и завершающая психосексуальное развитие. Происходит прилив сексуаль-

ных и агрессивных побуждений, комплекс Эдипа возрождается на новом уровне Аутоэротизм исчезает, ему на смену приходит интерес к другому сексуальному объекту, партнеру противоположного пола. В норме в юности происходит поиск места в обществе, выбор

брачного партнера, создание семьи. Одна из самых значительных задач этой стадии -освобождение

Гениталъный характер -это идеальный тип личности с психоаналитической позиции, уровень зрелости личности. Необходимое качество генитального характера -способность к гетеросексуальной любви без чувства вины или конфликтных переживаний. Зрелая личность характеризуется Фрейдом гораздо более широко: она многогранна, и ей присущи активность в решении жизненных проблем и способность прикладывать усилия, умение трудиться, умение откладывать удовлетворение, ответственность в социальных и сексуальных отношениях и забота о других людях.

Таким образом, детство интересовало 3. Фрейда как период, который преформирует взрослую личность. Фрейд был убежден, что все самое существенное в развитии личности происходит до пятилетнего возраста, а позже человек уже только ≪функционирует≫, пытается изжить ранние конфликты, поэтому каких-либо особых стадий взрослости он не выделял. При этом само детство отдельного индивида преформировано событиями из истории развития человеческого рода (эта линия представлена возрождением Эдипова комплекса, аналогией оральной стадии в развитии личности и каннибальской стадии в истории человеческого сообщества и т.п.). Самые значимые факторы становления личности в классическом психоанализе -это биологическое созревание и способы общения с родителями. Неудачи приспособления к требованиям среды в раннем детстве, травматические переживания в детские годы и фиксация либидо предопределяют глубокие конфликты и болезни в будущем.

Ценность психоаналитической концепции в том, что это динамическая концепция развития, в ней показана сложная гамма переживаний, единство душевной жизни человека, ее несводимость к отдельным функциям и элементам. Хотя эти представления в большой степени мифологичны, тем не менее они обнаруживают значимость детства, важность и долговременностъ родительского влияния. Общение с родителями в ранние годы, их влияние на способы решения типичных возрастных противоречий, конфликты и срывы адаптации сказываются впоследствии, проявляются характерными проблемами уже у взрослого человека. Психоаналитики настаивали на том, что негативный детский опыт приводит к инфантилизму, эгоцентричности, повышенной агрессивности личности и такой взрослый будет испытывать значительные трудности с собственным ребенком, в реализации родительской роли. Важнейшей стороной психоаналитического подхода можно считать идею чуткого внимания к ребенку, стремление разглядеть за внешне обычными егр словами и поступками вопросы, понастоящему беспокоящие или смущающие его. Так, К.Г. Юнг, анализируя ≪конфликты детской души≫, критически замечает: ≪Ведь обычно к детям совсем не прислушиваются, обычно их (в любом возрасте) опекают, точно невменяемых, чуть только дело коснется чего-нибудь существенного, все же остальное сводится к дрессировке, ведущей к автоматоподобному совершенству≫ (выделено нами. -И.Ш.). Такой подход, по мнению Юнга, неприемлем:≪Надо брать детей такими, каковы они в действительности, надо перестать видеть в них только то, что мы хотели бы в них видеть, а воспитывая их, надо сообразоваться не с мертвыми правилами, а с естественным направлением развития. Дальнейшее развитие психоаналитического направления в психологии связано с именами К. Юнга, А. Адлера, К. Хорни, А. Фрейд, М. Кляйн, Э. Эриксона, Б. Беттельгейма, М. Малер и др.

§ 2. Психоанализ детства. Попытки организовать аналитическую работу с детьми с позиций традиционного психоанализа натолкнулись на реальные трудности: у детей не выражен интерес к исследованию своего прошлого, отсутствует инициатива обращения к психоаналитику, а уровень вербального развития недостаточен для оформления своих переживаний в словах. На первых порах психоаналитики в основном использовали как материал для интерпретации наблюдения и сообщения родителей.

Позже были разработаны методы психоанализа, направленные именно на детей. Последователи Фрейда в области детского психоанализа А. Фрейд и М. Кляйн создали собственные, различающиеся

варианты детской психотерапии.

А. Фрейд (1895-982) придерживалась традиционной для психоанализа позиции о конфликте ребенка с полным противоречий социальным миром. Ее труды ≪Введение в детский психоанализ≫

(1927), ≪Норма и патология в детстве≫ (1966) и др. заложили основы детского психоанализа. Она подчеркивала, что для понимания причин трудностей в поведении психологу необходимо стремиться

проникнуть не только в бессознательные слои психики ребенка, но и получить максимально развернутое знание обо всех трех составляю щих личности (Я, Оно, Сверх-Я), об их отношениях с внешним миром, о механизмах психологической защиты и их роли в развитии личности. А. Фрейд считала, что в психоанализе детей, во-первых, можно и нужно использовать общие со взрослыми аналитические методы на речевом материале: гипноз, свободные ассоциации, толкование сновидений, символов, парапраксий (обмолвок, забывания), анализ сопротивлений и перенос. Во-вторых, она указывала и на своеобразие техники анализа детей. Трудности применения метода свободных ассоциаций, особенно у маленьких детей, частично могут быть преодолены путем анализа сновидений, снов наяву, мечтаний, игр и рисунков, что позволит выявить тенденции бессознательного в открытой и доступной форме. А. Фрейд предложила новые технические методы, помогающие в исследовании Я. Один из них -анализ трансформаций, претерпеваемых аффектами ребенка. По ее мнению, несоответствие ожидаемой (по прошлому опыту) и продемонстрированной (вместо огорчения -веселое настроение, вместо ревности -чрезмерная нежность) эмоциональной реакции ребенка указывает на то, что работают защитные механизмы, и таким образом появляется возможность проникнуть в Я ребенка. Богатый материал о становлении защитных механизмов на конкретных фазах детского развития представляет анализ фобий животных, особенностей школьного и внутрисемейного поведения детей. Так, А. Фрейд придавала важное значение детской игре, полагая, что, увлекшись игрой, ребенок заинтересуется и интерпретациями, предложенными ему аналитиком относительно защитных механизмов и бессознательных эмоций, скрывающихся за ними.

Психоаналитик, по мнению А. Фрейд, для успеха в детской терапии обязательно должен иметь авторитет у ребенка, поскольку детское Супер-Эго относительно слабо и неспособно справиться с

освобожденными в результате психотерапии побуждениями без посторонней помощи. Особое значение имеет характер общения ребенка со взрослым: ≪Чтобы мы ни начинали делать с ребенком,

обучаем ли мы его арифметике или географии, воспитываем ли мы его или подвергаем анализу, мы должны прежде всего установить определенные эмоциональные взаимоотношения между собой и ре-

бенком. Чем труднее работа, которая предстоит нам, тем прочнее должна быть эта связь≫, -подчеркивала А. Фрейд1. При организации исследовательской и коррекционной работы с трудными детьми (агрессивными, тревожными) основные усилия должны быть направлены на формирование привязанности, развитие либидо, а не на прямое преодоление негативных реакций. Влияние взрослых, которое дает ребенку, с одной стороны, надежду на любовь, а с другой стороны, заставляет опасаться наказания, позволяет в течение нескольких лет развить у него собственную способность контролировать внутреннюю инстинктивную жизнь. При этом часть дости-

жений принадлежит силам Я ребенка, а остальная -давлению внешних сил; соотношение влияний определить невозможно. При психоанализе ребенка, подчеркивает А. Фрейд, внешний мир оказывает гораздо более сильное влияние на механизм невроза, чем у взрослого. Детский психоаналитик с необходимостью должен работать над преобразованием среды. Внешний мир, его воспита-

тельные воздействия -могущественный союзник слабого Я ребенка в борьбе против инстинктивных тенденций.

Английский психоаналитик М. Кляйн (1882-960) разработала свой подход к организации психоанализа в раннем возрасте. Основное внимание уделялось спонтанной игровой активности ребенка. М. Кляйн, в отличие от А. Фрейд, настаивала на возможности прямого доступа к содержанию детского бессознательного. Она считала, что действие более свойственно ребенку, чем речь, и свободная игра выступает эквивалентом потока ассоциаций взрослого; этапы игры -это аналоги ассоциативной продукции взрослого.

Психоанализ с детьми, по Кляйн, строился преимущественно на спонтанной детской игре, проявиться которой помогали специально созданные условия1. Терапевт предоставляет ребенку массу мелких игрушек, ≪целый мир в миниатюре≫ и дает ему возможность свободно действовать в течение часа. Наиболее подходящими для психоаналитической игровой техники являются простые немеханические игрушки: деревянные мужские и женские фигурки разных размеров, животные, дома, изгороди, деревья, различные транспортные средства, кубики, мячи и наборы шариков, пластилин, бумага, ножницы, неострый нож, карандаши, мелки, краски, клей и веревка. Разнообразие, количество, миниатюрные размеры игрушек позволяют ребенку широко выражать свои фантазии и использовать имеющийся опыт конфликтных ситуаций. Простота игрушек и человеческих фигурок обеспечивает их легкое включение в сюжетные ходы, вымышленные или подсказанные реальным опытом ребенка. Игровая комната также должна быть оборудована весьма просто, но предоставлять максимальную свободу действий. В ней для игровой терапии необходимы стол, несколько стульев, маленький диван, несколько подушек, моющийся пол, проточная вода и комод с выдвижными ящиками. Игровые материалы каждого ребенка хранятся отдельно, заперты в конкретном ящике. Такое условие призвано убедить ребенка в том, что его игрушки и игра с ними будут известны только ему самому и психоаналитику. Наблюдение за различными реакциями ребенка, за ≪потоком детской игры≫ (и особенно за проявлениями агрессивности или сострадания) становится основным методом изучения структуры переживаний ребенка. Ненарушаемый ход игры соответствует свободному потоку ассоциаций; прерывания и торможения в играх приравниваются к перерывам в свободных ассоциациях. Перерыв в игре рассматривается как защитное действие со стороны Я, сопоставимое с сопротивлением в свободных ассоциациях. В игре могут проявиться разнообразные эмоциональные состояния: чувство фрустрации и отверженности, ревность к членам семьи и сопутствующая агрессивность, чувство любви или ненависти к новорожденному, удовольствие играть с приятелем, противостояние родителям, чувство тревоги, вины и стремление исправить положение.

Предварительное знание истории развития ребенка и имеющихся у него симптомов и нарушений помогает терапевту в интерпретации значения детской игры. Как правило, психоаналитик пытается

объяснить ребенку бессознательные корни его игры, для чего ему приходится проявлять большую изобретательность, чтобы помочь ребенку осознать, кого из реальных членов его семьи представляют фигурки, использованные в игре. При этом психоаналитик не настаивает на том, что интерпретация точно отражает переживаемую психическую реальность, это скорее метафорическое объяснение или интерпретативное предложение, выдвигаемое для пробы. Ребенок начинает понимать, что в его собственной голове есть нечто неизвестное (≪бессознательное≫) и что аналитик тоже участвует в его игре. М. Кляйн приводит подробное описание деталей психоаналитической игровой техники на конкретных примерах. Так, по обращению родителей М. Кляйн проводила психотерапевтическое лечение семилетней девочки с нормальным интеллектом, но с негативным отношением к школе и неуспешностью в учебе, с некоторыми невротическими нарушениями и плохим контактом с матерью. Девочка не хотела рисовать и активно общаться в кабинете терапевта. Однако, когда ей был предоставлен набор игрушек, она начала проигрывать волновавшие ее отношения с одноклассником. Именно они и стали предметом интерпретации психоаналитика. Услышав истолкование своей игры со стороны терапевта, девочка стала больше доверять ему. Постепенно, в ходе дальнейшего лечения, улучшились ее отношения с матерью и школьная ситуация. Иногда ребенок отказывается принять истолкование психотерапевта и может даже прекратить игру и отбросить игрушки, услышав, что его агрессия направлена на отца или брата. Подобные реакции в свою очередь, также становятся предметом интерпретации психоаналитика.

Изменения характера игры ребенка может прямо подтверждать правильность предложенного толкования игры. Например, ребенок находит в ящике с игрушками испачканную фигурку, символизировавшую в предыдущей игре его младшего брата, и отмывает ее в тазу от следов своих прежних агрессивных намерений. Итак, проникновение в глубины бессознательного, по мнению М. Кляйн, возможно с использованием игровой техники, через анализ тревожности и защитных механизмов ребенка. Регулярное высказывание ребенку-пациенту интерпретаций его поведения помогает ему справиться с возникающими трудностями и конфликтами. Некоторые психологи считают, что игра целебна сама по себе Так, Д.В. Винникот подчеркивает созидательную силу именно свободной игры (play) в сравнении с игрой по правилам._



Новое на сайте

>

Самое популярное