Домой Гигиена Как протекает грипп у привитых? Иммунитет и его виды. Формирование иммунитета у детей дошкольного возраста Что формирует иммунитет

Как протекает грипп у привитых? Иммунитет и его виды. Формирование иммунитета у детей дошкольного возраста Что формирует иммунитет

Тренер-диетолог, спортивные нутрициолог, заслуженный автор Evehealth

18-03-2017

8 765

Проверенная информация

Эта статья основана на научных данных, написанных экспертами и проверенных экспертами. Наша команда лицензированных диетологов и косметологов стремится быть объективной, непредвзятой, честной и представить обе стороны аргумента.

Иммунитет, несомненно, является одним из важных систем всего организма. Без иммунитета человек бы постоянно болел и не мог бы справляться с окружающими его вирусами и заболеваниями.

В помощь иммунитету приходят разнообразные прививки, которые вводятся в организм, с целью будущего предотвращения того или иного вируса. В наше время, идет много споров, действительно ли нужно делать прививки от различных заболеваний. Ведь прививки, вводимые в организм, имеют неестественную природу, и также наносят вред всему организму.

К тому же, прививки сильно влияют на иммунную систему, которая в редких случаях не справляется с введенным вирусом. Как же понять надо ли делать вакцинацию того и иного вируса?

Введенная прививка имеет неактивную часть вируса, но, несмотря на это она наносит большой вред иммунной системе. Но это происходит только в том случае, если в прививке были живые клетки вируса, хотя это делают очень редко. К такому виду вырабатывается иммунитет после прививки в течение года, максимум полутора лет.

Основные прививки делаются из неактивных клеток вирусов. В данном случае иммунитет будет полностью восстановлен через две недели, максимум месяца. Это и был ответ на вопрос: Сколько восстанавливается иммунитет после прививки?

После введения прививки не следует общаться с больными людьми минимум две недели, потому что это будет дополнительной нагрузкой на иммунитет. Ведь сделанная прививка большую часть иммунной системы забирает на себя, чтобы выявить антитела введенного вируса.

Сколько дней после прививки ослаблен иммунитет?

Так через, сколько вырабатывается иммунитет после прививки? Организм после прививки является ослабленным, так как вся иммунная система занята распознанием нового вируса, введенного во время вакцинации. Каждая прививка требует разного времени на ее преодоление, а также это зависит от того, каков иммунитет был до заражения вакциной.

Если иммунитет сильный, то иммунитет будет ослаблен не более двух недель, конечно же, это зависит от полученной вакцины. Если же иммунитет был понижен или был иммунодефицит, то сражение иммунитета с вирусом может продлиться около месяца, и немного больше.

Чтобы такого не происходило, перед тем, как делать прививку нужно употреблять необходимые витамины для поддержания иммунитета. А после этого смело можно делать прививки. Тем более, если поступить именно так, иммунная система справиться с новым вирусом намного быстрее, потому что он уже укреплен.

Поэтому многие врачи рекомендуют принимать специальные пищевые добавки для поддержки иммунитета. Приобрести такие биологически активные добавки можно в интернет-магазине iHerb. Широкий ассортимент средств для повышения иммунитета позволит подобрать добавку как для себя, так и для своих близких. Особой эффективностью отличаются:

  • . В состав добавки входит более 60 активных компонентов, которые придают организму заряд энергии на весь день. В их числе мощные стимуляторы работы иммунной системы: куркума, зеленый чай, женьшень и бузина.

  • . Особенность этой добавки заключается в ее составе, который содержит грибную смесь и экстракт корня астрагала. Эти компоненты активно борются с нездоровыми клетками в организме.

  • . В этой добавке собраны травяные компоненты, которые активизируют работу иммунной системы. В состав входит 16 натуральных ингредиента, а также витамин С и цинк. Можно принимать детям от 10 лет.

  • . Это специальная добавка, которая содержит активный гемицеллюлозный компонент (АНСС) на основе определенного вида грибов. Компонент поддерживает работу печени, иммунной системы, а также является мощным антиоксидантом.

  • . Главным компонентом этой добавки является биоактивный углевод, который получают из пекарских дрожжей. Доказано, что Бета-Глюкан взаимодействует с иммунными клетками в организме, повышая их активность. Действие добавки усиливают грибы Мейтаке.

    Нужно не забывать, что поддержка иммунитета нужна не только взрослым, но и детям.
  • . Эта добавка разработана специально для детей от 2-х лет. Ее эффективность доказана в ходе клинических исследований.

  • . Апельсиновые жевательные конфеты с витамином С придутся по вкусу и взрослым, и детям. Добавка не только вкусная, но и полезная. Витамин С поддерживает работу иммунитета, обеспечивает антиоксидантную защиту. В ее состав входят только натуральные компоненты. Подходит для детей от 4-х лет.

Перед употреблением добавок обязательно проконсультируйтесь с лечащим врачом!

Как известно, прививку от гепатита нужно делать раз в пять лет. Это все потому что, иммунитет на гепатит действует от пяти до семи лет, но врачи советуют проходить вакцинацию раз в течение пяти лет.

Всем известно, что гепатит это очень серьезная болезнь, и люди, болеющие этим заболеванием, очень плохо себя ощущают. Именно поэтому не стоит пренебрегать этой прививкой.

Также следует знать, что эту прививку нужно делать в три этапа. Первый этап – это первая прививка, вторую прививку следует повторить через месяц после первой. Третью прививку от гепатита следует делать не позднее шести месяцев после второй вакцинации.

Иммунитет ребенка после прививки подвержен большему риску. Именно по этой причине после вакцинации у ребенка происходит повышение температуры. Также, врачи запрещают прогулки в течение недели после проведения вакцинации, так как этот период наиболее опасный для иммунитета ребенка.

Иммунитет у ребенка не такой сильный, как у взрослых и не стоит им пренебрегать. После вакцинации ребенка, ему не следует находиться вблизи больных людей. Потому что ребенку не следует нагружать и без того слабую иммунную систему. А при повторном заболевании у ребенка может образоваться иммунодефицит.

Что происходит с иммунитетом после прививки от бешенства?

При укусе бешенного животного, нужно в ускоренном режиме обращаться к врачу. Если же Вы не уверены, что животное было бешенным, то в любом случае лучше сделать прививку от бешенства. Как известно, в мире идут споры по поводу необходимости вакцинаций.

Если укушенный является сторонником против прививок, то ему предстоит выбор: здоровая жизнь или бешенство, а после смерть. Выбор очевиден. Прививка от бешенства действует в течение одного года. Иммунитет начинает восстанавливаться через три месяца после вакцинации. Сама прививка больше приносит пользу, чем вред, как и многие прививки.

Решение, конечно, может быть нелегким, но жизнь дороже, и многие соглашаются на вакцинацию. Как говорится «предупрежден, значит вооружен». Лучше не рисковать жизнью и здоровьем, и прививаться от всех обязательных прививок. Иммунитет можно легко поднять, если придерживаться правил здорового образа жизни и питания.

Открытие прививок привело человечество на новый уровень познания. Благодаря этому открытию многие смертельные болезни нашли правильное лечение. При этом вирусы побеждаются не с помощью лекарств, а с помощью самого иммунитета. А значит, денежных средств на это не требуется.

Люди, которые отказываются от вакцинации, рискуют жизнью своей и собственных детей. Конечно, у каждой прививки есть свои противопоказания, и если они есть, участковый врач обязан рассказать об этом. В иных случаях, лучше отбросить сомнения по поводу прививок и отправиться на вакцинацию.

Немногие прививки делаются в первые дни жизни, которые действуют в течение всей жизни. Многие врачи считают, что делать прививки детям необходимо, ведь благодаря этому у ребенка повышается сопротивляемость к разнообразным вирусам. Что естественно является огромным плюсом.

Детский организм с четвертого дня рождения и до пяти лет нарабатывает собственную иммунную систему, которая понадобится ему в будущем. Без собственной приобретенной иммунной системы, ребенок во взрослой жизни будет очень часто болеть. И болезни будут продолжаться до тех пор, пока не наработается собственный иммунитет.

Здоровья Вам и Вашим близким!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Иммунитет и его виды. Формирование иммунитета у детей дошкольного возраста

Выполнила:

Кочергина Мария Александровна

Старший воспитатель

МАДОУ д/с общеразвивающего вида №50

Введение

Глава 1. Основная часть

1.1 Что такое иммунитет?

1.2 Виды иммунитета

1.5 Особенности иммунитета

2.3 Восстановление иммунитета

Приложение

Введение

В народе говорят: "Здоровье, как погода, пока хорошее - не замечаешь".

Зачем людям - не медикам, нужно знать об иммунитете? Анализ состояния здоровья населения во всем мире показал, что медицине не удается сделать здоровыми без вооружения человека знаниями о его собственной природе, о причинах возникновения болезней о путях восстановления и поддержания нормальной деятельности всех органов и систем организма.

В этой связи осведомленность людей - не медиков, в вопросах сохранения нормального функционирования иммунной системы организма неоценимо важна. В современном мире у человека могут формироваться различные иммунные нарушения, в результате чего человек становится, по сути, заложником иммунодефицита на всю жизнь, который и определяет его "здоровье".

Исследования последних лет показали, что основной причиной многих и многих заболеваний являются нарушения иммунитета. Чем бы и как бы человек не лечился, болезнь возвращается вновь и вновь до тех пор, пока не будет восстановлена его иммунная система, пока организм не сможет излечивать себя сам.

Цель: выяснить, что такое иммунитет, как его повысить и формировать у детей дошкольного возраста.

изучить и проанализировать материал по теме;

Размещено на http://www.allbest.ru/

рассмотреть механизм действия иммунитета;

Размещено на http://www.allbest.ru/

выяснить причины ослабления иммунитета;Размещено на http://www.allbest.ru/

найти пути повышения иммунитета;

Размещено на http://www.allbest.ru/

детский иммунитет;Размещено на http://www.allbest.ru/

проанализировать и систематизировать полученные Размещено на http://www.allbest.ru/

сведения.

Глава 1. Основная часть

1.1 Что такое иммунитет?

Сегодня одна из модных тем это иммунитет человека. На эту тему пишутся различные статьи, научные работы, но безграмотность населения относительно этого вопроса остается еще достаточно высокой. А тем не менее, чтобы успешно заниматься вопросами восстановления своего здоровья, а еще лучше - его профилактикой, необходимо разбираться в этих фундаментальных понятиях.

Иммунитет - защитная реакция организма, способность противодействовать повреждающим факторам и обеспечивать невосприимчивость к инфекции. Иммунитет контролирует сложный механизм взаимодействия нескольких систем одновременно: нервной, эндокринной, обмена веществ и других.

Состоит из ряда звеньев - клеточного, гуморального, фагоцитарного, интерферонового, взаимодействие которых обеспечивает правильные реакции защитной системы. Недостаток или избыток любого из них приводит к нарушениям.

Элементами иммунной системы человека являются костный мозг, вилочковая железа, селезёнка, лимфатические узлы, лимфоидные образования кишечника, эмбриональная печень, а также клетки костномозговой природы - лимфоциты и моноциты, присутствующие в крови и тканях. Иммунитет осуществляется самими клетками (клеточный) и продуктами их жизнедеятельности (гуморальный).

Защита организма человека имеет многоуровневую систему и поэтому чужеродным организмам невозможно выжить при условии если наша иммунная система (ИС) здорова и все ее компоненты работают отлажено. Но чтобы в случае чего "помочь" своему иммунитету, необходимо знать его "структуру", каким образом она работает.

1 .2 Виды иммунитета

По механизму развития различают следующие виды иммунитета:

Видовой иммунитет, генетический обусловленный особенностями обмена веществ данного вида. Он, в основном, связан с отсутствием необходимых условий для размножения возбудителя.

Например, собаки не болеют некоторыми болезнями человека (сифилис, гонорея, дизентерия), и, наоборот, люди не восприимчивы к возбудителю чумы собак. Строго говоря, данный вариант резистентности не является истинным иммунитетом, так как он не осуществляется системой иммунитета. Однако есть варианты видового иммунитета, обусловленные естественными антителами. Такие антитела исходно имеются в необходимом количестве против многих бактерий и вирусов.

Приобретенный иммунитет возникает в течение жизни. Он бывает естественным и искусственным, каждый из которых, может быть активным и пассивным.

Естественный пассивный иммунитет возникает в результате передачи от матери к плоду через плаценту или с молоком готовых защитных факторов. иммунитет организм дошкольный

Естественный активный иммунитет появляется в результате контакта с возбудителем после перенесенного заболевания.

Искусственный пассивный иммунитет создается после введения в организм готовых антител с сыворотками крови иммунизированных доноров.

Искусственный активный иммунитет создается после введения в организм вакцин, содержащих микроорганизмы или их части

1.3 Механизм действий иммунного ответа

Иммунный ответ - реакция организма на агрессию микробов или токсинов. Его вызывает любое вещество, по структуре отличное от тканей человека, но в зависимости от заложенных механизмов он различен.

Неспецифический иммунный ответ - первая реакция при обнаружении инфекции. Он почти одинаков для любого типа микробов и определяет общую сопротивляемость. Его задача - формирование очага воспаления как универсального защитного процесса локализации и первичного разрушения микробов.

Специфический иммунный ответ - второй этап защиты организма. Он характеризуется распознаванием микроба и созданием факторов специфической защиты.

Неспецифический и специфический иммунитеты согласуются и дополняют друг друга. Различают два типа специфического иммунитета: клеточный и гуморальный.

Клеточный иммунный ответ - формирование К-лимфоцитов, разрушающих клетки, содержащие инородные материалы. Направлен преимущественно на ликвидацию вирусной инфекции и некоторых типов бактерий (проказа, туберкулёз), а также раковых клеток.

Гуморальный иммунный ответ - активация В-лимфоцитов, после распознавания активно синтезирующих антитела (иммуноглобулины).

На поверхности одного микроба может быть множество различных антигенов, поэтому вырабатывается целая серия антител, каждое из которых направлено на определенный антиген. Иммуноглобулин - молекула белка, способная прилипать к микроорганизмам определенной структуры и вызывать его разрушение.

Сила иммунного ответа различна и зависит от реактивности организма - уровня реакции на инфекцию и токсины.

1.4 Факторы, наносящие вред иммунной системе

Нездоровый образ жизни

Размещено на http://www.allbest.ru/

Загрязнение окружающей среды

Размещено на http://www.allbest.ru/

Появление новых вирусных бактерий

Размещено на http://www.allbest.ru/

Частые бактериальные и вирусные инфекцииРазмещено на http://www.allbest.ru/

Неправильное питание

Размещено на http://www.allbest.ru/

Длительное лечение антибиотиками и др. препаратами

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тяжелые физические и умственные нагрузки, стрессРазмещено на http://www.allbest.ru/

1.5 Особенности иммунитета

При решении задачи укрепления иммунной системы (ИС) необходимо учитывать особенности иммунитета, которые зависят от возраста индивидуума. Мы уже знаем, что формирование ИС человека начинается уже со 2-го месяца беременности и заканчивается к 14-16 годам.

За это время человек проходит несколько критических периодов, связанных с особенностями иммунитета.

К примеру, в первые месяцы своей жизни малыш обладает только неспецифическим иммунитетом, наследованным от родителей и сильно подвержен ко всякого рода инфекциям, которые имеют специфическую природу. Это, конечно же, необходимо учитывать. В преклонном возрасте формирование специфических иммунных клеток так же проблематично т.к. тимус уже потерял свою активность и в 10 раз (по сравнению со своим максимальным весом) уменьшился в объеме. Именно по этим причинам особенности иммунитета нужно учитывать постоянно, занимаясь вопросами своего здоровья.

1.6 Причины снижения иммунитета

сбои пищеварительной системыРазмещено на http://www.allbest.ru/

недостаток витаминов и микроэлементов

хирургические вмешательства

Размещено на http://www.allbest.ru/

острые респираторные заболевания

Размещено на http://www.allbest.ru/

хронические и повторяющиеся заболевания

Размещено на http://www.allbest.ru/

медикаменты (антибиотики, стероиды, онкологические препараты)

Размещено на http://www.allbest.ru/

неполноценный рацион, дисбаланс питания (например, недостаток белка или клетчатки)

Размещено на http://www.allbest.ru/

малоподвижный образ жизни, редкие прогулки

недосыпание, умствРазмещено на http://www.allbest.ru/

енные и физические перегрузки

постоянные стрессы

активное и пассивное курение,

Размещено на http://www.allbest.ru/

врождённые нарушения иммунитета

Размещено на http://www.allbest.ru/

Возрастные изменения, старение и износ организма также приводят к снижению иммунитета. Но существуют и разнообразные методики укрепления здоровья и повышения иммунитета у детей и взрослых.

Глава 2. Формирование иммунитета у детей дошкольного возраста

2.1 Ребёнок часто болеет из-за снижения иммунитета

Детский иммунитет формируется в период внутриутробного развития. Если ребёнок часто болеет, причиной может быть курение или злоупотребление спиртного родителями, перенесённые мамой инфекционные заболевания при беременности или недостаток молока в период грудного вскармливания, которое очень важно для формирования иммунитета ребёнка. Дети, находящиеся на грудном вскармливание от рождения до полугода, гораздо реже болеют и растут крепкими. Каждая капля материнского молока ценна для малыша и способна поднять иммунитет: ведь с молоком в детский организм поступают антитела к заболеваниям, перенесённым ранее матерью.

Высокая концентрация иммуноглобулинов класса A в первом грудном молоке, который при вскармливании распределяется в полости рта, желудочно-кишечном тракте, верхних дыхательных путях, обеспечивает малышу полноценную защиту. Таким образом, иммунитет ребёнка, не болея сам, "знакомится" с целым спектром болезней. Искусственное питание молочными смесями таких иммуноглобулинов, естественно, не содержит, и вероятность заражения ребёнка возрастает.

Часто у новорождённых наблюдаются признаки неполного созревания иммунной системы. Причина - замедленное внутриутробное развитие. В таких случаях требуется постоянный врачебный контроль, процедуры для укрепления здоровья детей, способствующие формированию иммунной системы и поддерживающие ребёнка до его завершения.

Как правило, набор и количество антител достигает нормальной концентрации к 2-3 годам жизни.

2.2 "5 критических периодов в жизни детей"

Известны "5 критических периодов в жизни детей, каждому из которых присущи особенности иммунитета.

1. Первые 28 дней жизни, когда дети имеют иммунитет, полученный от матери. Отсутствие материнских антител от какой-либо инфекции, повышает чувствительность ребёнка. Так называемый первый перекрёст в формуле белой крови на пятые сутки жизни устанавливает преобладание лимфоцитов. В это время очень важно сохранять грудное вскармливание. Однако в этом периоде недостаточен неспецифический иммунный ответ за счет неразвитого фагоцитоза(слабая способность зернистых лейкоцитов локализовать инфекции и разрушать возбудителя)

2. В 3-6 месяцев происходит разрушение материнских антител. Период, когда формируется активный иммунитет. Дети подвержены ОРВИ, кишечным инфекциям, пищевым аллергиям и нуждаются дополнительных факторах (например, вакцинации) для поднятии иммунитета.

3. Около 2 лет, когда ребёнок активно познаёт мир, могут проявляться атопический диатез, врождённые аномалии.

4. В 4-6 лет уже накоплен активный иммунитет, сформированный благодаря перенесённым инфекционным заболеваниям и вакцинации. Возможно возникновение острых процессов и хронических заболеваний.

5. В 12-15 лет происходит бурная гормональная перестройка. Повышенная секреция половых гормонов сочетается с уменьшением размеров лимфоидных органов. Время окончательного формирования типов иммунного ответа. Одновременно организм ребёнка впервые сталкивается алкоголем, курением, наркотиками.

Ребёнок часто болеет из-за снижения иммунитета

Часто болеющий ребёнок - совсем не редкость. Зачастую источник повторяющихся заболеваний - снижение иммунитета.

Явные признаки ослабленного иммунитета: хроническая усталость, быстрая утомляемость, головные боли, сонливость, бессонница, ломота в мышцах и суставах, частые простудные заболевания и обострения герпеса, длительные повышения температуры, сбои в работе желудочно-кишечного тракта.

На формировании и уровне иммунитета у ребёнка могут сказаться различные факторы.

2.3 Восстановление иммунитета

Восстановление иммунитета у детей может быть двух видов.

Для специфической иммунокоррекции применяются препараты, непосредственно воздействующие на иммунную систему и помогающие в эффективном лечении ОРВИ:

Иммуностимуляторы, способствующие возрастному созреванию иммунной системы,

Размещено на http://www.allbest.ru/

Индукторы иммунологической толерантности, повышающие активность иммунной системы.Размещено на http://www.allbest.ru/

Иммуносупрессоры для поддержки иммунной системы

Размещено на http://www.allbest.ru/

Эти препараты могут быть назначены врачом иммунологом и только после детального обследования состояния уровня иммунитета у конкретного ребенка.Размещено на http://www.allbest.ru/

При неспецифической иммунокорреции повысить иммунитет позволяют: пРазмещено на http://www.allbest.ru/

равильное питание: разнообразная и качественная пища. Регулярное употребление мяса, рыбы, овощей и фруктов, зелени, кисломолочных продуктов. Исключение из рациона консервантов, продуктов с избытком сахара. Отказ от диет и, с другой стороны, борьба с избыточным весом.

Витамины и минералы: витамины A, B5, C, D, F, PP, минералы - селен, цинк, магний, кальций, железо, йод и марганец.Размещено на http://www.allbest.ru/

Пробиотики - продукты, стимулирующие рост в организме полезных бактерий: репчатый лук и лук-порей, чеснок, бананы и артишоки.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Закаливание организма. Чередование низких и высоких температур: контрастный душ, обливание холодной водой, баня, сауна.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Природные средства: эхинацея, солодка, женьшень, лимонник, а также травяные отвары и настои. Возможно использование и лекарственных средств, изготовленных на основе растительных адаптогенов, или применение индукторов интерферона (Размещено на http://www.allbest.ru/

потенцируют выработку собственных интерферонов в организме) - анаферон детский, эргоферон.

Активный образ жизни, физические упражнения: гимнастика, бег и плавание, фитнес, аэробика, длительные пешие прогулки.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Расслабление. Правильное расслабление помогает эффективно бороться с последствиями стрессов. Спокойная музыка, позитивные мысли, дыхательная гимнастика.Размещено на http://www.allbest.ru/

Борьба с дисбактериозом: поддержание баланса полезных бактерий и палочек в кишечнике.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Полноценный сон. Спать нужно не менее 8 часов в сутки, а для детей дошкольного возраста оптимальным является продолжительность ночного сна -10 часов.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Иммунная система человека начинает свое формирование до рождения ребенка. Ее место и масштабы влияния на здоровье генетически запрограммированы. От рождения до завершения периода полового созревания, шаг за шагом, формируются структура и функции иммунной системы. Развитие иммунной системы переживает ряд критических этапов, которые необходимо учитывать при оценке состояния здоровья, формировании профилактических программ и назначении лечения при заболеваниях. Для поддержания возрастного созревания иммунной системы и полноценного ее функционирования в последующие годы необходимо ежедневно получать с пищей иммунонутриенты (микроэлементы и витамины) и осуществлять мероприятия по сохранению и восстановлению нормальной микрофлоры кишечника.

Многие острые и хронические болезни негативно влияют на иммунитет, что существенно снижает резистентность ребенка к инфекции и другим повреждающим факторам. Поэтому в ряде случаев с целью повышения эффективности лечения, предупреждения тяжелых осложнений и снижения риска неблагоприятного исхода болезни назначаются препараты, повышающие функциональную активность органов и тканей иммунной системы (иммунотропные препараты). Приоритетное место среди них должны занимать лекарственные средства эндогенного происхождения, обладающие максимальной иммуномодулирующей активностью и безопасностью. Прежде всего, это препараты интерферона.

В экстренных ситуациях, угрожающих жизни или эпидемиологической безопасности, для воздействия на иммунитет предпочтение отдают препаратам иммуноглобулинов для внутривенного или внутримышечного введения.

Список литературы и информационных сайтов

1. Большая медицинская энциклопедия: в 35 т. / гл. ред. А.Н. Бакулев. М.: Госмедиздат; издание 2-е, 1956 - 1967, т. 11. - 716 с.

2. Грунтенко Е.В. Иммунитет. За и против. - М., "Знание", 1982. - 248

3. Покровский В.М., Коротько Г.Ф., Физиология человека, М., "Медицина", 1997, т. 1, с. 298-307.

4. Ройт. А. Основы иммунологии. М., "Мир", 1991. - 328 с.

5. Семенов Э.В. Анатомия и физиология человека. - Пособие для поступающих в ВУЗы - М., АНМИ, 1995. - 97 с.

6. http://ru.wikipedia.org/wiki

7. http://mirsovetov.ru/a/fashion/beauty-and-health/strengthen-immunity.html

8. www.mednovosti.ru

10. www.transferfaktory.ru

Приложение

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Определение изменений организма в младшем и подростковом возрасте. Рассмотрение необходимости активного образа жизни и физических нагрузок для детей. Изучение индивидуального подхода к разработке тренировочных упражнений для укрепления иммунитета.

    реферат , добавлен 27.02.2010

    Изучение характеристик и специфики возбудителя туберкулёза. Раскрытие процесса инфицирования и развития заболевания, механизма формирования иммунитета в ходе вакцинации БЦЖ. Исследование особенностей иммунного ответа детского организма на вакцинацию.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2015

    Понятие, виды иммунитета в зависимости от механизма развития и факторы, способствующие его ослаблению. Главные и вторичные органы иммунной системы. Признаки и причины иммунодефицитного состояния. Семь простых правил укрепления и повышения иммунитета.

    научная работа , добавлен 27.01.2009

    Иммунитет как защитная реакция организма в ответ на внедрение инфекционных и других чужеродных агентов. Механизм действия иммунитета. Состав иммунной системы. Врожденный и приобретенный виды иммунитета. Определение состояния иммунной системы человека.

    презентация , добавлен 20.05.2011

    Гуморальный иммунитет как один из механизмов реализации защитных свойств организма в жидкой среде. Неспецифические и специфические факторы гуморального иммунитета. Формирование антител. Иммунный ответ. Система комплемента, ее роль в заболеваниях.

    презентация , добавлен 08.10.2017

    Системная стимуляция иммунитета. Особенности формирования микрофлоры кишечника у детей первого года жизни. Процесс формирования микробиоценоза. Микрофлора пищевода и желудка у здоровых детей. Понятие о эубиозе и дисбактериозе, клинические особенности.

    реферат , добавлен 17.04.2015

    Центральные лимфоидные органы и иммунокомпетентные клетки. Виды иммунитета: врожденный и приобретенный. Формирование иммунной системы у новорожденного. Физиология его становления, характеризующаяся наличием критических периодов развития организма ребенка.

    презентация , добавлен 15.05.2016

    Причины деформации опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста и их профилактика. Физиологические обоснование воздействия средств ЛФК при нарушениях осанки. Методика проведения занятий корригирующей гимнастики детей дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 19.11.2009

    Краткий очерк и направления научных исследований профессора Мечникова, его открытия в области изучения внутриклеточных процессов. П. Эрлих как основатель иммунологии, его значение в истории медицины. Формирование и развитие, содержание теории иммунитета.

    презентация , добавлен 28.12.2014

    Факторы, влияющие на снижение иммунитета. Понятие антигена и антител. Роль растений в восстановлении и укреплении иммунитета. Лекарственные растения, обладающие иммуномодулирующими свойствами. Фитопрепараты для укрепления и восстановления иммунитета.

U-mama: Следующие по календарю прививки – от коклюша, дифтерии, столбняка и полиомиелита. Целый «букет», которые в поликлинике ставят в один день, – разве это не большая нагрузка на организм трехмесячного малыша?

С.К.: Мы боимся не столько реакции на прививки, сколько поствакцинальных периодов, то есть периодов, когда ребенок может заболеть. Потому что в этом случае родители считают, что виновата прививка и что нужно делать что-то особенное. На самом деле, прививка в этом, конечно, не виновата. На наш иммунитет в организме работает большое количество клеток, и лишь малая их часть приходится на каждый антиген, содержащийся в вакцине. Все остальные клетки свободны и готовы реагировать. Поэтому, когда мы вводим несколько антигенов в одной вакцине, это не нагрузка на иммунитет ребенка. Напротив, благодаря этому ребенок меньше раз придет в поликлинику, получит меньше инъекций, будет меньше поствакцинальных периодов, и, в конечном итоге, он будет меньше болеть.

U-mama: Иными словами, наличие нескольких антигенов в вакцине не оказывает отрицательного влияния на ребенка?

С.К.: В настоящее время количество антигенов в одной вакцине ограничено не иммунитетом ребенка, а нашими технологическими возможностями. На сегодняшний день в мире существует несколько вакцин, куда входят 6 компонентов: коклюш, дифтерия, столбняк, полиомиелит, гепатит В и ХИБ. Но эта вакцина у нас не зарегистрирована, она используется только за рубежом. К большому моему сожалению. Потому что сейчас, по новому календарю прививок и по Национальному проекту «Здоровье», в 3 месяца ребенок будет получать три укола: АКДС, прививку от гепатита В и Имовакс Полио, французскую инактивированную вакцину от полиомиелита, которая по нацпроекту будет ставиться всем бесплатно (после поступления вакцины). У нас есть российская вакцина, где АКДС соединена с гепатитом В, но ее недостаточное количество, чтобы хватило на всех. Кроме того, сейчас многие предпочитают импортные вакцины, в частности, Инфанрикс (импортный аналог АКДС), а ее нет в одном шприце с гепатитом В.

U-mama: Почему по полиомиелиту перешли с российских капель в рот на Имовакс Полио?

С.К.: Этот переход на импортную вакцину сделан из-за побочных действий, они очень редки, но даже один случай на Свердловскую область заставил нас закупать вакцину Имовакс Полио раньше других областей. Вообще наша область очень продвинута в плане вакцинации. Вакцин больше, и они лучше; у нас очень грамотные специалисты и организаторы вакцинации, постоянно проводится обучение, конференции. Импортные вакцины у нас используют более широко, чем в других регионах и даже в Москве. Вакциной Приорикс, например, мы начали работать и закупать эту вакцину для всех детей раньше Москвы.

U-mama: Есть информация, что все имеющиеся случаи заболевания полиомиелитом – вакцинассоциированные. Так ли это?

С.К.: У нас могут быть случаи завозного полиомиелита. Совсем недавно «дикий» вирус обнаруживался в ближнем зарубежье. Своих случаев полиомиелита благодаря вакцинопрофилактике у нас нет. Но всегда есть путешественники, который могут его привезти. Поэтому от полиомиелита прививать надо. Переболеть полиомиелитом непривитому на 99% означает инвалидизацию.

U-mama: Опасны ли привитые полиомиелитом дети для непривитых?

С.К.: Да. Если ребенок получил капли в рот, а сосед у него не имел ни одной дозы прививки от полиомиелита, то в течение 60 дней у этого соседа может развиться вакциноспровоцированный полиомиелит, если есть проблемы с иммунитетом. Поэтому, кстати, в детских домах запретили прививать живой полиомиелитной вакциной.

U-mama: Есть ли еще подобные вакцины, после которых привитые могут заразить непривитых?

С.К.: Нет.

U-mama: На какой срок формируется иммунитет к полиомиелиту после прививки?

С.К.: Полиомиелит – живая вакцина, в нее входит три типа вирусов. К одному из них иммунитет вырабатывается хорошо, ко второму – чуть хуже, к третьему – еще чуть хуже, поэтому для полного пожизненного иммунитета нужно иметь пять прививок.

U-mama: Вопрос с форума по коклюшу: почему все-таки есть случаи заболевания коклюшем у привитых детей?

С.К. Пожизненный иммунитет дают только живые вакцины. Вакцина от коклюша – убитая. Иммунитета от такой вакцины хватает на несколько лет.

U-mama: А от других компонентов АКДС?

С.К.: Для столбняка достаточно одной прививки, для дифтерии – двух, но с ревакцинацией каждые 10 лет, а по коклюшу иммунитет будет только после четвертой и хватит его на пять лет. У некоторых детей этот срок будет меньше, потому что не все дают хорошую выработку иммунитета на убитую вакцину, и по коклюшу мы имеем всего лишь 80-85% иммунитета. Инфанрикс дает столько же, сколько российская АКДС вакцина, просто он идет с меньшим количеством побочных эффектов. Так что 15% остаются непривитые, а годам к четырем, когда выборочно проводятся серологические обследования в группах детских садов, мы имеем такую картину: по гепатиту В, например, иммунитета не имеет 1 ребенок, по дифтерии у 1 ребенка иммунитет слабый, остальные имеют, а по коклюшу только 3-4 ребенка из группы имеют иммунитет.

U-mama: Зачем же тогда ставить эту прививку?

С.К.: За рубежом коклюш начинают ставить в 2 месяца. Иначе это заболевание называют «стодневный кашель», когда случаются репризы с остановкой дыхания. Кому он опасен? Детям первого года жизни, когда может быть остановка дыхания, судороги, потеря сознания, а если это тяжелый случай, то гибель коры головного мозга от гипоксии. Поэтому прививка от коклюша нужна на первом году жизни. Таких маленьких детей мы должны защищать, потому что такие детки, заболевшие коклюшем, иногда доходят до реанимации. В более старшем возрасте коклюш имеет менее тяжелое течение, но кому понравится кашлять 3 месяца подряд, причем кашель этот может оказаться мучительным.

U-mama: От чего защищает прививка от дифтерии, ведь опасна не сама палочка?

С.К.: Прививка от дифтерии дает антитоксический иммунитет. Сама палочка чувствительна к антибиотикам, но ведь надо успеть эти антибиотики назначить. Если бы это было просто красное горло, небольшие налеты (которые, кстати, еще надо вовремя увидеть), это было бы не страшно. Но страшна токсическая форма дифтерии, когда страдает нервная система, сердце, перестают работать почки, и в этих случаях человеку без прививки нужна сыворотка. Сыворотка – лошадиная, гетерогенная, и на нее могут быть серьезные аллергические реакции. Ее вводят по специальной методике под строгим контролем.

U-mama: То есть она намного опаснее, чем вакцина.

С.К.: Естественно! Эта сыворотка ставится в таких условиях, что с больным приходится сидеть сутками, наблюдая за его реакциями. Я снова повторюсь: в вопросах вакцинации нужно всегда из двух зол выбирать меньшее. Когда ты знаешь, из чего ты выбираешь, ты можешь делать адекватный, рациональный выбор. А когда люди наслышались плохого о прививках и ничего не знают об инфекциях, им трудно выбрать. Они выбирают только из того, о чем они знают.

U-mama: Прививка от столбняка тоже дает антитоксический иммунитет? И противостолбнячная сыворотка тоже опасней прививки?

С.К.: Да. Вообще по столбняку хороший иммунитет вырабатывается вскоре после введения одной дозы вакцины. Это самый мощный анатоксин. Вы знаете, что столбняк не лечится. Но если ребенок получил хотя бы одну прививку, иммунитет у него будет. Столбнячный анатоксин, кстати, входит и в прививку Акт-ХИБ от гемофильной палочки, он служит там адьювантом – помогает выработке иммунитета на менее активные антигены.

О прививке против кори, краснухи и паротита

U-mama: Следующей по календарю идет прививка от кори, краснухи и паротита, которая лично у меня вызывает наибольшие сомнения в своей необходимости. Вопрос с форума: нужно ли ставить мальчикам прививки от краснухи, а девочкам – от паротита?

С.К.: Да, нужно ставить. Вирус, попав в организм, останется там на всю жизнь. Если это вирус дикий, то при определенных условиях он может «поднять голову». Возьмем ту же ветрянку. Многие считают, что от нее не надо прививать. Но, попав в организм, этот вирус никуда не денется. Вы в детстве благополучно переболели ветрянкой. Но в 15, в 30 или в 40 лет может случиться опоясывающий герпес: жуткие боли, пузырьки по ходу нервов. Это как раз «проснувшийся» вирус ветрянки. И так будет каждый год, и ладно если год, а то и каждые три месяца. В вакцине любой вирус ослабленный. В нем убрана эта инфекционность, а иммунитет после введения ослабленного вируса вырабатывается, и дикий вирус в организм уже не «сядет». У нас в организме останется вакцинный вирус, который никогда уже не даст опоясывающего герпеса.

U-mama: Вирус краснухи тоже может «проснуться»? Все же зачем прививать от краснухи мальчиков?

С.К.: Допустим, вы не привили мальчика. Он вырос, женился, и тут кто-то на него чихнул, и 25-летний мужчина заболел краснухой. А жена беременна, тоже без прививки и иммунитета, заболевает следом, и ребенку гарантированы врожденные уродства. Поэтому данная прививка необходима, чтобы остановить циркуляцию вируса. У нас была вспышка краснухи в начале прошлого года, болели в основном мальчики, потому что девочек мы вовремя прививали. А почему вы боитесь этой вакцины? Там находится тот же вирус, только ослабленный, без каких-то «плохих» свойств. Дикий же вирус останется у нас на всю жизнь, и еще не известно, когда он проснется и что из этого будет.

U-mama: Девочек от паротита нужно прививать тоже с целью остановки циркуляции вируса?

С.К.: Вирус паротита редко, но при определенных условиях может вызвать менингиты. И эта прививка также необходима для того, чтобы обезопасить мужчин от этого вируса (вирус паротита может вызвать бесплодие у мужчин), чтобы девочки не были переносчиками инфекции.

U-mama: Болеют ли сейчас корью и чем опасно это заболевание?

С.К.: Корь на сегодня редкость. От кори у нас привиты практически все, сложно найти непривитого. Но корь может быть завозная. И существует приказ прививать всех до 30 лет. Цель таких мер – предотвратить циркуляцию вируса и в последующем отказаться от вакцинации, что и было сделано с натуральной оспой.

U-mama: Если мать привита, по каким инфекциям она передает иммунитет ребенку?

С.К.: По всем, но иммунитет кратковременный. По кори, паротиту и краснухе – где-то до 9-10 месяцев, и прививку от этих заболеваний не делают раньше года, потому что теоретически у части детей антитела могут остаться и в год. И поэтому если мы в этот период введем вакцину, она тут же инактивируется. За рубежом, если не ошибаюсь, в Арабских Эмиратах, есть календарь прививок, когда первую прививку ставят в 9 месяцев и повторяют в год и три месяца, то есть тех, у кого иммунитет кончился, защитят в 9 месяцев, а тех, у кого не кончился, защитят в год и три. То есть там дети получают две дозы прививки.

U-mama: На какой период хватает иммунитета после прививки?

С.К.: Если ребенок привит корью, паротитом и краснухой, у него формируется пожизненный иммунитет, если он привит правильно. Я это подчеркиваю: привит правильно, то есть выработал иммунитет. В некоторых случаях он может не выработать иммунитет. Тогда нужна ревакцинация, которая проводится в 6 лет. В литературе это звучит как «исправление дефектов первичной иммунизации». Казалось бы, для чего тратить столько денег для исправления дефектов первичной иммунизации? Не проще ли сдать анализ? Нет, не проще. У ребенка надо взять кровь, сделать анализ, после чего выявить, что иммунитета нет, и поставить прививку. Конечный результат тот же, но несколько лишних этапов. Если мы сразу делаем прививку, а иммунитет от первой прививки уже есть, что у нас будет? Эта вакцина будет уничтожена в месте инъекции практически в момент введения или чуть позднее, в течение несколько часов. Ребенок ни коим образом не отреагирует. Поэтому безопасней, проще, дешевле поставить вторую прививку. Это касается кори, паротита и краснухи, то есть живых вакцин. Это касается и случаев, когда ребенок переболел краснухой. Диагноз краснухи ставится только тогда, когда он подтвержден лабораторно. В противном случае диагноз снимается. Если родители отказываются сдать кровь, но уверены, что ребенок переболел краснухой, мы такого ребенка будем дальше прививать, объясняя родителям, что это безопасно: если иммунитет есть, то после ввода вакцины она тут же уничтожается. Но зато у нас есть гарантия, что мы защитили этого ребенка.

U-mama: Но, может быть, есть смысл хотя бы подождать конкретно с этими прививками до более старшего возраста, ведь дети переносят эти инфекции довольно легко?

С.К. А зачем? Риск заразиться всеми этими инфекциями наиболее высок в период посещения детских дошкольных учреждения или начальной школы. Зачем ждать? Самая лучшая, самая очищенная импортная прививка стоит около 200 рублей. Лечение болезни обойдется, в лучшем случае, в 1000 рублей – жаропонижающие, антигистаминные и так далее.

U-mama: Дело, конечно, не в деньгах. Все же в случае естественной болезни иммунитет вырабатывается естественным образом, безо всяких уколов…

С.К.: То есть вам не нравится всего лишь инъекция?

U-mama: Нет, меня смущает неизученность долговременных последствий. Сколько лет прививке от кори, краснухи и паротита? Исторически не отслежено, что происходит с организмом с течением времени и насколько эти изменения связаны с вакцинацией.

С.К.: В прививке находится, по сути, тот же вирус, только ослабленный. И последствия вирусов неослабленных, наверное, все-таки изучены. Так вот последствия ослабленного вируса будут ничуть не тяжелее. Там ничего такого не добавляется с точки зрения иммунитета, там просто убираются нежелательные свойства. К примеру, за инфекционность отвечает один участок, за выработку иммунитета – другой, и эти части расщепляются, часть – вводится в организм, а часть – не вводится.

U-mama: Правильно ли я понимаю, что если мы знаем последствия от естественных инфекционных заболеваниях, то мы знаем и последствия от прививок с той разницей, что последствия от прививок меньше?

С.К.: Да, это так. Мы же не вводим что-то другое, мы вводим эти же вирусы. Что вам страшно? Ртуть, которую мы ежедневно вдыхаем? Следы белка, который мы ежедневно едим? Следы антибиотика, которые мы ежедневно можем употреблять с продуктами, с той же курицей? Нет, я – за вакцины. И мои дети привиты всем, чем можно.

Об индивидуальном подходе в вакцинации

U-mama: Большинство думающих родителей очень хотели бы, чтобы их детям в вопросах вакцинации был гарантирован индивидуальный подход. Давайте поговорим о том, как ставить прививки «с умом». Процитирую вопрос с форума: мне бы хотелось услышать конкретные рекомендации по последовательности действий родителей при постановке вакцин. Например, проверяется ли общее состояние здоровья ребенка?

С.К.: В большинстве случаев достаточно осмотра, общих анализов крови и мочи, которые делаются всем детям в 3 месяца, и достаточно хорошо расспросить маму.

U-mama: Какие обследования необходимы в случае, если ребенок-аллергик?

С.К.: Если ребенок-аллергик, необходимо выяснить, на что у ребенка реакции, когда они бывают, через какое время, чем родители снимают приступы аллергии, всегда ли ребенку помогает данный препарат.

U-mama: Если у ребенка «лезут» зубы, является ли это противопоказанием к вакцинации?

С.К.: Нет. Вакцинацию можно отложить на день-два – в самый момент дискомфорта ребенка. Прорезывание зубов – это не патология. Может быть небольшая температура, дискомфорт, не более того.

U-mama: Я поясню, чем могут быть вызваны вопросы про обследование ребенка до вакцинации. У него может быть, скажем, ослабленный иммунитет, и прививка даст какие-то негативные последствия. Те же режущиеся зубы все равно ослабляют иммунитет…

С.К.: Даже с ослабленным иммунитетом ребенок все равно выработает иммунитет после прививки. А режущиеся зубы не ослабляют иммунитет, ни в коем случае! Это дискомфорт, это локальная боль, к иммунитету не имеющая никакого отношения. Прорезывание зубов – это боль и небольшой стресс, все остальное – мифы.

U-mama: Нужно ли делать анализ крови перед вакцинацией?

С.К.: Всем детям в роддоме берут анализ крови, в 3 месяца обязательно сдают кровь и мочу, и если там есть какие-то проблемы, никто вас не привьет на плохом анализе. Поверьте мне, ни один врач не желает плохого своему пациенту, и ни одному врачу не хочется получать какие-то осложнения после прививки. Другое дело, что это может быть по незнанию, по недосмотру. Для оценки состояния ребенка перед вакцинацией достаточно анализа крови, мочи, осмотра ребенка и беседы с мамой. Если мама скажет, что ребенок периодически теряет сознание, естественно, этому ребенку не сделают никаких прививок без лечения у невропатолога. Если я смотрю ребенка и вижу увеличенную селезенку, я прежде отправлю его обследоваться на инфекции. Если я увижу в крови нейтропению, я тоже не сделаю такому ребенку прививку.

U-mama: Как подготовить ребенка к вакцинации? Помню, моему сыну-аллергику рекомендовали в свое время профилактический прием супрастина до и после прививки.

С.К.: А зачем нам готовить ребенка к вакцинации? Готовить нужно только определенных детей. Например, в случае, если ребенок с неврологической симптоматикой получает неврологическое лечение, и оно у него через неделю кончится, самой большой ошибкой будет прививка на фоне отмены препарата. Ребенок среагирует на отмену препарата, плюс мы еще сделаем ему прививку, которая даст температуру. А если ребенку три недели дают препарат, у ребенка все благополучно, и делают прививку до отмены препарата, то он переносит ее абсолютно безболезненно. Если ребенок-аллергик, в таких случаях я всегда говорю: не надо ничем «закусывать» прививки – теми продуктами, которые могут дать аллергическую реакцию. Если ребенок ко мне пришел, и я вижу, что у него сухие щечки, трещинки за ушами, красные брови, то есть имеются признаки аллергии, такому ребенку есть смысл дать антигистаминный препарат, лактофильтрум или другой сорбент, чтобы снять то, что у него есть. Если у ребенка ничего нет, а мы даем супрастин, он не работает: ему нечего связывать, нет выброшенного гистамина. А зачем вводить препарат (кстати, у любого препарата есть побочное действие), если он не будет работать? Поэтому я и говорю: надо, прежде всего, осмотреть ребенка, только тогда рекомендовать ему что-то конкретное.

U-mama: Какой вакциной прививать ребенка – импортной или российской? На форуме даже просили озвучить список наименее реактогенных вакцин.

С.К.: Как это звучит ни непатриотично, к импортным вакцинам я отношусь лучше.

U-mama: Почему?

С.К.: К ним жестче подходы и требования при их лицензировании. Я участвовала в тестировании новой вакцины и столкнулась с теми требованиями, которые предъявляют к вакцинам бельгийцы. Конечно, это несопоставимые по сравнению с нами вещи. Условия доставки, в каких случаях можно использовать вакцину, какие клинические исследования необходимо провести до использования, какие получить сертификаты и так далее. Наши вакцины таких уровней проверки не проходят. Наши вакцины и меняются реже, чем импортные. У всех вакцин очень жесткие условия хранения. Что происходит с вакциной, если не соблюдаются условия хранения и транспортировки? Если это живая вакцина, она инактивируется, и после ее введения ничего не произойдет, иммунитет не сформируется. Поэтому будет нужна ревакцинация для исправления дефектов первичной иммунизации. Если вакцина инактивированная, то идет нарушение ее структуры, она быстрее всосется, и будет больше местных и температурных реакций. Импортные вакцины сейчас создаются с тем условием, чтобы сутки их можно было хранить при комнатной температуре. Но, с другой стороны, однозначно рекомендовать абсолютно всем ставить импортные вакцины я тоже не могу. Приведу конкретный пример. Есть российская вакцина от кори и паротита, в основу которой входят следы перепелиного белка, и есть импортная вакцина Приорикс, куда входят следы куриного белка. Ребенок-аллергик, причем «настоящий» аллергик с непереносимостью куриного белка. Врач из лучших побуждений предлагает маме этого ребенка поставить ему импортную вакцину, и мы получаем аллергическую реакцию на следы куриного белка. Если бы мы поставили российскую вакцину, никаких реакций не было бы. Поэтому в данном случае российская вакцина была бы лучше.

U-mama: А можно ли по другим прививкам дать конкретные рекомендации?

U-mama: Что делать после прививки? В частности, многие участковые педиатры рекомендуют давать для профилактики жаропонижающее.

С.К.: Смотря какой препарат давать. Если это парацетамол, то он работает, когда температура высокая, и снижает ее только до 37,7°С. Этот препарат хорош при вирусных инфекциях, когда нам не нужна нормальная температура, а необходимо лишь немного ее снизить, чтобы ребенку было не тяжело, но чтобы иммунитет работал, организм боролся. Нурофен снижает температуру до 36,6°С. Вообще вариантом нормы считается поствакцинальная температура до 38,5°С. Обязательно надо снижать температуру, если у ребенка есть какие-то судорожные подергивания, тремор. Можно дать жаропонижающее, если температура после прививки начала подниматься, но просто «для профилактики» это не имеет смысла.

U-mama: Вопрос с форума: если ребенок перенес прививку без температуры и капризов, означает ли это, что организм не боролся?

С.К.: Нет, это означает, что данный ребенок относится к тем 80% детей, у которых изменения в иммунитете произошли на уровне, не заметном для глаз. Отсутствие температуры говорит о том, что у этого ребенка, скорее всего, не будет сильного иммунитета, но сильный иммунитет нам и не нужен, нам нужен средний иммунитет.

U-mama: Как отследить, сформировался ли иммунитет к заболеванию?

С.К.: Только сдав кровь на антитела. Такой анализ делают во многих лабораториях – например, на Декабристов, 38, и в других. Кроме туберкулеза, посмотреть можно антитела ко всем инфекциям.

U-mama: Ну и напоследок, цитирую с форума: есть ли шанс выжить в нашем обществе непривитым людям?

С.К.: Да, если вокруг вас будут привитые люди. Есть понятие индивидуального иммунитета, а есть понятие коллективного иммунитета. И вот коллективный иммунитет формируется как раз благодаря нашей деятельности.

Перед тем, как поговорить о времени и стадиях формирования детского иммунитета, стоит знать, что же такое иммунитет, как работает и как образуется иммунитет у ребенка.

Иммунитет – это совокупность различных жизненных систем организма, которые направлены на борьбу с различными чужеродными инфекциями и микробами, и служит естественным щитом между организмом и окружающей средой. Иммунная система человека начинает формироваться еще тогда, когда ребенок находится в утробе матери. Таким образом, иммунная система человека начинает работать еще до рождения, что способствует тому, что ребенок не заболевает сразу после рождения.

Иммунитет делится на два вида – врожденный (неспецифический) и приобретенный (специфический). Формирование иммунной системы у детей происходит поэтапно.

Врожденный иммунитет

Как понятно из названия, врожденный иммунитет уже есть у человека с самого рождения, и именно благодаря нему новорожденный малыш защищен от негативных воздействий окружающей среды. Врожденный иммунитет начинает свою работу с того момента, как малыш появляется на свет, но несмотря на это, работает он все же не в полной мере. Иммунная система и организм формируются поэтапно, с течением времени, и именно в этот момент ребенок более всего нуждается в материнском молоке и дополнительной защите.

Как уже говорилось ранее, с самого рождения ребенка иммунная система уже в состоянии защитить новорожденного малыша от таких болезней, как бронхит, ангина, отит, воспаление верхних дыхательных путей. После проникновения инфекции в детский организм первым барьером, который становится у нее пути, является наша слизистая оболочка.

Благодаря особой кислой среде, которая не способствует развитию вредных инфекций и бактерий, инфекция не может попасть глубже в организм. При этом слизистая оболочка начинает выделять вещества, обладающие бактерицидными свойствами. Таким образом именно благодаря нашей слизистой оболочке останавливаются и уничтожаются большинство возбудителей болезней и вредных микробов.

Если же инфекции и вредным микробам каким-то образом удалось миновать слизистую оболочку человека, то на ее пути встречается еще один слой защиты, а именно фагоциты. Фагоциты – это клетки, которые защищают наш организм от инфекций, находясь как в слизистой оболочке и коже, так и у нас в крови. Благодаря воздействию специальных белковых комплексов фагоциты начинают оказывать воздействие, которое уничтожает и «дезинфицирует» наш организм от воздействия различных инфекций. Данный способ защиты в 99,9% случаев останавливает любую инфекцию, что делает его не менее эффективным и действенным.

Приобретенный иммунитет

В отличие от врожденного иммунитета, приобретенный иммунитет начинает формироваться постепенно. По мере того, как мы заболеваем той или иной болезнью, наш организм с каждым разом становится все защищённее и защищённее. Обуславливается это тем, что во время болезни иммунитет вырабатывает определенные клетки, которые борются именно с этой инфекцией.

В дальнейшем при повторном заболевании организм уже знает, какие клетки необходимо вырабатывать, благодаря чему мы значительно меньше болеем и быстрее выздоравливаем. Неплохим вариантом укрепления специфической иммунной системы является вакцинирование. При вакцинации в организм человека вносятся ослабленные вирусы и инфекции, и организму справиться с ними будут намного легче, нежели он бы боролся с настоящим вирусом этой болезни.

Итак, на такой интересный вопрос, как формируется иммунитет у детей мы ответим далее.

Иммунитет у новорожденных

На протяжении всей жизни человеку приходится сталкиваться с бессчётным количеством вредных и опасных микроорганизмов, на каждый из которых организм должен выработать свое лекарство. В связи с этим, организм новорожденного ребенка наиболее уязвим, так как его приобретенный иммунитет не может дать достойный ответ болезням из-за своей неопытности.

Формирование иммунитета у плода начинает происходить примерно на четвертой-пятой , потому что именно в этот период начинает формироваться и печень, отвечающая за выработку В-лимфоцитов. Приблизительно на шестой-седьмой неделе начинает формироваться вилочковая железа, отвечающая за вырабатывание Т-лимфоцитов. Приблизительно на таких же сроках постепенно начинают вырабатываться иммуноглобулины.

На третьем месяце беременности лимфоциты группы В вырабатывают полный комплект иммуноглобулинов, которые и будут участвовать в защите новорожденного малыша в первые недели его жизни. Немаловажным этапом является и формирование селезенки, так как благодаря ей в организме вырабатываются необходимые нам лимфоциты. Однако, лимфоузлы, способствующие защите и задержке инородных тел в нашем организме, в полную силу начинают работать толь тогда, когда .

Стоит помнить, что любые нарушения в питании, заболевание различными инфекционными болезнями в первые пять месяцев беременности оказывают негативное воздействие на формирование селезенки и печени, что чревато значительным ухудшением здоровья ребенка при рождении. Поэтому в этот опасный период нужно избегать мест скопления людей, больниц, общения с зараженными людьми.

Первый период развития

Первым критическим периодом в становлении иммунитета ребенка является непосредственный момент рождения. Дело в том, что во время родов иммунитет специально подавляется, работая при этом на 40-45%. Объяснить это можно тем, что при прохождении ребенком родовых путей он контактирует с миллионами новых неизвестных для него бактерий, а при появлении на свет это количество увеличивается до миллиардов.

В случае полноценной работы иммунной системы ребенка, организм бы не смог справиться с таким давлением неизвестных организмов и погиб бы. В связи с этим во время рождения малыш оказывается наиболее уязвимым для различных инфекций, и лишь благодаря материнским клеткам (иммуноглобулинам) организм продолжает полноценно функционировать. После появления на свет желудочно-кишечный тракт ребенка заполняется множеством полезных кишечных бактерий, и при непосредственном питании ребенка грудным молоком и смесями иммунная система малыша начинает постепенно восстанавливаться.

Второй период в развитии

Примерно в возрасте 6-7 месяцев отроду полученные материнские клетки и антитела практически полностью покидают детский организм. Обуславливается это тем, что к этому возрасту детский организм уже должен сам научится вырабатывать иммуноглобулин А. Его также получают при вакцинировании, однако из-за отсутствия памяти у клеток этого иммуноглобулина в полугодовалом возрасте необходимо повторно пройти процесс вакцинации.

Отличным методом укрепления иммунной системы в такой нелегкий период становится закаливание. Для этого во время приема водных процедур обливайте ребенка теплой водой, которая отличается от температуры тела на 2-3 градуса. Еженедельно рекомендуется снижать температуру воды на 1 градус. Вода не должна быть холоднее 28 градусов по Цельсию.

Третий период

Третьим критическим моментом в развитии иммунитета ребенка является период, когда ребенку от двух до трех лет. Именно в этот период максимально эффективно происходит становление приобретенного иммунитета. Обуславливается это тем, что именно в этом возрасте ребенок начинает активно контактировать с другими малышами, взрослыми людьми, различными представителями животного мира, будь или попугаи, а также тем, что ребенок впервые посещает детский сад.

Этот период является чрезвычайно важным и ответственным, так как ребенок начинает довольно часто болеть, и во многих случаях одна болезнь может перетекать или сменяться другой. Однако чересчур паниковать из-за ослабленного иммунитета ребенка не стоит, так как именно в этот момент у ребенка происходит контактирование с микроорганизмами и микробами, что необходимо для нормального развития иммунной системы. В среднем за норму принято полагать то, что ребенок болеет от восьми до двенадцати раз в год.

Также необходимо знать, что в данный период жизни вашего ребенка ни в коем случае нельзя давать детям препараты, стимулирующие эффект, так как это может не только помешать в развитии приобретенного иммунитета, но и вовсе ухудшить его состояние.

Четвертый период

Немаловажным периодом является и период, попадающий на возраст 6-7 лет. В данный период жизни у ребенка уже есть необходимые лимфоциты, необходимые для здорового функционирования. Однако иммуноглобулина А в организме все еще не хватает, и поэтому именно в этот период дети довольно часто обзаводятся новыми хроническими болезнями, затрагивающими верхние дыхательные пути.

В данный период будет не лишним прибегнуть к помощи поливитаминных комплексов, однако о том, в каких именно витаминах нуждается ребенок, должен сказать его лечащий врач-педиатр. Использовать препараты, которые стимулируют иммунную систему ребенка, рекомендуется только после тщательного осмотра врача и проведения иммунограммы, которая и покажет, какая часть иммунной системы вашего ребенка является ослабленной и какую нужно укрепить.

Пятый период

Последним критическим периодом в формировании иммунной системы является подростковый период. У девочек данный период начинается немного ранее - с 12-13 лет, у мальчиков же он начинается приблизительно в возрасте 14-16 лет. Характеризуется он тем, что организм перестраивается из-за действия гормонов, а также в связи с быстрым ростом. Это все влечет за собой то, что лимфотические узлы уменьшаются в размерах, подвергая организм ребенка опасностям.

Также именно в этот период дают о себе знать и старые хронические заболевания, но с новой, более опасной силой. Также в подростковом возрасте дети подвергаются влиянию других людей, что влечет за собой заимствованием вредных привычек, также являющихся достаточно серьезным испытанием для иммунной системы и всего организма в целом.

Таким образом следует знать, что развитие иммунной системы у детей происходит постепенно, в пять этапов. Каждый из этих этапов чрезвычайно важен и требует тщательного контроля со стороны родителей.

Видео



Новое на сайте

>

Самое популярное